БРЕСТСКАЯ ЦИТАДЕЛЬ - СРЕДСТВАМИ КИНО. (К 70-летию Победы)
Подготовка к 70-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов активизировала во Всемирной паутине обмен мнениями кинозрителей по поводу военных кинофильмов. Идёт полемика и по поводу киноленты 2010-го года совместного производства Беларуси и России «Брестская крепость», которая была выдвинута на соискание национальной кинопремии «Золотой орёл».
Народ, замученный так называемыми блокбастерами, отзывается об этом фильме в основном положительно, а многие даже находят в произведении традиции советского кино, тем самым заслуженно отдавая дань так и непревзойдённому ныне советскому киноэталону последних десятилетий Советского Союза.
Однако я бы не сравнивал «Брестскую крепость» с советскими фильмами, хотя, конечно, ради объективности необходимо признать, что в год 65-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками в этой работе действительно сделана попытка показать тот ужасный зев всепожирающей трагедии, который когда–то разверзла на русской земле гитлеровская Германия. На экране сменяется калейдоскоп страшных кадров: зверства фашистов над советскими людьми; разрывы авиабомб и снарядов, уничтожающих здания и людей; кровавую мясорубку, горы и горы человеческих тел, в том числе детей и женщин настигнутого войной гарнизона.
При этом показана и массовая паника тысяч красноармейцев и офицерских семей, когда по телам убитых в цитадель двигаются немецкие танки, перемалывая их гусеницами многотонных машин.
Всё происходит у кинематографистов в цвете, в деталях, порой натуралистично как в Голливуде, и оттого зрителю становится ещё страшнее. Тем не менее, меня не покидало, как сейчас везде пишут и говорят прозападные репортёры, ощущение «дежавю», то есть, если сказать по-нашему, по-русски, - ощущение того, что я уже всё это видел, в том числе и в начале не так давно выпущенного кинофильма (тоже Россия-Беларусь) «В июне 41-го». Однако, если уж говорить о воссозданных в кино сценах, то следует заметить, что в ряде советских кинолент о Великой Отечественной войне есть и более впечатляющие батальные сцены, поставленные без нынешних компьютерных ухищрений.
Да, всё это, как показано в киноленте, было! Как писали когда-то в школьных учебниках, именно с таким вероломством, с целью истребления русского народа и захвата территории нашей Родины, и вторглась в СССР уже обученная в погромах европейских государств нацистская Германия.
Да, так было! Была и паника (а вы представьте себя ночью, сонного, в кромешном аду, или когда у солдата только штык - против танка!). Но ведь было в Брестской крепости и последовательно организованное, в условиях всеобщей паники, сопротивление превосходящим в сотни раз силам врага. Тогда самые стойкие (почитайте С.Смирнова, который в своё время запротоколировал рассказы единиц уцелевших свидетелей) перед вылазками из крепости на врага просили принять их в партию. И не отсиживались отряды красноармейцев в подземельях, а в лишениях, раненые, без воды и пищи уничтожали захватчиков в течение целого месяца! Только именно такой героизм Красной-Советской Армии и всего народа и позволил, как известно, в конечном счете, победить бронированного милитариста, на которого работала вся Европа и даже закулисно – США.
Правда остаётся правдой лишь тогда, когда она полная, а не частично умалчиваемая! Однако после просмотра кинофильма «Брестская крепость» в памяти в основном остаются именно только паника и трупы. А впечатление от сопротивления отрядов врагу какое-то стёртое, остаётся как бы на втором плане. Но вряд ли надо упрекать за это актёров: каков сценарный материал, таково и воплощение в образы.
Есть в киноленте и досадная неправда: знамя части из крепости никакой мальчик не выносил; в действительности оно было спрятано командованием в развалинах крепости и было отыскано там спустя десятилетия с помощью оставшегося в живых защитника крепости. Да ведь абсурдом выглядело бы – доверить знамя, залог существования действующей воинской части, мальчику, уходящему в неизвестность, на территорию, захваченную оккупантами! Там был мальчик, но он на самом деле потом оказался, как и многие, в плену, прошёл концлагеря в Германии и остался жив.
(Хотя, конечно, мои оппоненты могут возразить в том смысле, что фильм художественный, а, значит, допускается любой вымысел. Я бы ответил, что в любой другой теме, а не касающейся героической страницы, а именно Брестской крепости, - да, натягивайте что хотите. А здесь – конкретное место, конкретная хронология, конкретные герои, о чём можно рассказывать всё теми же художественными средствами кинематографа).
Или вот эта «притяжка»: целый железнодорожный состав немецких десантников, появившихся в Брестской крепости перед нападением Германии. «Откуда прибыл поезд? – вправе спросить зрители. – Со стороны Минска? Пинска? Но там пока ещё свободная советская территория! Может быть, из Польши? Невидимкой через границу? Допустим, но там железнодорожная колея была другого формата: 1435, а не 1524 миллиметра, как в СССР».
Мне трудно судить, изучали ли постановщики «Брестской крепости» историю вопроса. Например, видели ли они советский чёрно-белый фильм об этих же событиях, сделанный на «Мосфильме» в 1956-м году по сценарию советского писателя Константина Симонова, «Бессмертный гарнизон» с участием знаменитого Николая Крючкова (который легко найти и посмотреть в реальном времени в Сети). Конечно, эти два фильма трудно сравнивать, поскольку советский кинематограф той поры находился ещё в состоянии отрочества и страдал некоторой наивностью (если судить с высоты сегодняшнего дня). Тем не менее, в «Бессмертном гарнизоне» уже была видна особенность, которую обретал кинематограф: проникновение в характер человека в любых исторических обстоятельствах. В сегодняшней «Брестской крепости» этого проникновения, на мой взгляд, значительно меньше, чем было у киношников 54 года назад.
И последнее, - как постскриптум.
Мне жаль, что авторы фильма «Брестская крепость» не обозначили, хотя бы в титрах, советского писателя Сергея Смирнова. А ведь это он, и только он, с конца 40-х и в начале 50-х годов прошлого века, набивая себе шишки, от первого до последнего эпизода, с помощью уцелевших в немецких (увы, и в советских) концлагерях защитников Брестской крепости, восстанавливал для народа правду и хронику событий Брестской цитадели июня-июля 1941-го года. А до него в событиях Великой Отечественной войны Брестская крепость в лучшем случае не упоминалась. В худшем – о 10-тысячном гарнизоне крепости текла официальная худая молва. Не будь Сергея Смирнова - не было бы и этого фильма.
. Другие произведения автора:
Лялька Блюм
Прощай, хозяин! Я пошёл умирать...
Человек ниоткуда. Зарисовка с натуры
Это произведение понравилось: