Разрушение табу

20 октября 2013 — negociant
article141806.jpg

У многих авторов описан известный опыт с обезьянами. Вкратце суть его такова: за попытку взять банан обезьян в клетке поливали водой, вырабатывая условный рефлекс. Выработали. И понемногу стали обитателей клетки заменять новыми обезьянами. Старожилы быстро объясняли пришельцам, что банан брать нельзя, а то будет беда. В конечном итоге в клетке сидели только те обезьяны, которых ни разу не поливали водой, но ни одна из них провокационный банан не трогала. Потому что в этом коллективе так уж было заведено.

 

            Примерно по такому же принципу вырабатываются табу в древних, да и в  современных тоже, человеческих сообществах.

Для тех, кто не знает – табу, это иррациональный запрет на какие-либо предметы или действия, нарушение которого ведёт к тяжёлым, хотя и невнятным последствиям. Термин пришёл в науку из полинезийского, если не ошибаюсь, языка. 

Табу бывают разные, и объявляют их, как правило, шаман или старейшина племени с одобрения коллектива. Осмысливать табу или искать им рациональное объяснение могут позволить себе только пришлые чужаки и ни во что не верящие белые люди. Для дикаря сама попытка внятного объяснения смысла запрета есть табу.

 

***

            У нас в детском саду табу считалось прикасаться к столбам линии электропередач, на которых висели таблички с черепом и костями.   К счастью, поблизости таковых не было, и мы могли не опасаться нарушения, играя на территории садика или совершая близкие прогулки. Столбы без табличек ни малейшего страха не вызывали.

 

            На дальние прогулки воспитательница водила нас не слишком часто. Но водила. И вот однажды, построившись традиционной для дошкольных учреждений колонной по два, мы вышли к запретному столбу.

Поскольку я, как обезьяна из вышеописанного эксперимента, был новым членом коллектива и впервые оказался в том месте, одногруппники поспешили уведомить меня о зловредных свойствах запрещённого объекта.

 

Я с опаской посмотрел на указанный столб. Он был самый обыкновенный – деревянный и чёрный от покрывавшей его противогнилостной пропитки. Столб толстой железной проволокой был прикручен к железобетонной опоре, и основание его не касалось земли. На огромной высоте виднелись фаянсовые изоляторы, провода от которых разбегались на две стороны к другим таким же столбам.

 

            - Смотри! – Виталик Шерман торжественно показал мне на жестяную табличку, прибитую к деревянной части столба на высоте роста взрослого человека.

            С белой жестянки скалился голый череп, левую глазницу которого прошивала зловещая красная молния. Под черепом имелась короткая надпись, которую мы по малолетству и полной неграмотности прочесть, разумеется, не могли. Тем не менее, я спросил:

            - Что здесь написано?

            - Опасно, не прикасаться. – Уверенно пояснил Саша Голицын и добавил страшным голосом: – Если притронуться к этому столбу, сразу умрёшь.

            - Током убьет? – Уточнил я.

            - Не знаю. – Честно ответил Саша. - Но ты его лучше не трогай.

            - Хорошо. – Согласился я и ещё раз посмотрел на пробитый молнией череп. Повторять его подвиг у меня не было ни малейшего желания. Люди ведь зря болтать не будут, наверно было что-то такое, раз нельзя прикасаться.

            - Никогда не трогай этот столб, а то умрёшь. – Подлил масла в огонь Виталик Шерман.

            Я согласно кивнул и вместе с товарищами отошёл подальше от опасного места.

 

***

            Столб с черепом так бы и оставался для нашей группы табу, если бы не появление в ней новой девочки. Новенькая была не слишком красива и, сколько я помню, не блистала интеллектом. Наверно, из-за этого у неё не появились наставники, подобные моим Саше и Виталику. А может быть просто прошло слишком мало времени, и её не успели просветить. В любом случае как-то так совпало, что почти сразу после появления новой девочки воспитательница снова повела нас на дальнюю прогулку.

  

            Добравшись до табуированного столба, воспитанники детского сада «Солнышко» рассыпались по лужайке и занялись своими детскими делами. В процессе какой-то активной девчачьей игры новенькая неожиданно подбежала к запретному объекту и ПРИКОСНУЛАСЬ к нему обеими руками. Да что там прикоснулась, она буквально обняла железобетонное основание столба!

 

            Мы замерли, открыв рты. Девочку было откровенно жалко. Такая юная, не старше нас, и уже покойница. Я внутренне сжался и закрыл глаза, представляя себе, как маленькое тельце новенькой, убитой зловредной электрической молнией, падает на траву, как бросается к ней испуганная воспитательница, как начинают реветь мои одногруппники и я вместе с ними. А потом гробик, скорбная музыка духового оркестра, похоронная процессия… Бррр! Жутко.

 

            Через минуту, открыв налившиеся слезами глаза, я с изумлением обнаружил, что новенькая жива и, по всей видимости, совершенно здорова. Она, весело смеясь, вернулась к компании девочек, которые шарахнулись от неё как от зачумлённой.

 

            Я вопросительно посмотрел на Виталика, потом на Сашу. Саша обескуражено пожал плечами. Виталик авторитетно пояснил:

            - Это ничего, что она ещё бегает. Наверно, столб действует не сразу. Погодите, к обеду точно помрёт.

            Мы постарались поверить ему. Однако и к обеду, и во время него, и после тихого часа новенькая была всё ещё жива. Постепенно сначала девочки, а потом и мальчики перестали от неё шарахаться и из обречённого на смерть существа нарушительница табу снова стала обычным пятилетним ребёнком. На следующий день родители опять привели её в садик.

 

            - Почему новенькая жива? – Указав на неё,  спросил я у Виталика Шермана.

            - Наверно, чтобы столб убил, надо прикоснуться не к бетону, а к дереву. – Неуверенно попытался он спасти табу.

            - Мне мама сказала, что убьет, только если к проводам прикоснуться. -  Опроверг его доводы Саша Голицын.

            - Провода высоко, как до них достанешь? – Удивился я.

            - Взрослый может залезть. – Уверенно сказал Саша. – Для того и табличка. По правде на ней написано не то, что мы думали, а  «Не влезай, убьёт».

            - А, понятно тогда. – Сказали мы с Виталиком.

 

            Так, благодаря неосознанному самопожертвованию новенькой, табу столба было разрушено.

 

На следующей дальней прогулке уже вся наша группа без опаски прикасалась к обеим его частям, и никому за это ничего не было. Разве что особо ретивые испачкали руки растаявшей на солнце чёрной пропиткой, и их за это отругала воспитательница.

 

Вот и вся история про разрушение детского табу. Несколько абзацев текста, следующих далее, являются необязательным послесловием, и читатель ничего не потеряет, не ознакомившись с ними.

 

***

Через несколько лет после той истории со «смертоносным» столбом, уже учась классе эдак в пятом, я прочитал книжку «Путешествие Демокрита». К сожалению, не помню, кто был её автор.

 

Книжный древнегреческий философ оказался симпатичным дядькой, который в силу каких-то обстоятельств покинул родные места и принялся путешествовать по Ближнему Востоку и Северной Африке, постоянно ввязываясь в какие-то приключения.  

Больше всего меня поразили не его приключения, а критический подход Демокрита к устоявшимся представлениям людей. Так, например, древние считали, что у крокодила нижняя челюсть составляет одно целое с позвоночником и, заглатывая добычу, эта рептилия, в отличие от всех других животных, поднимает верхнюю челюсть, а не опускает нижнюю. В принципе, вполне безобидное заблуждение. Если ты сам не попал на обед к крокодилу, какая тебе разница, что у него там движется? А если попал – тем более уже всё-равно. Так вот Демокриту оказалось не всё-равно. Будучи в Египте, он поймал несколько крокодилов и, исследовав их ротовой аппарат, пришёл к выводу, что крокодильи челюсти по принципу работы устроены точно так же, как челюсти всех остальных животных.

 

Вдохновившись примером Демокрита, к которому с тех пор отношусь с глубоким уважением, я сам развеял несколько мифов и табу. Не буду вдаваться в подробности, чтобы не утомлять читателя, скажу напоследок лишь одно - не верьте авторитетам. Критически относитесь к миру. Исследуйте его. Составляйте собственное мнение обо всём на свете.

 

Помните, что дикарь подобен легковерному ребёнку, и лишь взрослый цивилизованный человек способен к исследованию и истинному пониманию предметов и явлений.  

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0141806 от 20 октября 2013 в 20:54


Другие произведения автора:

Бобик

Портрет Спасителя

Казаки

Рейтинг: 0Голосов: 0703 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!