Способная ч. 2 гл.12. Батюшка

1 марта 2020 — Владимир Винников


 

В чужом глазу соринку видим,

а в своём бревна не замечаем.

Русская народная пословица

 

Наталья проходила мимо недавно отстроенного собора через стоянку автомашин. Плавно обогнув Способную, метрах в пяти впереди остановился «Мерседес», из которого вышел дородный священник в рясе с большим золотым наперсным крестом.

Его несколько продолговатое лицо, ещё более удлиняла длинная с проседью борода. Он внимательно посмотрел на Способную, улыбнулся и наклонился к переднему пассажирскому сиденью, достал и облачил голову скуфьей.

 

Когда Наталья поравнялась с ним, не посмотрев в его сторону, священник обратился к ней:

- Дочь моя, - что же вы такая не вежливая? Церковная этика не предполагает употребления слов «здравствуйте» или «добрый день» для приветствия священника. Встречая, нужно священнику говорить: «Отец Юрий, Благословите», или «Батюшка, благословите». Вы не приветствуете духовника вашей подруги, настоятеля храма, так хоть поздоровайтесь со своим доктором.

 

Способная даже оторопела. Она не сразу узнала в полном священнослужителе бывшего врача психиатра и невропатолога из районной поликлиники. Юрий Юрьевич много лет лечил её шейный остеохондроз, но лет семнадцать назад пропал.

Наташа подумала, что Митин перешёл работать в частную клинику, но, увидев бывшего врача в облачении священника,  удивилось. Разговаривая с доктором, она никогда не слышала от него даже таких слов как «слава богу». И вот такая встреча.

Когда Способная приходила к Митину в поликлинику, понимала, что психиатр  это врач, занимающийся диагностикой, лечением и профилактикой психических заболеваний, но ведь главное его назначение познаёшь в буквальном переводе, психиатр обозначает «врачеватель души».

Главный критерий расстройства психики – появление болезненных явлений души в мышлении, чувствах, воле человека. Теперь Митин врачует души в сане священника.

В любой семье или коллективе всегда найдётся человек с отрицательными качествами, не зря часто повторяют пословицу – в семье не без урода. В связи со своей трудовой деятельностью, Наташа часто встречала отдельных граждан со средним и низким доходом, которые негативно относятся к церкви.  Это были люди разного уровня образования, социального положения, которые проявляли открытую неприязнь к священнослужителям.

Кто-то из них, увидев священника - нецензурно выражался, были и такие, кто, побывав на Патриаршем богослужении, эмоционально ругались в адрес священников и самого Патриарха.

Особенно больно было слушать пожилых людей, которые сталкивались с духовенством в быту, видя невнимательность некоторых, открытую невежливость к старушкам, которые не смогли оплатить проведение поминальной службы.

А эта  тяга к дорогим часам, автомашинам, шикарным квартирам.

Сегодня очень многие наши граждане ругают «серые и пустые» телесериалы. Учитывая русскую поговорку, конечно нельзя по нехорошим поступкам двух-трёх священников делать вывод, что все священники плохие.

Хотя многие помнят, как служители церкви в девяностых годах беспошлинно вагонами ввозили в страну табачные изделия и спиртные напитки, как говорили некоторые, спаивали народ. Кто-то из священников, конечно же, обогатился на этом, может быть, поэтому большинство россиян хотят, чтобы церковь в дальнейшем была скромнее.

- Я прошу теперь обращаться ко мне - отец Юрий, или батюшка. Я от вашей подруги знаю, что скоро к вам будут обращаться - Ваша Честь?

Наташа посмотрела в глаза священнику и твёрдым голосом ответила:

- Юрий Юрьевич, а как же тайна исповеди? Я вас помню хорошим врачом.

Митин покраснел, лоб покрылся крупными капельками пота.

- Извини…те, дочь моя, и мы подвержены некоторым слабостям, а многие российские граждане желают видеть церковь приветливой и помогающей людям.

- Люди хотят видеть Русскую православную церковь небогатой, Наташа кивнула в сторону стоянки, - вот у вас автомашина стоимостью явно превышающей пять миллионов рублей. Похоже, в церкви считают, что бедный священник - это позор?

- Ты, вы неверующая, дочь моя? Вера – это одна из основ самоидентификации и существования человека в обществе, поэтому более точное понимание этого просто необходимо каждому.

- Я прошу обращаться ко мне по имени отчеству, Юрий Юрьевич. Я верующая. Верю, что там, - Способная подняла правую руку и всеми пальцами показала на небо, есть кто-то, или что-то, назовём это вселенским разумом, живой материей, или, если вам угодно, богом. Веру нужно хранить в сердце, а не на языке.

Я знаю, что вера – это признание истины, которую невозможно проверить логическим, фактическим, опытным или любым другим путем. В математике схожее понятие называется аксиомой.

Ведь вера человека - это недоказанный факт, который обосновывается исключительно субъективным убеждением, не требует подтверждений, но иногда отдельная личность может постараться их подыскать.

Отсюда проявляется понятие «доверие». Это состояние - основа всех общественных отношений. Включая в себя верность, любовь, честь, совесть. Они зависят от определенных правил, которые, будучи нарушенными, переводят взаимосвязь в другую категорию – предательство.

Но до того как условия соблюдаются, это понятие означает безоговорочную способность гражданина передать определенные права, информацию, вещи или людей объекту доверия. Я читала Бертрана Рассела, который писал, что как только возникает любое доказательство, о вере не может идти и речи. 

Я редко бываю в храме, но, входя туда вижу, как истово отмаливают свои грехи некоторые олигархи, чиновники, а особенно преступники в местах лишения свобода.

-   Ты против раскаяния?

- Отнюдь! Ещё Конфуций говорил, что из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие. А в наше трудное время, я верю в наш народ, в любовь, в то, что как не старается Зло, но оно не победит Правду жизни. Лучше быть простым и честным, чем умным и лживым, - говорил Софокл.

- О, Наталья Григорьевна, да вы почти философ. Я и не знал, что вы настолько начитаны и свободно мыслите. Истинно - заговори, чтобы я тебя увидел, – как говорил Сократ.

Если вы не торопитесь, отойдём в сторону, чтобы не мешать людям, идущим в храм и продолжим разговор.

 

Проходившие мимо люди поглядывали на настоятеля храма и красивую молодую женщину, которые вполголоса о чём-то долго разговаривали неподалёку от высоких, кованных, распахнутых ворот храма.

 

Способная знала, что в церкви имеется три священных сана - дьякон, иерей, епископ. Настоятелем можно стать священник имея сан иерея. Все остальные: протоиерей, протодьякон, архидьякон, архиепископ, митрополит, патриарх - это статусы или должности. Настоятелем в приходе называется старший из священников.

 

- Юрий Юрьевич, нас учили в университете правильно определять объект и субъект деяния. Каждым из нас объект никак не ощущается. Ни одним из пяти органов чувств человек не способен осознать присутствие объекта веры.

Можно сделать вывод, объект для любого общества находится исключительно в состоянии возможности.

Хотя для отдельной личности или группы людей он представляется действительным. В силу различных процессов в организме его могут ощущать психологически, эмоционально, образно.

А вот субъектом выступает всё человечество в целом и каждая отдельная личность в частности. Если смотреть с этого ракурса, то вера означает отношение человека или общества к предмету обсуждения.

- Наталья Григорьевна, недавно Фонд общественного мнения «Омнибус» и некоммерческая исследовательская служба «Среда» провели исследование об отношении россиян к русской православной церкви.

Протоиерей Всеволод Чаплин его прокомментировал. Презентовали это исследование в Российском православном университете на Новой площади. В ходе исследования были опрошены полторы тысячи россиян в разных регионах России.

Им задавали всего два вопроса - «Какие определения лучше всего характеризуют церковь в настоящее время?» и «Какой вы хотели бы видеть Русскую православную церковь в будущем?»

Тридцать процентов респондентов  назвали «помощь церкви людям», ещё столько же – «сохранение традиций», двадцать два процента заметили в нашей церкви «открытость, приветливость», двадцати трём процентам нравятся в церкви великолепные обряды и пышность богослужений. Семнадцать процентов назвали церковь важной частью российской государственности.

- Да, я читала об этом, - Наталья, почувствовала чей-то тяжёлый взгляд,  оглянулась и увидела  двоих крепких мужчин, которые внимательно следили за разговором.

Способная улыбнулась им и продолжила разговор, - Но ведь согласно этому опросу, в будущем россияне хотят видеть церковь небогатой, скромной, не склонной к стяжательству, не являющейся важной частью государственности, с менее пышными обрядами, но при этом помогающей людям, приветливой и занимающейся воспитанием молодежи и детей.

И ещё я помню, что практически никто из россиян не видит в церкви «духовной и мистической жизни». Этот опрос показал, что люди «сейчас не видят, и в будущем не хотят видеть в церкви духовной и мистический жизни».

И помню вот ещё что. Люди не видят и не хотят видеть в Русской православной церкви сплоченности, подчинения патриарху, активной политической позиции. А вывод исследователи сделали из этих опросов такой: россиянам нужна церковь помогающая, скромная, открытая, непышная.

Подводящая итог, ведущая, её фамилия Багрина, подчёркивала, что «на мистическую и духовную жизнь совсем нет запроса, разве только у самых богатых. Наибольших изменений от церкви ждут военные, сотрудники силовых структур, муниципальные управленцы и Северо-Кавказский федеральный округ».

- А протоирей Чаплин к этому исследованию отнёсся скептически, он говорил: «Мне кажется, нас сегодня пытаются убедить в том, что мы должны меняться. Но мне кажется, что роль церкви заключается не в том, чтобы подстраиваться под общество, а в том, чтобы менять общество в соответствии с заповедями «Евангелия».

Он напомнил, что в этом и есть задача христианства - сделать мир другим, апостолы делали не то, что от них ждало общество, невзирая на то, что за это их могли «оплевать и убить». Христианство победило нацизм, победило СССР, победит и общество потребления.

Что же касается отношений церкви с властью, то задача церкви - создавать гармонию между разными общественными слоями, между властью и церковью должна быть симфония.

- Я читала об этом, и знаю, что духовная вера часто заменяется такими синонимами, как религия, вероучение и религиозное учение. Можно услышать термины «христианство», «христианская вера». Хотя это в просторечном общении это одно и то же.

Под словом «верующий» в религиозном контексте, я, да и большинство людей понимает сторонника определенной картины мира, который поддерживает взгляды одной из существующих религий.

Если спросить о том, что такое вера, у христиан, мусульман или других представителей мировоззрений, можно услышать, что это важнейшая добродетель человека. При отсутствии этого качества, многие события просто невозможны как при жизни, так и после смерти верующего.

Практически все социологи призывают отделять религию от веры. Они говорят, что первая больше рассчитана на подавление человеческой сути в индивидууме. В плане того, что на самом деле верующего интересует только он сам, его потребности и выгоды. Истинным желаниям человека вряд ли присуще стремление бескорыстной помощи Церкви или священнику.

Естественные мысли людей основываются исключительно на эгоизме, который введён в рамки общественных норм поведения. Поэтому веру нужно воспринимать только с этой точки зрения.

Можно сделать вывод, что меня, впрочем и всех социологов интересует не сам феномен веры, а результат, к которому он приводит в обществе.

- Я понял, о чём вы хотите сказать, о том, что, изучая различные религии, ученые делают вывод о стремлении людей с помощью участия в группах, сектах, прочих объединениях, создать оптимальные условия для индивидуального счастья.

- Именно так. Вот вы по образованию врач, много знаете о психиатрии и психологии. А ведь психологи в первую очередь заявляют, что любая вера субъективна. Поэтому ни о каком едином феномене, который в точности идентичен у всех участников, не может быть и речи. Каждый воспринимает и ощущает веру в меру своих способностей, установок, предыдущих травм и сомнений.

- Но с точки зрения психологии, христианская вера зиждется на отсутствии противоречий. – Юрий Юрьевич уже стал оглядываться по сторонам, вокруг них собирался народ. - Там отсутствуют уточняющие вопросы, а мнения простых прихожан никого не интересуют. Пастор должен ухаживать и вести свою паству к спасению.

- Но ведь в целом, психология относится к вере как к своей противоположности. Её нельзя понять, измерить или рассчитать. Это нечто сравнимое с пресловутым «человеческим фактором», который приводит к неожиданным последствиям.

Вот тот же протоирей Чаплин не согласен с бедностью церкви, он считает, что священник должен иметь доход выше среднего, а бедный священник - это позор для паствы.

А за счет чего священнослужитель становиться богаче? С помощью своей паствы, или беспошлинной поставки спиртного?

Вчера я разговаривала с продавщицей в городе Можайске, которая получает восемь тысяч рублей в месяц. Её муж работал газо - электросварщиком, из-за спада объема заказов предприятие сократило выплаты зарплат, а потом уволило квалифицированных рабочих. Старенькие «Жигули», опыт вождения остались единственным средством заработка, муж продавщицы стал искать дополнительные заработки, за два года мужчина сменил семнадцать видов малоквалифицированной работы. Однако во многих компаниях не  всегда делали официальное оформление, сумма зарплаты выходила не особо приемлемой.

- И всё-таки, вам нужно ходить в церковь, - пытался убедить Наталью Юрий Юрьевич.

     - А я бываю в монастырях, храмах, - улыбаясь, ответила Наташа, - любуюсь убранством и укрепляю свою веру. Помните в моральном кодексе строителей коммунизма и Библии перечислены заповеди? Вот я и чту многие из них, например:

      - не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

- не поклоняйся им и не служи им;

- почитай отца твоего и мать твою;

- не убий; не прелюбодействуй; не кради;

- не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего;

- не желай дома ближнего твоего; не желай жены, для меня мужа ближнего твоего, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

- Спасибо Наталья Григорьевна, крепка твоя вера, интересно с тобой разговаривать. Но вот моя паства собралась, ждёт меня.   

- Спасибо, Юрий Юрьевич, - ответила Способная, я надеюсь, что мы ещё с вами встретимся и поговорим. От своей веры я не отступлюсь и буду этому учить своего сына. Как говорил Платон - надежды - сны бодрствующих.

До свидания Юрий Юрьевич!

 

Наталья опять почувствовала взгляд двух мужчин, оглянулась, они были рядом.

- До свидания, Наталья Григорьевна, - Митин склонился к уху женщины и почти шёпотом произнёс, - как говорил Цецилый Стаций - живи, как можешь, раз нельзя как хочется.

 

Настоятель отец Юрий кивнул мужчинам, которые находились в двух шагах от него, они пошли за священников в собор.

Наталья видела, как Митин вошёл в кованые ворота собора. Двое мужчин двигались на шаг сзади настоятеля.

 

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0314096 от 1 марта 2020 в 05:31


Другие произведения автора:

Бой гиены со слоном

Лепестки ромашки

Встреча с принцем.

Рейтинг: 0Голосов: 0165 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!