СССР-2061
Ильдус Кутдусов, бывший сослуживец, как-то раз на «Одноклассниках» прислал мне весточку. В ней была ссылка на некий сайт. Ильдус написал: «Поскольку ты сочиняешь разные рассказы, вот возможность заработать денег».
Я прошёл по присланной ссылке и попал на сайт, посвящённый СССР. Не берусь утверждать, поскольку не вникал, но вроде как организаторы и посетители этой странички ратуют за воссоздание ушедшего в небытиё советского государства. Но дело не в этом, а в том, что там был объявлен конкурс рассказов на тему «Будущее, до которого хочется дожить». Условие одно - действие должно происходить в новом Советском Союзе в 2061 году и быть интересно-оптимистичным.
Можно было бы посмеяться и закрыть сайт, но организаторы конкурса сулили первую премию в размере сорока тысяч рублей и три другие, поменьше. Деньги, в принципе, хоть и не большие, однако отнюдь не лишние. Так что мой скептицизм был тут же выжжен вспыхнувшими в глазах значками российской валюты.
Времени до окончания срока подачи текстов оставалось ровно три недели. Я стал думать. Для начала прочёл условия конкурса и пособие для сочинителей. На бумаге всё получалось довольно гладко. Этапы большого пути и обстановка в мире на 2061 год были расписаны весьма подробно и обстоятельно. Проблема была в одном: я не верю в возможность создания нового СССР. Более того, не хочу, чтобы он был создан. Объяснить почему? Пожалуйста.
Когда-то была Русь. Её разрушили монголы. Спустя время большую часть русских земель собрала под себя Московия. Отбиваясь от врагов, захватывая колеблющихся и принимая в свой состав народы, назвавшиеся друзьями, это государство весьма расширилось и стало империей, в качестве каковой просуществовало до 1917 года.
Большевики, взяв власть, принялись строить коммунистическую утопию. Дедушка Ленин честно говорил, что судьба России и русского народа его не интересует, а вот Земшарная Республика Советов – эта та цель, к которой захваченная страна станет трамплином. Как-то так.
И началось когда успешное, а когда и не очень присоединение отделившихся от бывшей империи окраин.
В 1924 году процесс был в разгаре. Чтобы как-то оформить его промежуточные результаты, был создан Союз Советских Социалистических Республик. Как писали в школьных учебниках, создавалось государство нового типа. Ну да, всё верно, совершенно нового. Формально входившие в Союз государства имели все признаки суверенитета, вплоть до права на отделение, а фактически безоговорочно подчинялись даже не Москве, а ВКП (б). И маленький штришок для полноты картины – первая Конституция СССР была принята под грифом «секретно».
Несмотря на враждебное окружение и не слишком милостивую к собственному населению внутреннюю политику, СССР не только выжил, но и набрал силу. В том числе и военную силу.
Умело использую как сами войска, так и угрозу их применения, товарищ Сталин к началу войны отнял у соседей и собрал под своей властью почти всю территорию, принадлежавшую почившей в бозе Российской Империи. С Финляндией только обломился. Не захотели финны войти в Союз братских народов и сопротивлялись до последнего.
После войны СССР сделал ещё некоторые территориальные приобретения и стабилизировался в рамках пятнадцати братских республик, занимавших одну шестую часть земной суши. Не Земшарная Республика, конечно, но тоже неплохо, особенно если принимать во внимание страны социалистического лагеря и государства, вставшие на путь строительства социализма.
Были в истории СССР освоение новых земель, полёты в космос, масштабные стройки народного хозяйства, борьба за мир во всём мире и много чего ещё как хорошего, так и не очень. А потом всем надоело строить коммунизм и захотелось просто жить. Ну, и заграница нам помогла, разумеется, как же без этого? И когда Союз, несмотря на итоги референдума, стал трещать по швам и разваливаться на части, почти никто не встал на его защиту. Разве что ГКЧП, но лучше бы они этого не делали.
Вскоре на глобусе вместо одной огромной страны появилось целых полтора десятка государств гораздо меньшего размера. Формально это безобразие назвали Содружеством Независимых Государств.
Мне довелось вырасти в позднем СССР и наблюдать величавый закат Советской Империи. Во времена моего детства уже не было массовых политических посадок и ещё много товаров имелось в магазинах. Мы с гордостью носили пионерские галстуки, мечтали вступить в комсомол и жалели несчастных сверстников в странах капитала.
Наш строй, как мы искренне считали, был самым лучшим в мире, армия могучей, промышленность сильной, а брехня иностранных радиоголосов, несмотря на всё своё правдоподобие, оставалась вражеской брехнёй.
Правда, некоторые вещи смущали. Как-то раз в детском саду нам было задано нарисовать помещение группы. Я постарался и в духе социалистического реализма очень подробно и тщательно изобразил все детали обстановки. Особенно мне удался висящий на центральной стене большой портрет дедушки Ленина. Увидев его, воспитательница пришла в сильное возбуждение и строго объяснила мне, что Вождя могут рисовать только специальные художники, а мою карикатуру следует замазать, дабы не иметь неприятностей. Не хотелось, но пришлось подчиниться. Такая, блин, была свобода творчества.
- Папа, а вот скажи, - став постарше, спросил я у отца, - в книжках пишут, что была такая Российская Империя. Я читал про Суворова, Кутузова, Петра Первого, императрицу Екатерину. Там всё пишут Россия, русская армия, русский народ. Почему сейчас этого нет?
- Почему нет? Есть. Ты же читаешь про русских царей и полководцев.
- Вот именно что читаю. А сейчас всё советское. Куда русское делось, почему не стало России?
- Россия, сынок, никуда не делась. Просто она стала СССР. – Сказал отец и прекратил разговор.
Его объяснение меня не удовлетворило. Я порылся в литературе и выяснил, что моя страна всё же существует и называется она теперь РСФСР. У неё был свой флаг, рисунок которого я никак не мог запомнить и убогий герб, который невозможно было нарисовать. Зато изобразить герб СССР и двуглавого орла получалось весьма неплохо, и за них меня уже никто не ругал.
Моя страна была растворена в СССР. Она сплавилась с ним, как медь сплавляется с оловом, превращаясь в бронзу. Но бывая в союзных республиках, я всегда и остро ощущал, что они да, тоже моя Родина, но всё же не Россия.
Смущал телевизор. Показывали забастовку английских шахтёров. На чёрно-белом экране по чистым заграничным улицам от полиции убегали хорошо одетые и явно не голодные люди. На многих из них были джинсы. Мы, по малолетству, их ещё не носили, но уже знали от больших пацанов, что это очень дорогая заграничная одежда, которую достать у нас очень сложно и тяжело, зато престижно.
- Почему так? – спросил я отца, тыча пальцем в экран.
Он ответил что-то невразумительное, типа, несмотря на все недостатки и пороки капитализма, лёгкая промышленность у них пока развита лучше, чем у нас. А я не мог понять, что такого сложного в том, чтобы нашить джинсов здесь? Или хотя бы вволю закупить их там.
Школьный учебник советской истории был до умопомрачения скучен. Всё его содержание можно было передать двумя словами: «партия боролась». Казалось, что всё интересное, бывшее в Росси, исчезло сразу после революции. Разве что Война была небольшой отдушиной.
С годами разрыв между книжным знанием и реальностью становился всё больше и больше. Глаза видели одно, а в газетах и по телевизору говорили совсем другое.
Армия, кстати, изнутри оказалась совсем не такой, как виделось с гражданки.
Но мы, надев мундиры, всё ещё верили в преимущества социализма и справедливость советского строя, хотя, как в песне Цоя, ждали перемен.
Потом на советских граждан обрушились перестройка, гласность и новое мышление.
Читая Политдоклад на двадцать седьмом съезде КПСС, генеральный секретарь Горбачёв закашлялся, хлебнул воды и пошутил:
- Ну вот, товарищи, значит, дело идёт к концу.
Он, сам того не осознавая, был прав. Дело, как оказалось, действительно шло к концу. Народ каждый день узнавал то новое, что оказывалось давно забытым старым. Давно похороненная правда вылезала из-под нагромождений лжи. Она меняла страну и её людей, впрочем, далеко не всегда в лучшую сторону. Былые устои рушились под натиском гласности.
Вскоре Красное Знамя Страны Советов над Кремлём сменил Российский Триколор, до того виденный мной только в кино над белогвардейскими войсками.
В союзные республики ещё можно было съездить свободно, но они стремительно становились заграницей.
В 1993 году по Белому Дому в Москве стреляли танки. Это была уже не советская, но снова Российская История. Моя страна кристаллизовалась из советского сплава.
Впрочем, отрекаться от СССР нельзя. Он – часть нашей истории. Великой, тяжёлой, кровавой, лживой, и, тем не менее, нашей.
Сейчас стало модно предаваться ностальгии по советской эпохе. Тогда, мол, люди были добрее, железных дверей не было, всё стоило дёшево, нас боялись, солнце было ярче, трава зеленее и вообще.
Ага, потолкайтесь в бесконечных очередях, и столько доброты на вас обрушится, что не унести. Зачем в доме железная дверь, если украсть из него нечего? За дешёвой колбасой, которой не было в продаже на местах, ездили в Москву. И в мире боялись не нас как таковых, но нашей дикости, усиленной атомной бомбой. Нет уж, ребята, всё хорошо в меру и вовремя.
Впрочем, если говорить за себя, то я ни тогда ни сейчас не жил богато, потому что не стремился к этому, но и не бедствовал никогда. Советский строй и власти никогда не ругал и нынешними российскими порядками вполне доволен. Такой вот мещанин и обыватель. Сволочь, одним словом.
Если же подводить итог советской истории, то можно сказать вот что: древние говорили – хлеба и зрелищ. Пока они имелись, Рим стоял. Кончились – рухнул. То же и с СССР. Подумайте над этим, если будет желание. Я не хочу углубляться и вас утомлять.
Сейчас просвещённая Европа наступает на те же грабли, что некогда треснули по лбу вдохновлённых коммунизмом россиян. Они создали Евросоюз. И как некогда другой Союз тянула за собой Россия, так этот тянет Германия. Но рулят всем из Брюсселя. И хотя мало кто из европейцев таким положением доволен, выйти из Объединённой Европы ни у кого из них не получается. И никто никого оттуда не выпустит, пока всё не развалится от ветхости. Чем не бывший СССР?
Вы только не подумайте, я вовсе не против союзов. Совсем наоборот. Вопрос, на каких принципах и как их создавать. Лично мне нравится Британское Содружество. Оно сложилось исторически. Там и государства самостоятельные, и Англию в них уважают, и перемещаться из страны в страну можно без особых проблем. Или вот Евразийский Союз на правильном пути. А с СНГ, увы, не получилось.
Но снова собирать СССР? Увольте, товарищи, вот этого не надо. Почему? Потому что тот Союз был не естественным, но идеологическим государством, созданным силой и на крови. И чтобы его воссоздать, надо вернуть к жизни, прежде всего, идеологию и её носителя – коммунистическую партию, а оно вам надо снова ходить строем и из-под палки строить коммунизм?
Нет уж, давайте лучше жить дружно, понемногу стирать таможенные и прочие барьеры между действительно братскими народами советской цивилизации, свободно торговать и ездить друг к другу в гости, но ни в коем случае не превращать свои национально-государственные квартиры в старую советскую или нынешнюю европейскую коммуналку.
Примерно такие у меня возникли мысли в связи с тем конкурсом. И тут, как вы помните, ради возможных денег приходилось придумывать рассказ про возродившийся СССР, идя тем самым против собственных убеждений.
Идей рассказа у меня не было никаких. От безысходности поспрашивал родственников и знакомых. Они все как сговорились. Напиши, говорят, что Крым присоединили. Ага, отвечаю, потом Прибалтику купили, Украину завоевали, Средняя Азия сама прибежала, и с ней мы дошли до Последнего Моря. Бред, полный бред! А денег-то хочется. И при этом не хочется воссоздавать Союз даже на виртуальной бумаге.
Короче, безрезультатно пострадав почти все три недели оставшегося срока, я всё же сел за компьютер и сочинил коротенький рассказик. По его сюжету в неосоветской камере сидят по политическим статьям двое: мужчина в возрасте и парень. И вот первый второму рассказывает, как силой и кровью создавался СССР-2 и доказывает, что ничего хорошего из этого не вышло и не выйдет, а себя позиционирует как противника режима, пострадавшего за протест против него.
Дрянь рассказик получился. Зато едкий, как кислота. Ложка дёгтя в медовую бочку реставраторов. Не стал я его нигде больше публиковать, постыдился. Решив, что главное не победа, а участие, тиснул текст на тот сайт в последний день конкурса и стал ждать результатов. Сначала какая-то надежда ещё была, но через пару дней я увидел своё сочинение в числе отклонённых. И комментарии к нему, что такое только враг мог написать, клятий западэнець и вообще сволочь антисоветская. Ну что же, вполне справедливые характеристики. Короче, пролетел я мимо денег как фанера над Парижем. Да и ладно, не сильно-то и хотелось. Зато убеждения при мне остались.
Я к чему вообще всё это написал? Чтобы донести до читателей и, главное, собратьев писателей простую мысль: пишите только о том, во что сами верите, иначе будет как со мной на том конкурсе.
Что же до СССР, то хорошая это была страна и своеобразное государство. Моё поколение в нём родилось и успело пожить, причём неплохо. Но воссоздавать Союз не стоит, ибо сказано, что нельзя в одну и ту же реку войти дважды, зато на грабли наступить - запросто.Рег.№ 0224779 от 23 января 2016 в 15:24
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!