СЕ ЛЯ ВИ (триптих) 2. Звуки чарующей музыки
14 сентября 2014 — Лев Казанцев-Куртен![](/images/users/avatars/3fc14c76965d1ad72a4bbb50cd829f0c.jpg)
![](/images/users/avatars/3fc14c76965d1ad72a4bbb50cd829f0c.jpg)
![](http://www.chitalnya.ru/upload2/983/1065ad523a9eed7a7aa35af804f5e445.jpg)
2. Звуки чарующей музыки
Три года Костя не был в Энске. Три года пролетели незаметною чередою дней, недель и месяцев, захватившей его беспокойной московской жизнью. Три года он не видел матери, не видел Лоры и не писал им, и не ждал писем от них. Иногда звонил матери, поздравлял ее с праздниками, с ее днем рождения. Лоре он даже не звонил – расстались они три года назад после ссоры. Она считает виноватым его, он – ее. Впрочем, ее отказ ехать в Москву Костя встретил с облегчением – он упростил его жизнь в столице.
А все началось за несколько месяцев до того, как он покинул Энск. А может, и того раньше, когда он решил подать документы в художественное училище, чтобы продолжить свое образование, начатое еще в детстве в художественной студии при Дворце пионеров. Его приняли в училище и через полтора года первые три картины молодого художника были представлены на выставке студенческих работ. Они получили хорошие отзывы мэтров-художников, посоветовавших Косте поступить в московское Суриковское училище.
Лора только что окончила университет, и ей удалось устроиться менеджером в одну из торговых фирм с хорошей зарплатой. По мнению Лоры, Костя мог бы устроиться художником в рекламное агентство рисовать уличные рекламные щиты. Работа прибыльная. Переход же в Суриковское училище отдалял его от «приличного заработка» и их женитьбу на целых четыре года.
– Что тебе это даст? – спрашивала Лора. – Тебе все равно зарплату не добавят за московский диплом.
– Я в Москве буду учиться у выдающихся художников, Лора. Я не хочу век писать рекламные щиты. Я хочу писать настоящие картины. Я хочу стать настоящим художником.
– Я не могу ждать больше, Костя, – парировала Лора. – Ты можешь, а я не могу. Мне уже двадцать три. Мне пора подумать о муже, настоящем муже с тугим кошельком, а не постельном партнере. Я хочу иметь домашний очаг, дом, детей, наконец. А через четыре года я уже стану старухой… И что я буду делать в Москве? Больше зарплату мне там не дадут, а расходы на жизнь и жилье там, говорят, не чета здешним. Я не могу ехать с тобой и не могу гарантировать, что здесь останусь одна…
![](http://www.chitalnya.ru/upload2/285/f39fdc9915e4827571dcdeeb7b61fef8.jpg)
Костя не уговаривал подругу. Он только сказал ей:
– Хочешь, жди меня, хочешь, ищи другого.
Давно уже закончилось волшебство той волшебной ночи Ивана-Купалы, которая, думалось им тогда, соединила их навеки. Проза жизни сильнее сказочного волшебства.
Костя перебрался в Москву. Тяжелыми были его первые месяцы жизни. В Училище-то его взяли, но места в общежитии для первокурсника из Энска не нашлось. Хорошо, у матери имелись некоторые сбережения и ему на пару с другим, таким же, как он бездомным студентом из Литературного института, удалось снять комнатку. Там он прожил до весны, но в апреле деньги закончились, еще просить у матери Костя не захотел.
Весь апрель он кочевал от одного сокурсника-москвича к другому, потом его привел к себе Рожка Суховей. Его в училище все звали Рожка, хотя настоящее имя его было Рогнед. Рожка вдвоем с матерью жил в просторной квартире и у него была собственная комната. Мать была вдовой дипломата, погибшего в одной из беспокойных африканских стран, с которой некогда дружил Советский Союз.
![](http://www.chitalnya.ru/upload2/135/d445d1a10e05c9ea65aa90192b20f5e9.jpg)
Предложение Рожки пожить у него для Кости было неожиданным. До этого они общались только на занятиях. Ни общих знакомых, ни общих интересов у них не было. По возрасту Рожка, только что окончивший школу, в друзья Косте мало подходил. И суетливые богемные тусовки с их выпивками, спорами о высоком искусстве и откровенным блядством Рожка избегал.
Просторная квартира в сталинской высотке на пятом этаже была богато обставлена дорогой и удобной мебелью.
Рожка провел Костю по всей квартире и без какого-либо хвастовства, показал ее, сопровождая короткими пояснениями:
– Это моя комната. Ты можешь спать на диване, можешь на раскладной кровати. Она здесь спокойно уместится.
Комната была небольшая, но уютная. Вдоль одной стены протянулись от стены до стены и под самый потолок застекленные книжные полки, набитые книгами, у окна стоял письменный стол, на нем – компьютер, у противоположной стены – широкий диван, в углу у двери – небольшой одежный шкаф.
Следующая комната была тоже кабинетом, но отца.
– Здесь все, как было при папе, – сказал Костя. – Мама никак не решается что-либо здесь менять.
На стене над таким же диваном, как и у Рожка в комнате, висел большая фотография молодого смеющегося начерно загорелого мужчины с выцветшими русыми волосами и в белой рубашке.
– Это отец. Ему было тридцать девять лет, когда он погиб. А мне тогда было одиннадцать.
У следующей двери Рожка остановился и, не открывая дверь, пояснил:
– Это мамина спальня. Она не любит, когда кто-либо заходит в нее. Разрешает только домработнице убирать там. А это, – Рожка обвел комнату руками: – гостиная.
В гостиной, оклеенной бронзовыми с серо-зеленым обоями, стояло пианино, посередине большой стол, накрытый цветастой скатертью, кожаный диван, по стенам – дюжина красивых стульев, под потолком висела люстра со сверкающими подвесками, на стенах – несколько миленьких пейзажиков в золоченых рамках вперемешку со зловеще раскрашенными масками, явно африканского происхождения.
Была еще большая кладовая, кухня, ванная, туалет и небольшая комнатка домработницы. Звали домработницу Шурочка. Так, по крайней мере, обратился к ней Рожка, представив ей Костю. Шурочка возилась на кухне. Здесь Рожка усадил за стол.
– Перекусим. Я что-то проголодался.
Он достал ветчину, хлеб, поставил варить кофе.
– А мама на работе? – поинтересовался Костя у Рожки.
– Да, она, как и отец, окончила МГИМО. Сейчас работает советником в консульском отделе МИДа, – ответил обычным голосом Рожка, как иной сказал бы, что его мама врач, библиотекарь, повар или воспитатель в детском саду.
После короткого перекуса Рожка стал демонстрировать Косте свои книги и альбомы по искусству. За этим их и застала мать Рожки.
– А, мама, это ты, – сказал Рожка, когда к ним в комнату заглянула женщина лет тридцати пяти. – Познакомься, это мой товарищ Костя. Мы вместе учимся. Сейчас ему негде жить. Он поживет у нас.
Он произнес это просто, без просительных ноток в голосе. Женщина вошла, посмотрела на Костю большими, серовато-голубыми, радужно-затуманенными, слегка усталыми глазами, протянула ему руку с длинными бледными пальцами, сказала:
– Очень приятно, Костя. Меня зовут Агния Болеславовна.
Костя прикоснулся к ее руке. Рука у нее была теплая и нежная.
– Сейчас нам Шурочка накроет на стол, и мы поужинаем, – добавила она, и улыбка тронула слегка ее мягкие губы.
Агния Болеславовна удалилась к себе и вернулась через четверть часа. Она сменила синий строгий костюм на бежевую юбку и белую блузку. Похоже, что под блузкой лифчика не было – на ней выделялись бугорки сосков.
![](http://www.chitalnya.ru/upload2/371/9c11bd6359555e952b348cebeb4afceb.jpg)
Стол в гостиной был накрыт по-праздничному – белой накрахмаленной скатертью, на ней стояла красивая посуда, у каждого прибора лежали блестящие ножи, вилки и свернутая трубочкой салфетка, стояли сверкающие прозрачной чистотой фужеры для вина.
Костя слегка смутился: неужели это все ради него? Но потом понял, что так принято в этой дипломатической семье, так они привыкли.
Шурочка внесла фарфоровую супницу, водрузила ее в центре стола, зачерпнула половником в супнице, налила в тарелку Косте, потом Агнии Болеславовне, потом Рожке.
Агния Болеславовна и Рожка ели не спеша. Хлеб они отламывали от кусков, лежащих на маленьких тарелочках. Но это не походило на жеманство.
Суп был вкусен, но Косте показалось мало.
– Очень вкусный суп, – похвалил он.
– Шурочка у нас мастерица, – ответила Агния Болеславовна, но взять добавки не предложила
На второе Шурочка подала пончики с грибной подливкой, затем – отбивные с жареной картошкой и зеленым горошком и к ним красное вино в хрустальном графинчике.
Агния Болеславовна попросила Рожку наполнить бокалы. Они ели отбивные и запивали их вином.
Вся трапеза проходила в молчании. Агния Болеславовна заговорила, когда Шурочка подала десерт – взбитые сливки с сахаром. Она спросила Костю, откуда он родом. Костя ответил. И дальше разговор завертелся о нем же. Агнию Болеславовну интересовало многое: где и как он учился, как ему служилось в армии, кто его мама и папа, как он дошел до жизни такой, что пошел в художники. Отношение к выбранной им и Рожкой профессии у Агнии Болеславовны было критичное. Нет, она не сказала ни одного насмешливого слова, но в ее вопросах, в выражении ее глаз, когда она задавала эти вопросы, было видно, что выбор этой профессии Рожкой она считает несерьезным.
– Мама не очень любит художников – заметил Рожка. – Она считает их легкомысленными и развратными.
– Ты передергиваешь, Нэд, – возразила Агния Болеславовна. Рожку она называла Нэдом. – Не всех. Но Репины, Суриковы и Рембрандты – редкость. Большинство художников – это неудачники, занимающиеся мазней, пьяницы и развратники.
– Ну, почему, – попытался возразить Костя. – Пьяницы и развратники есть в любых профессиях, неудачников полно среди врачей, инженеров, учителей, дипломатов…
– Там другие причины, а люди, избравшие профессию художника, зачастую становятся таковыми от осознания, что у них нет должного таланта. Они умеют рисовать, но от этого не становятся Айвазовскими или Ван Гогами. Не всем уготовано бессмертие, да и талантам, как правило, приходится тяжело на пути к славе и признанию. Не у всех выдерживают нервы и психика. Сколько талантов спилось, покончило с собой из-за неудач, непризнания, нищеты… Я не хочу, чтобы и Нэд…
– Да что ты, мама, раньше смерти хоронишь меня, – возмутился Рожка. Такие разговоры, видимо, у матери с сыном были и раньше. – Ты же знаешь, что из меня дипломат получился бы хреновый, а инженер еще хреновее…
– Что за выражения, Нэд? – Агния Болеславовна взглянула на Рожку с укором.
– Понимаю, недипломатично, мама, но зато точно, – сказал Рожка. – Прости. И давай закончим о художниках. Давай лучше о музыке.
– Что о музыке? – удивилась Агния Болеславовна.
– У меня мама – несостоявшийся музыкант. Хотела стать пианисткой, а пошла в МГИМО, потому что так за нее решили родители, – пояснил Рожка и добавил – Папа ее был дипломатом.
– То, что я училась в музыкальной школе – не значит, что я думала о музыкальной карьере, – возразила Агния Болеславовна. – Я занималась музыкой, потому что мне нравится музыка, мне нравится играть, но не более того. И тебя мы записали в художественную школу, потому что у тебя были способности. Мы это сделали с папой для твоего общего развития, но не думала и не гадала я, что ты решишь стать художником. А в МГИМО я пошла по собственному желанию. Кстати, там я познакомилась и с твоим папой. А пошла бы в консерваторию – не было бы тебя, мой дорогой сыночек…
– Мама, прошу, сыграй нам с Костей, – перебил ее Рожка. – Можно твоего любимого Грига.
Агния Болеславовна пересела к пианино. Она заиграла. Костя не был знатоком классической музыки, но ясность языка звуков, рождавшихся под пальцами красивой женщины, очаровала его. Он наклонился вперед, испытывая не выразимые словами переживания и чувства, возносившие душу его в какие-то неведомые высоты, ощущая, как с тела его сползает заскорузлая омертвевшая корка беспутной жизни, и как рождается в нем что-то новое, непонятное, красивое, еще не имеющее названия.
![](http://www.chitalnya.ru/upload2/768/14624bde56677041fa24fdc47ebe8e7d.jpg)
Женщина играла, слегка запрокинув голову назад, и Костя видел ее глаза, таинственные глаза полные боли и страдания, и ему хотелось рыдать от тех таинств, что открывала ему чарующая музыка.
Но вот, пальцы Агнии Болеславовны оторвались от клавиш, руки ее опустились вдоль тела. Наступила тишина.
– Кажется, я вас расстроила, Костя, – сказала она. – Простите.
Агния Болеславовна смотрела на Костю своими чудными, умными глазами, и взгляд их проник в самое его сердце и заставил вздрогнуть сердце, и забиться скорее.
– Нет, что вы, – ответил Костя. – Вы так прекрасно играли…
– Вы мне как-нибудь покажете ваши работы, Костя? – спросила Агния Болеславовна, прервав его похвалы.
– Могу хоть сейчас, – ответил Костя. – Они со мной, в чемодане.
Агния Болеславовна смотрела Костины картоны, не торопясь, всматриваясь в написанное им внимательно и серьезно.
– Кто это? – спросила Агния Болеславовна, глядя на портрет Лоры, написанный Костей еще на заре их любви, вскоре после той ночи Ивана-Купалы. – Чувствуется, вы любите эту девушку.
– Любил, – ответил Костя. – Мы расстались.
– Как можно расстаться с человеком, которого любишь? – удивилась Агния Болеславовна.
– Бывает, – ответил Костя, – когда видишь в человеке не то, что он есть на самом деле, наделяя его тем, что хотел бы в нем видеть.
– Бывает, – согласилась Агния Болеславовна. – У творческого человека – художника, музыканта, поэта, так и должно быть. Настоящее искусство стоит на грани любви и разочарования, когда душа болит. Мне очень нравится этот портрет.
После этих слов Агния Болеславовна посмотрела на Костю долгим внимательным взглядом и сказала:
– Я бы вам доверила написать мой портрет.
– Я буду только рад этому, Агния Болеславовна, – ответил Костя, и лицо его слегка порозовело от смущения и радости.
Прошла неделя с того вечера. Костя приготовил большой толстый лист картона для портрета Агнии Болеславовны, купил новые краски и кисти. И стал ждать. Агния Болеславовна уходила на работу, приходила с работы, но о портрете больше не заговаривала, а Костя стеснялся напомнить ей.
Они ужинали по вечерам вместе, втроем, разговаривали о пустяках, потом Агния Болеславовна удалялась к себе, Костя и Рожка – к себе.
Шел май, и было солнечно и уже припекало. Рожка уговаривал мать ехать на дачу на каникулы в деревню, где он мог бы писать пейзажи. Костя намеревался съездить в Энск. Мать ждала его. И ему хотелось поскорее очутиться под родной крышей. Жаждал ли он видеть Лору? Он вспоминал о ней, но мысли о ней у него были холодные. В последнем телефонном разговоре мать сказала, что Лора заходила к ней, спрашивала: как там Костя, она ответила: «все хорошо»; а у Лоры, кажется, не все благополучно, она грустная и подурневшая, как после аборта.
Агния Болеславовна молчала о портрете, и Костя рисовал ее без ее ведома, рисовал в мастерской у знакомых художников Ромки, Тимки и Павла Тагина. Фамилия была только у Павла. Фамилий Ромки и Тимки Костя не знал. Они снимали одну мастерскую на троих под чердаком старого восьмиэтажного здания. К ним присоединился на время и Костя. Хотя в мастерской и без него было тесновато, но художники не возражали.
– Очень даже здорово, – сказали художники, когда увидели законченную Костину работу. – Можешь отдавать на выставку.
Молодая женщина с лицом и фигурой Агнии Болеславовны сидела за черным пианино в белом платье, подчеркивающем чудесную волнистую линию, начинающуюся от маленькой ступни и поднимающуюся к бедрам и далее к волнующим округлостям до плеч. Излишнюю четкость линий ее тела скрадывал полумрак комнаты. Голову пианистка полуобернула к слушателям и смотрела на них таинственными печальными глазами раненной газели.
– Красивая, – сказал Ромка.
– Я в такую влюбился бы с первого взгляда и по гроб жизни, – сказал эмоциональный Тимка.
– Пожалуй, ты опоздал, – заметил рассудительный и потому старший в этом трио Павел Тагин. – Она уже любима, хотя об этом и не догадывается.
Костя завернул картон в несколько газетных страниц, принес к Рожке в комнату и спрятал в своем чемодане – не хватало того, чтобы нечто подобное словам Павла Тагина пришло в голову Рожке. И отдать портрет Агнии Болеславовне Костя хотел так, чтобы Рожка не видел. Прошло несколько дней прежде, чем это ему удалось сделать, когда Рожка после ужина ушел на часок к своему бывшему однокласснику. Часок растянулся на весь долгий вечер.
Костя постучал в дверь комнаты Агнии Болеславовны и попросил ее выйти на минуту. В руках он держал портрет.
Агния Болеславовна вышла, и Костя протянул ей картон. Агния Болеславовна повернула портрет лицом к себе и ее лицо зарделось. Она всматривалась в свое изображение, перенесенное художником на лист картона, потом подняла свои глаза на Костю. Ее глаза были влажны, теплы и печальны и за ними была тайна тлеющих под пеплом страстей и придушенных желаний.
– Что я могу сделать для вас, Костя? Чем могу отблагодарить вас? – спросила Агния Болеславовна, и голос ее был кроток и слегка подрагивающим. – Вы действительно очень хороший художник. Я поняла вас… Но… – Агния Болеславовна сглотнула слюну или проглотила вставший у нее в горле ком, – но я не могу вам ответить тем же. Хочу, но не могу я этого сделать…
Внезапно она обхватила Костю за шею и, прильнув к нему всем трепещущим своим телом, поцеловала его.
– Ах, что я… Ты… – прошептала она изумленно и радостно.
И Костя стал целовать ее в губы, во влажные от слез глаза, в шею… Он сжимал ее горячее тело, а она увлекала его в спальню, в таинственную ее глубину, где широко раскинулась ее широкая кровать.
– Что я могу поделать? – чуть слышно простонала Агния Болеславовна, послушно давая Косте раздеть себя.
![](http://www.chitalnya.ru/upload2/449/ad26ede443a83988a2c78aaf60f8a6d9.jpg)
Долго они катались по широкому ложу, терзая друг друга жадной любовью до самых последних судорожных мгновений полного их слияния, пока не вскинулся со стоном кверху, не прогнулся дугой Костя…
– Я знала, что это должно случиться, – сказала Агния Болеславовна потом, прижавшись к Косте. – С первого взгляда, увидев тебя, я поняла, что это не может не случиться.
Когда Костя вошел в комнату, Рожка уже спал. Костя старался не шуметь, но Рожка приоткрыл глаза и сонно спросил:
– Гулял?
– Гулял, – ответил шепотом Костя. – Спи.
Наступило лето и каникулы. Костя с Рожкой поехали в подмосковную деревню, где Агния Болеславовна сняла дачу на месяц.
– Я знаю, что у тебя роман с матерью, – сказал Рожка Косте. – Мне не обидно. Ей хорошо с тобой.
(окончание следует)
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0175993 от 14 сентября 2014 в 12:36
Рег.№ 0175993 от 14 сентября 2014 в 12:36
Другие произведения автора:
ШТИРЛИЦ И ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА-4часть (1-4 главы)
Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 1619 просмотров
Анна Магасумова # 14 сентября 2014 в 20:00 +1 | ||
|
Лев Казанцев-Куртен # 14 сентября 2014 в 22:42 0 | ||
|