Художник Иероним Босх

23 декабря 2016 — Игорь Шап
article253509.jpg
 
   В этом году исполнилось 500 лет со дня смерти одного из самых ЗАГАДОЧНЫХ художников западного искусства. Звали этого нидерландского мастера Ерун Антонисон ван Акен ( род. около 1450, умер в 1516 году, отпевание было 9 августа ). Но всему миру он известен под именем Иероним Босх.

   Его многочисленные предки занимались художественным ремеслом ( росписи стен, изготовление церковной утвари, золочение деревянных скульптур ), так что Босха можно смело назвать потомственным живописцем. После смерти отца ( 1478 г. ) Иероним унаследовал его художественную мастерскую в родном городе Хертогенбосе на юге Нидерландов.
   Спустя три года он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, происходившей из знатной купеческой семьи. Благодаря этому браку он получил финансовую независимость, и отныне своё время и талант мог уже не растрачивать на выполнение "муторных" заказов. Он стал браться за те работы, которые приходились ему по душе.

  Техника исполнения его работ была весьма необычной. Она называется "алла прима" ( от итал. a la prima - в один присест ). Это метод, при котором первые мазки создают окончательную фактуру полотна. Это позволяет выполнить работу за один сеанс, так как на картину наносится всего лишь один слой. Художник, использующий такую технику, заканчивает изображение до полного высыхания красок, в то время как традиционный метод рисования предусматривает нанесение красок слой за слоем и ожидание, пока очередной слой высохнет.
   Среди русских живописцев такая техника была использована Ильёй Репиным при написании многочисленных этюдов к картине "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года...."

   Босх умел писать нежными, прозрачными оттенками, создавая тончайшие колористические сочетания и блестяще используя "удары" ярких красок. Особенно хороши его фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений. Чаще всего это реальные нидерландские ландшафты, которые художник писал в окрестностях своего земельного владения в Оиршоте, полученного им в 1484 г. в наследство от родственников жены.
   Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же "действующими лицами" его композиций, как и персонажи. Мастерское изображение ландшафтов сделало Босха одним из основоположников европейской пейзажной живописи.

   Стоит сказать, и это, вообще говоря, уникальный случай - ни об одном из великих живописцев эпохи Ренессанса мы не знаем так МАЛО, как о Босхе !

   Нам известно, что Иероним Босх вступил в религиозное Братство Богоматери, основной деятельностью которого являлось просветительство и благотворительность. Эта организация состояла из представителей административной и интеллектуальной элиты города Хертогенбоса.
   В архивных документах Братства сохранилось его имя, как исполнителя заказов по оформлению обрядовых таинств и праздничных шествий Братства, по росписи створок алтаря для капеллы в соборе св.Иоанна.

   Будучи человеком для своего времени весьма образованным, оригинально мыслящим, Босх умел проникать в самую суть вещей и явлений. Поэтому все его картины - это причудливый гротеск с глубоким философским подтекстом.

   Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Кроме того, он был осведомлён о достижениях современных ему наук, интересовался алхимией, астрологией, народной медициной, имел понятия об инженерном и строительном деле. Но самое главное, он был знатоком народной мудрости - пословиц, загадок, притч.

   Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
   Многие работы художника сохранились благодаря знатному почитателю его таланта - испанскому королю ( "по совместительству" португальскому и нидерландскому ) Филиппу II ( 1527 - 1598 гг. ), которому удалось собрать коллекцию произведений мастера.

   Исследователи творчества Босха не могут классифицировать его работы по времени, так как ни на одной из них не было проставлено даты. Поэтому невозможно достоверно проследить "эволюцию" художника.
   Почти все его работы можно объединить одним словом - СИМВОЛИЗМ.

  Тонкая САТИРА - одна из сторон живописи Босха. "Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник, как я только что сказал, свои произведения не датировал.
   В центре композиции - всевидящее божественное око, в зрачке которого расположена фигура Христа. Под ней надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".
   Далее идут сцены, изображающие семь грехов с латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие, лень, чревоугодие, алчность и зависть. Выше и ниже круга - цитаты из Второзакония ( пятая книга Ветхого Завета ): "Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!" ( Втор. 32: 28-29 ) и "И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности" ( Втор. 32:20 ).
  В четырёх углах картины изображены "четыре последние вещи" - смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.
  Вот здесь можно посмотреть это произведение:

http://s017.radikal.ru/i431/1612/7e/bbb31a3893d9.jpg 


  "Воз сена" - другое сатирическое произведение Босха, созданное как иллюстрация к голландской пословице "Мир - это стог сена, и всякий старается ухватить с него, сколько может". В середине композиции - воз, на его вершине восседают олицетворения пороков: поющие и играющие на музыкальных инструментах женщины - гордыня и демон с трубой - слава.
  "Воз сена" - здесь человечество, включая своих духовных и политических вождей - папу и императора, представлено в виде злобной и алчной оравы мародеров, сопровождающей воз, поклажу которого они пытаются растащить по мере сил и возможностей. При этом вся компания упорно не желает замечать, что воз, в упряжке которого идут всё те же адские монстры, направляется прямой дорогой в преисподнюю, где для его пассажиров уже приготовлено "тёплое место". Левая створка алтаря ( правая от нас ), частью которого является "Воз сена", представляет собой картину преисподней. Поэтому воз, запряжённый нечистью, едет прямо в ад.

  - Все гонятся за чувственными восторгами, социальным положением, почётом и славой, но всё это краткосрочно, переходящее и, в конечном итоге, стоит не дороже сена, - писал о картине испанский монах Хосе де Сигенса, библиотекарь Эскориала и ценитель Босха.
 
   Кстати, стоит отметить, что Босх был одним из первых художников, который конкретизировал, визуализировал ландшафты ада.
   Вот здесь эту работу можно рассмотреть поближе:

http://s19.radikal.ru/i192/1612/91/997514d61e84.jpg 


  Особенно знаменит и таит в себе по сей день множество загадок триптих "Сад земных наслаждений". Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического "сада любви", населённого множеством обнажённых фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
   Влюблённые беззастенчиво предаются любовным утехам в водоёмах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковёр, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.
   Вот этот триптих:

http://s012.radikal.ru/i319/1612/dd/f12a1e755a16.jpg 


   Иероним Босх - единственный художник того времени, имевший мужество и талант изобразить человека таким, каков он ВНУТРИ, в отличие от других живописцев, которые писали то, что видно снаружи.

   Английский писатель Джулиан Барнс ( род. в 1946 г. ) писал:

   "Чудовища и подобные им персонажи Босха являются не порождением прихотливого воображения, а существами из другой реальности гораздо более близкой к истине, чем та, что мы фиксируем глазами. Они отображают эту реальность как живое проявление, её тайную жизнь, движущие силы, крайнюю степень упадка и разложения".

  Я не соглашусь с теми исследователями, которые считают, что картины мастера так и останутся до конца неразгаданными, потому что они были адресованы средневековому зрителю, серьёзно от нас отличающемуся, глубоко религиозному католику, живущему в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, постоянных угроз эпидемий и ожиданий Страшного Суда.
   Мне представляется, что гениальный художник писал не столько для своих современников, сколько для ПОТОМКОВ, которые будут жить полтысячи лет спустя... На то он и ГЕНИЙ, чтобы заглядывать на века вперёд.

   Герои и адресаты его работ, вероятно, живут и в нашем времени..., и полное понимание мыслей художника ещё предстоит разгадать и осознать НАМ и будущим поколениям.

________________________

Декабрь 2016 г.
  

  
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0253509 от 23 декабря 2016 в 20:15


Другие произведения автора:

Отрывок 2. Большой террор

Караван

Вальс далёкого детства

Рейтинг: 0Голосов: 0776 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!