Штопор
21 ноября 2015 — Борис Максименко
У меня дома хранится книга Г.А. Амирьянц «Лётчики-испытатели». Эту книгу подарил мне однокашник по Барнаульскому ВВАУЛ Одинцов Александр Павлович: лётчик-испытатель, погиб в авиационной катастрофе. Александра нет, а книга, как память о нём, осталась.
С интересом читая эту книгу, заметил сколько внимания лётчики-испытатели уделяют такой фигуре пилотажа как штопор. Все новые самолёты проверяются на возможность вывода из нормального и перевёрнутого штопора.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
Штопор в авиации — особый, критический режим полёта самолёта (планёра), заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей. При этом самолёт переходит на режим авторотации.
Нормальный (прямой) — самолёт движется на положительных углах атаки.
Перевёрнутый (обратный) — самолёт движется на отрицательных углах атаки, то есть «пилот висит на ремнях».
В лётных училищах курсантов на учебных самолётах учили выводу из нормального (прямого) штопора. Вывод из перевёрнутого (обратного) изучался теоретически.
Даже самолёты одного типа при выводе из перевёрнутого штопора могут вести по-разному. Могут вообще из него не выйти.
Инструкции рекомендовали лётчику в случае попадания в перевёрнутый штопор поставить рули нейтрально и ждать, когда самолёт выйдет из него сам. Если не выходит – катапультироваться.
Почему я взялся за написание данной статьи? Я побывал в перевёрнутом штопоре. Рекомендация поставь рули нейтрально и жди - не сработала. До катапульты не дошло. Вывел.
С курсантом Александром Плигузовым (в н.в. полковник запаса, г. Екатеринбург) необходимо было отработать вывод из нормального штопора. Вывозная программа на самолёте Л-29 с курсантом закончена, а в первый самостоятельный полёт без отработки вывода из штопора курсантов не выпускали.
Для ввода самолёт Л-29 в штопор по инструкции необходима высота не менее 4 тыс. метров.
В ту лётную смену стояла 10 бальная облачность, верх – 4000м., низ - 1200м.
Я лётчик-инструктор, лейтенант. Ума ещё было маловато. Ничего лучшего не придумал, как набрать 4500м. и там за облаками отрабатывать штопор.
За один виток штопора самолёт Л-29 теряет 300 метров. Нам 500 метров и было достаточно что бы я показал ввод и вывод из прямого штопора.
Затем Александр держится за управление – запоминает движения рулями. Третий штопор он делает сам, я придерживаю рули. На четвёртом штопоре я бросил рули и доверил ему полностью выполнить ввод и вывод самому.
Напоминаю, всё это мы выполняли за облаками, без привязки к земным ориентирам, а без них поймать точку привязки, вокруг которой вращается самолёт практически невозможно.
Александр ввёл самолет в штопор. На выводе, сохраняя педали не скольжение, отдаёт ручку управления вместо «чуть-чуть» за нейтральное положение - к приборной доске. Самолёт переваливается через нос и входит в перевёрнутый (обратный) штопор. Перегрузка с плюса меняется на минус. Меня отрывает от кресла и головой прижимает к фонарю.
Первое, что пытаюсь сделать- взять управление на себя. Стоя на голове пытаюсь поймать ручку управления. А ручка ходит по всей кабине. Поймал. Даю курсанту команду: отпустить управление.
Мы уже в облаках. Где небо? Где земля? Самолёт вращает.
Ставлю рули нейтрально- согласно инструкции. Жду. Не выходит. А темп раскручиванию самолёта всё сильнее и сильнее. Мне такой расклад не нравится.
Беру и чисто интуитивно тяну ручку управления на себя, педали на скольжение. Самолёт нехотя из перевёрнутого штопора переходит в прямой. Перегрузка становится положительной.
Вывод из прямого знаком. Вот только земли не видно. За фонарём всё бело, как в бутылке с молоком.
Остаются приборы. По авиагоризонту ловлю точку, вокруг которой вращается самолёт.
Вот она! Ручку управления - чуть за нейтрально, педали против вращения и нейтрально.
Самолёт застыл на глубоком пикировании (градусов 60).
Через 2-3 секунды выпадаем из облаков. Метрах на 700 вывожу самолёт в горизонтальный полёт.
Александр из передней кабины:
- Ещё?
- Нет, на сегодня хватит.
Плёнку САРПП после полёта с помощью бойца мы засветили.
С интересом читая эту книгу, заметил сколько внимания лётчики-испытатели уделяют такой фигуре пилотажа как штопор. Все новые самолёты проверяются на возможность вывода из нормального и перевёрнутого штопора.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
Штопор в авиации — особый, критический режим полёта самолёта (планёра), заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей. При этом самолёт переходит на режим авторотации.
Нормальный (прямой) — самолёт движется на положительных углах атаки.
Перевёрнутый (обратный) — самолёт движется на отрицательных углах атаки, то есть «пилот висит на ремнях».
В лётных училищах курсантов на учебных самолётах учили выводу из нормального (прямого) штопора. Вывод из перевёрнутого (обратного) изучался теоретически.
Даже самолёты одного типа при выводе из перевёрнутого штопора могут вести по-разному. Могут вообще из него не выйти.
Инструкции рекомендовали лётчику в случае попадания в перевёрнутый штопор поставить рули нейтрально и ждать, когда самолёт выйдет из него сам. Если не выходит – катапультироваться.
Почему я взялся за написание данной статьи? Я побывал в перевёрнутом штопоре. Рекомендация поставь рули нейтрально и жди - не сработала. До катапульты не дошло. Вывел.
С курсантом Александром Плигузовым (в н.в. полковник запаса, г. Екатеринбург) необходимо было отработать вывод из нормального штопора. Вывозная программа на самолёте Л-29 с курсантом закончена, а в первый самостоятельный полёт без отработки вывода из штопора курсантов не выпускали.
Для ввода самолёт Л-29 в штопор по инструкции необходима высота не менее 4 тыс. метров.
В ту лётную смену стояла 10 бальная облачность, верх – 4000м., низ - 1200м.
Я лётчик-инструктор, лейтенант. Ума ещё было маловато. Ничего лучшего не придумал, как набрать 4500м. и там за облаками отрабатывать штопор.
За один виток штопора самолёт Л-29 теряет 300 метров. Нам 500 метров и было достаточно что бы я показал ввод и вывод из прямого штопора.
Затем Александр держится за управление – запоминает движения рулями. Третий штопор он делает сам, я придерживаю рули. На четвёртом штопоре я бросил рули и доверил ему полностью выполнить ввод и вывод самому.
Напоминаю, всё это мы выполняли за облаками, без привязки к земным ориентирам, а без них поймать точку привязки, вокруг которой вращается самолёт практически невозможно.
Александр ввёл самолет в штопор. На выводе, сохраняя педали не скольжение, отдаёт ручку управления вместо «чуть-чуть» за нейтральное положение - к приборной доске. Самолёт переваливается через нос и входит в перевёрнутый (обратный) штопор. Перегрузка с плюса меняется на минус. Меня отрывает от кресла и головой прижимает к фонарю.
Первое, что пытаюсь сделать- взять управление на себя. Стоя на голове пытаюсь поймать ручку управления. А ручка ходит по всей кабине. Поймал. Даю курсанту команду: отпустить управление.
Мы уже в облаках. Где небо? Где земля? Самолёт вращает.
Ставлю рули нейтрально- согласно инструкции. Жду. Не выходит. А темп раскручиванию самолёта всё сильнее и сильнее. Мне такой расклад не нравится.
Беру и чисто интуитивно тяну ручку управления на себя, педали на скольжение. Самолёт нехотя из перевёрнутого штопора переходит в прямой. Перегрузка становится положительной.
Вывод из прямого знаком. Вот только земли не видно. За фонарём всё бело, как в бутылке с молоком.
Остаются приборы. По авиагоризонту ловлю точку, вокруг которой вращается самолёт.
Вот она! Ручку управления - чуть за нейтрально, педали против вращения и нейтрально.
Самолёт застыл на глубоком пикировании (градусов 60).
Через 2-3 секунды выпадаем из облаков. Метрах на 700 вывожу самолёт в горизонтальный полёт.
Александр из передней кабины:
- Ещё?
- Нет, на сегодня хватит.
Плёнку САРПП после полёта с помощью бойца мы засветили.
Самолёт из перевёрнутого штопора выходит! Вот только техники вывода из перевернутого (обратного) штопора через нормальный (прямой) я ни в одной инструкции не встречал. Поэтому и поделился.
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0218733 от 21 ноября 2015 в 10:39
Рег.№ 0218733 от 21 ноября 2015 в 10:39
Другие произведения автора:
Рейтинг: 0Голосов: 0524 просмотра
Нет комментариев. Ваш будет первым!