Съездить на озёра Муромцевского района мы собирались давно, ещё со времени посещения села Окунёва в июле 2011 года. Но всё как-то не получалось. И вот, наконец, в этом году собрались в довольно длинное путешествие с одной ночёвкой.
Тринадцатого июля 2019 года мы выехали из дома в пять часов утра. Моя жена Света, дочь Марина и я на автомобиле «ВАЗ-21214», основательно загруженном для отдыха на природе. Город свободен от транспорта, пробок нет, поэтому из Омска выехали уже через двадцать пять минут по дороге на Муромцево. Ярко светит солнце, дождя на сегодняшний день не обещают, будет жарко, но пока ещё местность дышит утренней прохладой. У нас на путешествие всего два дня, в понедельник нужно на работу.
Через сто километров в Алексеевке - заправка. Пополнить бак с горючим никогда не вредно, особенно если едешь в глубинку. Ещё через пятьдесят километров небольшая остановка. Фотографируемся у дорожного указателя «Пустынное. Моисеевка». Пустынное – родное село моего отца. Он там родился, вырос, пошёл в армию. Потом, спустя пятнадцать лет мы переехали туда жить. Отец работал директором школы, управляющим отделения совхоза. Поэтому, это фото сделано для земляков, которые ещё помнят меня. Мы уехали из Пустынного в Большеречье пятьдесят два года назад, в конце июня 1967 года .
Указатель «Пустынное»,
Почти сразу после указателя заканчивается Нижне-Омский и начинается Муромцевский район. Вдоль дороги уже лесополосы из сосен. Дорога на Муромцево несколько обветшала по сравнению с тем, какой она была восемь лет назад, когда мы ездили в Окунёво в 2011 году. Больше стало выбоин, но и ремонт уже начали. До села Костино дорогу можно назвать асфальтированной. А дальше начали попадаться участки со щебёночным покрытием и даже с колеёй. На въезде в райцентр фотографируем оригинальный стенд с названием этого таёжного райцентра. Муромчане и большереченцы всегда считали себя земляками, встречаясь в Омске и, тем более, в других городах Советского Союза и России.
Если в моём родном Большеречье чаще всего на улицах можно встретить автомобили «Нива», то в Муромцево безраздельно царствуют «уазики», всевозможных модификаций и годов выпуска. А на развилке улиц стоит танк. Рядом – дальнобойная пушка.
Дорогу к Данилову озеру в этом месте я ещё помню, у Светы в руках карта, а у Марины – навигатор в смартфоне. На приборной доске - автомобильный навигатор. Мне не очень хотелось посещать Данилово, я помню его по последнему посещению 23 года назад, в конце июня 1996 года, тогда я разочаровался в поездке. А Света и Марина там не были ни разу, но много слышали о нём и хотят посмотреть, как выглядит это знаменитое озеро с лечебными грязями, целебной водой и интересной историей. Раньше до деревни Курганки был асфальт, а сейчас – щебеночная дорога с пылью и внезапными ямами. Обгоняем время от времени тихо ползущие «пузотёрки» с малым дорожным просветом. Пристраиваемся за «Патриотом» и едем дальше, ориентируясь на манёвры и подпрыгивания впереди идущего автомобиля. Мобильной связи и Интернета здесь уже нет. А «ГЛОНАСС» отлично работает.
При приближении к озеру дороги постепенно мельчают на карте и навигаторе, поэтому нам пришлось немного поплутать. С указателями направления на озеро здесь явная напряжёнка. Прежней дороги через Льнозавод я не нашёл, пришлось расспрашивать местных жителей. Километрах в двух от озера на дереве два указателя, показывающие разные направления дороги к озеру. Как оказалось потом, дороги ведут на противоположные берега. Первая приводит к тому месту, где я ни разу не был. Перед нами предстаёт огороженная площадка, уже вся заставлена автомобилями и палатками, шлагбаум и 500 рублей за сутки пребывания. Все свободные места, которые трудно назвать таковыми, нам не понравились. Фотографируемся.
На другом берегу виден более заселённый туристический объект. Едем туда. Опять петляем, объезжая деревья, ямы, наполненные водой и совсем не целебной грязью. Через некоторое время приезжаем на тот берег, где я отдыхал в 1995 и отказался отдыхать в 1996 году. А тут ничего не изменилось. Только поставили шлагбаум, стол перед ним и вагончик администрации рядом. А зачем им что-то развивать? Собирают по тысяче рублей за въезд. Заплативший потом может жить, сколько хочет. Как в метро: если выехал, заезд будет уже платным. Автомобили так же, как и 23 и 24 года назад поставлены рядом с палатками, кто где занял. Всё так же отгораживают «свои» территории верёвками, сигнальными лентами. Три автомобиля при нас мыли целебной водой из озера почти у самой его кромки. Культура победившего нас пролетариата не изжита и за два десятка лет, прошедших со времени первого посещения. Теснота, скученность. Всё те же туалеты, а вместо мусорных контейнеров прошлого тысячелетия – кучи мешков с мусором, который уже давно не вывозили, и он даёт о себе знать своим специфическим запахом. На сравнительно небольшой площадке расположилось около тысячи автомобилей. Прикидываю доход администрации. Интересно, а налоги они платят? Всё тот же магазин на том же месте. А вот территория пляжа огорожена сигнальными лентами. Потратились, однако! Раньше этого ограждения не было.
Как и 23 года назад нам (в этот раз троим) здесь не понравилось. Собственно, я этого и ожидал. За прошедшие десятилетия бизнесмены, собирающие деньги за ночёвку, не сильно вкладывались в "бизнес" шлагбаумного уровня развития – только на ограждения. шлагбаум и вагончик. Возможно, ещё на откаты и налоги.
Фотографируемся. Запечатляем необычное дерево, которое растёт здесь уже давно. Измазанных целебной "метеоритной" грязью туристов не снимаем.
Марина делает снимки профессиональным фотоаппаратом, у неё на шее специальная сумка, кофр, а мы «щёлкаем» на смартфоны.
Надо сказать, что ночевать на озере Даниловом мы не собирались изначально, мне хотелось посмотреть, какой там сейчас туристический сервис, а моим спутницам хотелось увидеть озеро, где они никогда не были. Особенно отвращала от ночёвки теснота. Поэтому отправляемся в соответствии с ранее намеченным планом, на Линёво (Ленёво). Перекусить останавливаемся около Курганки, в тени деревьев. На улице жара за тридцать - 31! В половине одиннадцатого уже жарко. Дорога до села Кондратьева не занимает много времени, по крайней мере, по ощущениям.
Другие произведения автора:
Одной строкой 47
Приобские исповеди 53. По ночному городу
Омские заметки 38. Кровавое ДТП.
Это произведение понравилось: