Веселые школьные годы

27 августа 2012 — Николай Тимохин

                                       

Именно первого сентября, одна тысяча девятьсот девяносто пятого года, я решил перейти на работу в другую школу. Она была расположена в самом центре города, и от моего дома до неё было минут тридцать ходьбы. Но ни эта основная причина, моего столь скоропалительного решения.

На новом для меня месте, была вакансия зам директора по учебно – воспитательной работе. О ней я узнал от своего знакомого. Он же и поговорил с директрисой, на счет моей кандидатуры.

Вообще - то на такие должности, что называется с «улицы»,  не берут. Завучей обычно назначают из числа учителей, работающих в данном коллективе. Или, в крайнем случае, они устраиваются по приказу «свыше», то есть, из отдела образования.

Но мне тогда просто повезло. И вот я уже сижу перед директрисой в её кабинете, разложив на столе свои документы.

 - Вы, конечно, понимаете,  Николай Николаевич, что кроме работы завучем, вам необходимо будет еще и давать уроки? – спросила она, и, получив от меня утвердительный ответ, продолжала. – На начало нового учебного года, согласно штатному расписанию, у нас все предметники на местах. За исключением, математика, который по семейным обстоятельствам, вынужден был уволиться и уехать из города.  И учителя по физкультуре. Он во время летнего похода  со старшеклассниками, умудрился упасть, почти, что на ровном месте и повредить себе ногу так, что теперь находится в гипсе. И до самой зимы, не ранее, он у нас вести уроки не сможет.

Директорша замолчала и внимательно взглянула мне в лицо:

 - Что Вы на это скажете?

Конечно, я должен был с ней согласиться, поэтому и ответил:

 - Да, жаль, конечно, что так произошло.

 - Я вовсе не об этом. Вы разве не поняли? Нам срочно нужны математик и физкультурник. Кем бы Вы смогли работать?

 - Я? – моё удивление было нескрываемо. – Из всего перечисленного – никем. Я же филолог, Вы же знаете.

Казалось, что директриса не ожидала от меня иного ответа. Но с другой стороны, если бы я согласился, то она бы точно утвердила меня на одну из этих должностей.

 - У нас еще есть свободные часы. Географа в старших классах. Как Вы на это смотрите?

«Пожалуй, как и моя бабушка, когда более полувека назад,  ей, молодой учительнице химии, предложили вести уроки географии. И она с этим не просто справилась. А даже стала заслуженной учительницей республиканского значения, и удостоилась нескольких правительственных наград»,  - подумал я и согласился.

Мне тогда досталось вести уроки сразу в нескольких параллелях, с восьмого по одиннадцатый класс. Должен заметить, что географию, как и многие гуманитарные предметы, я в школе любил. И даже имел по ней твердую четверку, потому, что не знал карту. Эти знания я сохранил надолго, а тем более к моменту разговора в кабинете директора школы. Но вот с картой, у меня остались серьезные проблемы. Навскидку я мог показать только Москву и Семипалатинск с Алма-Атой. А все остальное -  пришлось бы долго искать.

Но удача в те годы, решительно не хотела от меня отворачиваться. В старших классах, совсем недавно отменили, как предмет, экономическую географию. И первый год ввели в программу  -  «Географию Казахстана». А по методическому плану, большую половину часов, отведенных на её изучение, дети должны были заполнять в атласах контурные карты.

До армии я учился, хоть и недолго,  в геологоразведочном техникуме. Где мне приходилось чертить карту местности. Да и в школе по черчению, я имел пятерку. Это значительно облегчало мою будущую работу.

В новой для меня школе, были еще и экспериментальные классы. Причем их заведомо формировали так, что одни состояли из «сильных» учащихся, а другие – из «слабых». Такие классы назывались «классами выравнивания». Не скажу, что в них были недоразвитые дети. Они были обычные, только не любили и совсем не хотели учиться. И вместе с учителями и со своими родителями, с нетерпением ждали окончания школы.

Один из таких классов, последнего года обучения, мне и достался. Учащихся в нем было немало, больше тридцати, из которых численное преимущество оставалось за девушками. По внешнему виду, этих юных представительниц женского пола, назвать девочками, я просто не смел.

Класс меня принял по - разному. Кому-то до меня, как и вообще до всего остального, что связано со школой, не было никакого дела. А некоторые, особенно девушки, ко мне относились, с особым вниманием, устраивая мне частые всевозможные «проверки на проф пригодность». Им было очень интересно, как я отреагирую в той или иной ситуации на их новые проделки.

Цель ими преследовалась только одна: повеселее и покороче сделать мой урок. И всегда, заходя к ним в класс, я  не знал, что нового они мне могут преподнести. Особенно это угнетало меня еще и потому, что я то ведь завуч по воспитательной работе!

Однажды, в самом начале урока, а все их сюрпризы преподносились именно в это время, я как обычно проверял наличие учащихся. В журнале было отмечено отсутствие четырех человек. И в конце списка, естественно, указано общее количество учащихся класса. Я, произведя в уме несложный математический расчет, вычислил, сколько учащихся должно быть передо мной. А когда посчитал, что называется, «по головам», получается, что один человек в классе – лишний!

Я ничего не мог понять! С математикой у меня всегда было тяжело, но посчитать до сорока, я все же мог. Дав ребятам небольшое задание, я опять-таки, стал усиленно разбираться с количеством присутствующий учащихся. И все равно у меня получался один человек лишний.

Главной причиной моего замешательства служил тот факт, что из – за большого количества классов, в которых вел тогда уроки, я к своему стыду, не мог запомнить всех своих учеников в лицо, в целом, а в каждом классе, тем более.

Я пытался собраться с мыслями. Наверное, они читались у меня в глазах, потому что одна из учениц, сидевших на первой парте передо мной, негромко, вытянув голову в мою сторону, сказала:

- Николай Николаевич! На задней парте сидит парень не из нашего класса.

- Где? – уточнил я.

- Да вон, на третьем ряду.

Меня как подбросило:

- Так, ребята, отвлекитесь на минуточку. У нас, что в классе посторонний?

Задавая свой вопрос классу, который вяло на него отреагировал, я уже подходил к задней парте третьего ряда. За ней, без всяких школьных принадлежностей сидел незнакомец.

-Как твоя фамилия?-  грозно спросил я.

Он в ответ так мило разулыбался, как будто девушка объяснилась ему в любви:

-Да я, это…как его? Не отсюда.

- В смысле не отсюда?

С разных сторон класса посыпались разъяснения:

- Он уже не учится у нас.

- Это Ермек, он в прошлом году перешел в другую школу.

-Это наш друг, и он пришел в гости!

Оценив ситуацию, я спокойно, но строго сказал:

- Молодой человек, покиньте класс и не мешайте вести урок!

 - Да пусть он посидит, вам, что жалко, что ли? – раздался девичий голос неизвестного адвоката.

 - Знаете, что друзья мои, - я старался говорить по - сдержаннее.  – Надо было вашему другу подойти ко мне на перемене и спросить разрешения. А так не делается!

 - А вас не было в классе…

Спорить с учащимися я не стал, не забывая про урок и про то, что жаловаться на моих учеников, кроме как себе самому, как завучу по УВР, мне некому, я все же отправил гостя за дверь.

Я знал, что такие «проверки» они устраивают на многих уроках и у разных учителей. И не стал принимать это близко к сердцу. А позже педагогический коллектив школы облетела новость, что учащиеся этого класса, в самой середине учебного года, уничтожили, вернее, сожгли, свой классный журнал. Причем они и не отрицали содеянного, объяснив причину, что в их журнале было слишком много двоек и отметок о прогуле уроков.

Правда,  сами же потом и пострадали из – за этого. На уроки они теперь носили вместо журнала - тоненькую тетрадку, и каждый по отдельности восстанавливал у учителей  – предметников свои оценки.

Подобных случаев немало наберется не только у любого учителя. Каждый человек может вспомнить из своих школьных лет, какие-то забавные  истории. Но тот случай, который натолкнул меня на написание этого рассказа, я уже никогда не забуду. И произошел он именно в этом, одиннадцатом «классе выравнивания».

Прозвенел звонок с перемены. Ученики как всегда запаздывают на урок, правда, на две-три минуты. Я уже старался не обращать на это особого внимания. Лишь бы вообще пришли, да поскорее заняли свои места.

В этом классе учились три подружки, «не разлей вода». Они вообще никого «не праздновали». И, по - моему, даже мальчишки, их одноклассники, старались лишний раз с ними не связываться.

 И вот эти три девчонки самыми последними зашли в класс, громко закрыв за собой дверь. Но за парты садиться они, почему-то, не торопились.

 - Проходите, поскорее! – пригласил я опоздавших и склонился над своим столом.

Две ученицы, послушали меня и заняли свои места. А одна, самая бойкая из этой «троицы», замешкалась в дверях.

 - Ну, а ты что не проходишь? – взглянул я на неё.

А девушка виновата так, потупив глазки в пол, говорит:

 - Извините, Николай Николаевич, я опоздала…

 - Ладно, ладно, – отвечаю я, при этом удивляясь такой неслыханной вежливости с её стороны.

И вдруг слышу громкий ответ школьницы:

…я опоздала…я какала!!!

Реакция класса на столь откровенное разъяснение причины, было не одинаковое. Половина её товарищей, поздравили опоздавшую «с облегчением». Остальные просто рассмеялись, глядя при этом на меня. Им было очень интересно, что я сейчас отвечу и предприму. Я что-то тогда промычал в ответ и ситуация сразу же забылась. Всеми, но только не мной. Я должен был эту девушку «поставить на место». И вскоре, мне такая возможность представилась. Она просто повторилась с точностью до наоборот.

Похожая ситуация, звонок на урок, и те же опоздавшие.

 - Ну,  - строго спросил я у трех подружек. – Где вы были?

 - Да мы ходили к завучу за журналом. Можете у нее спросить…

 -Хорошо,  – согласился я. – Надо будет -  уточню. Вы двое садитесь, а ты, пока останься.

Последние слова я отнес к той самой «бойкой» девушке, которая недавно устроила хохму в самом начале урока.

 - Так, где ты говоришь, была - то?

 - Я же говорю, нас завуч задержала…

 - А может, ты какала? – напомнил я ей недавнюю историю. После этого случая у меня в классе сложилась ровная и спокойная обстановка. Время подходило к концу учебного года. В классе был восстановлен журнал, и все ученики благополучно получили аттестаты зрелости.

Спустя годы, мне удавалось встречать некоторых учеников с этого класса. Они меня сами узнавали, здоровались и хорошо отзывались о том времени, когда у меня учились…

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0075853 от 27 августа 2012 в 00:04


Другие произведения автора:

Ты меня унизил, дорогой...

Библиография Н. Тимохина:

Спенсеру (с.44 )

Рейтинг: 0Голосов: 01768 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!