Военно - патриотическое воспитание

1 апреля 2022 — Владимир Винников

33. Военно - патриотическое воспитание

 

Подполковник в отставке читал:

Последние новости Донецка на сегодняшний день, 30 марта 2022года «Из Донецка вновь и вновь приходят неутешительные новости, из которых можно сделать следующий вывод: украинские силовики напрочь отказываются от мирного решения всех вопросов. Вместе этого они наносят один за другим удары по гражданским объектам. Удары из тяжелого вооружения ВСУ по Донецку привели к разрушениям в жилых кварталах города минувшей ночью и утром, заявили в представительстве Донецкой Народной Республики в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК) 30 марта, сообщает пресс-служба ведомства. Отмечается, что украинские войска нанесли удары снарядами калибра 122 мм по Кировскому району Донецка из населенного пункта Пески.

В штабе территориальной обороны Донецкой Народной Республики уточнили, что в Кировском районе в результате утреннего удара ВСУ пострадали многоквартирный дом по улице Пинтера и домостроения на улице Петровского, также сгорел один автомобиль.

Указывается, что в результате ночного обстрела пострадал дом в Куйбышевском районе по проспекту Кремлёвскому, передает "Красная Весна".

 

Житель Донецка 30 марта рассказал о попытке спасти людей из-под завалов жилого дома в Донецке, который был частично разрушен после попадания в него снаряда Вооруженных сил Украины (ВСУ). На месте событий находится корреспондент канала "Известия".

"Пришел, смотрю, дом горит, полезли людей спасать. Долезли до седьмого этажа, а там плитами всё завалено, а девочка кричит. Эмчээсники и "скорая" сработали четко. Сейчас там, на четвертом этаже, находятся тяжело пострадавшие, не знаю, как им можно помочь", — рассказал мужчина.

 

Официальной информации о количестве пострадавших пока не поступало.

Ранее в этот день мэр Донецка Алексей Кулемзин сообщил, что в ходе ночного обстрела Донецка зафиксировано прямое попадание украинского снаряда в жилой дом, произошло частичное разрушение. Инцидент произошел на улице Пинтера, 8, в микрорайоне Текстильщик.

Из-под завалов разрушенного снарядом Вооруженных сил Украины (ВСУ) дома в Донецке достали полуторагодовалого ребенка. Об этом в среду, 30 марта, рассказал корреспондент "Известий" с места событий.

Как пояснили очевидцы, под завалами жилого дома находятся и другие люди.

"На четвертом этаже рухнули плиты. На кухне женщина, неизвестно, жива она или нет. Она не отвечала, не могут дозвониться ей. Мама ее вот здесь, на "скорой", — рассказала жительница Донецка.

В момент взрыва в здании находилась девочка-подросток. Она смогла выбраться, но под завалами остались ее мать, отец и девятимесячная сестра. На данный момент спасателям удалось достать отца девочки.

"Я была в своей комнате, и потом вдруг все завалило камнями, а меня нет. Я вышла на улицу и звала на помощь. Потом папа очнулся и говорил, чтобы я быстрее звала на помощь", — пояснила она.

По данным корреспондента, ребенка осмотрели сотрудники скорой помощи и отвезли в нейрохирургическое отделение больницы Донецка.

 

Президент Южной Осетии, выступая на телевидении заявил, что их республика желает войти в состав России.

 

Бандеровцы из Мариуполя, бежали из города на санитарной машине.

В районе Мариуполя средствами ПВО ДНР сбито два украинских вертолёта, на которых пытались вывести командиров батальона Азов и наемников. На месте падения одного вертолёта нашли нарукавные нашивки наёмников из Марокко и Танзании.

По уточнённым данным, один их сбитых украинских вертолётов Ми-8 был поражён трофейным американским ПЗРК «Стингер», захваченным в ходе освобождения Мариуполя

ФСБ задержала в 23 регионах РФ 60 участников украинской неонацистской группировки "МКУ"

Центр общественных связей ФСБ сообщил о задержании сторонников украинской неонацистской молодежной группировки "МКУ"*, организованной под контролем украинских спецслужб гражданином Украины.

Как сообщили в ЦОС, Федеральная служба безопасности совместно с МВД России и Следственным комитетом провели задержание в 23 регионах РФ 60 членов украинской неонацистской молодежной группировки "МКУ"* (запрещённая в РФ организация), информирует ТАСС.

Уточняется, что группировка была создана под непосредственным контролем украинских спецслужб гражданином Украины Егором Красновым, 2000 г. р. Группировка была организована с целью проведения террористических актов, массовых убийств и экстремистских преступлений на территории России.

В ходе задержания в местах проживания неонацистов были изъяты гладкоствольное гражданское охотничье оружие и боеприпасы к нему без разрешительных документов. Также обнаружено самодельное огнестрельное и холодное оружие. Изъяты средства связи с перепиской организатора группировки, содержащие фото- и видеозаписи, так называемые акции прямого действия, инструкции по их проведению и вовлечению новых участников в экстремистскую и террористическую деятельность неонацистской структуры.

 

Подполковник уже знал, что МКУ - Маньяки: культ убийства  неонацистская  террористическая  организация, придерживающаяся радикальных форм  расизма и мизантропии. Члены организации также исповедуют собственную «Религию убийства». Согласно идеологии «М.К.У.», смерть возносится богоподобной сущностью, которая двигает сторонников организации жаждой убивать, тем самым совершая  расовое очищение. Организация создана украинским неонацистом Егором Красновым в 2017 году. Организация осуществляет деятельность с помощью автономных ячеек, координирующихся Егором Красновым, в городах РФ, Украины. Деятельность «М.К.У.» направлена на разжигание межнациональной розни, избиения, убийства, подготовку терактов и массовых расстрелов.

 

Подполковник ещё в 1989 году ушёл в отставку, а в 1991 году, переехал из Литвы города Клайпеда  там жил при СССР в Подмосковье.

Пенсии не хватает, получает 32 тысячи рублей, десять лет работал охранником.

Здоровье неважное, за годы службы пришлось переезжать шесть раз, объехал СССР с Востока, на Хапад.

О службе в армии высказывается всегда с большим уважением.  

Некоторое время он в Клайпеде возглавлял Общество ветеранов Советской армии, они проводили в школах занятия по - воспитанию чувство гордости, благодарности и уважения к Советской армии, любви к родине;

Они ставили себе задачи:

- пропаганда здорового образа жизни; - укрепление здоровья детей, вовлечение их в систематические занятия физической культурой;

- формирование чувства долга и любви к отечеству, уважения к ветеранам и тем, кто служит, воспитания чувства патриотизма;

- способствование психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи; - воспитание волевых качеств.

 

Переживая за военнослужащих, участвующих в проведении специальной операции на Украине, подполковник обрадовался, наткнувшись в Интернете на статью: «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ. ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ».

Он внимательно прочитал её и согласился с автором.

«Патриотическое воспитание

Каждый человек отличается большой любовью к своей Родине - государству трудящихся и выражают эту любовь в конкретных делах, направленных на укрепление ее славы и могущества. Настоящих патриотов нашей Родины отличает последовательный интернационализм, т. е. глубокое уважение к другим странам, нашим друзьям, также к трудящимся всего мира. Любовь к трудящимся, братская солидарность с ними предполагают ненависть к их эксплуататорам, душителям свободы и прогресса.

Таким образом, патриотизм - это сплав чувства любви к Родине. Эти особенности советского патриотизма налагают свой отпечаток на весь процесс патриотического воспитания детей. Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в  детском возрасте  с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Поэтому развитие у подростков чувства любви к близким, к родному краю становится одним из важных направлений работы школы в деле патриотического воспитания.

Формирование чувства привязанности к родным местам - один из компонентов патриотического воспитания. Опираясь на эти чувства, необходимо идти дальше. По мере овладения знаниями школа призвана воспитывать у детей чувство любви к нашему советскому строю, показывать его преимущества перед капиталистическим строем, растить сознательных, убежденных защитников нашего социалистического общества.

Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому революционному прошлому нашей Родины. Красочный, яркий рассказ о поступках героев труда, о ратных подвигах наших людей во время войны вызывает сильные переживания и прилив благородных патриотических чувств. Переживание может возникнуть и как результат сопереживания жизни другого человека. На этих благородных традициях прошлого формируется стремление преумножить славу и могущество нашей страны.

Школа направляет свои усилия на то, чтобы патриотические чувства подростков находили выражение в полезных делах на благо Родины, с этим тесно связана и другая задача - воспитание у детей готовности защищать свою страну.

Вся работа школы по патриотическому воспитанию подростков должна проводиться в единстве с интернациональным воспитанием: воспитанием у детей чувства дружбы народов нашей страны, братской солидарности с народами социалистических стран, с трудящимися всего мира, нетерпимости к расовой и национальной неприязни, ненависти к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

Высокое чувство любви к Родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, организацию поведения и деятельности учащихся. Огромное значение в воспитании патриотических чувств принадлежит учебному процессу. На уроках учащиеся изучают прошлое и настоящее нашей Родины, знакомятся с лучшими представителями науки, культуры, героями войны и труда. Знание является важнейшей предпосылкой для возникновения патриотических чувств. Урок является источником получения знаний о Родине.

 

На основе этих знаний формируется и закрепляется чувство любви к Родине. Иногда учащиеся младших классов не имеют достаточного представления о своей стране. Многие из них под словом Родина понимают только местность, в которой они живут. Такое представление является исходным для формирования другого, более глубокого представления о Родине как о государстве. В зависимости от характера материала учителя делают это различными путями. Уровень патриотического воспитания во многом зависит и от, содержания материала школьных учебников. Его воздействие на детей может быть усилено за счет привлечения отрывков из мемуарной литературы, использования кинофильмов и диафильмов, картин.

 

Важное значение, в военно-патриотическом воспитании имеет подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах. Основными ее формами являются начальная военная подготовка, учеба в школах и клубах Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), занятия техническими и военно-прикладными видами спорта. Юноши еще до призыва их в Вооруженные Силы заблаговременно приобретают военные знания и навыки, чтобы быстрее стать умелыми защитниками своей Родины.

Это соответствует ленинскому указанию о том, что наряду с военным обучением взрослых граждан для повышения обороноспособности социалистической страны необходимо также обучение всех подростков военному делу. Начальная военная подготовка молодежи проводится в десятых-одиннадцатых классах общеобразовательных школ, в средних специальных учебных заведениях системы профессионально-технического образования. Она имеет своей целью помочь юношам получить военные знания и практические навыки в объеме подготовки солдата, матроса, овладеть одной из военно-технических специальностей, изучить основы гражданской обороны.

Начальная военная подготовка неразрывно связана с военно-патриотическим воспитанием молодежи. Сложившаяся в Советском Союзе система обязательных форм подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах дополняется мероприятиями оборонно-массовой и спортивной работы. Ее задачей является пропаганда военных и военно-технических знаний, вооружение молодых людей знаниями основ военного дела, гражданской обороны. Знания и навыки, полученные в процессе начальной военной подготовки, дополняются занятиями в университетах военных знаний, на факультетах военных знаний при народных университетах, клубах будущего воина.

Многие юноши, получившие военную, физическую и моральную подготовку в военно-патриотических клубах, поступают в военные училища, становятся офицерами Вооруженных Сил.

Успешному овладению молодежью военными знаниями способствует шефство воинских частей, военно-учебных заведений над общеобразовательными школами, профессионально-техническими училищами, техникумами, учебными организациями ДОСААФ. Допризывная военная подготовка и система оборонно-массовой работы, военно-патриотического воспитания молодежи к службе в Вооруженных Силах дают положительные результаты. Юноши, призванные на действительную военную службу в армии или на флот, успешнее осваивают сложную современную  военную технику  и вооружение, быстрее становятся в ряды героических Вооруженных Сил, бдительно стоящих на страже мирного труда нашего народа.

Культурное воспитание

В числе многих факторов, активно влияющих на процесс перестройки общества, несомненно, ключевая роль отводится культуре. «Без культуры, -- говорил академик Д.С. Лихачев, -- нет в стране и нравственности, без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать наука.

Если в прошлом культура рассматривалась, прежде всего, как продукт социальных отношений, то теперь она выступает как динамическая сила, формирующая всю жизнь общества, оказывающая громадное, а в ряде случаев решающее воздействие на состояние и развитие всей совокупности общественных отношений. Общественный прогресс в связи с этим во многом оказывается в зависимости от прогресса культурного».

В нашем обществе накопилась критическая масса духовной бедности. Бездуховность приняла угрожающие размеры, и этому вряд ли кто сегодня возразит.

Нельзя сбрасывать со счета и тот факт, что для многих сегодня слова «армия» и «культура» звучат как взаимоисключающие понятия.

Мол, армия - это среда, которая, естественно или скорее противоестественно подавляет всякое индивидуальное культурное проявление. Отсюда понятие «культура» кое-кто трактует как нечто чужеродное по отношению к военнослужащим.

Армия является не только хранительницей лучших традиций общества, но и наиболее чистым и возвышенным олицетворением духовности. И эти традиция глубокими корнями уходит в отечественную историю. Например, академик Д.С. Лихачев подчеркивает, что лучшие традиции русской армии всегда были, прежде всего, культурными традициями. На протяжении длительного периода истории русская армия олицетворяла огромный культурный и нравственный потенциал. Не случайно многие гении русской и казахской культуры прошли через воинскую службу, в их числе - Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, М.П. Мусоргский, Чокан Валиханов и другие. Это значит, что армия есть сила не только вооруженная, но и духовная.

В ратном труде своих далеких предков мы находим сегодня не только яркие примеры верности воинскому долгу, Отечеству, но и проявления высокой общей культуры, воспитанности.

В старой русской армии офицер, представляясь, произносил кажущуюся сегодня архаичной фразу: «Честь имею!»

В наше время понятие офицерской чести должно быть глубже, но не секрет, что для кое-кого оно стерлось, потускнело. Утрата чувства чести привела к тому, что мы стали «стесняться» произносить это слово.

Как тут не вспомнить высказывание римского мудреца Апулея «Стыд и честь - как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься».

Немаловажное значение имеет и такая проблема, как эстетическая культура. Видный педагог-новатор В.А. Сухомлинский был глубоко убежден в том, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания быть не может. Именно обращение человека к красоте облагораживает его душу, снимает, как говорится, «толстокожесть», утончает его чувства. «...Человек, - говорил В.А. Сухомлинский, - выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, - увидел и изумился и начал создавать новую красоту».

 

Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве мы открываем прекрасное в самих себе. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого», - гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде.

Зло и подлинная красота несовместимы. И поэтому одна из важных задач эстетического воспитания состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому будущему воину скрипку, чтобы он услышал звучание своих душевных струн.

Будущий военный, умеющий плодотворно сочетать службу с серьезными творческими увлечениями, всегда интересен как неординарная личность. Такая личность не может не вызывать уважения, тем более когда достигнутое ими высоко оценивается талантливыми мастерами.

Искусство постигается и через людей, его создающих, через творческие личности.

У каждого зрителя, слушателя - свои авторитеты, свои кумиры. Читая сегодняшнюю прессу мы внимательно следим за тем, что думают деятели искусства о современной армии, воинской службе, о проблемах, которые будоражат жизнь Вооруженных Сил. Радует, что в большинстве такого рода высказываний звучат доброжелательность в понимании и оценке нынешней далеко не простой обстановки в армии.

 

Кирилл Юрьевич Лавров народный артист СССР, герой Социалистического Труда сказал: «Мы, люди творческих специальностей, обязаны в полной мере отражать на сцене, в кино, в других видах искусства героику мирного времени, в том числе каждодневную, весьма нелегкую службу воинов по обеспечению надлежащей боевой готовности. Надо не забывать: все, что мы сейчас имеем, воинским трудом обеспечено и гарантировано». Мы должны в наше перестроечное время не охаивать Армию, не искать пятна на мундире, а помогать ей, воспитывать воинов-патриотов, воинов-интернационалистов, заботиться о своих надежных защитниках, гордиться ими».

Культура есть здравый смысл, ибо она - психическое здоровье. Культура есть красота, ибо она - физическое здоровье. Культура есть достоинство и совесть, ибо она -- нравственное здоровье.

А еще культура - это верность отцу и матери, верность роду и Отечеству, это правдивость и нежность, доброта и бесстрашие, которые всегда вместе.

 

Сегодня одним из наиболее острых вопросов в сфере молодёжной политики является вопрос формирования здоровой личности. В данном контексте он состоит не столько в здоровье физическом, сколько в здоровье духовном, интеллектуальном и культурном.

Действовавшая во времена СССР система военно-патриотического воспитания молодёжи, кроме идеологического ядра включавшая в себя систему воспитания, основанную на военно-спортивной подготовке молодёжи - игры "Зарница", "Орлёнок", а также нормы "Готов к труду и обороне", − показала свои эффективность и результативность.

После распада СССР система военно-патриотического воспитания была полностью разрушена. Нишу физического, умственного и духовного развития молодёжи благодаря умелой пропаганде насилия и вредных привычек, в том числе с использованием кинематографа и массовой рекламы, заняли псевдоценности, целью которых вплоть до сегодняшнего дня является формирование потребительского общества, лишённого всяческих моральных и культурных ориентиров. Индикатором масштаба возникшей проблемы является количество всевозможных псевдорелигиозных деструктивных формирований (сект).

 

Культурное развитие молодёжи зачастую подменяется пропагандой субкультур, разрушительно влияющих на личность молодого человека. Это проявляется в моде на пирсинг, татуировках, вживлении в себя разнообразных имплантов, уродующих человеческий облик.

К сожалению, такие молодые люди не могут осознать не только факт того, насколько они отвратительно выглядят, но и степень вреда своему здоровью, который наносится в процессе такого "тюнинга".

Ещё недавно такие образы были редкостью, экзотикой, но сегодня эти люди живут рядом с нами, и подавляющая часть общества старается убедить прежде всего себя в том, что такое вполне нормально и является лишь проявлением свободного выбора гражданина.

Вместо проблем института семьи прозападными общественными организациями на первый план выносятся совершенно надуманные проблемы гомосексуализма и феминизма.

На сегодняшний день плотность таких негативных проявлений, как молодёжная наркомания, алкоголизм, сектанство, детская преступность и беспризорность практически достигла своего предела. Не вызывает сомнения и тот факт, что данные явления − звенья одной цепи, конечная цель которой - разрушение культурных, духовных и моральных устоев нации. В этом контексте можно сделать вывод, что наиболее острыми социальными проблемами в молодёжной среде являются вопросы сохранения здоровья подрастающего поколения, его воспитание в духе уважения к Отчизне, её истории, традиций, культуры и народа.

Безусловно, важное место в решении данных проблем занимает именно военно-патриотическое воспитание молодёжи.

 

В целом стоит отметить, что в условиях современного мира, высокого уровня информатизации молодого поколения для эффективной работы с молодёжью должны применяться новейшие и наиболее востребованные ею методики и инструменты.

Как показывает практика европейских стран, в решении многих социальных проблем наиболее эффективным является привлечение к решению тех или иных задач именно общественных организаций соответствующей направленности

Геополитическое противостояние и накал международной обстановки просто обязывает со всей ответственностью относиться к защите своей Родины.

Одним из способов защиты своей родной земли является военно-патриотическое воспитание молодежи в России. Цель воспитания – вырастить морально зрелых людей, верных своему воинскому и конституционному долгу.

 

Военно-патриотическое воспитание заключается в трех основных направлениях:

  • Приобщение к военным победам российского народа.
  • Организация военно-спортивных игр.
  • Взаимосвязь между воинскими и школьными коллективами.

Значительную роль в патриотическом воспитании играет школа, семья, а также специально организованные центры. Основные дал Президент России, Владимир Путин.

Жизнь поставила совершенно новые задачи, мы оказались в центре самой настоящей войны. Вот только она ведется не пушками и ракетами, а словом. Словом, можно ранить и вылечить, поэтому нужно растить таких молодых людей, которые будут готовы отличить правду от лжи и всегда оставаться верными своему Отечеству.

Государству нужно воспитать мужественных, здоровых и смелых людей, готовых учиться и работать на ее благо, а не смотреть в сторону эмиграции в призрачно лучший западный мир. Правильно воспитанная молодежь должна стать на защиту своей семьи, родного края и государства.

В свете подобных задач заметно возрастает роль правильного военно-патриотического воспитания молодежи. Именно это воспитание внесет вклад при подготовке сильных и умелых защитников России.

 

ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

1.    Приобщение к боевым традициям народа, почитание его побед.

Это направление включает следующие мероприятия:

  • Увековечивание погибших в борьбе за независимость России. Для этого организовывают не только разовые посещения памятников и братских могил в большие государственные праздники, но и учат брать шефство над братским захоронением. Поощряется участие в почетном карауле в рамках вахты памяти. Уход за памятниками становится не обязанностью, а делом чести.
  • Проводятся уроки Мужества, организовываются встречи с ветеранами войны. Важно правильно настроить молодежь, подготовить морально к подобным мероприятиям. Воспитанники участвуют в поздравлениях, сами придумывают программу, вкладывают душу.
  • Празднование  памятных дат – к великим праздникам, связанными со славными победами в военной истории России, организовывается посещение музеев, проводятся выставки, конкурсы, викторины, просмотр тематических видеофильмов.

Самое главное – помнить, что военно-патриотическое воспитание является системным процессом. Его основы закладываются в детском саду и школе.

Организация военно-спортивных игр.

Сложные и местами пафосные в сознании молодежи речи нужно подкреплять более интересными развлекательными мероприятиями. Среди них можно выделить военно-спортивные игры. Например, «Зарница» или «Орленок».

Также нужно организовать посещение юношами, особенно выпускных классов, воинских частей. Возможно, что кто-то найдет здесь свое призвание, профессию на всю жизнь. Общение с военными укрепляет дух патриотизма, который делает обычных людей Гражданами своего Отечества.

СОЗДАНИЕ КАБИНЕТА ОБЖ

Внешкольное воспитание – это интересно и продуктивно, но основные скрепы по патриотическому воспитанию закладываются именно на уроках. Важным уроком в плане формирования гражданского сознания является ОБЖ.

В школах иногда легкомысленно относятся к этому предмету, считая его подобием вспомогательного факультатива. Специальный кабинет есть далеко не во всех образовательных учреждениях, поэтому дадим базовые советы по его созданию. Важно обустроить, здесь размещают материалы по воспитанию школьников на традициях предыдущих поколений. На стенах размещают символику России, можно указать информацию о соотечественниках-героях России.

Кабинет ОБЖ можно использовать не только для профильных занятий по предмету. На его базе проводят уроки Мужества, занятия по истории или литературе с патриотической составляющей, здесь организовываются встречи с военнослужащими и ветеранами. В специализированном кабинете ОБЖ удобно проводить просмотры патриотических видеофильмов и занятия военно-прикладных кружков.

 

ПУТИН О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Президент России призвал воспитывать молодежь еще патриотичнее, бороться с фальсификациями истории. По словам Владимира Путина, патриотическое воспитание просто обязано стать органичной частью общества. Об этом президент заявил в процессе 37-го заседания российского оргкомитета «Победа», которое проводилось в Большом Кремлевском дворце.

Владимир Путин четко обозначил задачи, которые стоят перед современным российским обществом в плане воспитания подрастающего поколения:

1.    Уважение к ветеранам.

Читайте еще: Актуальные вопросы патриотического воспитания

ЦЕНТРЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Главной целью деятельности центров патриотического воспитания является подготовка юношей к несению воинской службы. Также осуществляется поддержка ученических и студенческих инициатив, которые связаны с воспитанием чувства гражданственности. В центры приходят люди, искренне любящие свою школу, университет, родной край, страну в целом. Должно быть стойкое желание изменить общество, начав с себя.

ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ЦЕНТРЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ?

На центры возложены следующие обязанности:

  • Обучение основам несения воинской службы путем проведения военных сборов для учащихся старших классов.
  • Проводится повышение уровня физической подготовки юношей, чтобы она стала надлежащей для несения воинской службы.
  • Ориентация на успешную сдачу норм ГТО по физической подготовке.
  • Организация мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и подготовке к военной службе.

От каждого из нас зависит правильное военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Не стоит бездействовать и возлагать всю ответственность за процесс на педагогов. Посильный вклад в развитие сознания молодежи может сделать каждый, начинать нужно со своей семьи и со своего близкого окружения.

 

Любовь к своему отечеству, соблюдение конституционных норм своей страны и уважение к традициям и культурному наследию своей и других наций – все это является целью патриотического воспитания подрастающего поколения. Поскольку вопрос патриотического аспекта воспитания является глобальным, он рассматривается на государственном уровне. В каждом государстве мира существуют целые программы патриотического воспитания молодежи. Об их основах, мероприятиях и задачах, стоящих перед программами, пойдет речь далее.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ

Патриотическое воспитание молодежи невозможно в разрыве с такими учреждениями, как музеи, школы искусств и дома культуры. Общеобразовательные школы, взаимодействуя с ними в рамках программ по патриотическому воспитанию, приобщают молодежь к культурному и историческому наследию своей страны.

К мероприятиям направленным на патриотическое воспитание молодежи следует отнести:

  • выставки;
  • проведение конкурсов;
  • коллективно-творческие дела;
  • фестивали творчества;
  • посещение краеведческих, исторических музеев и художественных галерей;
  • благоустройство памятников истории;
  • беседы и классные часы;
  • оборонно-спортивные игры;
  • районные и областные тематические конкурсы и т.д.

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Гражданско-патриотическое воспитание в рамках современности предполагает подготовку молодого поколения к предстоящей ответственности за свое поведение и гражданскую позицию.

Молодежь, воспитанная правильно и грамотно, свободно может взаимодействовать в нынешнем демократическом обществе. У молодых людей появляется осознание ценности общественных дел, в которых они принимают участие, и значимости собственного вклада в них. Молодежь становится готова к тому, чтобы проявлять инициативу, развивать свои способности и расти как личность, принося пользу не только себе и окружающим, но и всей стране в целом.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует у молодежи культуру межличностного и межнационального взаимодействия.

 

ВОЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Военно-патриотическое воспитание является не менее важным аспектом во всей воспитательной системе, так как готовит будущих защитников отечества. В рамках данного направления в юношах воспитываются такие качества, как надежность и твердость характера, физическая выносливость, а также смелость. Все эти черты являются неотъемлемыми не только для тех, кому предстоит служить в армии, защищая свою страну, но и для рядовых профессий, например, врачей.

Воспитание осуществляется в рамках уроков в школе, например, предмета ОБЖ. В ряде разделов данного предмета имеется специализированный курс уроков «Особенности военной подготовки». Также молодежь воспитывается путем приобщения к памятным мероприятиям в честь тех, кто в свое время сражался за Родину.

 

Цель военно-патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

- проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;

- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;

- создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

 

Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели социальными и государственными институтами, макро- и микроусловиями, факторами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем российского общества и его военной организации, значение которой в сложный и противоречивый период их развития трудно переоценить.

 

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис.

Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике.

Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Все это привело и продолжает приводить к ряду деструктивных тенденций в духовной и нравственной жизни нашего общества. В частности, налицо все большая утрата идеалов и ценностей, которые дало в свое время России христианство. Стремление к духовному и нравственному совершенству подменяется стремлением к поиску одних лишь телесных удовольствий и наслаждений. Развивается нездоровая тенденция предпочтения материальных ценностей духовным.

 Нередки и такие ситуации, когда просыпающаяся в человеке естественная потребность в духовной жизни начинает заменяться суррогатом в виде нездоровой тяги к мистическим культам религиозных сект и оккультизма.

Как следствие у детей и подростков возникают довольно смутные, искаженные представления о таких добродетелях, как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм.

Духовная опустошенность современных молодых людей нередко толкает их на путь алкоголизма, наркомании, преступного бизнеса; ощущение безысходности и отчаяния приводят к самоубийству. Вопрос борьбы с нарастающей проблемой злоупотребления наркотическими средствами и психотропными препаратами, как показал мировой опыт, чрезвычайно сложен.

Стратегия противодействия этому злу во многом зависит от позиции государства, то есть всех властных структур, тогда как тактика зависит от позиции общества, всех его слоев.

 

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям, служение отечеству».

 

Подполковник прожил в Литве 12 лет и хорошо помнит, как в психологическом отношении к своему государству и другим национальностям, особенно к русским, изменилось литовское общество к 1991 году.

Подполковник прекрасно помнил статью Ренаты Рейнгольдене, из Клайпеды от 23 декабря 2021 года: «Литва в ярости: Россия подняла в ООН вопрос угнетения зарубежных русских».

Правозащитники рассказывают о  нарушениях прав русского населения.

«МИД Литвы высказал свое крайне негативное отношение к созванной Россией неформальной встрече членов Совета Безопасности ООН на  тему ситуации с  национальными меньшинствами и  героизацией нацизма в странах Балтийского и Черноморского регионов. Литва расценивает это как «очередное усилие по распространению лживого нарратива о соседних странах», пишет Delfi.lt.

«Мы хотим четко сказать, что мы — Литва и наши партнеры — видим и понимаем, что Россия делает и чего добивается. Приходится сожалеть, что Россия распространяет несоответствующие действительности интерпретации о ситуации с правами человека в Литве и соседних государствах. Однако это никогда не умаляет нашу готовность добиваться всеобщего обеспечения прав человека», — заявил литовский замминистра иностранных дел Мантас Адоменас.

По его мнению, Москва пользуется этим мероприятием в Нью-Йорке «для отвлечения внимания от  ухудшающейся ситуации с  правами человека в  России и  военной эскалации у  границ Украины». Министерство иностранных дел Литвы сообщило, что «повторяющиеся попытки России манипулировать форматами Совета Безопасности ООН в целях дезинформации получили осуждение в заявлении единомышленников — членов Совбеза ООН и государств — членов ЕС, а также других стран».

Тем временем правозащитник русской общины Латвии  Владимир Бузаев  (член партии «Союз русских Латвии») сообщил, что 22 декабря он провел три часа на виртуальном заседании Совета Безопасности ООН. «Заседание было созвано Россией и посвящено проблемам нацменьшинств в  Прибалтике и  на  Украине, в  том числе в  контексте экстремизма и глорификации нацизма. Соответственно, и  представители нацменьшинств не  просто присутствовали, а  сами и  докладывали о  наболевшем.

От  Эстонии был, к  примеру, руководитель братского Центра по  правам человека  Алексей Семенов — рассказывал преимущественно о  проблемах местных неграждан.

Тему ограничения права на образование поддержала Алиса Блинцова, руководительница НКО „Русская школа Эстонии".

От Литвы был адвокат  Ришардас Бурда  и  рассказывал о  беспричинных и  безвременных местных сидельцах: Геннадии Иванове (4 года), Юрии Меле  (10 лет) и  Константине Никулине (пожизненное).

Эту  же тему в  рамках Латвии и  окрестностей поднял председатель Конгресса неграждан  Александр Гапоненко, сам  отсидевший 4 месяца  по  странному обвинению в  возбуждении межнациональной розни в  отношении американских танков. Ему в рамках регламента даже не удалось перечислить поименно всех, ходящих или сидящих под соответствующими уголовными статьями», — отмечает Бузаев.

По его словам, глава «Русской общины Латвии» Виктор Гущин  рассказывал в  основном о «дурно пахнущих латвийских юридических документах» вроде преамбулы к конституции (закрепляющей принцип «Латвия для латышей») или декларации о латышском легионе ваффен СС».

«О массовом безгражданстве  и  языковом терроре, включая, конечно же, и „школьную реформу", сообщила членам Совета Безопасности ООН  Наталья Елкина, сопредседатель Латвийского комитета по правам человека.

 Мне не показалось странным, что все трое докладчиков от  Латвии оказались членами одной со  мной партии.

Но  главной изюминкой российских дипломатов был, конечно, профессор из  Канады  Фернан де  Варенн — специальный докладчик ООН по проблемам нацменьшинств, неоднократно и  резко и  ранее критиковавший Латвию.

Не забыл нас он и на этот раз, помянув Латвию в контексте массового безгражданства и экстремистской „школьной реформы", затронувшей даже частные школы.

И неудивительно, мне по его просьбе как раз для этого мероприятия пришлось с  помощью двух волонтеров,Юлии и Дмитрия, готовить 8 страничек текста о ситуации в Латвии», — свидетельствует Гущин.

 «После заслушивания очевидцев выступили и  сами члены Совета Безопасности. Натовцы (США, Великобритания, Франция, Ирландия, Норвегия) от  такой наглости России несколько растерялись и  несли свою песнь явно не  в  тему заседания  — преимущественно о  „той части территории Украины, которая не  контролируется законным правительством", ну  и  ограничениях прав человека в  самой России и оказавшейся под рукой (и выступившей на заседании с антифашистской темой) Белоруссии.

 

Представители стран, не  склонных плыть в фарватере Пентагона (Индия, Мексика, Китай), осторожно переваривая новую для них информацию, абстрактно отозвались об уважении прав меньшинств и недопустимости экстремизма.

 

В общем, первый опыт России поднять наши проблемы на таком высоком уровне считаю удачным, хотя ей и привычно досталось на  орехи от  западных „партнеров". Как там, у  Высоцкого: и  ран кровавых он  не  замечал, а  наносил ответные удары», — заключает Владимир Бузаев.

 

Подполковник и сам хорошо помнил, что ему не дали построить себе дачу, на берег моря в Клайпеде, потом его называли захватчиком.

А бывшие легионеры и лица,  воевавшие в Ваффен СС фашистской Германии ходят на парады, когда он с наградами в военной форме вышел в День Победы  на улицу, его избили.

 

Подполковник в отставке покачал головай и продолжил читать дальше: «Литва оказалась в числе 55 стран, которые воздержались в момент голосования в ООН по резолюции «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Документ поддержало 121 государство. США и Украина высказались против.

Позиция Литвы выглядит, мягко сказать, странно. В 1941—1944 годах от рук нацистов страна потеряла около 200 тысяч своих граждан еврейской национальности, 70 тысяч литовцев немецкие оккупанты угнали на работы в Германию и Австрию.

 

В освободительный 1944 год Литва вступила в обстановке всеобщего страха, с разваленным сельским хозяйством, разрушенной промышленностью и другими отраслями народного хозяйства. Только с фабрик и заводов, которые были как крупными, так и  маломощными, на территорию III Рейха вывезли 113 паровых котлов, 30 паро- и гидротурбин, 129 электрогенераторов, 1650 автомашин и 480 тракторов, почти 1200 металлообрабатывающих станков, более 1000 хлебопекарных машин и много других машин и оборудования. Литовскую экономику нацисты насильно возвратили на уровень 1919 года, в совершенную разруху и полную стагнацию.

В 1944—1952 годах не менее 25 тысяч. литовцев, как написала экс-президент Литвы  Даля Грибаускайте в докторской диссертации, погибли от  рук местных неонацистов и  националистов во  время классовой борьбы в деревне, фактически — в  гражданскую войну.

И,  тем не  менее официальный Вильнюс закрывает глаза на факты. Что происходит, почему в стране замалчивают преступления немецких нацистов и литовских националистов? Ответы попробуем найти с  помощью  Юлюса Дексниса,  председателя республиканской организации участников Второй мировой войны, сражавшихся на стороне антигитлеровской коалиции.

— Резолюция ООН осуждает инциденты, связанные с героизацией и пропагандой нацизма, призывает ликвидировать все формы расовой дискриминации всеми соответствующими средствами. В  том числе, если этого требуют обстоятельства, законодательно. Уместно  ли современному цивилизованному, демократическому и правовому государству, которым называет себя Литва, стоять в стороне?

— Позиция официального Вильнюса не удивляет. Больше возмущает информационный вакуум вокруг истории с голосованием. Литовская пресса молчит, никакой реакции извне тоже нет.

Например, в декабре 2017 года посол Государства Израиль  Амир Маймон  опечалился тем фактом, что литовцы поддержали резолюцию ООН, которая признавала незаконным решение президента США  Дональда Трампа  считать Иерусалим столицей Израиля. Дипломат назвал такую позицию «постыдным голосованием». Однако он  не  увидел ничего постыдного в  сегодняшней позиции. Молчат и  другие государства, чьи народы страдали от нацизма.

Между тем, литовские эксперты в  области прав человека, например, соучредитель организации «Литва без нацизма» Альгирдас Палецкиспредседатель Союза наблюдателей за  правами человека  Донатас Шульцас,  историк  Валерий Иванов,  депутат горсовета Клайпеды  Вячеслав Титов, социалисты  Олег Титоренко  и  Гедрюс Грабаускас  давно указывают: Литва относится к числу тех стран, где при общем молчании политиков и культурной элиты, при эффективной анонимной поддержке правых сил полным ходом идет возрождение нацизма как модернизированной идеологии.

 

— Можем ли мы утверждать, что укрепление позиций неонацистов началось не сегодня?

— В Литве их позиции никогда не были слабыми. Но с 2011 года силы правого экстремизма при поддержке государственных структур заметно активизировались, проявления агрессивного национализма стали обыденностью.

К сожалению, без всякого явного сопротивления гражданского общества и власти. Например, никого в  верхах не  возмутил расистский лозунг экстремисткой партии Jaunoij Lietuva (Молодая Литва) «Без голубых, черных и цыган!».  Юлюс Панка, руководитель национального союза молодежи первым организовал шествие под лозунгом «Литва — для литовцев. Литовцы — для Литвы!». Стоявшие у  власти консерваторы оценили инициативу Панки, как глубоко патриотическую. С того раза марши патриотически настроенной, как их называет власть, молодежи стали нормой. Как и лозунги «Коммунистов  — на  сук!», «Брюссель — вон из Литвы!», «Литва — для детей Литвы, а  не  для Востока или Запада!», «Гитлер был прав. Juden raus!».

Уличные молодчики в Литве открыто выражают свои националистические взгляды и призывают к насильственным агрессивным действиям. И  это не  пустые слова. Среди марширующих журналисты левого толка отыскали военнослужащих, которые напоказ позировали в нацистской форме и  демонстрировали соответствующие татуировки.

Скандал? Возможно, в иной стране случился бы, но только не  в  Литве. Тогдашний министр обороны консерватор Раса Юкнявичене  и  главком Арвидас Поцюс  никаких мер к  этим националистически настроенным юношам не приняли.

 

— «Поляки уже все повешены, русские зарезаны и лежат под забором, евреи уже горят в печи, живы только настоящие литовцы» — в Европе не забыли эту литовскую песню…

— Европейцы левых взглядов, будем надеяться, не  забыли, а приверженцы правых, вероятнее всего, даже не слышали. Или не хотели услышать. Но стоит напомнить — такие песни поют в современном демократическом европейском государстве, которое является отчим домом и культурным центром многих народов с  многовековой историей добрососедства и  взаимопонимания. Такое с позволения сказать творчество является результатом незнания исторической правды. По этой причине происходит безнаказанное распространение идеологии неонацизма, агрессивного национализма, ксенофобии, антисемитизма разжигание национальной вражды в общественном сознании, особенно в сознании молодежи.

— Нам не могут быть безразличны попытки предания забвению памяти о  жертвах нацистских преступлений и героизации их палачей.

— Безусловно, не могут быть безразличны. Еще в 1992 году депутаты Верховного Совета признали законы Нюрнбергского международного военного трибунала. Однако национальные правовые акты в  Литве направлены только на  то, чтобы возвысить военных преступников и  расправиться с  противниками таких шагов, которых глубоко оскорбляет возвеличивание гитлеровских пособников.

19 мая 2012 года в Каунасе с государственными почестями был перезахоронен прах  Юозаса Амбразявичюса,  лидера Литовского фронта активистов. Они в  июне 1941 года принимали самое активное участие в еврейских погромах. Сам Амбразявичюс, как глава Временного правительства, подписал и направил телеграмму  Адольфу Гитлеру  с  изъявлениями безграничной любви.

К  слову, именно люди Амбразявичюса еще до войны создали планы решения еврейского вопроса, а  30 июня 1941 года его кабинет принял решение о создании первого в Литве концентрационного лагеря для граждан еврейской национальности.

— Такие сценарии создают благоприятную почву для укрепления националистических и неонацистских настроений?

— Думаю, такие сценарии катализируют эти настроения.

Лишь несколько соседних стран осудили в 2012 году Литву за  перезахоронение преступника Амбразявичюса. В отсутствии международной реакции внутри страны будто шлюзы открыли. Темпы героизации преступников растут. Здесь мы  можем вспомнить памятники и  мемориальные доски «лесным братьям», убивавшим мирных сельских пахарей, беременных женщин и детей.

Такие имена, как  Йонас Норейка  и  Йонас Семашка  опутаны паутиной скандалов. Еще больший скандал в Литве разгорелся в связи с незаконным и незаслуженным возвышением  Адольфаса Раманаускаса. А  обществу подсовывают все новых и новых якобы национальных героев.

Буквально на днях стало известно, что найдены останки «лесного брата»  Юозапаса Стрейкуса  по  кличке Стумбрас.

Нет сомнений, что и этого преступника торжественно внесут в пантеон национальных героев. Хотя его уместнее бы называть пантеоном пособников гитлеровцев, поскольку там нет ни одного человека, воевавшего против немецких оккупантов за свободную Литву. Даже Герои Советского Союза вычеркнуты из истории, не говоря уже о рядовых.

— Все это очень печальные факты. Что можно противопоставить тенденциям?

— Историческую правду. Ведь большинство официальных историков оправдывают гитлеровских приспешников. Ученые забыли, что немало ими провозглашенных героев во время гитлеровской оккупации Литвы принимали участие в преступлениях против человечности.

Если иметь в виду глобальные выводы, то можно сказать так: современное литовское гражданское общество катится к  катастрофе. И  докатится, если не  прекратит игнорировать тенденции проявлений неонацизма и  агрессивного национализма. Если судить по  результатам недавнего голосования Литвы в ООН, свет в конце тоннеля пока не виден.

 

Помнит подполковник и статью Анатолий Иванов: ««Лесные братья»: сколько прибалтийских партизан воевало против советской воли».

«Процесс активного противостояния советской власти Литва запустила сразу же после нападения Германии на СССР. Однако решающая фаза прибалтийского сопротивления завязалась летом 1944 года, когда советско-германский фронт переместился на территорию Литвы, Латвии и Эстонии.

Краткосрочная свобода Литвы

За год до основы Великой Отечественной войны все три государства Прибалтики были присоединены к СССР. В Литве антисоветские настроения в довоенный период проявлялись мощнее, чем в Эстонии и Латвии. Из более чем 40 тысяч депортированных в Сибирь жителей данных государств, а позднее советских республик, возле 17,5 тысяч человек приходились на Литву.

Еще в 1940 году Литовский фронт активистов – организация, оппозиционная действующей воли, стала пропагандировать идею возврата стране утраченной независимости. Объявление фашистской Германией войны Советскому Союзу сделалось точкой отсчета для решительных действий литовских реваншистов. В восстании, начавшемся в день нападения немцев на СССР, участвовали как миролюбивые жители Литвы, так и бывшие военнослужащие стрелкового корпуса Красной Армии, дислоцировавшегося в республике. Подавляющее большинство их (литовцы) дезертировали – из 16 тысяч с отходящими частями РККА ушли лишь две тысячи.

 

Процесс активного противостояния советской власти Литва запустила сразу же после нападения Германии на СССР. Однако решающая фаза прибалтийского сопротивления завязалась летом 1944 года, когда советско-германский фронт переместился на территорию Литвы, Латвии и Эстонии.

 

За год до основы Великой Отечественной войны все три государства Прибалтики были присоединены к СССР. В Литве антисоветские настроения в довоенный период проявлялись мощнее, чем в Эстонии и Латвии. Из более чем 40 тысяч депортированных в Сибирь жителей данных государств, а позднее советских республик, возле 17,5 тысяч человек приходились на Литву.

Литовцы, желающие служить фашистской Германии, направлялись в части СС, например в 15-ю латвийскую гренадерскую дивизию. Большинство лиц, подлежащих призыву, предпочло скрываться в лесах».

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0336001 от 1 апреля 2022 в 10:10


Другие произведения автора:

По жизни шел он налегке

Предательства, обманы, ограбления

Я новости об СВО в день много раз смотрю

Рейтинг: 0Голосов: 0129 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!