Свойственный древним римлянам комплекс Ромула - основанное на архетипе братоненавистничества стремление к социальному лидерству — с монетизацией власти модифицировался в зиждущееся на экономическом преуспеянии самовыпячивание, показушность и щеголяние роскошью, а само римское общество со временем превратилось, по определению французского исследователя Франсуа Инара, в общество престижа и хвастовства. На земле, для обитателей которой основным принципом существования является эстетическое преобразование действительности, оформление мира, в связи с чем содержание отступает перед формой и изображение становится важнее реальности, процесс вытеснения сути потестарности ее символикой проходил без особых затруднений и был безостановочен. Так в качестве одной из основных этнопсихологических характеристик своим потомкам — итальянцам — древние римляне "завещали” тщательную заботу о "личной социальной привлекательности.” « Тот, у кого в жизни нет никакого положения,-писал в 16 веке Макиавелли,- не может даже претендовать на то, чтобы на него лаяла собака.» В наши дни вопрос о том, достаточно ли колоритен его общественный облик, вызывает ли сомнение его кредитоспособность, для итальянца по-прежнему остается первостепенным; и как только он может показать, что он — лучше других он немедленно это делает. По утверждениям представительниц слабого пола, сегодня в Италии, при знакомстве с женщиной, сразу же после "здравствуйте, меня зовут так-то”, мужчины нередко начинают рассказывать о том, сколько зарабатывают, стараясь в образе цифр раскрыть свою социальную значимость. В сочетании с буйной национальной фантазией наследственная забота о яркости социального оперения нередко приводит к курьезным ситуациям. (Сколько Джованни и Пьетро поблекло в ювелирных магазинах, куда их притаскивали поначалу пораженные необычной расстановкой пунктов в анкете ухажеров, но в конце-концов со всем смиряющиеся русские дамы !)
В общении между друзьями и знакомыми у итальянцев это качество ставит предел откровенности. Так, например, в рассказах о собственных неудачах плохими могут быть исключительно обстоятельства, но никак не личные способности рассказчика. «Жизненный императив итальянцев,-пишет Луиджи Бардзини, – не оказаться раздолбаем( non farsi far fesso, говорят в Италии, причем слово «fesso» происходит от неаполитанского «вульва» прим.авт. ) Оказаться в дураках – верх постыдства, так же как доверчивость – вина несмываемая. Дуракам изменяют жены, они покупают всяческую липу, становятся жертвами всевозможных обманов и интриг и часто сами лезут в пасть волку. К дуракам можно отнести также и тех, кто подчиняется закону, верит тому, что пишут в газетах, верен своему слову и вообще исполняет свой долг. К счастью, в Италии еще достаточно дураков, особенно на севере, потому что именно они поддерживают жизнедеятельность страны. Без них, вполне вероятно, все бы остановилось. Но несмотря на это, лишь немногие ценят их и воздают им хвалу. Число их поэтому уменьшается. И никто не знает, что случится, когда они исчезнут совсем.»
Италия.Не оказаться в дураках.
13 декабря 2013 — Андрей Мудров
Рейтинг: 0Голосов: 0443 просмотра
Нет комментариев. Ваш будет первым!