Люди перестают мыслить,
когда перестают читать
Дени Дидро
Помните известную цитату Канта: «Двое смотрят в лужу. Один видит в ней
грязь, а другой - звезды, которые там отражаются»? Нетрудно догадаться,
что эти двое - люди с разным культурным и духовным уровнем.
От чего зависит тот уровень? Каким он должен быть в нынешнем
цивилизованном мире? И какие именно факторы влияют на формирование
духовного мира человека? – об этом можно говорить долго, и каждый будет
по-своему прав. Да и аргументы каждого, подкрепленные собственным
опытом, будут иметь особый вес.
Думаю, стоит остановиться на одной из проблем современного общества:
отношение к художественной литературы, как могучего фактора в
формировании духовности (душевности!) молодого человека.
Двадцать первый век, мы живем в столь сложное время, когда
информационные технологии не только мораль, но и человека со всеми ее
проблемами отодвинули на второе, пятое, а отчасти - и десятое место!
Ныне, как некогда в Древнем Риме, главным лозунгом эпохи остается все то
же: «Хлеба и зрелищ!». Один из героев романа М. Булгакова «Мастер и
Маргарита», наблюдая за бездуховной толпой москвичей двадцатых годов
прошлого века, метко заметил: «За две тысячи лет внутренний мир людей
совсем не изменился. Они все такие же...»
Неоспоримым был и остается тот фактор, что духовность человека формирует
книга, а именно - художественная литература как искусство слова. Книга
всегда несла в себе не только знания, но и мораль, те «неписаные
законы», по которым человечество жило, творило свою историю и передало
потомкам в духовное наследие вечные тезисы: «Возлюби ближнего своего как
самого себя! Не убей! Не укради! Не пожелай добра чужому!»
Не потому ли нас так заполонило суетное, пустое и бездуховное жизни, что
люди утратили потребность читать, а, следовательно, и свободно мыслить?
«Книга творит человека!» - Это высказывание тоже потеряло свою
актуальность, поскольку на первом плане сейчас у нас не общечеловеческие
качества, а жажда обогащения и стремление сделать карьеру любым
образом, иначе - не выжить! Этот фактор – чего там греха таить -
затягивает человека в бездну. Вместо того чтобы быть «свободным»,
развиваться и совершенствоваться, мы превратились в марионеток, своего
рода «зомби», которыми управляют обстоятельства, корыстные мотивы. А
ежедневная жизненная суета? Кто может похвастаться, что не является ее
жертвой? Успевает хотя бы иногда увидеть, как утром восходит солнце?
Разглядеть на небе мохнатые звезды?.. Как расцветает цветок?..
Можно понять тревогу родителей за будущее своих детей и того общества, в
котором им придется жить. Особое значение проблемы приобретает в наше
время, когда в России надвинулась реальная угроза внедрения гендерной
политики со всеми вытекающими последствиями. Но огромная проблема
состоит в том, что данная теория трактует понятие «гендер»
(приобретенного статуса в обществе) и борьбу за его равенство предельно
широко, часто не согласуясь с многовековым укладом и традициями
общества. Не хочется представлять «жизнь» такого «общества» лет через
пятнадцать – двадцать, ведь легко спрогнозировать, к чему может привести
нашу нацию к пустоте бездуховной жизни...
Учителя и библиотекари давно бьют тревогу: дети перестали читать - их не
оторвешь от компьютера, планшета, игровой приставки. Резко снизилась
читательская культура (об этом утверждают читательские формуляры
школьных и городских библиотек). Растет преступность, наркомания,
токсикомания, пьянство... Деградация российского общества идет полным
ходом, и, к сожалению, в нем очень мало сил, способных реально
противостоять этому ужасному процессу. Все больше в школу приводят детей
с умственными и психическими недостатками, не говоря о физических
отклонениях... А общее здоровье россиян? Все более частые случаи
смертности учащихся школ на уроках физкультуры?! А суицид среди
подростков и молодежи! Неужели мы об этом не знаем? Разве об этом
неизвестно?
Знаменитый российский историк IX века. В. Соловьев отмечал: «Горе тому
обществу, где порок не ищет темных углов, а горделиво разгуливает при
дневном свете по улицам и бульварам». Эту мысль можно продолжить и
обобщить: такое общество приобретает признаки ада!.. Данте Алигьери,
совершая путешествие в потусторонний мир, описывая девять кругов ада
(поэма «Божественная комедия»), даже в страшном сне не мог представить
того, что «творят» будущие поколения – наши с вами современники.
Просмотрев любой информационный вестник, убеждаешься: наша жизнь ничем
не лучше ада Данте!
«Бездуховность нации ведет к ее вырождению!» Этот тезис был взят на
вооружение в ряде развитых европейских стран. В США в 2002 году на
заседании Совета Безопасности вопрос о поднятии роли книги и престижа
чтения в обществе рассматривалось как стратегическое. Для решения его
уже в 2003 году из государственного бюджета страны было выделено 8 млрд.
долларов. В Голландии 2009 год был объявлен годом чтения. В стране
приобщились к книге почти все – от президента до школьников. Глава
государства в прямом эфире делился впечатлениями и собственными
соображениями относительно прочитанных в последнее время книг, принимал
участие в публичном обсуждении изданий, которые вызвали общественный
резонанс. Чтение – это поистине государственное дело!..
Из общения с людьми могу сделать вывод. Мне не надо долго изучать
особенности жизни каждой семьи и их детей – все видно как на ладони по
одному лишь фактору: роли книги в жизни мамы и отца, а, следовательно, и
самого ребенка... «Книга дает возможность не только накапливать знания
по капле», как утверждал Айзек Азимов, но и станет мощным духовным
стержнем, который не даст растеряться в сложном житейском море, не даст
потерять нравственный ориентир.
Дети, которые любят читать, никогда не бывает скучно, они знают, чем
заполнить свое свободное время: в мире столько интересного! Ребенок
«читает книги», не уйдет в подвал, на крыши, его не будут привлекать
сомнительные друзья. Потому что есть настоящие, проверенные временем и
поколениями: Том Сойер, по-взрослому мудрая девочка Полианна, маленькая
Герда, которая силой веры и любви разрушила чары зла в лице Снежной
Королевы, озорная Пеппи Длинныйчулок, добрый, искренний Оливер Твист и
благородный рыцарь Айвенго... Они приходят к читателю из волшебного мира
книги в детстве и навсегда остаются, путешествуя с ним во взрослой
жизни...
И еще одна проблема: мыслящие родители забили тревогу: почему нашим
детям все больше навязывают «чужих по духу и ментальности» псевдогероев,
таких, как Гарри Поттер, которые борется с «плохими» родственниками,
родителями, учителями с помощью черной и белой магии? Всегда, во все
времена колдовство было наложено табу, в нашем же преступном веке в него
уже втянули и детей...
Мировые писатели – классики во все времена заботились о том, чтобы
созданные ими шедевры поднимали читателя «вверх»: до света, добра,
правды, облагораживали его, вдохновляли. Известно, что многие из них
были не просто талантливыми, но и верующими людьми. Пожалуй, только на
умных книгах можно прикоснуться к высокой истине!
А с двадцатого, теперь уже прошлого века, предостережением звучат слова
писателя-фантаста Рэя Брэдбери: «Непрочитанные книги могут жестоко
отомстить!..»
Попробуем противостоять тому, чтобы они «отомстили»!
16.09.2015г
А Вы много читаете?
26 января 2016 — Котя Ионова
Рейтинг: 0Голосов: 0526 просмотров
Нет комментариев. Ваш будет первым!