Государство и право как социальные явления.
14 января 2017 — Станислав Исхаков
Данная статья будет более полезна в теоретическом плане, нежели в практическом и представляет собой интерес прежде всего для читателей, интересующихся вопросами государства и права как социальными явлениями, которые определяют политические и правовые отношения между гражданами в обществе, решают круг социально-значимых задач как для граждан, так и для политической элиты. Государство и право необходимо рассмотреть с общих теоретических позиций, которые раскрывают характеристику данных социальных институтов.
Говоря о государстве, как о сложном социальном явлении, надо отметить, что государство, как таковое, является элементом устройства современного общества, хотя оно уже существовало в далеком прошлом. Первые государства были известны со времен существования древнейших цивилизаций, как восточных, так и западно-европейских, где первые признаки зарождались с момента разделения труда. Известными примерами здесь могут послужить Месопотамия, Македонская империя, Римская республика, Урарту. Государством по сути является политическая организация власти в обществе, находящемся на определенной территории, имеющей свои границы, валюту, атрибуты, включающие флаг, герб и гимн. Государство имеет свои подразделения, имущество, органы управления, армию, бюджет, штат государственных служащих и должностных лиц, также государство теоретически должно обладать суверенитетом. Под суверенитетом следует понимать народ, живущий на определенной территории, имеющий свою власть, которая осуществляется в рамках государственных границ независимо от других государств. На практике в мировой истории многие государства теряли свой суверенитет, распадались на несколько независимых государств, либо становились колониями, зависящими от метрополий. Яркими примерами являются страны Африки, Южной Америки которые имели зависимость от стран Западной Европы, Китай в свое время был японской колонией, многие восточные страны находились в колониальной зависимости от Великобритании. В современном мире возможно возникновение новых государств в силу геополитических конфликтов, в результате отделения части территории суверенного государства в самостоятельную и независимую путем проведения референдума, с последующем присвоением ей статуса нового государства.
Государство как социально-политическое устройство общества, как привило имеет свою форму. Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Самыми популярными формами правления считаются монархия и республика. Форма государства может меняться от одной к другой в силу особенностей менталитета нации или народа, а также в зависимости от современной политической ситуации. Монархия предполагает наличие единоличного правителя, стоящего у власти, который передает ее по наследству, образуя при этом династию. Монархия может быть абсолютной и ограниченной (либо парламентом, либо на основании конституции). Монархии в свое время были популярны в Европе, странах Востока, но, при этом в современном мире во многих странах до сих пор формально закреплена монархия. Республика предполагает более демократический государственный строй с выборностью органов власти, наличием института президента, принципа разделения властей.
Также, следует упомянуть политический аспект для более точной характеристики государства, который выражается в том, что в мире могут существовать более властные государства, которые показывают себя в качестве империй, захватывая соседние государства, устанавливая над ними контроль, что является проявлением свой власти и влияния. Примеров империй довольно много, в мире некогда была сильна Османская империя, Британская империя, Российская империя, частично СССР можно считать империей. Большинство империй распались по определенным причинам. В настоящее время в мире существует единственная империя мирового масштаба — Соединенные Штаты Америки, которая более менее старается удержать свои имперские позиции.
Формами государственного устройства являются: федерация, унитарное государство. Самыми популярными федерациями являются США, Индия, Швейцария, Российская Федерация. Федерация включает в себя несколько субъектов (регионов), которые являются составными частями единого государства, и обладают частичным суверенитетом, т. е. политической и юридической самостоятельностью по отношению к федеральному центру. Суть федерации опасна, поскольку в геополитических войнах федерации имеют опасность подвергнуться расколу и выделению какого-либо субъекта из состава федерации и предоставлении ему качеств суверенного государства, что ведет к частичной утрате суверенитета со стороны федеративного государства. Известным всем примером является Чеченская республика, которая заявила о своем суверенитете и выходе из состава Российской Федерации. Унитарное государство является единым и целым, его составные части не являются государственными образованиями и полностью подчиняются высшим органам государства.
Касаемо политического режима можно выделить несколько самых распространенных: демократический, авторитарный, тоталитарный режимы. С демократическим режимом все довольно понятно, поскольку данный режим официально установлен в Российской Федерации и был сильно проявлен в 1990-е годы в виду перехода от советского тоталитаризма, однако в последнее время в России сильно наблюдаются черты авторитарного политического режима. Под авторитарным режимом следует понимать всевозможные ограничения прав и свобод человека со стороны государства, частые притеснения определенных граждан, частичный запрет на свободу слова, фальсификации результатов выборов. Тоталитарный политический режим оказывает сильное давление на общество со стороны государства, присутствуют частые нарушения прав человека со стороны государства и организаций, неразвитые механизмы защиты прав в судебном порядке, правоохранительные органы имеют высокую подготовку и часто могут беспокоить граждан, подозревая их в совершении преступления применяя при этом грубое обращение, редко с применение специальных средств, нарушая их права при проведении допроса, и прочих следственных действиях. Часто в государствах с тоталитарным политическим режимом предусмотрена смертная казнь. Яркими примерами здесь являются нацистская Германия, СССР, Кампучия при режиме Пол Пота, который является самым кровавым и антидемократическим за вторую половину XX века.
Государство призвано выполнять определенные функции, обеспечивающие развитие, стабильность и благосостояние общества, что в не всегда совпадает с реальностью. Это в первую очередь военная функция, целью которой является защита своей территории и граждан, а также ведение внешних войн с целью расширения своего влияния, присоединения новых территорий. Государство обязано проводить социальную политику и в связи с этим выполнять социальную функцию, которая заключается в обеспечении граждан различными социальными благами, будь то пенсии по старости, по случаю потери кормильца, предоставление ночлега для бездомных, выплаты пособий на содержание ребенка семьям с одним родителем, налоговые льготы и вычеты малоимущим гражданам и так далее. Государство также осуществляет правоохранительную функцию через систему правоохранительных органов, куда входят органы внутренних дел, противопожарная служба, органы прокуратуры, следствия, судебная система. Правоохранительные органы занимаются предупреждением преступлений и административных правонарушений, защищают граждан от преступных посягательств, осуществляют поимку и задержание преступников, исполняют наказания в исправительных учреждениях и прочее. В целом у государства довольно большое количество функций, и с учетом его состояния они могут добавляться по мере необходимости.
Вторым рассматриваемым социальным явлением является право, которое создается государством. Для начала следует выделить несколько регуляторов общественных отношений, которые по своей природе схожи с правом. К ним относятся: мораль, религия, корпоративные нормы, внутренние правила определенной группы лиц (правила общения в среде молодежной субкультуры, преступной организации и т. д.). Все названные социальные регуляторы, кроме права, регулируют общественные отношения, но важным отличием права от вышеперечисленных тут является то, что право является общеобязательным для выполнения для всех членов общества независимо от социальной или религиозной принадлежности, должностного положения. Если мораль или религиозное правило можно нарушить, то в случае нарушения нормы права для человека может наступить юридическая ответственность. Право может пониматься в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле право понимается как совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных государством на основании закона, или иного правового акта (указа, постановления, устава, положения). Право в объективном смысле делится на отрасли: конституционное (государственное) право, гражданское право, трудовое право, уголовное право, административное право и т. д. Отрасли права в целом составляют систему, в которой каждая отрасль права регулирует свой круг общественных вопросов. Право в субъективном смысле понимается как конкретное право (возможность) субъекта (человека либо организации, государства) получить какое-либо материальное или нематериальное благо. Субъективное право может быть предоставлено государством на основании Конституции, а также на основании закона. В России данному вопросу посвящена глава 2 Конституции, в которой содержится весь перечень прав человека, гарантированных в государстве (право на жизнь, право на свободу передвижения и личную неприкосновенность, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т. д.) Право может быть предоставлено на основании договора. К примеру можно привести договор купли-продажи между покупателем и продавцом магазина, по которому покупатель приобретает право собственности на купленную вещь. Наряду с субъективными правами существуют и обязанности. Право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, содержит в себе принципы — основополагающие идеи, начала, которые идейно пронизывают всю систему права или ее отдельную отрасль. Примерами принципов права являются: «равенство всех перед законом и судом», «незнание закона не освобождает от ответственности», «презумпция невиновности», «свобода договора», «независимость суда» и так далее.
Важно отметить, что государство и право являются взаимосвязанными социальными институтами, и говоря о политической составляющей, можно определить тот факт, что круг людей, находящихся у власти государства, может по своему усмотрению менять его форму, функции, атрибуты государства в целях удобства управления обществом. К сожалению такая же ситуация обстоит и с правом, поскольку оно в основном исходит из законодательства, которое принимается органами законодательной власти государства.
Говоря о государстве, как о сложном социальном явлении, надо отметить, что государство, как таковое, является элементом устройства современного общества, хотя оно уже существовало в далеком прошлом. Первые государства были известны со времен существования древнейших цивилизаций, как восточных, так и западно-европейских, где первые признаки зарождались с момента разделения труда. Известными примерами здесь могут послужить Месопотамия, Македонская империя, Римская республика, Урарту. Государством по сути является политическая организация власти в обществе, находящемся на определенной территории, имеющей свои границы, валюту, атрибуты, включающие флаг, герб и гимн. Государство имеет свои подразделения, имущество, органы управления, армию, бюджет, штат государственных служащих и должностных лиц, также государство теоретически должно обладать суверенитетом. Под суверенитетом следует понимать народ, живущий на определенной территории, имеющий свою власть, которая осуществляется в рамках государственных границ независимо от других государств. На практике в мировой истории многие государства теряли свой суверенитет, распадались на несколько независимых государств, либо становились колониями, зависящими от метрополий. Яркими примерами являются страны Африки, Южной Америки которые имели зависимость от стран Западной Европы, Китай в свое время был японской колонией, многие восточные страны находились в колониальной зависимости от Великобритании. В современном мире возможно возникновение новых государств в силу геополитических конфликтов, в результате отделения части территории суверенного государства в самостоятельную и независимую путем проведения референдума, с последующем присвоением ей статуса нового государства.
Государство как социально-политическое устройство общества, как привило имеет свою форму. Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Самыми популярными формами правления считаются монархия и республика. Форма государства может меняться от одной к другой в силу особенностей менталитета нации или народа, а также в зависимости от современной политической ситуации. Монархия предполагает наличие единоличного правителя, стоящего у власти, который передает ее по наследству, образуя при этом династию. Монархия может быть абсолютной и ограниченной (либо парламентом, либо на основании конституции). Монархии в свое время были популярны в Европе, странах Востока, но, при этом в современном мире во многих странах до сих пор формально закреплена монархия. Республика предполагает более демократический государственный строй с выборностью органов власти, наличием института президента, принципа разделения властей.
Также, следует упомянуть политический аспект для более точной характеристики государства, который выражается в том, что в мире могут существовать более властные государства, которые показывают себя в качестве империй, захватывая соседние государства, устанавливая над ними контроль, что является проявлением свой власти и влияния. Примеров империй довольно много, в мире некогда была сильна Османская империя, Британская империя, Российская империя, частично СССР можно считать империей. Большинство империй распались по определенным причинам. В настоящее время в мире существует единственная империя мирового масштаба — Соединенные Штаты Америки, которая более менее старается удержать свои имперские позиции.
Формами государственного устройства являются: федерация, унитарное государство. Самыми популярными федерациями являются США, Индия, Швейцария, Российская Федерация. Федерация включает в себя несколько субъектов (регионов), которые являются составными частями единого государства, и обладают частичным суверенитетом, т. е. политической и юридической самостоятельностью по отношению к федеральному центру. Суть федерации опасна, поскольку в геополитических войнах федерации имеют опасность подвергнуться расколу и выделению какого-либо субъекта из состава федерации и предоставлении ему качеств суверенного государства, что ведет к частичной утрате суверенитета со стороны федеративного государства. Известным всем примером является Чеченская республика, которая заявила о своем суверенитете и выходе из состава Российской Федерации. Унитарное государство является единым и целым, его составные части не являются государственными образованиями и полностью подчиняются высшим органам государства.
Касаемо политического режима можно выделить несколько самых распространенных: демократический, авторитарный, тоталитарный режимы. С демократическим режимом все довольно понятно, поскольку данный режим официально установлен в Российской Федерации и был сильно проявлен в 1990-е годы в виду перехода от советского тоталитаризма, однако в последнее время в России сильно наблюдаются черты авторитарного политического режима. Под авторитарным режимом следует понимать всевозможные ограничения прав и свобод человека со стороны государства, частые притеснения определенных граждан, частичный запрет на свободу слова, фальсификации результатов выборов. Тоталитарный политический режим оказывает сильное давление на общество со стороны государства, присутствуют частые нарушения прав человека со стороны государства и организаций, неразвитые механизмы защиты прав в судебном порядке, правоохранительные органы имеют высокую подготовку и часто могут беспокоить граждан, подозревая их в совершении преступления применяя при этом грубое обращение, редко с применение специальных средств, нарушая их права при проведении допроса, и прочих следственных действиях. Часто в государствах с тоталитарным политическим режимом предусмотрена смертная казнь. Яркими примерами здесь являются нацистская Германия, СССР, Кампучия при режиме Пол Пота, который является самым кровавым и антидемократическим за вторую половину XX века.
Государство призвано выполнять определенные функции, обеспечивающие развитие, стабильность и благосостояние общества, что в не всегда совпадает с реальностью. Это в первую очередь военная функция, целью которой является защита своей территории и граждан, а также ведение внешних войн с целью расширения своего влияния, присоединения новых территорий. Государство обязано проводить социальную политику и в связи с этим выполнять социальную функцию, которая заключается в обеспечении граждан различными социальными благами, будь то пенсии по старости, по случаю потери кормильца, предоставление ночлега для бездомных, выплаты пособий на содержание ребенка семьям с одним родителем, налоговые льготы и вычеты малоимущим гражданам и так далее. Государство также осуществляет правоохранительную функцию через систему правоохранительных органов, куда входят органы внутренних дел, противопожарная служба, органы прокуратуры, следствия, судебная система. Правоохранительные органы занимаются предупреждением преступлений и административных правонарушений, защищают граждан от преступных посягательств, осуществляют поимку и задержание преступников, исполняют наказания в исправительных учреждениях и прочее. В целом у государства довольно большое количество функций, и с учетом его состояния они могут добавляться по мере необходимости.
Вторым рассматриваемым социальным явлением является право, которое создается государством. Для начала следует выделить несколько регуляторов общественных отношений, которые по своей природе схожи с правом. К ним относятся: мораль, религия, корпоративные нормы, внутренние правила определенной группы лиц (правила общения в среде молодежной субкультуры, преступной организации и т. д.). Все названные социальные регуляторы, кроме права, регулируют общественные отношения, но важным отличием права от вышеперечисленных тут является то, что право является общеобязательным для выполнения для всех членов общества независимо от социальной или религиозной принадлежности, должностного положения. Если мораль или религиозное правило можно нарушить, то в случае нарушения нормы права для человека может наступить юридическая ответственность. Право может пониматься в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле право понимается как совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных государством на основании закона, или иного правового акта (указа, постановления, устава, положения). Право в объективном смысле делится на отрасли: конституционное (государственное) право, гражданское право, трудовое право, уголовное право, административное право и т. д. Отрасли права в целом составляют систему, в которой каждая отрасль права регулирует свой круг общественных вопросов. Право в субъективном смысле понимается как конкретное право (возможность) субъекта (человека либо организации, государства) получить какое-либо материальное или нематериальное благо. Субъективное право может быть предоставлено государством на основании Конституции, а также на основании закона. В России данному вопросу посвящена глава 2 Конституции, в которой содержится весь перечень прав человека, гарантированных в государстве (право на жизнь, право на свободу передвижения и личную неприкосновенность, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т. д.) Право может быть предоставлено на основании договора. К примеру можно привести договор купли-продажи между покупателем и продавцом магазина, по которому покупатель приобретает право собственности на купленную вещь. Наряду с субъективными правами существуют и обязанности. Право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, содержит в себе принципы — основополагающие идеи, начала, которые идейно пронизывают всю систему права или ее отдельную отрасль. Примерами принципов права являются: «равенство всех перед законом и судом», «незнание закона не освобождает от ответственности», «презумпция невиновности», «свобода договора», «независимость суда» и так далее.
Важно отметить, что государство и право являются взаимосвязанными социальными институтами, и говоря о политической составляющей, можно определить тот факт, что круг людей, находящихся у власти государства, может по своему усмотрению менять его форму, функции, атрибуты государства в целях удобства управления обществом. К сожалению такая же ситуация обстоит и с правом, поскольку оно в основном исходит из законодательства, которое принимается органами законодательной власти государства.
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0255068 от 14 января 2017 в 16:15
Рег.№ 0255068 от 14 января 2017 в 16:15
Другие произведения автора:
Исламский терроризм. Угроза для России и всего мира.
"Угроза ИГИЛ и Третья мировая война".
Революция 5.11.17. "Не ждём, а расходимся" или Мальцев всех обманул.
Рейтинг: 0Голосов: 0440 просмотров
Нет комментариев. Ваш будет первым!