Дорога в жизнь для особых детей

9 февраля 2015 — Анатолий Кульгавов

В моём очерке "Горение сердец", посвящённом деятельности благотворительного фонда "Я без мамы", находящегося в Ростове-на-Дону, я, наряду с другим, сообщал о работе учреждения, полное название которого выглядит так: «Азовский дом-интернат для умственно отсталых детей», также писал я в том очерке и о той помощи, что оказывает этому учреждению вышеупомянутый фонд "Я без мамы". Но, поскольку тот очерк был всё же про фонд "Я без мамы", а не про дом-интернат в городе Азове, то там речь о нём шла, что называется, постольку-поскольку и эта тема как бы тонет в потоке другой информации, в связи с чем целью настоящего очерка является познакомить читателей непосредственно с той информацией о деятельности Азовского дома-интерната для умственно отсталых детей, что была мною использована в очерке "Горение сердец", тем не менее, выделив здесь её в отдельную, самостоятельную тему.

Вначале мне удалось отыскать в интернете следующий материал:

«Мы очень мало знаем о детях с ограниченными возможностями, об их жизни, проблемах и очень редко сталкиваемся с ними в повседневной жизни. Такая изоляция инвалидов в социуме объясняется не только неприспособленностью общественных мест для этой категории населения, но и отношением окружающих к людям с ограниченными возможностями.

Большинство из нас относится безразлично - "меня это не касается", либо отрицательно - "это некрасиво и не дай Бог меня это коснется". Такому отношению отлично способствуют ставшие уже привычными предложения врачей еще в роддоме отказаться от ребенка с врожденной инвалидностью, а не то он "испортит вам жизнь", дискриминация при трудоустройстве и обучении. Причем, отношение тем хуже, чем сильнее выражена патология...

Жалость, неловкость, непонимание, недовольство, презрение, страх, а порой даже и агрессия - вот часто далеко неполный перечень чувств, которые мы испытываем при виде детей-инвалидов. Такое отношение вынуждает их жить в "своём собственном мире" и общаться с ограниченным кругом людей, поскольку такие чувства унижают личность этих детей, мешают их развитию, личностному росту, обретению уверенности в себе.

Детки с особенностями не должны проживать в изолированном от окружающего мира пространстве. Представьте, что ребенка-инвалида сначала бросила мать, потом его определили в дом ребенка, потом - в коррекционный дом-интернат. Даже если бы ребенок был физически здоровым, в таких условиях у него нет ни шанса стать полноценным членом общества. Какое у него будущее? После совершеннолетия он будет определен в дом престарелых. Клеймо "умственно отсталого" ломает ребенку жизнь.

Нужно помнить, что и эти дети являются людьми, такими же, как мы!

Дети-инвалиды это не абстрактные единицы, а реальные люди, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, порой, катастрофической инвалидности они живут свою единственную и неповторимую жизнь.

От помещения детей в адекватную среду развития, среду обучения, может кардинально зависеть их интеллектуальный уровень. Часто они могут учиться, но по специальным индивидуальным планам специально подготовленными педагогами, знающими, как надо с такими детьми работать. Если им уделять больше внимания, заниматься их развитием, можно добиться впечатляющих результатов! К счастью есть среди нас люди, отдающие все сердце и душу этим детям. И это педагоги и обслуживающий персонал Азовского детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Эти преданные своему делу люди верят в то, что их подопечные будут самостоятельными, развитыми личностями и прилагают к этому все усилия.

Государственная, экономическая, медицинская и всякая иная помощь таким детям должна, в конечном счете, быть фундаментом для помощи личной. Каждый из нас может внести любой вклад, даже маленький, который позволит нам облегчить участь этих деток, ведь путь в тысячу миль начинается с одного шага...

В рамках акции "Дорога в жизнь" Фондом «Я без мамы» ведется сбор средств на создание для детей Азовского дома-интерната безопасной и удобной обстановки: приобретение мягких кресел-пуфов, зеркал, ярких игрушек и настенных украшений, оборудование сан.узлов и душевых поручнями. Это позволит создать для ребят уютную домашнюю обстановку, в которой быстрее и эффективнее будет проходить программа по социально-бытовой адаптации детей и подростков с множественными нарушениями. Данную программу проводят штатные сотрудники в условиях детского дома-интерната и совместными усилиями мы можем дать шанс детям найти свое место в жизни».

Автором приведённого текста является волонтёр фонда «Я без мамы» Наталья Донцова, с которой мне, спустя некоторое время, посчастливилось познакомиться, но об этом – немного позже. Та же самая автор в другом материале, размещённом там же, приводит список вещей, необходимых тем детям из Азовского дома-интерната, про которых говорилось выше:

«Для гигиены:

1. Поручни для инвалидов. Для унитазов 40 шт.

Продаются в магазинах Медтехники, средняя стоимость комплекта 1500 руб.

2.Поручни для инвалидов. Для душа. 10 шт.
Продаются в магазинах Медтехники.

Для малышей, проводящих большую часть жизни в кровати:
3. Липкие рисунки. 100шт. Детские темы: мультипликационные сюжеты, цветы, животные, геометрические фигуры. Приблизительная стоимость 330 руб.

Дети с серьезными патологиями большую часть времени лежат в кроватках в комнатах, больше напоминающих больничные палаты. Рисунки хоть немного украсят пространство.

4. Карусельки для кроваток детские. Для малышей, проводящих большую часть жизни в кровати.

Для детей постарше из детского дома-интерната:
5. Мягкие полки для игрушек, подвесные тканевые системы хранения игрушек, детские панно.

Всё, для создания обучающей уютной атмосферы в комнатах.

6. Зеркала детские небьющиеся. Осталось купить 5 шт.

7. Пуфики в комнаты. 160 шт.

В палате кроме кровати ничего нет.

Стоимость одного пуфа 1600 руб. с доставкой в Азов при одновременном заказе.

Для персонала детского дома-интерната:

8. Тележки для супермаркетов. 3 шт. 1*100 л и 2*60л
Тележки для пожилых нянечек, работающих в Азовском детском доме-интернате для умственно отсталых. Перевозить постельное белье, вещи».

Этот материал размещён в сетях 3го сентября 2012го года. Наталья Донцова отмечает:«Поможет даже одна игрушка или каруселька для кроватки!!!».

Наталья Александровна Донцоваявляется координатором волонтёров фонда «Я без мамы», как и большинство сотрудников фонда, совмещая означенную деятельность со своей основной работой – должностью заместителя директора регионального развития в ООО «Бизнес-Актив». Наталья Александровна имеет высшее экономическое образование и в настоящее время получает высшее культурологическое образование.

Вот что я сам услышал от Наталии Александровны Донцовой относительно участия фонда "Я без мамы" в реализации проекта "Дорога в жизнь":

-Мы всё время помогали им, - отмечает Наталья Александровна, - но помощь эта в основном была разовой и точечной. Не будем забывать о том, что в Ростове-на-Дону под нашей заботой пребывает десять детских домов и приютов.

-После нашего знакомства с директором Азовского дома-интерната для умственно отсталых детей, Татьяной Алексеевной Левченко, мы узнали о существовании проекта «Дорога в жизнь», - продолжает Наталья Александровна. В этом Доме находятся дети либо со средней, либо с тяжёлой умственной отсталостью. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости там нет. Дети там находятся постоянно. У многих из них нет возможности находиться в семьях: кто-то опасен, кому-то нужен уход и присмотр фактически в течение круглых суток.

Проект «Дорога в жизнь» направлен на то, чтобы научить умственно отсталого ребёнка самостоятельной жизни, развить его личные качества – начиная от умения без посторонней помощи сходить в туалет и кончая умением работать, пусть даже – работать дворником. Правда, последнее получается далеко не всегда. Но, всё же…

Там целые классы оборудованы специальным образом. Есть квартира – такая, как в обычном доме, - где обучают навыкам домашней жизни.

-Аналогов этой методики, - отмечает Наталья Александровна, - в России не существует. Если она будет апробирована, то есть вероятность, что она получит дальнейшее продолжение и распространение уже на другие регионы и учреждения соответствующего профиля. Всё связанное с реализацией этой программы всесторонне изучается, записывается. Для каждого ребёнка эта программа – своя. Она составляется и расписывается специалистами с учётом индивидуальных особенностей каждого нуждающегося в ней ребёнка. Одна из частей программы состоит в том, чтобы само пространство, окружающее ребёнка, сделать обучающим, чтобы его обучало само пространство, в котором он находится. Большую часть времени такой ребёнок проводит в больнице, и почти всё время лежит, не видя ни перед собой, ни вокруг себя ничего, кроме голых стен. Если перед ним повесить картинку – есть такие специальные липкие картинки, неплохо подходящие для этой цели – это уже будет значительным шагом вперёд для его развития. Еще используются специальные поручни, при помощи которых у ребёнка потенциально появляется возможность научиться самостоятельно пользоваться санузлом.

-Конечно, мы – не специалисты, - поясняет Наталья Александровна, - и потому наша помощь в этом проекте касается прежде всего вопросов приобретения необходимых технических средств.

Чуть позже я узнал, что там осуществляется и ещё один проект, носящий название "Особый ребёнок". Вот что удалось отыскать на сайте Министерства труда и социального развития Ростовской области:

«В Азовском доме-интернате для умственно-отсталых детей успешно реализуется программа комплексного обучения «Особый ребёнок», цель которой - помочь ребенку адаптироваться в обществе.

Новая форма работы с воспитанниками – обучение компьютерной грамоте по специальной программе.

Из 326 детей отобраны 30 человек, которые в состоянии освоить компьютер. Техника и специальное программное обеспечение были получены в декабре 2008 года по федеральной президентской программе для стационарных учреждений, обслуживающих детей-инвалидов. Однако обучение началось недавно, поскольку воспитателям и психологам нужно было овладеть новыми методиками.

Занятия в компьютерном классе проводятся как групповые, так и индивидуальные.

В классе восемь компьютеров со специальным программным обеспечением. Стоимость каждого – 75 тысяч рублей. Клавиатура этих компьютеров отличается от привычных: большие разноцветные клавиши покрыты прозрачным трафаретом, чтобы на них фиксировались пальцы детей. Эта специальная клавиатура для коррекционных учреждений помогает развивать мелкую моторику рук, что напрямую связано с  развитием мозговой деятельности.

В классе есть и «учительский» компьютер, с которого можно корректировать действия учеников. В перспективе возможен переход и на нормальную клавиатуру, которая прилагается к каждому компьютеру.

Преподаватель анализирует достижения каждого ребенка и на основании этого составляет план дальнейшего обучения. Занятия в компьютерном классе воспитывают усидчивость и внимание эмоционально неуравновешенных детей. 

Помимо компьютерной программы, в доме-интернате успешно используются и традиционные формы обучения и воспитания детей, которые учитывают все аспекты развития ребенка и помогают приобрести необходимые общие знания и специальные навыки, что позволит воспитанникам  (в меру своих возможностей) жить в обычном обществе людей.

В учреждении создана коррекционно-развивающая среда. Игровые комнаты полностью укомплектованы оборудованием для сюжетных, строительных, театральных игр. Есть все необходимые учебные пособия, аудио- и видеотехника, игры и игровые материалы. Оборудованы кабинеты психолога, комната релаксации, кабинет логопеда, дефектолога. Для реабилитации детей имеются актовый и тренажерный залы, комната психологической разгрузки, сенсорная комната, логопедический кабинет.

Спортивный зал укомплектован набором тренажеров. В музыкальном     -  подобрано оборудование для всех видов музыкальной деятельности.

Создана комната социально-бытовой ориентировки, где дети в условиях, максимально приближенных к домашним, получают навыки самообслуживания, домоводства, пользования бытовыми электроприборами. Также воспитанников учат пользоваться телефоном и распознаванию номеров экстренного вызова.

Осуществляется трудовое воспитание.

Чтобы  привить воспитанникам навыки поведения в обществе, повысить их уровень коммуникабельности, познакомить с правилами уличного движения для детей организуются экскурсии в магазины, музеи, зоопарк, цирк, поездки на общественном транспорте.

Воспитанники дома-интерната постоянно принимают участие во Всероссийских и областных фестивалях: «Зеленая планета» (г. Москва), «Я через сердце вижу мир» (г. Ростов - на - Дону), «Радуга мечты» (г. Азов), «Цветик - Семицветик» (г. Волгодонск) и др.

Активное участие в различных спортивных мероприятиях и личные достижения детей отмечены почетными грамотами и благодарственными письмами. На Специальной олимпиаде по легкой атлетике в г. Самара воспитанники учреждения завоевали 3 серебряных и 3 бронзовых медали.

Справочно:

В Ростовской области действуют 3 детских дома-интерната на 610 мест в гг. Азов, Новочеркасск, Зверево.

Азовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей был открыт в 1994 г. Его учредитель - администрация Ростовской области, функции учредителя выполняет Министерство труда и социального развития области. Финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета. Учреждение рассчитано на 370 мест. В штате учреждения 361 сотрудник, в том числе 79 педагогических работников.

Дом-интернат оснащен автоматической пожарной сигнализацией. Имеется прямая телефонная связь с пожарной частью. Оснащенность средствами индивидуальной защиты, эвакуации - 100%.

В учреждении постоянно проживают дети-инвалиды в возрасте от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития, нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи.

Ребенок с инвалидностью попадает в это учреждение для проживания после обследования областной психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и выдачи ею образовательного маршрута. Областная медико-социальная  экспертиза (МСЭ) разрабатывает индивидуальную программу реабилитации. И ПМПК и МСЭ рекомендует проживание в учреждении такого типа. Окончательное решение о помещении ребенка в интернат остается за родителями».

         Этот материал был опубликован 29 марта 2010 под заголовком «Особый ребенок. Опыт работы Азовского дома-интерната для умственно-отсталых детей».

            А вот другой материал, опубликованный на сайте телекомпании ДОН-ТРпод заголовком «Директор дома-интерната для особенных детей из Ростовской области стала номинантом Всероссийского конкурса». Дата и время публикации: 31 мая 2011, 11 часов, 59 минут: «Ребята в интернате учатся ухаживать за собой - заправлять постель, чистить зубы. Они должны быть готовы к самостоятельной жизни. В азовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей многие попадают, как говорят сами воспитатели, в ужасном состоянии. Они практически не говорят, плохо двигаются. Но главное - боятся людей. Это позже, благодаря усилиям педагогов, врачей, санитарок ребята словно рождаются вновь. Дети особенные. И обучающие программы под стать им - "Особый ребенок".

"Уметь подобрать подходы, правильное лечение и создать домашнюю обстановку. Воспитателю надо быть мамой. И не только воспитателю, а всем, кто здесь работает", - пояснила директор азовского детского дома-интерната для умственно отсталых детей Татьяна Левченко.

Директор дома-интерната Татьяна Левченко признается - стать номинантом во Всероссийском конкурсе "Лучший работник учреждения социального обслуживания" - это показать, как на деле возможно решать проблемы социальной реабилитации и адаптации детей с нарушением интеллекта. Таких детей в интернате - около 400. К каждому - индивидуальный подход. Есть и дети-отказники. Их привозят из домов малютки.

Каждое утро начинается с врачебного обхода. А потом занятия - музыкальные, с логопедом, школьные предметы. Есть и компьютерный класс - он тоже особенный. Специальная клавиатура для слабовидящих и детей с ДЦП. А вместо обычной мышки - планшет. С его помощью ребята развивают мелкую моторику. А это напрямую связано с мозговой деятельностью. Ребята с удовольствием корпят у компьютеров. Им - по 17 лет и у каждого свои планы на будущее. Многие из них хотят поступить в колледж, выучится и пойти работать.

Станет ли директор дома-интерната победителем во всероссийском конкурсе - пока не известно. Да и главное не это. За последние три года - ни одного побега, а значит педагоги находят контакт с ребятами. А более 20 детей обрели родителей. Это и есть настоящая победа».

Со своей стороны порадуемся, что на нашей земле, в славном городе Азове, имеющем славную, древнюю, героическую историю, воспетую в песнях, былинах и сказаниях, в наше непростое время существует этот островок человеколюбия и истинного, самоотверженного подвижничества, основанного на глубоких знаниях, открытых человечеству честной наукой, о которой в своё время с надеждой писал ещё  величайший православный мыслитель, товарищ обер-прокурора Священного Синода, князь Н. Д. Жевахов.

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0190978 от 9 февраля 2015 в 17:54


Другие произведения автора:

Огненное соло для растревоженного пульса

На берегу неизвестности

Забыться и заснуть

Рейтинг: 0Голосов: 0710 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!