ХРЮШИН ШАРИК,
или Могикане советской интеллигенции
В Интернете есть один российский ресурс,
возле которого собрались старые советские интеллигенты уже преклонного возраста.
Литераторы и поэты, перед бывшим большим талантом некоторых из них не стыдно и сегодня
шляпу снять. Есть даже мировое имя. А возле них тусуются люди из сфер
искусства.
Творят и говорят о
чём? Об этике. Об эстетике. Об истории. О психологии. О духовности. О
внутреннем мире человека. Даже о политике (если она ограничена горбачёвским
периодом!). Порой на ресурсе публикуются отточенные литературные вещи с
глубоким проникновением в мир человека. Я говорю без иронии.
Но одно хромает в их
нынешних художественных произведениях, можно сказать – самое главное: причинно-следственные
связи, без которых нет, и не может быть, правды жизни. Вот если у них герой
отрицательный, то виноваты жена или погода. Если положительный, то таким он
сразу появился на свет. Из психологической глубины раскрытия образов вырастает
блеф, поскольку читатель-то знает, что в действительности жена может быть зла не
от погоды, а от домогательств своего хозяина-предпринимателя, который может её
уволить в любой момент. А научные идеи положительного героя пойдут коту под
хвост, потому что олигархам они не нужны. В общем, каждую "общественную
ячейку", каждую личную жизнь в реальности (а не в их литературе), определяет
построенная капиталистическая общественно-политическая система. Но эти
литераторы как бы ничего такого не замечают.
Справедливости ради надо отметить, что эти
"инженеры человеческих душ", как выразился классик, иногда могут осмелиться
пожурить абстрактного капиталиста-олигарха. Но лишь за то, что человек
буржуазии нужен лишь как потребитель выпускаемого ею продукта. А чтобы указать
на этих конкретных рыжих, "прихватизировавших" Россию вместе с её
недрами - Боже, упаси! Эти литераторы теперь даже против возврата никем не
оспариваемых ценностей СССР, поскольку надеются на "прекрасный новый
мир".
Вот ещё они могут
пополемизировать с отдельными известными авторами (в основном, с теми, которые
не были согласны в своё время с их позицией «гнилой интеллигенции»). Бьют,
например, больно и сильно Солженицына, в том числе и за то, что он обеливал
предателя генерала Власова (в чём я присоединяюсь к критике: нельзя искать
оправдания презренному подлецу!). Но ведь, во-первых, и у самих-то в творчестве
есть много так называемых "проходных мест", а, во-вторых, и доброе
слово пришлось бы к делу: ведь тот же Солженицын с презрением отозвался о
воровской системе Ельцина; он, единственный писатель, который громко с болью
упрекнул за молчание интеллигенцию и говорил, как можно по-людски обустроить
Россию.
Так почему же они,
"правильные", молчали? Почему почивали на своих лаврах, оставшихся
ещё от советских времён? Да и сейчас они не просто молчат. Они хвалят позиции
друг друга с трибун междусобойных конференций. Они с вожделением принимают
поздравления из Австрии и Аргентины от коллег своей прослойки, любящих Россию из
своего, прекрасного для них заокеанского "далёка". Они с
удовольствием принимают гранты богатых спонсоров, сиречь олигархов, а также
милости верхов, расположенных к ним за то, что они не тревожат общественное
мнение.
Но ведь и
представители других интеллигентских категорий у сильных мира сосут, извините, «зелёную
соску». Они тоже стремятся построить "новый мир", в котором они
наворочают на просторах страны жутких скульптурных монстров, наснимают на
бюджетные миллионы бездарных батальных киношных сцен, довоспитают своих
потомков, соревнующихся лишь в том, кто сколько раз "ширнулся" шприцом
или надел меньше всего на себя исподнего на фестивалях и сценах. Остальная, и уже большая часть молодой
прослойки, учится выговаривать «р»…
У них, которым в
СССР было дано всё бесплатно как само собой разумеющееся, в том числе
приоритеты перед другими талантливыми авторами, нынче уже атрофировались
моральные ценности, если судить, что литераторы, киноделы и работники
изобразительных искусств требуют официально узаконить в произведениях
матерщину! А их «окормитель» - министр культуры Авдеев – эту идею уже поощрил в
своё время тем, что наградил скабрезников-«художников» за фаллос, нарисованный
во всю длину разводного моста в С.-Петербурге!
А представители народа
до сих пор в своей душевной простоте гадают: "Почему это интеллигенция
перестала выполнять своё главное историческое предназначение - быть в обществе
авангардом?" Ответ прост. Эта интеллигенция давно превратилась в воздушный
шарик Хрюши из мультфильма: шарик был когда-то большим и красивым, чем он и
нравился народу, а теперь лопнул и валяется на мостовой сморщенными обрывками с
бечовкой, концы которой топчут ноги, обутые в туфли от Versace.
Другие произведения автора:
Кто такие "дворяне"? (Реплика)
РАСПУТИЦА
«Пока СБУ охраняет фашистов, депутаты Украины насилуют детей в "Артеке", -
Это произведение понравилось: