Хозяин Ленкома
Вот уже более 40 лет театр "Ленком” возглавляет
выдающийся режиссер Марк Анатольевич Захаров. Среди его достижений такие
постановки, как "Юнона и Авось”, "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты”, "Тиль”, "В
списках не значился”, "Жестокие игры”, "Оптимистическая трагедия”, "Три девушки
в голубом”, "Диктатура совести”, "Поминальная молитва”. Марк Захаров активно
работал в кино, снял такие шедевры, как "Обыкновенное чудо”, "Тот самый
Мюнхгаузен”, "Дом, который построил Свифт”, "Формула любви”, "Убить дракона”.
Все эти фильмы и спектакли вошли в золотой фонд русской культуры, стали
украшением российского театра и кино. Кроме того, Марк Захаров – автор писем
главного героя фильма "Белое солнце пустыни” Сухова, автор сценариев таких
фильмов, как "Земля Санникова”, "Звезда пленительного счастья” и других. Также
вел на телевидении передачу "Киносерпантин”. Захаров активно преподает, он
профессор кафедры режиссуры РАТИ (бывший ГИТИС). В целом Марк Захаров оставил неизгладимый
след в русской культуре, значительно обогатил ее.
Все это так. Однако в биографии Марка Захарова имеются
темные страницы, бросающие тень на его личность. Главная из них – сожжение
партбилета в прямом эфире программы "Взгляд”. Какими бы мотивами ни
руководствовался при этом режиссер, со стороны это выглядело как откровенное пресмыкательство
перед новой властью. Марк Захаров в данном случае поступил как типичный "перевертыш”.
Сжигая свой партбилет, он окончательно рвал со своим прошлым, сжигал все мосты.
Все, что до этого он создал, принадлежит советской эпохе, с которой он порвал
всякие связи.
Конечно, не один Марк Захаров вел себя подобным
образом. Многие тогда поступали ничуть не лучше, стремясь убежать из советской
эпохи, проклиная свое прошлое. Время было такое. Отчасти это оправдывает Марка
Захарова и других. Но можно ли вообще оправдать подобный поступок? Не является
ли это предательством по отношению к советскому прошлому, в котором Марк
Захаров и состоялся как режиссер?
Позже Марк Захаров сам признавал, что поступил
некрасиво, сжег свой партбилет "не от большого ума”. Что ж, раскаяние облегчает
вину.
Сожжение партбилета Марком Захаровым перед телекамерой
было чисто политической акцией. Марк Захаров тогда, как и многие, активно
участвовал в политике, был народным депутатом СССР, поддерживал Ельцина. Другой
его политической акцией того времени было предложение вынести тело Ленина из
Мавзолея.
Это не единственные поступки Марка Захарова, бросающие
тень на его светлую биографию. Когда замечательный актер "Ленкома” Николай
Караченцов попал в аварию и получил тяжелые травмы, Марк Захаров назначил
вместо него на роль Резанова в спектакле "Юнона и Авось” Дмитрия Певцова.
Многими это было тогда воспринято как предательство. Сам Николай Караченцов
тяжело переживал из-за этого. Кроме того, руководство "Ленкома” решило не
платить Николаю Караченцову за распространение медали с его изображением в
честь юбилея спектакля "Юнона и Авось”. А когда на юбилее "Юноны и Авось” жена
Караченцова Людмила Поргина спросила у Марка Захарова, можно ли ее мужу выйти
на сцену, тот однозначно ответил, что Караченцова на сцену не выпустят и
освещать не станут, и посоветовал ей идти "дирижировать на кухню”. Дома она
плакала от обиды вместе с мужем.
При этом Марк Захаров всегда утверждал, что главное
достояние в его жизни – звездная плеяда актеров "Ленкома”, одним из которых,
несомненно, является Николай Караченцов. Неблагодарность Захарова по отношеню к
Караченцову – проявление той же темной стороны его личности, каким было сожжение
партбилета в прямом эфире и призыв вынести Ленина из Мавзолея.
Марк Захаров – народный артист СССР, лауреат
Государственной премии СССР и трех Государственных премий РФ, лауреат премии
Станиславского, премии "Триумф”, многократный лауреат премии "Хрустальная
Турандот”. Он секретарь Союза театральных деятелей РФ, академик Академии
российского телевидения, академик Международной академии творчества, академик
Российской академии кинематографических искусств "НИКА”, член Союза писателей
Москвы. Был членом Совета по культуре и искусству при Ельцине. Активно
поддерживал сначала Ельцина, потом Путина. Марк Захаров – автор многочисленных
публикаций по вопросам театра и политики, книг о современной режиссуре "Контакты
на разных уровнях” и "Суперпрофессия”.
После распада СССР Марк Захаров поставил такие
спектакли, как "Женитьба Фигаро”, "Чайка”, "Королевские игры”, "Варвар и еретик”,
"Мистификация”, "Шут Балакирев”, "Плач палача”, "Ва-банк”, "Женитьба”. Однако
ни в одном из них он не достиг тех вершин, каких достигал в советское время,
когда ставил "Юнону и Авось” и снимал "Обыкновенное чудо”.
Так кто же все-таки Марк Захаров? Выдающийся режиссер,
ставящий замечательные спектакли и снимающий прекрасные фильмы, или "перевертыш”,
приспособленец, выслуживающийся перед властью. А может быть, и то и другое
одновременно? Ведь сервильность и приспособленчество вполне могут уживаться в
одном человеке с незаурядным талантом!
Когда речь идет о выдающихся людях, обычно в памяти
людей остается лучшее, а худшее забывается. И все же, говоря о них, нельзя
избегать "острых углов”, игнорировать "темные пятна” в их биографии. Надо
выносить на суд истории все факты из биографии знаменитости, даже если они
выставляют ее в непривлекательном свете. Только так можно справедливо оценивать
личность и ее вклад в историю.
Я не претендую на то, чтобы вынести объективную и
беспристрастную оценку Марку Захарову. Я всего лишь выражаю личное отношение к
нему, его творчеству и его поступкам. А справедливо оценить его может только
Бог.
Рег.№ 0164124 от 29 апреля 2014 в 15:51
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!