На Колыму ч. 2 гл. 13. Наводнения 1939 года и в новом веке
Перед вылетом из Магадана, я заехал на улицу Пролетарскую в бывшее здание «Дальстроя», где попросил у Вадима, специалиста отдела геологии и лицензирования департамента по недропользованию по Магаданской области, взять в архиве акционерного общества «Северовостокзолото» материалы по Колымскому наводнению 1939-го года. Об этом меня просил старый геолог Баранов Михаил Анатольевич, которому исполнилось сто лет. Баранов был одним из свидетелей этого стихийного бедствия, произошедшего семьдесят восемь лет назад.
Ведь тогда покорители Северо-Востока СССР едва не лишились единственного моста, с большим трудом переброшенного через полноводную реку.
Я перечитал материалы, посмотрел фотографии и на ксероксе сделал две копии. Одну копию вложил в свой дневник, вторую вместе с фотографиями отложил для Баранова. Откатал я и несколько страниц из книги Лукина, написавшего об этом событии.
Из материалов я узнал, что девяносто семь процентов воды протекает в Колыме за пять теплых безморозных месяцев. Обычно на реке случается два паводка в году - весеннее половодье с пиком в июне и осенне-летним дождевым паводком в августе-сентябре.
За весь период наблюдений, максимальные расходы весеннего половодья в 1951 году составили восемь тысяч пятьсот кубометров в секунду.
Самые максимальные ливневые паводки имели место в 1939 году, когда расход воды в паводок составил двенадцать тысяч двести кубометров в секунду, что в пять раз больше расхода реки Невы.
Учёные гидрологи подсчитали, что аналогичные Колымскому паводку 1939 года могут повторяться с частотой раз в пятьсот лет. Средний подъем уровня при дождевых паводках на Колыме составляет около шести метров, наибольший доходит до одиннадцати метров.
Многолетняя амплитуда колебаний уровня воды в створе Колымской ГЭС бывает шестнадцать метров. Интенсивность подъема воды может составлять до шести метров в сутки.
На двести семнадцати километровом участке от Колымской до Усть-Среднеканской плотин, река Колыма принимает в себя четыре крупных притока - Бахапчу, Дебин, Оротукан, Таскан и множество мелких рек.
Средне многолетний расход реки здесь удваивается, а расходы весенних половодий и дождевых паводков достигают фантастических значений – до восемнадцати тысяч кубометров в секунду в 1939 году – с рекой Колымой в это время шутки плохи.
Мост через Колыму был запроектирован ещё в 1935 году инженером Семёновым. Строило мост Управление дорожного строительства, которое возглавлял Запорожец. Тот самый, который был заместителем начальника НКВД города Ленинграда, и который вместе со своим начальником Медведем не уберег Кирова. После убийства Кирова, Медведь и Запорожец были освобождены от должности и отправлены на Колыму под начало Берзина. Мост был построен в мае 1937 года.
Катастрофический паводок конца августа 1939 года произошёл в то время, когда Дальстроем руководил генерал Павлов. В результате ливневых дождей 22-24 августа 1939 года вода в реке поднялась на одиннадцать с половиной метров. Опоры моста были затоплены полностью, арки моста были под водой на треть высоты.
Затоплены были все прибрежные посёлки. Паводковые воды размывали берега, сносили деревья и строения. У моста образовались огромные по высоте и объёму заторы.
Лукин так описывал это событие в своей книге: Начальник Дальстроя Павлов, находившийся в это время в Ягодном, тут же прибыл на место надвигающейся катастрофы и взял руководство в свои руки.
Автомашины, идущие с грузом в Ягодинский и Сусуманский районы, он приказал загнать на мост, заполнив всю его длину по правой стороне, а машины, возвращающиеся в Магадан порожняком, загрузив камнем, загнал на мост, с другой его половины.
Тяжёлые машины стояли впритык друг к другу по всей многометровой длине моста и своей тяжестью помогали выстоять деревянным конструкциям под свирепым напором сбесившейся реки. В эти дни заторы у моста взрывали. Трое суток длилась борьба со стихией.
Павлов руководил работами, и в любое время суток можно было видеть на мосту его неподвижную, как изваяние, фигуру. На дрожавший под напором воды мост Павлов не пускал никого. Перегруженный мост устоял, но многие узлы пролетных строений были нарушены. Спасая мост, Павлов находился на нём под проливным дождем в общей сложности двое суток, после чего серьёзно заболел.
Ни один строитель не рискнул бы так перегрузить мост, прогиб моста в середине пролета составлял тридцать пять сантиметров. Выручила колымская лиственница, из которой построен мост – она гнётся, но не ломается.
Вадим дал мне ещё одну папку с фотографиями и материалами по прошлогоднему ночному наводнению в городе Сусумане, я посмотрел и сделал вывод, что не зря Сусуман называют колымской Венецией.
В папке я увидел фотографии: Вот улица и та самая дамба.
Сусуман переживает наводнения регулярно. Обычно это случается в середине июня. Но в 2016 году город утонул 27 августа накануне заморозков, утром 28 августа, в Сусумане выпал первый снег. Причина каждый раз одна и та же: – прорыв дамбы.
Вылетая из Магадана в Хабаровск, я подумал, что Билибинский район так богат полезными ископаемыми. Там имеются залежи рудного и россыпного золота, серебра, металлов платиновой группы. С помощью моих товарищей геологов (есть там и небольшой мой вклад), был выявлен ряд перспективных рудопроявлений олова, цинка, меди, сурьмы, вольфрама, ртути, свинца, угля.
На картах отмечено более тридцати рудных минералов, в том числе пирит, халькопирит, борнит, молибденит.
Вот только хватит ли терпения и здоровья нынешним жителям Билибино дождаться значительных улучшений своей жизни? Хотя по последним данным спад золотодобычи прекратился, начались позитивные изменения в этой отрасли, связанные с разработкой месторождения «Каральвеем». Объем добычи золота увеличился.
И ещё я узнал, что динамично развиваются предприятия, относящиеся к сельскохозяйственной отрасли, ориентированные преимущественно на внутренний спрос. Получен прирост поголовья оленей, денежные средства направлены на дальнейшее увеличение доли мясной и рыбной продукции собственного производства.
Уровень доходов населения в прошедшем году повысился. Рост объемов производства способствовал увеличению размера заработной платы. Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий, некоммерческих организаций в районе составила сорок восемь тысяч рублей, почти как в Москве.
Вот только продуктов купишь на эти деньги в Билибино значительно меньше, чем в столице. Цены здесь – запредельные!
В аэропорту Магадана, ожидая посадки в самолёт я включил свой нотбук и прочитал сообщение, что в минувшие сутки в Дальневосточном федеральном округе возникло шесть лесных пожаров: четыре из них в Еврейской автономной области. С начала пожароопасного периода текущего года на территории ДФО возникло двадцать пять лесных пожаров на площади 8468,5 гектаров.
Многие привыкли слышать, что пожароопасный период бывает только весной и осенью.
Чаще всего это так, именно в это время сухая трава, подстилка в лесу вспыхивает, как порох, тысячами гектаров выгорают леса, горят села, гибнут люди. Но с наступление жаркого и сухого лета и появлением зелени таёжные пожары гораздо опаснее.
На Дальнем Востоке лето - это старт самых тяжелых, самых катастрофичных для тайги подземных и наземных пожаров. Торф и мох в северных районах могут гореть годами, они будто «засыпают» зимой и возобновляться с потеплением.
Летний пожар, это катастрофа для дальневосточной тайги. Весной сгорит подстилка, да стволы деревьев обгорят, и практически всё, если нет торфяников. Теплее стало - новая трава выросла, деревья отошли.
Летом пожар уходит под землю и убивает всё живое. После него на горельнике ещё очень долго ничего не вырастет, ведь горят корни деревьев. Лес потом сохнет и вываливается сотнями гектаров.
Высохшие стволы образуют огромные завалы, в них начинают плодиться короеды и прочие паразиты, которые затем переходят на здоровые деревья. Высохший лес, это идеальная «пища» для будущих пожаров.
Но самое плохое, что из-за торфяных возгораний начинается эрозия почвы, образование в низинах оврагов, болот. Некогда живые сопки превращаются в голые скалы.
Тайга гибнет, зверь уходит. Я уже не говорю про то, что торфяной пожар нередко выходит на поверхность и может даже перейти в верховой пожар.
А это ещё страшней, когда, подгоняемый сильным ветром пожар «идёт» стеной, перескакивая автомобильные дороги гудит, стреляет искрами, трещит падающими деревьями, оповещая о своём появлении и всё уничтожает на своём пути.
Пахнет гарью и жжёным мясом погибших животных, стоит густой дым, ничего не видно вокруг. Кажется, нет такой силы, что остановит его.
Не думал я, что в скором времени увижу всё это своими глазами.
С Евгением Ролётовичем мы простились в аэропорту Хабаровска, я собирался посетить Еврейскую автономную область и в Хабаровской краевой библиотеке познакомился с материалами по наводнениям на реках Амуре, Бире, Сутаре, что в Еврейской автономной области.
Рег.№ 0311311 от 14 декабря 2019 в 08:06
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!