ДАНЬ УВАЖЕНИЯ КЛАССИКУ

6 марта 2013 — Сергей Каратов
article104798.jpg

 

 

Сергей Каратов

БУДЕТЕ  В  СПАССКОМ,  ПОКЛОНИТЕСЬ…

Тем летом впервые оказался на Орловской земле, увидел краем глаза Мценск, Орел, побывал в музее-заповеднике Спасское-Лутовиново. Столько много читать об этих местах, видеть их по телевидению, в кино, и не собраться самому!  Раньше эти выезды по историческим местам инициировались и проводились писательской организацией. Теперь приходится изыскивать иные возможности. Хорошо, что подвернулась оказия, и я не мог ею не воспользоваться. Федеральное дорожное агентство организовало и  направило автобусную экскурсию со своими ветеранами отрасли.  В этом автобусе нашлось место и для меня…
Июль, лето в разгаре, погода чудесная, а по сторонам прекрасные среднерусские пейзажи. Автобус катит по направлению к Туле, но в город мы не въезжаем. По программе мы должны посетить местный мемориальный памятник воинам на окраине Плавска, защищавшим Тулу и Москву от фашистских захватчиков. Небольшой митинг вместе с представителями власти, чаепитие на воздухе. Потом опять дороги, ухоженные поля, красивые дубравы и березняки.
Позади около четырехсот километров пути, мы в усадьбе великого русского писателя, и  предоставлены нескольким экскурсоводам. Они увлеченно рассказывают об истории усадьбы, о быте писателя, о его пристрастиях и увлечениях.
    А я больше думал о том, какую роль в моем творчестве сыграл Иван Сергеевич Тургенев. Его удивительный реалистический взгляд на окружающий мир, его возвышенный слог о красоте женщины и великолепии природы. И мне приходят строки:
…Сбегаю к дальним берегам,
Где вьются хмель и повилика,
Где наливаются плоды
И женщина
               вся в светлых бликах,
Смеясь,  выходит из воды.
     Писатель с юности был поклонником эллинской культуры, он обожал все, что было связано с эпохой прославления  красоты человеческого тела и свободы духа.  Да, он по своему творческому воплощению является аполлонистом, видящим мир в светлых тонах и божественных обличиях. В отличие от дионисийцев, он отвергает все низменное и безобразное. В этом было его существенное отличие от Ф.М. Достоевского, у которого внимание акцентируется на показе героев униженных и оскорбленных, излишне экзальтированных; и среда их обитания какая-то унылая и серая. На этой почве два писателя серьезно расходились во мнениях.
   Тургенев по большому счету был эпикурейцем и романтиком. Отсюда и вошедший в литературный обиход тургеневский образ женщины, носительницы высоких нравственных идеалов и ярких душевных устремлений. Острова, на которых живут его героини, это роскошные барские усадьбы средней полосы России, с легкой руки Ивана Сергеевича обретшие название «дворянских гнезд». С другим крупным писателем у Тургенева тоже случались размолвки, но однажды побывавший в его усадьбе Лев Толстой писал: «Дом его показал мне его корни и много объяснил, поэтому примирил с ним». Спасское-Лутовиново было для Тургенева тем спасительным уголком земли, куда он возвращался из долгих путешествий и, подобно мифическому герою Антею, коснувшись этой земли ногами, набирался сил для новых литературных произведений, для споров с коллегами-литераторами, для решений конфликтов с власть предержащими и для очередных странствий по России и Европе.
Перед нами дом, который подвергался и пожару, и разграблениям, но, благодаря заботам властей разных периодов истории России (начиная с пожара 1906 года. С.К.), все-таки устоял, сохранился. Невольно  испытываешь чувство гордости за этого удивительного человека, который жил в нем, встречался с друзьями, отдыхал, творил. Внутри все прибрано, украшено насколько это возможно в условиях большого числа посетителей. Занятно видеть бильярдный стол, кресла, шахматный столик, за которым он играл со своими гостями, его неизменные охотничьи принадлежности, без которых он не мыслил себя – настолько пристрастился к этой забаве. Гостиная с картинами на стенах, шторами на окнах, обеденным столом и креслами вдоль стен; кабинет и его рабочий стол с письменным прибором, с настольной керосиновой лампой, с книгами, которые он некогда держал в руках. В кабинете находится и кровать писателя с ширмой, поскольку он засиживался за работой до глубокой ночи. Большая библиотека в доме. Все это навевает ощущение спокойствия и величия духа у того, кто имел возможность находиться в этой среде. Его навещали в разное время Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, М.С. Щепкин, Я.П. Полонский. Подумалось о том, что хорошо принадлежать к богатому сословию. После такого человека остается не только творческое наследие, но и прекрасная усадьба, сохраняющая атмосферу той жизни, которую он отражал в своих произведениях. Парк обсажен кленами,  дубами, украшен липовыми аллеями, которые знавали артперестрелки во время Отечественной войны. На территории усадьбы в ту пору 1942-43 г.г. находился военный госпиталь.
Стиль русских помещичьих усадеб заимствован у французов, у англичан: такие же регулярные сады, газоны, каскады прудов, гаревые дорожки, липовые аллеи и много цветов вокруг дома. Глаза отдыхают от такого благолепия. Недаром нам лучше всего запоминается не музей-квартира того или иного писателя, поэта, художника, а именно поместье, дача, деревня, в которой жил и работал полюбившийся автор. Мы всегда связываем в своем сознании А.С. Пушкина - с Михайловским, Л.Н. Толстого – с Ясной Поляной, С.А. Есенина – с деревней Константиново, А.П. Чехова – с деревней Мелихово, М.А. Волошин – с поселком Коктебель.
Для души человека важен гений места, воздух, вода, простор, пейзаж, которые тоже сыграли свою роль в становлении той или иной творческой личности.
   Принято думать, что И.С. Тургенев всецело посвятил себя любовному порыву, который с молодости увлек его в чужие края. Его божество – это яркая цыганка, талантливая певица Полина Виардо, около которой он и проведет свои лучшие годы. Покинув свое дворянское гнездо, он сел на краешек чужого гнезда, где был вынужден даже свою внебрачную дочь пристроить, поскольку не нашлось другой возможности для ее воспитания.  Надо сказать, мать Ивана Сергеевича - Варвара Петровна, женщина деспотичная и суровая, не давала таких прав для своей незаконнорожденной внучки. Но мне кажется, причины лежат глубже, чем неутоленная любовная страсть творца. Активная и свободолюбивая позиция И.С. Тургенева нередко играла и негативную роль: и аресту он подвергался с изгнанием в глубинку (1852 г. С.К.), и произведения подпадали под цензурное преследование (роман «Рудин»), и в кругу русских писателей он не всегда находил понимание и должную оценку своим трудам.
Одним из его друзей и современников был известный писатель Алексей Писемский. Они состояли в переписке, когда Тургенев находился во Франции. Вот что пишет своему литературному собрату И.С. Тургеневу, 
А. Ф. Писемский: «Хочу поблагодарить вас, что вы познакомили меня с месье Дюран (парижский издатель. С.К.): вы решительно радетель в Европе нашей бедной и загнанной беллетристической литературы».
В этом же письме Писемский убеждает Тургенева относительно романа «Новь»: «Не верьте, вас ввели в заблуждение статейки разных газет; в серьезной части публики роман имеет успех и уж, конечно, со временем получит и историческое значение. Правда, что на вас сердятся и консерваторы, за то, что вы мало побранили грядущих в народ юношей, и радикалы, недовольные тем, что вы мало похвалили сих юношей, забывая одно, что художник, прежде всего, должен быть объективен и беспристрастен и вовсе не обязан писать для услады каких-либо партий».
    Описывая «лишних людей» своего времени, он и себя подразумевал в их числе. Но только на чужбине он смог понять и высоко оценить значение  «великого и могучего». Мне кажется, что по красоте и образности языка Тургенев остается непревзойденным русским писателем, как среди наших классиков, так и современников. Как говорится, много званых, но мало избранных.
Русский дуализм терзал его неуемную душу, которая нашла успокоение на чужой стороне, откуда он писал: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже вероятно никогда не увижу». Так оно и случилось. Ушел из жизни Иван Сергеевич Тургенев 22 августа 1883 году в Буживале, близ Парижа в возрасте около 65 лет. Когда он умер, то в родительском имении со стен попадали портреты его родственников. Совершенно необъяснимый мистический случай.
Мы уезжали из этих мест, и я все время смотрел на заоконные пейзажи, представляя себе на краю луга бодро шагающего крупного мужчину с белой окладистой бородой, с ружьем наперевес, с бегущей рядом легавой собакой. Это он, по возвращении домой и новый роман продолжит, и серию замечательных рассказов под общим названием «Записки охотника», и стихотворения в прозе выдаст, а то просто поделится своими сокровенными мыслями:
«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись… Вне народности ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет».

Январь 2008 г.


© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0104798 от 6 марта 2013 в 12:20


Другие произведения автора:

во!

ШКУРНЫЙ ИНТЕРЕС

БАХЧИСАРАЙСКИЕ РОЗЫ

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 1756 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!