Композитор Борис
Андреевич Мокроусов родился в 1909 году в Канавино, под Нижним Новгородом, в
семье железнодорожника. Очень любил родную природу, Волгу, гордился, что он
волжанин.
Он учился в
Горьковском музыкальном техникуме, подрабатывал тапером. Затем поступил в Московскую
консерваторию. Окончил ее в 1936. Первая его песня, ставшая известной, – «Милый
мой живет в Казани».
В начале войны
Мокроусов служил на Черноморском флоте. «Это был блестящий морской офицер, –
вспоминал певец Владимир Бунчиков. – Красивый, строгий, учтивый». В 1942
композитор пишет суровый, чеканный марш «Песня защитников Москвы», а в 1943 –
знаменитый «Заветный камень». Мужественность и мощь звучат в этом произведении.
Леонид Утесов говорил, что кроме царь-пушки и царь-колокола есть и царь-песня.
Это «Заветный камень».
В 1948 Мокроусов за
песни «Хороши весной в саду цветочки», «Песня о родной земле», «Одинокая
гармонь», «Заветный камень» получил
Сталинскую премию. Деньги это были немалые. Можно было, например, купить
несколько машин. Но он распорядился премией иначе. В деревенской пивной он
угощал водкой всех желающих, в основном совершенно незнакомых людей. Ящики с водкой даже ставили
на обочину дороги. Через две недели Сталинская премия была пропита… Выпить
Борис Андреевич любил. Может, поэтому и
умер рано, в 59 лет. Во всем он был очень русским, и в этом тоже.
Конец сороковых и
начало пятидесятых – пик в творчестве композитора. Именно тогда появляются его
шедевры – «Сормовская лирическая», «На крылечке», «Хвастать, милая, не стану», «Мы
с тобою не дружили», «Осенние листья». Популярность Мокроусова в то время была огромной.
Его песни сразу подхватывала и пела вся страна. Их исполняли самые известные певцы
– Лемешев, Пирогов, Рейзен, Отс, Шульженко, Утесов, Бернес.
Его произведения исполнялись и за рубежом. Ив Монтан пел «Одинокую
гармонь» и «Когда поет далекий друг». Кроме французского, песни Мокроусова
звучали на итальянском, польском, финском, китайском, корейском, японском…
Высоко ставил талант
Мокроусова Исаак Дунаевский. «Заветный камень» он называл лучшей песней о
войне, «Сормовскую лирическую» горячо защищал от надуманных нападок. Его сын,
композитор Максим Дунаевский, вспоминал: «…отец говорил, что композитор
Мокроусов писал музыку с такой душой, что наворачивались слезы…»
У Мокроусова есть
песни на гражданскую тему («Зацветает степь лесами», «Когда весна придет, не
знаю», «Это вам, романтики», «Ярославна»), о моряках («Море шумит», «Прогулка»,
«Скрылись чайки»), о солдатах («Дорожка фронтовая», «Жди солдата», «Возраст
призывной»). Но больше всего у него песен о любви: «Назначай поскорее свидание», «Костры горят далекие», «Ясной
ночкою», «Вечерком на реке», «Ты рядом», «Буду ждать тебя», «Всегда ты хороша»,
«Вьется в даль тропа лесная» и многие другие.
«Мокроусов – истинный
лирик, – писал поэт Марк Лисянский, – он всегда мне представлялся Сергеем
Есениным в музыке». Поэт так описывает свою первую встречу с ним: «Дверь мне
открыл красивый, широкоплечий, плотный, крепкий, выше среднего роста,
светлокудрый и голубоглазый человек в белой рубашке с лихо расстегнутым
воротом. Что-то в нем было волжское, бурлацкое, разинское и в то же время очень
простое и бесхитростное. Ничего от знаменитости. Открытый теплый взгляд из-под
темных аккуратных бровей, добрая улыбка…»
Лисянскому
принадлежат слова «Осенних листьев» – одной из лучших лирических песен. У нее
было множество исполнителей: Обухова, Нечаев, Красовицкая, Алла Иошпе, полька
Пшибыльска, Пугачева, молодая певица Зара и даже Аркадий Райкин.
Сходился с людьми Мокроусов
нелегко, но подружившись, становился другом искренним и верным. С ним дружили многие
композиторы, певцы, поэты-песенники. Особенно он был дружен с поэтом Алексеем
Фатьяновым.
В творчестве Мокроусова
часто встречается шутка. Он и в жизни шутку любил, обладал замечательным
чувством юмора.
Все его песни – и
веселые, и грустные, и даже мужественные песни военных лет – отличаются
задушевностью, проникновенностью. Борис Андреевич подчеркивал, что в песню надо
вложить душу, без этого она ровно ничего не стоит. И его душа – страстная,
добрая, чуткая – видна в каждой песне. Его произведения отмечены высоким
вкусом, чистотой и благородством чувств.
Обычно Мокроусов,
работая над песней, сначала писал мелодию, а уже потом поэт сочинял слова.
Он пробовал себя в
разных жанрах. Написал симфонию, оперу «Чапай», оперетту «Роза ветров».
Популярны были танцы из этой оперетты. Но главной его любовью была песня.
Кстати, деление на так называемую серьезную музыку и так называемую легкую
весьма условно. Музыка делится на хорошую и плохую. Хорошая песня может быть
глубже, содержательней, серьезней иной симфонии. Песня относится к классической
музыке, как поэзия к прозе. Утверждение, что классическая музыка выше
песни равносильно утверждению, что проза выше поэзии.
Последней работой
Мокроусова – и какой удачной! – стала музыка к фильму «Неуловимые мстители». Когда начались съемки «Новых приключений
неуловимых», композитора не стало. На режиссера фильма Эдмонда Кеосаяна
личность Мокроусова произвела очень сильное впечатление: «Он был нежнейшим,
искренним человеком. Да это же понятно, это видно по его музыке. Доброты он был
неповторимой. <…> И, конечно, он был бесконечно ранимым, незащищенным,
как всякий по-настоящему большой талант. <…> Есть у меня горькое,
неутихающее чувство боли. Когда я вспоминаю о Борисе Андреевиче Мокроусове, великом
русском песеннике (я не преувеличиваю – великом!), перед глазами встает картина
– грустная, неповторимая, последняя… Гроб… И некому поднять. <…> Поднимали мы его
со своими, "неуловимыми" – четверо пацанов 14 – 15-летних и я <…>
Нет, не так должно было проводить в последний путь Бориса Андреевича
Мокроусова. Не так!»
Не дожил композитор
до успеха своей «Вологды». Интересна история этой песни. Написана она была в
1956 году. Тогда же ее спел Владимир Нечаев. Песня осталась незамеченной. Через десять лет она прозвучала в спектакле «Белые облака». И опять не
завоевала популярности. Лишь в 1976, когда песню исполнил ансамбль «Песняры», она стала знаменитой. Спеть «Вологду» «Песняров» уговорил – с большим трудом – один из участников ансамбля,
вологжанин. А если бы не уговорил?
Советская песня – это
особое, уникальное явление. Сколько прекрасных мелодий! Сколько талантливейших
композиторов! И Мокроусов – в первом ряду. Вот только званиями и наградами
избалован он не был. Сталинская премия второй степени и звание заслуженного
деятеля искусств Чувашской АССР – это явно мало для композитора такого масштаба.
При всей своей доброте и мягкости Мокроусов в вопросах творчества был
принципиален, тверд, упрям. Говорил то, что думал. Мог быть резок в оценках и
суждениях. Правдивость была свойством его натуры, отмечал композитор Борис Терентьев.
Кто-то обижался. В Союзе композиторов у него были недоброжелатели. Некоторые
обвиняли Мокроусова в «цыганщине». Возможно, причина в этом.
Но главное, что его
лучшие песни продолжают звучать. Это важнее любых премий и званий.
Другие произведения автора:
10 лучших стихов русских поэтов на мой взгляд
Скандинавы в России
Любовь в интернете
Это произведение понравилось: