"Стругацкие как метка" на форуме Избы-читальни сработала (http://www.chitalnya.ru/commentary.php?id=5245). Духовный раскол обозначился. Есть смысл поглубже копнуть, что там вскроется? Ведь, наверняка у раскола есть свои причины. И причины духовные, которые начали вылупляться в русской литературе как "роковые яйца" еще с конца XIX века. Достоевский, Блок. Чехов и многие другие эти причины чуяли, предостерегали и обличали. Показательно вылупилась синодальная библия в 1876 году, которая по духу оказалась нерусской и поэтому, хотя бы, неправославной. Ее повитухой и «основным переводчиком был крещеный еврей Хвольсон» [Геллер]. Затем вылупились одна за другой революции, кто их организовал известно, поэтому после них обличать стало смертельно опасно – Есенин, тому пример. Маяковский не обличал, но бриковский быт и для него оказался смертельным. Усатый таракан добавил и, вообще, на нет сошла русская духовность в литературе. Бунин, Достоевский, Зощенко, Платонов, Заболоцкий, Ахматова, «деревенщики» и им подобные – оказались в загоне, в запрете. Даже на Шолохова наехали. Духовные иностранные произведения тоже были, либо в запрете, либо вылуплялись в виде соответствующих переводов. Можно, к примеру, сравнить переводы дореволюционные и советские Данте, Гете и Гамсуна. Таким образом, за 70 лет и подготовили русских людей к обожанию «трудных богов» и «золотых телков». А русская, одухотворенная литература теперь, где она? «Живая и мертвая». «Проклята и убита». Да, если бы одна литература, - где русская наука, где русское православие? Корни-то у всякого творчества одни – духовные, а их-то и подсекли.