Голубая Надежда.Не последние из могикан.ч.9

14 февраля 2017 — Анна Магасумова
article257973.jpg
Ценная бандероль стоимостью в один  доллар
Blue Hope/Голубая Надежда 
 
Не последние могикане
Маунтинмены
 
   Французы, испанцы и британцы -  охотники, первопроходцы -  с 1720 по 1800 годы  бродили по Скалистым горам в поисках месторождений полезных ископаемых и меха.  Они  получили прозвище "Маунтинмены".  Mountain man  в переводе с английского -  люди гор, горцы. Но так можно сказать  и о коренном населении  гор — индейцах.
  Первые маунтинмены появились в Америке районе Скалистых гор  после успешной экспедиции Мериуэзера Льюиса и Уильяма Кларка. (1)
  Льюис и Кларк в течение пути заполняли дневники, карты, делали наброски и заметки о реках, по которым  плыли, и о людях,  встречавшимися им на пути.
    В период расцвета торговли бобровыми шкурками в 1820-х-1840-х годах маунтинменов было уже около 3000 человек. Большинство охотников и трапперов работали на меховые компании, такие как Американская меховая компания и Меховая компания Скалистых гор, но были и так называемые вольные трапперы.(2)
 Ежегодный сбор бобровых шкур маунтинменов именовался рандеву.
 Схватка  с медведем 
"Если идёшь напролом, будь как медведь" (3)
    Первопроходец, охотник, траппер  Стронг Смит (4)  ознакомился с копией журнала экспедиции Льюиса и Кларка и никогда не расставался с  записями во время своих странствий по Дикому Западу.  В верховьях Миссури Смит впервые участвовал в охоте на бизонов и ловле бобров. Во время войны арикара — вооружённого конфликта  между американскими мехоторговцами и индейцами арикара   Смит проявил себя как храбрый и отважный воин, и генерал Эшли назначил его капитаном трапперов. (5)
   Однажды  Смит отправился на поиски индейцев  кроу (6),  чтобы приобрести у них лошадей и узнать дорогу на Запад.  Индейцы  показали Смиту ущелье Саут-Пасс, через которое можно было попасть на богатую бобрами территорию. В темноте, как рассказывали индейцы из-под земли нередко исходит свет.  Но, остановившись на ночлег, трапперы так устали, что заснули тяжёлым сном. Сам Смит, оставшийся у костра, ничего необычного не заметил. Только поднял с земли понравившийся ему камешек. Этот камень потом будет стоить ему жизни. Чуть позже  в ущелье будёт открыто золотоносное месторождение Карисса.
   После прохода через Саут-Пасс Смит и его люди вышли к притоку  Колорадо — реке  Грин-Ривер.  К югу от плотины река резко поворачивает на восток, делая петлю вокруг восточной оконечности гор Юинта. Здесь Смит  лишился всех своих лошадей -  их увели шошоны. (7) Трапперы ловили бобров до поздней весны, а затем, спрятав меха и всё, что не смогли увезти, отправились к реке Суитуотер, надеясь перехватить воришек.  Встретив шошонов, люди Смита вынудили их вернуть украденных лошадей. Вернувшись верхом к своему тайнику, трапперы забрали свои меха и отправились обратно к Суитуотеру. Разбившись на небольшие группы, они двинулись в разных направлениях.
"Жизнь хочет, чтобы ты следовал своей судьбе, и возбуждает аппетит вкусом удачи"
(Паоло Коэльо "Алхимик")
  Судьба благосклонно относилась к Смиту. Люди его уважали, охота была удачной. Он стал не просто хорошим траппером, но и настоящим исследователем. Но однажды случилось непридвиденное.  В районе индейской резервации Шайенн-Ривер (8) на Смита напал огромный медведь.

 Медведь с рёвом обхватил его своими лапами и  повалил  на землю. "Объятия" были такими крепкими, что охотник услышал, как что-то хрустнуло у него в груди.
— Он поломал мне рёбра, — промелькнуло в сознании Смита.
  Но не только это. Медведь  хлопнул его по голове своей мощной лапой, что чуть не снял скальп, а потом  распорол  своими огромными когтями левый бок. Кровь залила глаза, а рана горела огнём. Смит хрипло вскрикнул. Гризли издал победный рык:
— Лиууу- онууу!
 Смит  не от страха, а от боли закрыл глаза и на какое-то время отключился. Это и помогло. Медведь отступил и его друзья трапперы  Джим Клаймен и Дэвид Джексон  подбежали к Смиту.
 Они оказались  свидетелями его борьбы с медведем. Смит  был почти скальпирован, а ухо оказалось наполовину оторвано. Джим и Дэвид осторожно подняли друга и унесли в факторию. Там Смит убедил Джима пришить сорванную с головы кожу. Остальные охотники перевязали ему сломанные рёбра и обработали раны. Заживление было долгим и неприятным. На лице остался большой шрам. Чтобы его прикрыть,  Смит всегда носил длинные волосы.
  Известие о  схватке   с медведем  быстро разнеслась по штату Миссури.  Из-за  шрама, Смит стал легко узнаваем. Спокойной жизни он не искал. Вскоре Смит организовал первую экспедицию на юг.
Сначала он исследовал долину реки Колорадо, а затем направился в Калифорнию. Преодолев трудный переход через горы, его отряд оказался  в пустыне Мохаве, где их  атаковали   индейцы мохаве.(9) В этой стычке Смит потерял несколько человек убитыми. Найдя убежище у дружественных индейцев тонгва, которые называли себя габриэлино,(10) трапперы уговорили двух  проводить их до миссии Сан-Габриэль.  Маковаян (Медвежья Шкура) и Макозид (Медвежья Лапа)  провели  Смита и его отряд  по безопасному пути, обойдя Долину Смерти.
— Может, рискнём зайти в долину? — поинтересовался Смит.
— Билэгээна, Билэнээна/Белый человек, белый человек!  — укоризненно покачал головой Маковаян. — Это Абуксигун/ рискованное предприятие! Высокие Тсс/ скалы окружают долину смерти и  Ваби-Манидо /Белый Дух не поможет Вабогиму/Белому Вождю. 
Вабогима, так индейцы назвали Смита. А Джима за его басистый голос — Яоло — тот, кто кричит.
  Итак, Смит решил не ходить в Долину Смерти. Маковаян  по дороге рассказывал  страшные истории, которые ходили среди индейцев о зыбучих песках долины и движущися камнях, не оставляющих в живых тех, кто туда попадал — ни зверя, ни птицу, ни человека. Макозид  молчал и лишь изредка ему поддакивал.
  Маковаян и Макозид так были похожи внешне, что никто из охотников не мог их различить. Когда Джим, знающий немного язык габриэлино, ему раньше приходилось общаться с индейцами тонгва, спросил:
— Кем вы приходитесь друг другу? Братья?
Макозид ответил:
— Не братья! Отец и сын.
— А кто из вас отец, а кто сын? — заинтересованно спросил Смит.
— Что важнее у медведя, — ответил вопросом на вопрос Маковаян, хитро вглядываясь в лицо каждого траппера,  — шкура или лапа?
Смит, да и другие  лишь пожали плечами.
  Только Джим  хлопнул себя по лбу.
— Эх, вы! Тоже мне охотники! Важнее и нужнее шкура!
"Не делите шкуру  не убитого медведя в  его присутствии. Медведю это может не понравиться"

(Валентин Домиль)
— Так значит, ты, Медвежья шкура, отец, а Медвежья лапа — сын.
— Да, — важно произнёс Маковаян, приложив руку к груди. — Я — Шижи, отец, а Медвежья лапа — Шиай — сын.
Мою жену зовут Шикоба/перо. Есть у меня ещё младшие сыновья — Молимо — медведь, идущий в тени, Мэнтотохпа — четыре медведя и Мэтоска — Белый медведь.
  Так в разговорах Смит и его люди дошли до миссии Сан-Габриэль, восстановленную после  наводнения 1776 года.
   Вскоре  Стронг Смит   получил должность  руководителя всей торговлей  в прерии. Он  не любил сидеть на одном месте и  иногда сам  занимался  поставками товаров на запад,  возглавлял вереницу фургонов Меховой компании Скалистых гор. Так однажды во время пути,  двигаясь  к Тропе Санта-Фе,  Смит отправился на поиски пресной воды. Никто потом не мог объяснить, почему отпустили его одного.Больше его никто  не видел. Смиту было всего 31 год, молодой, жизнерадостный, весёлый и очень дружелюбный. Мог найти общий язык и с европейцем, и с индейцем.
   Добравшись до Санта- Фе,  члены его торговой партии обнаружили на рынке в  личные вещи Смита.
— Откуда эти вещи, — стал допытывать Джим Клаймен, верный друг Смита,  торговца.
— Я приобрёл их у команчей, — дрожащим голосом проговорил маленький щуплый торговец-полукровка.
   Морган Дэйл Лоуэлл, биограф легендарного маунтинмена, предполагает:
"Когда Смит отправился на поиски воды, его окружила группа команчей (12)из 15-20 воинов. В последующей схватке он был убит".
  Роковую роль сыграл бриллиант — камешек из ущелья Саут- Пасс, который  Стронг Смит носил с собой.

 
(1)Экспедиция Льюиса и Кларка (1804-1806) — первая сухопутная экспедиция через территорию США из Сент-Луиса к тихоокеанскому побережью и обратно. 
Мериуэзер Льюис (1774-1809) — американский первопроходец, офицер, государственный служащий, с 1806 года губернатор Луизианы
Уильям Кларк (1770-1838) — американский путешественник, губернатор Миссури, с 1822 по 1838 гг. суперинтендант по делам индейцев
(2) вольные трапперы — охотники на пушных  зверей в Северной Америке, от англ.слова trap — ловушка
(3) цитата с сайта: ©
 http://citaty.ru/pro-medvedey/
(4) Джедедайя Стронг Смит (1799-1831) — американский первопроходец, охотник, траппер, торговец и картограф. Стал первым белым, который пересек Сьерра-Неваду с 3апада на Восток,  открыл больше территорий,  чем любой другой исследователь в США. Убит на пути в Санта-Фе индейцами из племени команчей.
(5) Арикара ре — группа близкородственных индейских племён, вели полукочевой образ жизни на территории Великих равнин США в течение нескольких сот лет. Затем арикара переселились из Южной Дакоты в Северную, где в настоящее время находится резервация Форт-Бертольд. Выращивали в основном кукурузу, почитали Мать-Кукурузу.
Уильям Генри Эшли ( 1778 — 1838) -американский предприниматель и политик.
(6) Кроу, самоназвание абсарока или апсароке — индейское племя в США. Исторически проживало в долине реки Йеллоустон, в настоящее время  в резервации штата  Монтана, недалеко от города Биллингс 
(7) Юинта (англ. Uinta Mountains) -  высокий горный хребет на северо-востоке штата Юта и юге штата Вайоминг, США. Является частью Скалистых гор
Шошоны (самоназвание нымы, нывы — люди) — североамериканская группа индейских племен.  Хайме (Джейм) Луис Гомес (псевдоним — Табу; англ. Taboo, род. 14 июля 1975) — американский певец-рэпер, участник американской хип-хоп группы Black Eyed Peas имеет корни этого племени по материнской линии.
(8) Шайенн-Ривер — четвёртая  по площади индейская резервация   четырёх племён лакота в штате Южная Дакота,  включает округа Дьюи и Зибах. По переписи 2000 года здесь проживает 8470 индейцев 
(9) Мохаве ( самоназвание Aha macave, букв. "живущие вдоль воды" -  племя индейцев, проживающее в настоящее время в двух резервациях на реке Колорадо. По состоянию на 1965 год количество мохаве составляет около 1000 человек. Из всех древних кланов выжило только восемнадцать. Значит, сейчас и того меньше...
(10) тонгва или  габриэлино — индейский народ, один из коренных народов Калифорнии. Габриэлино — один из языковых диалектов ацтеков 
(11) Миссия Сан-Габриэль Arcаngel является полностью функционирующей римско-католической миссией и исторической достопримечательностью в Сан-Габриэле, Калифорния. 
(12) Команчи ("враги") — индейский народ в США. Самоназвание — Numunu — "настоящие люди". Язык — команче, близок к языку шошонов

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0257973 от 14 февраля 2017 в 11:35


Другие произведения автора:

Ведьмины кольца ч.1

Упокой, Всевышний, их души

Верника. Мир наизнанку. Глава 6 Не сказка

Рейтинг: 0Голосов: 0563 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!