Голубая Надежда.Не последние из могикан.ч.16

31 марта 2017 — Анна Магасумова
article261524.jpg
Blue Hope/Голубая Надежда 
 
Не последние могикане
Встреча двух цивилизаций
 
   В 1992 году, когда весь мир праздновал 500-летие первой экспедиции Христофора Колумба, вместо привычных слов "Открытие Америки" это событие впервые назвали   "Встречей двух цивилизаций". И это точное определение.
   В гавань Нью-Йорка, повторив путь Христофора Колумба вошли  точные копии его каравелл  "Нинья", "Пинта" и "Санта-Мария". Потрясающее зрелище! 
Прошло пятьсот лет!
И изменений столько,
Что человеку
Трудно охватить!
Европа -  Старый свет
Старался 
Америку,
Как льва или медведя
Приручить.

(стихи автора)
  Сейчас уже никто не оспаривает, что до появления европейцев  на территории Америки существовали цивилизации ацтеков, майя, инков. Многое узнали и привезли  из Нового Света в Европу. Хотя бы кофе, картофель, помидоры и многое другое. 
  Индейцы благодушно встретили первых европейцев. Лишь значительно позже  начинаются войны. Но и сами индейцы жили в постоянном конфликте друг с другом. Прежде всего, за право охотиться на своих землях.
Почему индейцы продавали свои земли?
   Индейцы нередко продавали свои земли. Почему они это делали? Во-первых, у них была сильна вера в то, что бледнолицые пришельцы рано или поздно уйдут. Во-вторых, и это главное, индейцы просто не имели понятия о собственности на землю. Они думали, что продают белым  разрешение  поселяться и сажать свои огороды, но не понимали, что при этом сами теряют право находиться и охотиться на земле "своих предков". 
  До сознания индейцев не доходило, что после того как их вождь поставил на бумаге какую-то "закорючку", земля полностью отходила от племени. И поскольку после продажи их на землю уже не пускали, это вызывало непонимание и отсюда  вооружённые столкновения.(1)
 Лишь индейцы чероки и семинолы имели довольно развитые понятия о частной собственности на землю.
  Для индейцев земли были прежде всего охотничьими угодьями. В глазах же колонистов индейские охотники вообще не имели прав на землю, поскольку не трудились на ней. Не пахали, не сеяли, не пололи сорняки.
— Мы  своим потом поливаем  доставшуюся нам землю, а индейцы лишь охотятся, а это  не более чем забава, баловство, — говорили колонисты. 
   Но индейцам   была по нраву жизнь, какую они вели.  Как сказал вождь племени  Оглала (принадлежит к сиу) по имени Великолепный Конь: 
— Великий Дух сделал нас пригодными не для работы, но для охоты. Вы, белые люди, можете работать, если хотите. Мы не вмешиваемся в ваши дела, а вы говорите: почему мы не становимся цивилизованными? Мы не хотим вашей цивилизации! Мы будем жить так, как жили наши отцы, и отцы наших отцов.
Великие равнины 
    Войны XVIII века между европейцами, белыми  и индейцами, краснокожими, как их называли в ответ европейцы не только за цвет кожи, но и за то, что они разукрашивали свои лица,  велись с беспощадной жестокостью. 
   Известны случаи, когда индейцам в качестве "подарков" посылали одеяла и одежду, которыми пользовались больные оспой. В результате  вымирали целые племена. 
  Индейцев спаивали низкосортным алкоголем, который действовал на них особенно сильно, поскольку в их организме отсутствовали специальные вещества, способствующие его разложению и имеющиеся в организме у белых.     
   Среди индейцев родилась даже такая поговорка: 
"Белый человек, водка, оспа и пули — вот гибель!"
    Великие равнины  считались слишком засушливыми и суровыми для освоения европейцами. До XVII века здесь  никто не жил постоянно, потому что летом -  страшная жара, зимой – снежные бураны. Густой дёрн прерий не давал возможности обрабатывать землю, ведь железных лопат индейцы не знали, а пользовались  палками-копалками. 
  В прериях безопасная охота на бизонов стала возможна только с появлением у индейцев лошади и ружья, без них неминуемая смерть под копытами разъяренных великанов грозила всякому смельчаку, подошедшему к стаду. Единственным средством, позволявшим индейцам до появления у них лошадей хоть как-то охотиться на бизонов, было выжигание сухой травы. Огонь гнал бизонов на гибельное место. Но этот способ был  крайне ненадежен, поскольку ветер мог перемениться в любую минуту, и тогда уже охотникам приходилось спасаться бегством.
  Вот сюда правительство США решило вытеснить индейские племена:
"Великие равнины отныне должны были принадлежать индейцам, пока растёт трава и текут реки".
Первыми  на Запад  депортировали индейцев чероки, на землях которых в Аппалачских горах американцы обнаружили золото. 
  Чероки пытались опротестовать это решение в суде, но в 1838 году их   всё равно депортировали в Оклахому. Этот переход остался в  памяти индейцев как "Тропа слёз". Четверть всего племени погибла от голода, лишений и болезней.
  Но и на Великих равнинах индейцев не  оставиил в покое. Помните оговорку: "пока растёт трава и текут реки?"
  Когда в 1849 году  в Калифорнии  нашли  золото, через индейские охотничьи угодья двинулись караваны фургонов с тысячами золотоискателей.  Они сразу же стали вести себя как хозяева. Начались столкновения между поселенцами и индейцами.
 А когда для защиты "пионеров труда" были введены войска, конфликты стали постоянными.
Торговые сделки 
   На севере Америки, которую называли Новой Англией, выходцы из Старого Света пошли несколько иным путем. Здесь земли у индейцев приобретались с помощью "торговых сделок". Впоследствии это стало поводом к утверждению мнения о том, что предки англо-американцев не посягали на свободу коренных жителей. Однако выходцы из Старого Света приобретали огромные участки земли за связку бисера или за горсть пороха. При этом индейцы, которые не были знакомы с частной собственностью, как правило, даже и не догадывались о существе заключенного с ними договора.(2)
Партизанская война 
  В годы Гражданской войны 1861-1865 гг. индейцы не остались в стороне и точно так же, как и белые, разделились на два лагеря. Делавары, например, сражались на стороне северян. Чокта и семинолы поддерживали южан, а остальные племена — кри, чероки, осейджи — помогали и тем, и другим. 
  Иногда индейские войска имели бОльшую численность. Например, в битве при Пиа-Ридж в 1862 году на стороне южан выступило 3500 воинов-индейцев.
  Долгое время обитатели прерий сопротивлялись переменам, которые принёс  с собой "белый человек". Кочевой образ жизни индейцев — прирождённых охотников сделал их искусными наездниками и стрелками, подлинными мастерами партизанской войны, которых было невозможно выследить на их родной территории.
  Но, в конце концов, индейцы были вынуждены покориться. Одной из главных причин их поражения стало истребление  охотниками- трапперами бизоньих стад.
   Однако индейцы сиу оказали серьезное сопротивление и сражались с белыми в трёх войнах. Когда золото было обнаружено и на их земле, в священных Чёрных горах Южной Дакоты, началась четвертая война с правительством США. Именно в этой войне в легендарном "последнем бою Кастера" у реки Литтл-Бигхорн в 1876 году погибли подполковник Джордж Кастер и более 200 его солдат. Одни историки  пишут:
"Кастер попал к индейцам в засаду".
"Каспер  опрометчиво атаковал крупный индейский лагерь", — утверждают другие.
  Тем не менее, следствием этого разгрома стала беспощадная зимняя кампания армии США, в ходе которой вождь сиу Татанка Йотанка/Сидящий Бык вместе со своими людьми был вытеснен в Канаду, а остальных сиу вынудили сдаться.
   В 1881 году Сидящий Бык вернулся из Канады, но, отправленный в резервацию, был убит полицейским-индейцем, пытавшимся его арестовать.
  К тому времени почти все индейцы Великих равнин были выселены из родных мест и загнаны в резервации. Условия жизни в них были очень тяжелыми. Время от времени возникали мятежи. Последняя вспышка сопротивления погасла в 1886 году,  когда сдался властям вождь апачей Джеронимо.
   Четыре года спустя, в 1890 году, состоялось сражение у ручья Вундед-Ни. Это было даже не сражение, а кровавая бойня, устроенная индейцам сиу солдатами 7-го кавалерийского полка. В результате  погибло свыше 250 мужчин, женщин и детей.   Армию вызвали для того, чтобы подавить новый религиозный культ, так называемую пляску духов, который, по верованиям индейцев, должен был избавить их от белых и вернуть в прерии бизонов. Но солдаты решили отомстить за поражение у Литтл-Бигхорна.
  Обречённые на нищету, коренные американцы были полностью деморализованы и начали стремительно вымирать. Власти всячески старались разрушить племенной уклад жизни — якобы для того, чтобы разделить индейские земли на частные владения. Любые "излишки" захватывались белыми поселенцами, и с 80-х годов  XIX века по 30-е годы XX века  индейцы  лишились двух третей остававшихся у них земель
   Только в  1924 году коренные американцы обрели, наконец, американское гражданство. Многие, понимая, что возврата к прежней жизни не будет, перебрались в города, где им пришлось поменять убожество резерваций на нищету городских трущоб. 
  Но в середине XX века численность индейского населения начала постепенно расти, и они, подобно другим национальным меньшинствам, вступили в борьбу за гражданские права. Невзирая на плохое образование, безработицу и расовую дискриминацию, многие стремились возродить своё национальное самосознание, и к началу 1990-х годов численность коренных американцев выросла примерно до 2 миллионов, а отношение общественности к ним очень изменилось.

 
 (1)Евгений Каширский http://www.proza.ru/2009/04/27/355
(2) Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/241024/istoriya-kolonizatsii-ameriki

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0261524 от 31 марта 2017 в 16:39


Другие произведения автора:

Ценная бандероль стоимостью в один доллар. История десятая ч.1

Берлинские истории. Эффект зеркала. Часть 4. Свадьба в Шарлоттенбурге

Проект "Библиогрань" Главы 4 и 5

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 1393 просмотра
Александр Коткас # 8 апреля 2017 в 10:28 0
Молодец, Анна!..
Настоящее исследование!..

013smile
Анна Магасумова # 10 апреля 2017 в 17:57 0
БлагоДарю!