Есть в поэзии понятие гладкого письма. Бывает, автор пишет
так чисто, что прочитаешь стихотворение: всё вроде правильно, а сказать нечего.
Творчество Дмитрия Гавриленко даёт иные примеры, в которых ощущаются, я бы
сказал, и сучки, и задоринки настроения, его скрытое течение в душе. Они не
наделяют читающего равнодушием, заставляют думать, соглашаться или не
соглашаться, подыскивать аргументы для обоснования выбранной точки зрения. В
этом я вижу предназначение, своего рода крестный путь настоящего поэта. Идеал
формы невозможен без содержания, но для его постижения надо приложить усилие,
напрячь мозги. В стихах словам очень и очень тесно, а вот мыслям весьма
просторно.
Даже
поверхностное знакомство с лирикой открывает многие тайны об авторе, если
обратить внимание на рифмы. У Дмитрия Гавриленко они не только богатые, но и
свежие. Или отсутствуют совсем, когда речь идёт о верлибре. Вот пример из
стихотворения, впервые обнародованного в журнале «Юность» (№2, 2003, стр.
21-22):
Мы с тобой наконец-то едины.
Нас оставили наедине
У дороги, похожей на ложе,
На краю бесконечной равнины
От бескрайних болот в стороне
В той стране, что других не моложе.
Координаты зримо
представлены поэтом: порубежье Русской равнины и белорусского Полесья. Среди
шести строчек наиболее важными по сути своей и композиционно являются третья и
шестая с их богатой рифмовкой: «на ложе» - «моложе». Хороши и остальные рифмы: «едины»
- «равнины», «наедине» - «стороне». Рифмуются краткое прилагательное и
существительное, наречие и существительное. Такое разнообразие благотворно
влияет как на содержание в любовной лирике, так и на формальное совершенство.
Судьба влюблённых переплетается с судьбой страны и её географией.
Основное же
заключается в том, что Дмитрий Гавриленко представил оригинальное шестистишие с
самобытной, «ступенчатой» рифмовкой: каждую рифму разделяют две строки. Изобретённая
автором форма закреплена и апробирована в стихотворении, насчитывающем более
тридцати строк:
А дорогу свернули в могильник,
Словно скатерть или половик,
Да наверх положили страну,
Ту страну, что других не моложе
И других не глупее была.
Утаил я лишь радость одну,
Сокровеннее всех и дороже,-
Черноока она и светла.
Трагедия мощной страны, распавшейся на части,
выходит на первый план, потеснив личное, скрыв, словно шторой в театре, любовь.
Однако и здесь, в последнем шестистишии, мужские и женские рифмы разделены
двумя строчками. «В той стране, что других не моложе…» совершенно закономерно
преобразовано в «Ту страну, что других не моложе…» с весьма значимым
добавлением: «И других не глупее была». Дмитрием Гавриленко художественная
целесообразность ставится во главу угла, и она даёт необычный эффект. Двое
оказываются сильнее государства, они сохраняют тайную радость, которая в
перспективе может стать опорой для возрождения большого Отечества.
ДЕНИС ДОРОЖНЫХ
5 мая 2017
(Фотографию Д. С. Гавриленко я нашёл в интернете)
Другие произведения автора:
доки
снеголёт
книголюбия
Это произведение понравилось: