ВСЯ ЖИЗНЬ - ТЕАТР

25 ноября 2013 — ЕЛЕНА СОСЕДОВА
article146237.jpg

                                        ВСЯ  ЖИЗНЬ - ТЕАТР

Васечкин собирался на работу, что называется, «на автопилоте». За долгие годы, что он трудился на родном предприятии, маршрут  до работы и обратно до дома  был отработан до автоматизма. Иногда, Васечкин «включался» уже только  на своём рабочем месте.  Вот и сегодня, возвращаясь домой, он почти  преодолел длинный переход в метро, когда вдруг почувствовал , что  здесь что-то не так. В переходе, как обычно, было полно пассажиров, спешащих   перейти на другую  ветку метро, и там же стояли, сидели, и даже  лежали  попрошайки и бомжи, зарабатывающие себе на жизнь. Что делать, каждый зарабатывает , как может. Одну молодую  беременную женщину с огромным животом, держащую в руке табличку  с надписью  «ПОМОГИТЕ НА ЖИЗНЬ» , он видел второй год на этом месте, и никак не мог понять, она уже второй раз беременна или вынашивает слонёнка?          В числе постояльцев перехода был  и молодой  здоровый парень лет 30.  Он полулежал у стены , а рядом стоял стакан  и кусок картона с откровенным текстом «ПОДАЙТЕ НА БУХЛО». В стакане на дне виднелась какая-то мелочь, а парень был изрядно пьян.  Там же стояла старушка со слезящимися глазами. У неё не было никаких табличек, она просто  протягивала дрожащую руку, в надежде на  помощь. 

Васечкин пытался понять, что его выбило из привычного ритма, когда увидел, а вернее, сначала  услышал, громкие женские вопли с призывом подать несчастной  на пропитание. Потом он  увидел и исполнительницу. Ею оказалась женщина на вид лет 35-40,  одетая в какие-то лохмотья, стоящая на коленях. Она истово крестилась и голосила, как профессиональная плакальщица  на похоронах.  Васечкин подумал : «Её бы к нам  в театр ! Да ввести в состав спектакля . А то эта  Смирнова - не то , не сё. Ни с чем пирог , как любила говорить  мама. Держу её только потому, что директорская протеже. Так ведь талант директорским велением не появится. Он или есть, или его нет.» .  Васечкин кроме своей основной работы на производстве, был ещё и  творческой личностью.  Пару лет назад он организовал самодеятельный народный театр, в труппу которого собрал способных сотрудников, неравнодушных к театру. Не обошлось, правда, и без случайных  людей, вроде Смирновой.  Они ставили в основном классические произведения, но спектакли всегда проходили с успехом. На этот раз, решили поставить пьесу никому неизвестного автора, но, как считал  Васечкин, весьма талантливого и самобытного, некоего Лоханкина . Его повесть «ВСЯ ЖИЗНЬ – ТЕАТР» показалась  интересной, был написан сценарий , и принято решение ставить спектакль.   Всё шло довольно неплохо, однако , на главную роль героини подходящей кандидатуры  кроме Смирновой не было,   но она эту роль явно «не тянула». 

Услышав  в переходе метро «плакальщицу», Васечкин понял – вот то, что надо!  И направился  к  кандидатке в актрисы на переговоры.   Подойдя к самозабвенно рыдающей женщине, он положил перед ней тысячу рублей. Женщина мгновенно замолчала, взяла купюру в руки , внимательно рассмотрела со всех сторон, и подняла глаза на Васечкина.

- Это мне?!

- Ну, а кому же?

- Так много ? Мне  никогда столько не подавали….

- Вы сможете получать еще больше, если согласитесь на моё предложение.

Женщина насторожилась.

- Что за предложение?

- Вы уже сейчас неплохая актриса, а если придёте работать в мой театр, станете звездой  сцены.  У вас определённо дар драматической  актрисы . Во всяком случае, выступления  здесь, в переходе метро,  приносят вам  только доход, а в театре ещё и популярность.

Васечкин кивком показал на стоящую кружку, полную мелких монет, вперемежку с бумажными купюрами и стоявших рядом бомжей, смотревших на неё с нескрываемым восхищением.   Реакция оказалась неожиданной. Женщина бросила ему в лицо  тысячу рублей , и разразилась гневной речью, смысл которой сводился к  тому, что у него , у Васечкина, нет ни совести, ни чести, а также отсутствуют душа и сердце. Как только ему пришло в голову (хорошо, что её наличие у плакальщицы не вызывало  сомнений), что она здесь играет роль несчастной!  Как этот человек (жест в сторону Васечкина) может так        низко думать о людях! Она говорила громко, с большим чувством. Васечкин с удовольствием слушал этот монолог, убеждаясь, что он нашёл то, что искал , пока не увидел, что вокруг собралась приличная толпа, а  он оказался  в центре внимания. Толпа угрожающе молчала.  Он счёл за благо наскоро попрощаться, незаметно бросив в кружку свою визитку, и сквозь расступающуюся  толпу пошёл к поездам.

Весь вечер Васечкин находился под впечатлением от неожиданно встречи и гадал, позвонит или не позвонит ? Потом рассудив, что, как умная женщина (в  чём он нисколько не сомневался), «плакальщица» обязательно позвонит. Он даже  определил время, когда это случится – через три дня.  Васечкин   успокоился и лёг спать. Жизнь снова вошла в привычное русло.

Прошло три дня. Рабочая неделя закончилась, наступили выходные. Весь субботний день телефон молчал, и вот в девять часов вечера раздался звонок.

- Здравствуйте! Это Варвара. Из перехода в метро. Вы мне предлагали работу в театре. Помните? Я еще накричала тогда на вас. Вы уж простите, но это было необходимо сделать, иначе меня  больше не пустили бы на это место свои же.

Васечкин был рад. Во-первых, он оказался прав, а во-вторых, в труппе его театра, похоже, появится  талантливая актриса.

- Очень рад вас слышать,  Варвара!  Меня зовут Алексей Алексеевич. Нам нужно поговорить и обсудить моё предложение вам. Жду вас через час  на вашем месте  в переходе метро. Договорились ?

- Хорошо. Через час я буду.

Васечкин  шёл на встречу со смешанным чувством. С одной стороны – эта Варвара -  безусловно, талантлива, с другой -  её попрошайничество могло оказаться реальностью. А если ей ещё и жить негде? Что тогда делать? Не к себе же её забирать?... Он пришёл на место встречи первым. Знакомой фигуры в лохмотьях не было. «Обманула»,  - пронеслось  у него в голове. В это же время, кто-то легко тронул его за плечо. Обернувшись, увидел женщину в самом расцвете настоящей зрелой женской красоты.

- Алексей Алексеевич?

- Да….

Васечкин немного растерялся.

- А я  Варвара. Я звонила вам сегодня.

Метаморфоза, произошедшая с «плакальщицей» , была столь  неожиданной, что Васечкин  остолбенел. В этой красивой, элегантно одетой женщине было невозможно не только узнать, но даже заподозрить ту оборванку, голосившую на весь  переход!

- Так, я вас слушаю.

Проворковала Варвара.

Васечкин был настолько ошарашен, что у него вылетела из головы заготовленная заранее  убедительная  речь .  Он смущённо предложил Варваре посидеть в ближайшем кафе и обсудить вопрос её трудоустройства.

  Васечкин по дороге в кафе постепенно пришёл в себя, и за столиком уже спокойно и уверенно рассказывал о театре, актёрах и пьесе, в которой ей предстоит сыграть главную роль, и о самой роли.  Ему очень хотелось узнать всё об этой женщине, но спрашивать он не решался. В целом, договорённость  была достигнута, но с одним условием. Варвара просила дать ей один день в неделю, чтобы появляться в переходе метро  на своём месте. Она не объяснила, зачем ей это нужно, а он не стал спрашивать. Пока не стал…

… Варвара после  разговора в кафе находилась в приподнятом настроении. Её мечта стать актрисой, пусть через много лет, но  всё-таки сбывается!   Она вспоминала, как  она приехала покорять столицу, решив поступать в театральный институт, как отчаянно рыдала, когда выяснилось, что не прошла по конкурсу.  Потом , чтобы не возвращаться домой ни с чем, поступила в знаменитую Плехановку  или в просторечии «плешку», получила  диплом экономиста, и была принята на работу в коммерческий банк «Достоевский», где проходила преддипломную практику.  Варя произвела там хорошее впечатление, и  ей предложили место операционистки в клиентском отделе, работать  непосредственно с людьми.  Её это устраивало, Варя не собиралась закапываться в бумаги бухгалтерии, ей хотелось общения с и новых впечатлений.  Найти работу в те годы было сложно, и Варя посчитала, что ей просто повезло. Молодых специалистов - пруд пруди, а достойной работы  - не найти. Там она познакомилась с Максом, а   через год  вышла за него  замуж. Это была её следующая удача. Муж  был  клиентом их банка -  индивидуальный предприниматель (ИП), имеющий  несколько цветочных магазинчиков.   Разница в возрасте в 15 лет её нисколько не смущала. Максим Сергеевич , или Макс, как она его звала, выглядел значительно моложе своих лет. Они смотрелись красивой парой. Потом родился сын Костик.  Макс настоял, чтобы она бросила работу и занималась домом и ребёнком. А через пять лет Макса не стало.  Её бывший банк рухнул, не успев даже выплатить зарплату сотрудникам. На этой почве у мужа случился обширный инфаркт. Банк обанкротился в одночасье, оставив сотни тысяч таких же ИП как Макс , без копейки. Спасибо, что государство позаботилось хоть как-то о простых гражданах, их вклады были застрахованы, и  гарантировалось  возмещение  ущерба в размере 700 тысяч рублей по вкладу, в то же время предприниматели вообще остались ни с чем. Интересно, почему? Или они не такие же граждане страны?   Или они зарабатывают деньги не своими умом и нервами, а на них они валятся с неба? Сейчас в кошельках  жителей крупных городов можно увидеть  до десятка пластиковых карт разных банков. Но это совсем не говорит о высоком уровне их доходов, скорее – собственная страховка от финансовых катаклизмов. Следуя мудрым советам  специалистов в области экономики, постоянно проводящим просветительскую  работу среди населения , свои сбережения   граждане, которым есть что сберегать,    теперь держат не в одном банке, а в нескольких, на случай  банкротства какого-то одного из них. Принцип «хранения яиц в нескольких корзинах» постепенно  прижился и в России.  Но это не касалось Вариной семьи.  Всё, что зарабатывалось, вкладывалось в банк, где она работала.

   Варя осталась с пятилетним сыном без работы и денег.  Наличных денег в доме не оказалось,  жить было не на что. Варя попыталась устроиться на работу, но безрезультатно.  Пятилетний перерыв в работе сделал своё дело.   Ей везде отказывали. И Варя решилась на отчаянный шаг, переступив через себя ради ребёнка, ради того, чтобы просто им не умереть с голода.  Вспомнив свои актёрские способности, она с помощью грима , парика и старой  одежды, превращалась в бомжиху и шла попрошайничать  в метро. Это неблаговидное занятие стало её работой  почти на  год. Оказалось, что таким образом можно неплохо зарабатывать. Во всяком случае, Варе хватало денег, чтобы  они с сыном жили без шика, но и  ни в чём не нуждались. Со временем нашлась нормальная работа. Казалось бы, можно закончить играть роль бомжихи, но  Варвара не могла этого сделать. Уже работая на новом месте и имея приличный заработок, она продолжала один раз в неделю по пятницам появляться на своём месте в переходе метро и лицедействовать.  Только все деньги, которые собирала за день, она отдавала  старой женщине, тянувшей на свою копеечную пенсию внучку-инвалида детства. Мать, узнав, что девочка неизлечимо больна, бросила ребёнка на бабушку  и уехала куда-то за Урал. Денег не присылала, не писала, не звонила. Просто  забыла об их существовании. Варя частенько к собранным   в переходе деньгам  добавляла свои, чтобы  её подопечная могла купить девочке необходимые лекарства.   Такой порядок в жизни Варю вполне устраивал несколько лет, и надо же было появиться этому Алексею Алексеевичу в её судьбе, да с таким предложением, от которого она  не смогла отказаться.  Играть в театре – мечта её жизни, неожиданно воплощается , спустя много лет. Конечно же, на предложение  она согласилась, но выпросила себе один день в неделю, чтобы продолжить помогать больной девочке и её бабушке, играя роль попрошайки.

Теперь, после своей основной работы, Варя бежала в театр на репетиции. Роль ей давалась легко, она  сама получала удовольствие от работы над ролью.  Васечкин был очень доволен Вариной работой. Он понимал, что не ошибся  -  у неё  несомненно был  талант.  Скоро должна была состояться премьера спектакля. По городу вблизи станций метро расклеили афиши,  помещение, арендуемое  под  театр, было рассчитано всего на 100 зрителей. Васечкин не тешил себя иллюзиями по поводу аншлага. Автор пьесы  - никому не известен, актеры  - не популярные звёзды, нечего  и говорить о полном зале, половину бы заполнить зрителем.

В день премьеры волновались все без исключения. Варя пришла задолго до начала спектакля, внешне  казалась спокойной и сосредоточенной. На самом деле, внутри у неё всё дрожало одновременно  от страха и счастья.  Выходить на сцену впервые в жизни – очень страшно, но это же было для неё счастьем. К всеобщему удивлению, зрительный зал заполнился почти полностью. Оставался свободным только самый последний ряд. Да и то не долго – вскоре  и там появились зрители. Спектакль  начался.

…Такого успеха никто не ожидал! Савелий Лоханкин и Васечкин счастливо  улыбались, раскланиваясь вместе с актёрами на сцене.  Варя принимала  от зрителей букеты  цветов и передавала их другим актёрам.  Спектакль прошёл «на ура!».

После премьеры всем коллективом отправились в ближайшее кафе отметить успех  и обменяться впечатлениями.  За столом Васечкин случайно (а может быть, и не случайно) оказался сидящим рядом с Варей. Она вся сияла и была так хороша, что у Васечкина сладко заныло   в груди и стало жарко. Ощущение было хорошо знакомым, но давно забытым. И вот, кажется, сердце снова ожило. Он то и дело бросал на Варю взгляды, а она, казалось, ничего не замечала, оживлённо разговаривая с участниками спектакля.   

…  Варя   всем телом чувствовала горячие  взгляды Васечкина, но старалась сохранять самообладание и делала вид, что  ничего не замечает.  Посиделки   в кафе завершились ближе к полуночи. Васечкин вызвался проводить Варю домой. Она не стала возражать. Оказалось, что живёт она совсем  рядом с театром.  Васечкин загрустил -  он рассчитывал на длительную прогулку и приватный разговор , а они через 10 минут уже стояли у подъезда Вариного дома.  Смущённо распрощавшись, Васечкин поплёлся к метро. Возвращаясь в свою холостяцкую берлогу, он думал о Варе. В последнее время она  всё больше занимала его мысли. Васечкин вздохнул : «А не пора ли тебе жениться, Алексей Алексеевич?», и сам же себе ответил : «Пора, батенька… пора…».

Их роман  стремительно развивался на глазах театральной общественности, как и положено, обрастая слухами и сплетнями. Варя рассказала Алексею, как она оказалась в роли попрошайки, и зачем ей нужен один свободный день в неделю . Васечкин был поражён Вариным характером, но одной ей ходить  в переход на «вахту»  запретил. Теперь по пятницам они бомжевали вдвоём, в другие дни оттачивая актёрское мастерство на публике. Как ни странно, в театре большинство за  них радовались. Варя как-то очень плавно и органично вписалась в коллектив и стала «своей» .  Все её уважали за несомненный талант,  мужчины оказывали ей знаки внимания,  слегка раздражая  женскую часть коллектива.    Единственной, считавшей себя незаслуженно обиженной, была та самая Смирнова – «пирог ни с чем». Она даже пожаловалась директору  на несправедливость, но тот, побывав на спектакле с Вариным участием, понял, что сравнивать Смирнову с Варей         просто некорректно. Варя – действительно актриса, и талантливая ! А Смирнова – посредственность, и ему теперь было стыдно за то, что он в своё время пропихнул   её в состав труппы . Да и потом, он недавно принял на работу новую секретаршу – Настеньку, милое создание с ангельскими глазами и широкими бёдрами…

 

Через полгода в театре был двойной праздник. Во-первых, театр завоевал на конкурсе самодеятельных театральных коллективов первое место и был приглашён с выступлениями в дружественную Белоруссию, а во-вторых, перед гастролями  состоялась свадьба  Вари и Васечкина.  Театр отправился в Минск в полном составе,  поехала даже Смирнова. Ей не поручали большие роли, но в массовках и небольших ролях с минимум реплик, её задействовали успешно. Спектакли прошли с аншлагами. Гордые и счастливые артисты вернулись домой.  Уже на вокзале в Москве  кто-то предложил отметить общий   успех и собраться в пятницу в каком - нибудь кафе. Васечкины переглянулись. и Алексей ответил: « Извините, но по пятницам мы заняты».               

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0146237 от 25 ноября 2013 в 18:58


Другие произведения автора:

ПОД ЛАСКОЙ ПЛЮШЕВОГО ПЛЕДА

ИГРУШКА

НАКАТИЛА ХАНДРА

Рейтинг: +10Голосов: 101091 просмотр
*********** # 25 ноября 2013 в 19:04 +2
Как приятно читать качественную прозу! Спасибо. Вы молодец!
ЕЛЕНА СОСЕДОВА # 25 ноября 2013 в 19:05 +2
БЛАГОДАРЮ, ТАТЬЯНА! РАДА, ЧТО НОВЕЛЛА ПОНРАВИЛАСЬ!
ВЛАДИМИР ЛИЩУК # 25 ноября 2013 в 19:16 +2
ВЫ, ЛЕНА, ИЗ НИЧЕГО СДЕЛАЛИ КОНФЕТКУ! КОНЕЧНО, НЕ ИЗ НИЧЕГО - ЭТО ПЛОХО СКАЗАНО! УЖЕ СТАВШУЮ ПРИВЫЧНОЙ, КАРТИНУ, МИМО КОТОРОЙ ПРОХОДЯТ МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ В МЕТРО, ВЫ СМОГЛИ ПРЕВРАТИТЬ В ТРОГАТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ИНТЕРЕСНОЕ И ЗАХВАТЫВАЮЩИЕ ДЕЙСТВО С ХОРОШИМ КОНЦОМ! БРАВО! С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПРОЧИМТАЛ! С УВАЖЕНИЕМ. br
ЕЛЕНА СОСЕДОВА # 25 ноября 2013 в 19:25 +1
ВОЛОДЯ! ДЛЯ МЕНЯ ТАК ВАЖНО БЫЛО УЗНАТЬ ВАШЕ МНЕНИЕ! ПУСТИТЬСЯ  В "ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ",  БЫЛО НЕМНОГО НЕПРИВЫЧНО, В СОАВТОРСТВЕ  КАК-ТО СПОКОЙНЕЕ. ТЕМ ПРИЯТНЕЕ УСЛЫШАТЬ СЛОВА ОДОБРЕНИЯ ОТ ВАС, ДОРОГОЙ СОАВТОР!
СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА ПОДДЕРЖКУ И ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ!

Любовь # 25 ноября 2013 в 21:36 +1
ЕЛЕНА СОСЕДОВА # 25 ноября 2013 в 21:37 +1
БЛАГОДАРЮ, ЛЮБОВЬ!

Stefanija Kamininiene # 25 ноября 2013 в 21:59 +2
Зачиталась я вашей прозой, Елена, даже остановиться не смогла...Такая экспрессия момента, сюжета...так "завязала "ситуацию...Драматург отдыхает!Браво! Порадовалась! thumbup  013smile  arb10
ЕЛЕНА СОСЕДОВА # 25 ноября 2013 в 22:25 +1
ФАНИЯ! СПАСИБО ЗА ТЁПЛЫЙ ОТЗЫВ И СТОЛЬ ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ!  

Виктор Бекк # 25 ноября 2013 в 22:34 +2
Приятный сюжет , интересные  факты !!!!Лена-вы талант !!!!!!!!!! 013smile
ЕЛЕНА СОСЕДОВА # 25 ноября 2013 в 22:41 +1
ВИКТОР! ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ!!!! НЕВЕРОЯТНО  ПРИЯТНО ПОЛУЧИТЬ ОТ ВАС ОДОБРЕНИЕ!

LUKAS # 26 ноября 2013 в 05:09 +2
Легкая ирония, счастливый финал, хороший слог, что еще нужно для удачной новеллы?
ЕЛЕНА СОСЕДОВА # 26 ноября 2013 в 08:24 +1
СПАСИБО!!! ОЧЕНЬ ПРИЯТНО, ЧТО ЗАГЛЯНУЛИ!  РАДА, ЧТО ХВАТИЛО ТЕРПЕНИЯ ДОЧИТАТЬ ДО КОНЦА!

LUKAS # 26 ноября 2013 в 12:00 +1
Я там рассказик выложил. "Трудная дорога добра". По-моему в тему.
ЕЛЕНА СОСЕДОВА # 26 ноября 2013 в 19:58 0
УЖЕ ЧИТАЮ!
Анна Магасумова # 26 ноября 2013 в 11:47 +1
Чтож, каждый отдыхает, как может. Никого не нужно осуждать. Рассказ мне очень понравился.  
ЕЛЕНА СОСЕДОВА # 26 ноября 2013 в 19:59 0
БЛАГОДАРЮ, АННА!
Николина Озерная # 26 ноября 2013 в 21:28 +1
Елена, работа безусловно написана талантливо! Прекрасно построен сюжетный рисунок: завязка, развитие действия, кульминационный момент замечателен и , конечно, развязка построена умело! Прочла на одном дыхании! С теплом, Ника.
ЕЛЕНА СОСЕДОВА # 26 ноября 2013 в 21:38 +1
СПАСИБО НА ДОБРОМ СЛОВЕ,НИКА! НЕ СКРОЮ, ПРИЯТНО...
Алла Иванова # 27 ноября 2013 в 11:56 +1

Классно написано,легко и увлекательно читается! Ваша проза не уступает стихам,браво! arb16
ЕЛЕНА СОСЕДОВА # 27 ноября 2013 в 12:26 0
АЛЛА! БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ОЦЕНКУ! ПРИЯТНО, ЧТО НОВЕЛЛА ПОНРАВИЛАСЬ.

Александр Николаев # 23 июня 2016 в 14:30 +1
vb115
ЕЛЕНА СОСЕДОВА # 23 июня 2016 в 22:31 0
БЛАГОДАРЮ, САША!  arb16