Теория воспитания по Симонову.
Теория воспитания по Симонову.
Зависимость политики, воспитания и образования от биологических рефлексов, инстинктов и сформировавшихся на их базе потребностей.
Наркомания, алкоголизм, уход в религию, «шопинг», гонка за модой, «хулиганство» и «терроризм», это сформировавшиеся с детства, в результате воспитания и условий жизни, псевдопотребности, замещающие естественные социальные доминирующие потребности человека. Именно поэтому данные отклонения от нормы называют социальными болезнями.
В книге Павла Васильевича Симонова «МОТИВИРОВАННЫЙ МОЗГ» есть этому объяснение.
Наше культурно – историческое развитие породило у нас иллюзию свободы, упрятав от сознания движущие человеком мотивы. Человек свободен в своем выборе с точки зрения его рефлектирующего сознания. В действительности поступки человека определяют заложенные в нем природой рефлексы, инстинкты и основанные на них потребности*. *Далее комментарии от автора тезисов Белашова С.И.
Ребенок рождается с 4-мя врожденными безусловными рефлексами: моргательным, сосательным, оборонительным, хватательным. Без реализации и развития этих и других рефлексов, человек не может жить.
Инстинкт это ряд взаимосвязанных между собой рефлексов. В дальнейшем часть неиспользуемых для жизни человеком рефлексов засыпает, а часть просыпается и развивается.
Сосательный рефлекс просыпается у курильщика, который думает, что его успокаивает сигарета, а на самом деле он успокаивается от восстановленного безусловного рефлекса сосания и сформировавшемся на нем развившегося в младенческом возрасте, инстинкта защищенности.
Восхищение мужчин большой женской грудью, это отголосок рудиментарного пищевого рефлекса, оставшегося от младенчества.
Наркомания, алкоголизм, уход в религию, «шопинг», гонка за модой, «хулиганство», «игры», являются отголосками неудовлетворенного оборонительного рефлекса.
Потребность это сила живых организмов, обеспечивающая связь со средой, необходимой человеку для самосохранения и саморазвития. Сохранение и развитие человека возможно лишь потому, что в мире существуют предметы, удовлетворяющие его жизненные потребности.
Мотив это «опредмеченная потребность»*. *Человек имеет потребность в еде. Но он ее не осознает до тех пор, пока не увидит хлеб, мясо, овощи. Как только он их увидит или представит себе в воображении, тогда у него и появляется мотив к действию по добыванию именно этой пищи. А вот способ, которым он их добывает, может быть различный. Он может их вырастить, а может их и украсть, в зависимости от того, как он воспитан и в каких условиях он находится.
Мотивация это физиологический механизм активирования хранящихся в памяти человека следов (энграмм) тех действий, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность*. *Нервные клетки в нашем мозгу соединяются друг с другом в цепи. В точке соединения (синапсе) двух нервных клеток возникает сопротивление микроткоку, идущему от одной нервной клетки к другой. Энграммы - следы этих соединений, где сопротивление оказалось меньше, поскольку по этим соединениям неоднократно протекали микротоки. Предрасположенность к сохранению энграмм у потомков, создает наследственность способностей и является условием развития последующих поколений.
Воспитание, подсознание, сверхсознание.
Сами действия по удовлетворению потребностей заложены в подсознании, которое формируется с раннего детства через подражание действиям родителей и близких к ребенку людей*. * Утенок, вылупившийся из яйца, будет следовать за первым движущимся предметом, который он увидел, благодаря врожденному инстинкту запечатления. Родившегося ребенка, акушерка обязана сразу же показать матери, и та никогда не перепутает своего младенца с другим, а ребенок свою мать - с другой. Инстинктивное подражательное поведение детей взрослым обеспечивает передачу опыта от одного поколения к другому и лежит в основе того феномена, который М.Н. Лобашев назвал в
Взрослые обезьяны, не обученные до 5 лет сооружению гнезда, теряют способность к обучению*, как бы долго они ни наблюдали действий других особей (Фирсов. 1977). *Не обученный своей матерью до 5 лет детеныш обезьяны не в состоянии самостоятельно научиться колоть орехи и вынужден до старости выпрашивать ядрышки орехов у других. Дети - «маугли», лишенные человеческого общения в течение первых 3-5 лет жизни, не в состоянии усвоить человеческую речь и теряют способность к интеллектуальному развитию. На определенных периодах развития дети интересуются одними и теми же играми и занятиями. Например, с 1 год до -3 лет ребенок играет с родителями, 3-5 сам с собой в дочки-матери, 5-7 в подвижные и ролевые игры со сверстниками, в 10-12 лет интересуется компьютерами и путешествиями, 16-18 лет интересуется игрой на гитаре, 18-21 стихосложением и т.д.
Нормальная жизнедеятельность требует притока из внешней среды не только вещества и энергии, но и информации. Это подтверждают эксперименты, свидетельствующие о драматических последствиях «информационного голода», особенно для развивающегося детского мозга. Обогащение информационной среды (содержание крыс в группе, наличие множества предметов для их обследования и т.д.) влияет на вес мозга, толщину коркового вещества и химизм.* *Отсутствие необходимой информации в период раннего детства, т.е. в период наибольшего роста коры головных полушарий, приостанавливает рост массы мозга, что ведет к недоразвитию и дальнейшей неспособности усвоения наиболее сложных движений, манипуляции, умственных действий ребенка, сообразительности. Рассказывание детям сказок в самом раннем возрасте (от 0,6-5 лет), объяснение по картинкам сюжетов из сказок и из жизни, пение детям колыбельных, обучение элементарным навыкам в приеме пищи, самообслуживании, обучение в раннем возрасте (1-6 лет) музыке, пению, танцам, рисованию - приводит к значительному росту нервных клеток коры головных полушарий, ускорению развития ребенка, увеличению его возможностей и развитию способностей. Жители городов имеют больше информации и поэтому чаще оказываются более сообразительными, чем сельские.
Из витальных (жизненных) рефлексов: сосательного, хватательного, оборонительного, моргательного,
рождаются человеческие инстинкты: пищевой – территориальный, охотничий, вооруженности (обученности, защищенности), ориентации, игровой, экономии сил, социальный (стадный, иерархический);
половой – турнирный, любви, сохранения вида («для других» - индивидуалисты и «для себя» - альтруисты);
оборонительный – свободы, родительский, запечатления, имитационный (подражательный), воспитательный;
которые формируют потребности: в труде, охоте, преодоления (волевых усилий), одежде, родительской любви, обученности, эстетики и этики потребления, исследования, творчества, артистизма, спорта, лени, защищенности (защите семьи, народа, государства), социального доминирования.
В случае неудовлетворенности естественных потребностей организма, возникают псевдопотребности, позволяющие блокировать, либо ослабить неудовлетворенные потребности.
Например, наркомания, алкоголизм, уход в религию, «шопинг», гонка за модой, «хулиганство», являются псевдопотребностями, неудовлетворенных доминирующих потребностей человека, причем, в основном социальных.
Именно поэтому данные отклонения от нормы называют социальными болезнями.
А.С. Макаренко указал действенный подход к лечению таких социальных заболеваний «как можно больше доверия к человеку и как можно больше требовательности к нему».
В моих психолого-педагогических работах этот принцип формулируется так: «Воспитание, есть непрерывный процесс приведения к балансу социального статуса и уровня социальных притязаний личности».
Воспитанный человек может самостоятельно приводить к балансу эти социально - психологические характеристики.
Рег.№ 0114413 от 26 апреля 2013 в 13:35
Другие произведения автора:
38 процентов работают не по специальности.
Нет комментариев. Ваш будет первым!