Прожитые годы – ступени жизни ч. 2. 1971 год.Часть 2

5 марта 2022 — Владимир Винников

Прожитые годы – ступени жизни ч. 2. 1971 год.Часть 2

 

После проведения собрания, Люба приехала из Богородицка к родителям в Товарово, мама и папа поздравили дочь с таким важным событием в жизни трудового гражданина СССР.

 

 После уборки в стойлах скотины, Люба вернулась в дом, а на столе лежали только что испечённые пирожки с капустой, картофелем и яйцом с рисом. Она пила с родителями чай, а потом мама спела ей песню «Песню о Родине»

Любимым фильмом семьи был фильм «Семнадцать мгновений весны». Родители Любы искренне восхищалась артистом Вячеславом Тихоновым, в роли полковника Исаева - Штирлица.

И для Любы, полковник стал идеалом советского мужчины.

 

Она тогда и не догадывалась, что и её избранник через девятнадцать лет получит высокое звание - подполковника.

 

А чтобы хорошо работать, каждому человеку необходимо - крепкое здоровье! Здоровье рабочих на Любином заводе, как и во всём Советском Союзе бережно оберегали.

Во всех союзных республиках, краях и областях проводилось медицинское освидетельствование на работе и службе, профсоюз бесплатно выделял путевки для отдыха в дома отдыха и санатории, у всех была реальная возможность получения бесплатного высшего и средне - специального образования, всё больше граждан бесплатно получали квартиры в новых домах.

Летом огромное количество рабочих и служащих, практически бесплатно, от профсоюза, отправляли в  пионерские лагеря своих детей, постоянно строили новые детские сады, люди видели практические преимущества социализма.

Именно поэтому, большинство населения, открыто высказывались о любви к своей республики, краю, области и огромному государству - СССР. Это была огромная любовь к матери-Родине, такая огромная, как их страна, и дети росли истинными патриотами своей Родины!

 

26 июля 1971 года на экраны страны вышел фильм «Офицеры», который в первый же год посмотрели более 53 миллионов зрителей.

Фраза «Есть такая профессия - Родину защищать» тут же стала крылатой, а фильм - культовым.

 

Такой успех вряд ли был бы возможен без участия актеров, исполнивших главные роли, - Георгия Юматова, Василия Ланового и Алины Покровской.

 

После просмотра того фильма, Любе всё чаще стали снится сны о Ленинграде, о дикой тайге, где она вдруг оказывалась с офицером, у которого всё не могла разглядеть лица.

Ей снился Летний сад, который изначально создавался как летняя царская резиденция, и для его постройки была выделена часть острова Усадица.

Потом она прочитала, что для устройства своей летней резиденции Пётр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на том месте, где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу - небольшой домик с хозяйственным двором и садом. В то время эта часть острова выполняла транспортную функцию.

Уже в 1710 году в саду насчитывалось около тридцати статуй и бюстов. В последующие годы количество их увеличивалось и к 1728 году достигло уже более ста. Многие скульптурные произведения подписаны их исполнителями.

Летний сад задумывался Петром I как сад фонтанов, поэтому не удивительно, что они стали в итоге одним из существенных элементов садового ансамбля. Без них он не мыслил настоящего сада, способного соперничать по своей красоте со знаменитыми парками  Версаля. Поэтому, намечая план «огороду», одно из первостепенных мест он отвёл сооружению системы фонтанов.

 

Любе снилось, что она в месте со своим избранником, ходит по аллеям парка мимо фонтанов и статуй с коляской, к которой спит их маленькая дочь.

А вот она уже с двумя дочерями, ожидает мужа со службы, выглядывая в окно, а из окна видна необъятная тайга - огромные сосны и ели. На сопках, окруживших небольшой таёжный посёлок, лежит снег. Он такой чистый и сверкает на солнце так сильно, что казалось тысячи маленьких зеркал, пускают солнечные зайчики прямо в глаза.

Автомобильная дорога, разрезала посёлок на две не равные части. Ближе к сопкам, стоят трехэтажные дома из силикатного кирпича.

За высокой насыпью железной дороги, виднеются крыши нескольких домов, в которых живут железнодорожники и работники лесхоза.

Вот на её глазах сильный мороз стал разрисовывать оконные стёкла сказочными узорами, через которые уже с трудом можно было увидеть крыши соседних поселковых двухэтажных домов.

Сильный ветер, словно проверяя, прочность окон, пытался проникнуть через щели в рамах, в тёплое помещение большой квартиры. Бесполезно. Между рамами на подоконнике лежала техническая вата, щели окон заклеены узкими полосками из старых простыней…

 

 

 

Выполняя партийное поручение, в целях повышения политического образования комсомольцев, на очередной политинформации Люба разъяснила изданное 18 октября Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению материальных и жилищно-бытовых условий студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений»:

-  Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:

1. Повысить с 1 сентября 1972 года стипендии в высших и средних специальных учебных заведениях.

2. Установить, что размеры стипендий, предусмотренные в пункте 1 настоящего постановления, повышаются для обучающихся:

а) в высших учебных заведениях по специальностям:

-горным, металлургическим, нефтяным и лесным на 10 рублей в месяц;

-специальной технике, дефектологии, а также для студентов юридических институтов, Московского государственного института международных отношений и советских студентов Университета дружбы народов на 15 рублей в месяц;

б) в средних специальных учебных заведениях по специальностям:

-горным, металлургическим, нефтяным и лесным на 7 рублей в месяц;

-специальной технике на 15 рублей в месяц.

3. Студентам и учащимся, которые в соответствии с решениями Правительства СССР находятся на полном государственном обеспечении, стипендия выплачивается в размере 12 рублей в высших и 9 рублей в месяц в средних специальных учебных заведениях.

4. Установить успевающим студентам высших и учащимся средних специальных учебных заведений - Героям Советского Союза и Героям Социалистического Труда стипендии, повышенные на 30 рублей по сравнению с размерами стипендий, предусмотренными в пунктах 1-3 настоящего постановления.

5. Студентам высших и учащимся средних специальных учебных заведений, имеющим по результатам экзаменационной сессии отличные оценки по всем предметам и проявившим себя в общественной и научно-технической работе, размеры стипендий, предусмотренные в пунктах 1-4 настоящего постановления, повышаются на 25 процентов.

6. Разрешить ректорам высших и директорам средних специальных учебных заведений при участии комсомольских и профсоюзных организаций назначать в отдельных случаях в пределах стипендиального фонда, утвержденного учебному заведению, студентам и учащимся, имеющим отличные и хорошие оценки по результатам экзаменационной сессии и проявившим себя в общественной и научно-технической работе, стипендию на 15 процентов выше размеров стипендий, предусмотренных в пунктах 1-4 настоящего постановления.

7. Установить с 1 сентября 1972 года минимальный размер стипендии для аспирантов высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений 85 рублей в месяц.

8. Установить следующие размеры именных стипендий: имени Ленина для аспирантов высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений - 125 рублей, имени Ленина и имени Карла Маркса для студентов высших учебных заведений - 100 рублей и имени Ленина для учащихся средних специальных учебных заведений - 75 рублей в месяц.

Выплачивать установленные решениями Правительства СССР для студентов высших учебных заведений стипендии имени выдающихся партийных, государственных и общественных деятелей, выдающихся деятелей науки, техники и культуры в размере 75 рублей в месяц.

Именные стипендии, установленные для студентов высших учебных заведений решениями Советов Министров союзных республик, выплачивать в размере 65 рублей в месяц.

9. Госплану СССР и Министерству финансов СССР при разработке проектов годовых планов развития народного хозяйства и государственного бюджета предусматривать расширение круга стипендиатов в высших и средних специальных учебных заведениях, имея в виду увеличить к концу девятой пятилетки контингент получающих стипендию за счет государственного бюджета до 74 процентов общего числа студентов и учащихся, обучающихся с отрывом от производства (не включая в это число студентов и учащихся иностранцев).

10. Молодым специалистам, зачисленным в спецгруппы для дополнительного изучения иностранного языка на срок до одного года, а также слушателям педагогических факультетов, комплектуемых из числа лиц, имеющих высшее образование, на период их обучения сохранять заработную плату по месту постоянной работы, но не выше 85 рублей в месяц, или выплачивать стипендию в таком размере, чтобы стипендия вместе с заработной платой не превышала 85 рублей в месяц. Молодым специалистам, зачисленным непосредственно по окончании высшего учебного заведения в указанные группы и на факультеты, выплачивать стипендию в размере 85 рублей в месяц.

11. Сохранить ранее установленный решениями Правительства СССР порядок назначения и выплаты стипендий глухонемым, слепым и больным туберкулезом студентам высших и учащимся средних специальных учебных заведений.

12. Установить, что стипендии студентам высших и учащимся средних специальных учебных заведений выплачиваются с учетом их успеваемости и участия в общественной жизни учебного заведения.

13. Министерству высшего и среднего специального образования СССР утвердить по согласованию с ВЦСПС и Министерством финансов СССР инструкцию о порядке назначения и выплаты стипендий студентам высших и учащимся средних специальных учебных заведений.

14. Советам Министров союзных республик, Министерству высшего и среднего специального образования СССР и другим министерствам и ведомствам СССР осуществить необходимые мероприятия по расширению приема лиц из числа работающей молодежи в высшие (включая подготовительные отделения) и средние специальные учебные заведения с выплатой им стипендии за счет средств промышленных предприятий, строек, колхозов и совхозов в порядке и на условиях, установленных постановления от 18 сентября 1959 года

Сохранить учащимся указанных технических училищ стипендии в более высоких размерах, установленные ранее принятыми решениями Правительства СССР.

Распространить на учащихся технических училищ системы Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально - техническому образованию предусмотренные в пунктах 5 и 6 настоящего постановления размеры повышения стипендий для учащихся средних специальных учебных заведений, имеющих отличные и хорошие оценки по результатам экзаменационной сессии.

16. Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР, в ведении которых имеются высшие и средние специальные учебные заведения:

-построить в пределах предусмотренных на 1971-1975 годы капитальных вложений общежития общей площадью 5,7 миллионов квадратных метров;

- утверждать в годовых планах задания по вводу в эксплуатацию общежитий для студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений.

17. Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР и исполкомам Советов депутатов трудящихся обеспечить в 1972-1973 годах переселение из общежитий и учебных зданий высших и средних специальных учебных заведений посторонних жильцов, а также вывод учреждений и организаций.

18. В целях дальнейшего улучшения организации общественного питания студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений:

а) Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР, в ведении которых имеются высшие и средние специальные учебные заведения, расширить сеть столовых и буфетов при учебных заведениях и их общежитиях, с тем чтобы довести в 1975 году число мест в этих столовых и буфетах до установленных нормативов, а также обеспечить оснащение предприятий общественного питания при указанных учебных заведениях и их общежитиях необходимым холодильным и технологическим оборудованием, мебелью, инвентарем и посудой. Министерству торговли СССР выделять для этих целей фонды на необходимое холодильное и технологическое оборудование, мебель, инвентарь и посуду;

б) Советам Министров союзных республик, Министерству торговли СССР и Центросоюзу улучшить снабжение предприятий общественного питания, обслуживающих студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений, продуктами питания, шире практиковать продажу завтраков, обедов и ужинов по абонементам, больше выпускать дешевых блюд, в необходимых случаях осуществлять централизованное снабжение столовых и буфетов при учебных заведениях и их общежитиях готовыми блюдами с базовых столовых и фабрик-кухонь.

Министерству пищевой промышленности СССР производить, начиная с 1972 года, для снабжения столовых, в которых организовано питание студентов и учащихся, консервированные кулинарные полуфабрикаты и пищевые концентраты в количестве, согласованном с Министерством торговли СССР и Центросоюзом.

19. Советам Министров союзных республик и Министерству здравоохранения СССР:

- расширить сеть здравпунктов в высших и средних специальных учебных заведениях и их общежитиях в соответствии с утвержденными нормативами;

- принять меры к организации в 1971-1975 годах на территории или вблизи крупных студенческих городков самостоятельных поликлиник или поликлинических отделений больниц для обслуживания студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений и работников этих учебных заведений;

- прикрепить высшие и средние специальные учебные заведения к ближайшим амбулаторно-поликлиническим учреждениям;

- принять меры к укомплектованию медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь студентам высших и учащимся средних специальных учебных заведений.

20. Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР, в ведении которых имеются высшие и средние специальные учебные заведения, и Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с ВЦСПС, Министерством здравоохранения СССР, Министерством финансов СССР, ЦК ВЛКСМ и Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР разработать и осуществить мероприятия по дальнейшему улучшению оздоровительно-спортивной работы в высших и средних специальных учебных заведениях и расширению сети профилакториев и оздоровительно-спортивных лагерей.

ВЦСПС улучшить обеспечение студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений путевками в санатории и дома отдыха за счет средств государственного социального страхования.

21. Поручить Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Министерству юстиции СССР совместно с Советами Министров союзных республик и заинтересованными министерствами и ведомствами СССР представить в Совет Министров СССР перечень решений Правительства СССР, утративших силу в связи с принятием настоящего постановления.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР обязывают ЦК компартий и Советы Министров союзных республик, крайкомы, обкомы, горкомы и райкомы партии, Министерство высшего и среднего специального образования СССР, министерства и ведомства СССР, в ведении которых имеются учебные заведения, принять необходимые меры к обеспечению выполнения предусмотренных настоящим постановлением мероприятий по улучшению материальных и жилищно-бытовых условий, медицинского обслуживания и общественного питания студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений, а также по улучшению оздоровительно-спортивной работы в этих учебных заведениях»

 

А в это самое время, в городе Махачкале сидя за обеденным столом вместе с двумя сёстрами, обратился к отцу уважаемому в округе ветерану Великой Отечественной войны, сын - Богадин:

- Отпусти меня на Урал, а то я, защищая своих друзей, попаду в тюрьму. Я очень люблю наши края, природу, здесь могилы наших предков. Но я не хочу по глупости моих некоторых друзей оказаться в колонии.

Некоторые мои друзья постоянно ищут себе приключения. Задирают молодых ребят, особенно других национальностей. И даже нападают на них, а я, получается, должен им помогать. Но я не желаю бить лиц другой национальности. Я не хочу пугать их оружием и отбирать ценности.

 

Через месяц, Богадин уехал в город Нижний Тагил, перед отъездом, он сказал отцу и сестрам

- Я никогда не забуду красоту нашей природы.

 

 На Урале Богадин устроился на работу на завод, а ещё через три месяца, его призвали в ряды Советский Армии. Служил Богалин в Свердловской области.

 

Дагестан, пожалуй, самый богатый по разнообразию ландшафтов регион России. От побережья Каспийского моря за несколько часов можно добраться до снежных вершин Большого Кавказа, и увидеть чуть ли не все разнообразие природных комплексов умеренных широт: пески и полупустыни, плавни, равнинные и горные луга, степи, уникальные ландшафты бедлендов и аридных котловин, лиственные и хвойные леса, снежники и ледники.  

Велико и разнообразие животных и растений, населяющих эти ландшафты. Это около четырёх тысяч видов растений, несколько десятков тысяч беспозвоночных, почти 100 видов млекопитающих, более 350 видов птиц, до полусотни  видов пресмыкающихся и земноводных, и около 80 форм пресноводных и морских рыб.

Более десятка видов наземных позвоночных животных, таких как сирийская чесночница, кошачья змея, гюрза, толстоклювый зуек, красноголовый сорокопут, тугайный соловей, подковонос Мегели и др. встречаются в России только в Дагестане.

Площадь Дагестана составляет 50,3 тысяч квадратных километров и является самой крупной из всех республик Северного Кавказа. С востока Дагестан омывается водами Каспийского моря. Береговая линия его слабо расчленена и имеет протяженность 530 километров от устья реки Кумы на севере до устья реки Самур на юге.

 

Провожая сына, отец подумал, что понятие дружба и взаимопомощь на Кавказе понимают своеобразно. Но опыт совместной жизни и взаимопомощи народов России, традиции воспитания её граждан в духе общесоюзного патриотизма и дружбы народов,  помогут сыну стать хорошим гражданином великой страны – СССР.

 

 Богадин потом сам читал, что по утверждению философов, этнологов, социологов, консолидация и интеграция всегда были ведущими составляющими тенденции взаимоотношений народов Дагестана. Ученые приходят к выводу о том, что народы Дагестана имеют общие генетические корни происхождения.

Совместная жизнь многих народов на общей территории, их экономические, политические и духовные отношения способствовали формированию у всех горцев общих черт характера, моральных норм и общности культурной жизни.

Они нашли своё проявление в общем для всех народов Дагестана морально-этическом кодексе - намусе (кодекс чести и совести горцев).

Формирование национального самосознания каждого из народов Дагестана сопровождается их консолидацией в межнациональную дагестанскую общность, что обусловливает формирование у населения дагестанского самосознания - «я – дагестанец!»

 

Во время службы Богадина в армии, его отец с двумя дочками переехал на постоянное место жительство в Баку.

 

 

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0335279 от 5 марта 2022 в 11:33


Другие произведения автора:

О сестре

Год семьдесят восьмой, таёжный Будукан

Мундир отца, награды фронтовые

Рейтинг: 0Голосов: 0126 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!