Помню ч. 4 12. Капитан дальнего плавания ч. 1
У моего племянника Эдуарда, есть друг, как о
нём говорил племянник: «Костя мой лучший друг с детского сада, мы даже
пользовались одним горшком».
Росли ребята, один стал военным инженером, а
второй - по профессии - капитан дальнего плавания.
Константина я видел и разговаривал много раз,
но кто бы мог мне сказать, что мы с ним встретимся в московской больнице… А
попал он туда возвращаясь из Берлина, куда его пригласил владелец судна, на
котором он плавал.
После больницы, Костя погостил у меня дома,
жаль, что племянник не может в течение семи лет приехать ко мне в гости из
Хабаровска.
Я сам никогда не грезил морем и не хотел
стать моряком и лётчиком, я сорок лет служил Отечеству.
Но после встречи с Костей, поинтересовался,
кто же такие капитаны каботажного флота и дальнего плавания.
Специальности: навигационное дело и
судовождение, морское судовождение, речное судовождение.
Специализация в
зависимости от типа, назначения и водоизмещения судна (пассажирское
каботажное, пассажирское скоростное, грузо - пассажирское типа «река-море»,
грузо - пассажирское типа «ледокол», круизный лайнер большого среднего и
большого водоизмещения и т.п.)
В учебных
заведениях этой отрасли обычно готовят специалистов широкого профиля,
специализацию студенты и выпускники выбирают сами, исходя из собственных интересов
и обстоятельств трудоустройства.
Требуемое
образование (уровень образования, тип учебного заведения): Среднее специальное (навигатор,
вахтенный помощник капитана грузового судна малого и среднего водоизмещения,
старший техник-судоводитель) - речные и мореходные училища или колледжи, речные
командные училища, ПУ и ПТУ речного флота РФ.
Высшее
(навигатор-инженер, вахтенный помощник капитана) - высшие мореходные
училища и академии.
Специфические
способности, необходимые для успешного овладения профессией:
При поступлении
проходится специальная медкомиссия: будущий навигатор должен иметь крепкое
здоровье, включая хорошее зрения и отсутствие склонности к морской болезни.
Необходимо также иметь выраженный интерес к путешествию по водным просторам,
уметь быстро принимать жизненно важные решения и не бояться взвалить на себя
ответственность за жизнь и здоровье людей. Желательно обладать врождёнными
способностями к пониманию географических карт и запоминанию географически
важной информации, а также к быстрому обучению пользоваться
контрольно-измерительной и навигационной аппаратурой и другой техникой. Профилирующие
предметы школьной программы и дополнительного образования:
География,
математика, физика, физкультура, ОБЖ, плавание, другие спортивные секции, занятия
в студии судовождения, история мореплавания, литература и русский язык,
иностранные языки.
Характер
и содержание работы:
Организационно
- навигационный, административно -командный. Работа в различных судоходных
компаниях – осуществление общего руководство вверенным судном, несение вахты на
капитанском мостике, расчёт курса следования, периодически выполнение роли
рулевого, ведение финансовых операций, связанных с коммерческой деятельностью,
которую осуществляет судно.
Очевидные
плюсы такой работы:
Возможность
работать на природе и постоянно путешествовать, для капитана дальнего плавания
– возможность увидеть разные страны и стать участником интересной научной
экспедиции, высокие доходы, в которые входит не только зарплата, но и премия по
финансовым итогам работы судовой команды.
«Подводные
камни», очевидные минусы:
Длительная
оторванность как от твёрдой поверхности под ногами, так и от семьи, поскольку
не все жёны и дети моряков имеют возможность и желают плавать по морю большую
часть года. Работа связана с риском для здоровья и жизни (возможны пиратские
нападения и попадание в сильный шторм и даже торнадо). Необходимо постоянно
проявлять суровость характера капитана и нести ответственность за поведение
каждого члена экипажа и пассажира. Несение материальной ответственности за
перевозимые грузы.
Возможные
профессиональные заболевания: морская болезнь, вегетососудистая
дистония – риск умеренный.
Вилка зарплат (в среднем в рублях в месяц)
В Москве и
Московской области: 40 000 - 70 000 (в основном каботажные
прогулочные и зафрактованные для корпоративных прогулок малотоннажные суда);
На
международных линиях, включая трансокеанские: 120 000 -
400 000; В крупных областных центрах, включая речные круизные суда:
50 000 - 80 000; В глубинке России: 25 000 - 40 000 (в
основном грузовые суда малого и среднего водоизмещения).
По
большому счёту, профессия моряка-навигатора, то есть специалиста по вождению
водного транспорта, очевидна для всех, кто иногда смотрит фильмы про капитанов
и морские походы, даже если действия в этих фильмах происходят во времена
парусных фрегатов.
Что же касается
капитана, то это скорее руководящая должность на судне и звание в табеле о
рангах служащих морского или речного судоходства. Этот табель был заведён в
России ещё при Петре I и вначале полностью соотносился с табелем о рангах
государевых служащих и людей военного звания.
Но так повелось
с глубокой древности, практически с начальной эпохи мореплавания, открытой,
по-видимому, бесстрашными финикийцами. Любое судно, даже торговое, обязательно
«по совместительству» было военным, а матросы во главе с капитаном - боевыми
стражниками этого корабля.
Сегодня
торговый, грузовой и пассажирский флот никак не связаны с военным
предназначением, однако капитан на любой судне – по прежнему командир, имеющий
право арестовать и заключить под стражу любого нарушителя общественного
порядка. То есть капитан - это главное лицо на корабле, полностью отвечающее за
безопасность находящихся на нём людей. И просто быть квалифицированным
навигатором, то есть уметь прокладывать курс, пользоваться сложными
навигационными приборами и отдавать рулевому верные команды, как и самому,
вести судно на месте рулевого, для капитана недостаточно.
Именно поэтому
звание и должность капитана каботажного (преимущественно речного и плавающего
на сравнительно небольшие расстояния от порта приписки) или тем более капитана
дальнего плавания можно смело выделить в профессию. Путь, которой лежит не
только через окончание соответствующего учебного заведения по соответствующей
специальности, но и через достаточно длительную практику на борту судна в
качестве штурмана или помощника капитана.
Надо отметить,
что все капитанам гражданских судов, утверждённым на эту должность,
присваивается офицерское звание. И от своих подчинённых на борту судна капитан
обязан требовать беспрекословного подчинения подобно на военном флоте.
В такой
традиции, имеющей древние корни, заложен глубокий смысл создания на корабле
условий, максимально способствующих безопасному хождению судна по заведомо
небезопасной среде.
Даже обычная и
не широкая река таит в себе массу опасностей для, казалось бы, непотопляемого
малым штормом металлического судна. А если кто-то из пассажиров (особенно это
касается круизных лайнеров, где люди отдыхают и нередко позволяют себе вести
намного более раскованно, чем на берегу) начинает создавать на судне нервозное
настроение или, того хуже, затевает с кем-нибудь из других пассажиров или
членов команды драку, то капитан обязан немедленно пресечь его действия.
То есть
командир и администратор, принимающий решения, на корабле должен быть один, и
это человек – капитан.
Надо сказать
прямо: не каждый дипломированный навигатор может стать капитаном. Но это же
можно сказать про любого специалиста. То есть не каждый квалифицированный
специалист способен работать руководителем фирмы по полученному в учебном
заведении профилю.
«Подводные
камни» этой работы, независимо от специальности и уровня образования, все лежат
на поверхности, но некоторые действительно по водой - это рифы, на которое
морское судно всегда рискует наскочить.
Но аварии на
грузовых и пассажирских судах, заканчивающиеся трагически для корабля и многих
пассажиров с членами команды, - явление не настолько частое и закономерное,
чтобы кто-то мечтающий о работе на водной глади отказался от осуществления
своей мечты.
Соответствовало
бы здоровье требованиям морского или речного устава, а уж матросом устроиться
реально и парню, в школе не отличавшемуся особым рвением по всем дисциплинам,
кроме физкультуры. Всё остальное - преодолимо и не так страшно, если человек
заражен водой.
А другие на
водный транспорт и не идут. Так что удачи, будущие корабельных дел специалисты.
Надо сказать, что зарплата для этих людей не является фактором, определяющим их
отношение к профессии.
Речники
получают примерно вдвое меньше, чем моряки, зато намного чаще видятся со своими
родными и близкими и практически не испытывают «прелестей» качки, когда от
голода буквально сводит желудок, а есть невозможно. В среднем же рядовые
работники водного транспорта получают примерно вдове меньше своих капитанов и
не ниже, чем во многих других отраслях экономики. Так что удачи, будущие
корабельных дел специалисты.
Константин
бывал во всех странах Азии, почти во всех странах Африки и Европы, в Странах
южной и северной Америки, но он всегда, по его словам, с нетерпением ждал возвращения в Россию.
Костя говорил:
- Вот она,
любовь к Отечеству, ещё Сережа Есенин сто лет назад это провозгласил:
Бегут весенние
ручьи,
И солнце в них купает ноги.
А мы сегодня все спешим,
Мы проклянем свои дороги!
Ой, ты, синее небо России,
Ухожу, очарован, тобой!
А березки, как девки босые,
На прощанье мне машут листвой.
Я нигде без тебя не утешусь,
Пропаду без тебя, моя Русь!
Вот вам крест, что я завтра повешусь,
А сегодня я просто напьюсь!
Другую буду обнимать,
С другой, быть может, брошусь в омут.
Но никогда ей не понять
Чужую страсть к родному дому!
Ой, ты, синее небо России,
Ухожу, очарован, тобой!
А березки, как девки босые,
На прощанье мне машут листвой.
Я нигде без тебя не утешусь,
Пропаду без тебя, моя Русь!
Вот вам крест, что я завтра повешусь,
А сегодня я просто напьюсь!
Хотя Костя во
время работы и занимался зарядкой с отягощениями, но было видно, что он набрал
лишний вес для своего роста и возраста. Он так хотел похудеть, что это у него
стало выглядеть фобией (Фобия - это состояние человека, которое характеризуется
беспричинной и чрезмерной степенью паники). Он так боялся поправиться, что стал
изучать вопрос о лечебном питании в больнице, чтобы потом и на корабле,
попробовать питаться так же.
Он прочитал
статью Александра Смирнова: «Лечебное питание в больницах, каковы новые
нормативы Минздрава»? Один из основных моментов в его подборе - стоимость.
Обычно
считается, что непросто подобрать полноценный рацион из-за его дороговизны. И,
наверное, многие согласятся, что во время болезни питаться нужно рационально и
полноценно. Но ведь это недешево! А вот наше государство сумело эту решить эту
дилемму. Оказывается, можно организовать лечебное питание очень недорого!
На самом
деле - действительно, можно. Это уже по моему собственному опыту и мнению.
Правда, мы с государством идем несколько разными путями…
Так случилось,
что незадолго до Нового Года я оказался в больнице. И там сделал маленькое
наблюдение, по всей видимости, иллюстрирующее замечательные особенности
мышления наших чиновников и журналистов. Нет, я понимаю, что чиновники воруют и
списывают на естественные потери и экономию - но зачем еще и писать об
этом в СМИ? В открытую, демонстрируя то ли глупость, то ли полнейшую
некомпетентность? Хотя, наверное, все-таки глупость.
В целом,
особенно по части лечения, претензий нет. Все сделали: прооперировали,
прокололи курс антибиотиков, снотворное/обезболивающее предлагали дважды на дню
по желанию. И отношение персонала нормальное. Так что по чисто медицинской
части все хорошо.
А вот питание в
больнице…
Наверное, на
третьем приеме пищи я, име при себе ноутбук, полез в Сеть. Хотя даже и не
полагал, что в больнице воруют… по крайней мере, всерьез. Наверняка «экономят»,
так сказать, и «перепадает», но не настолько! Потому как по собственному
опыту работы в госучреждении знаю: на мало-мальски серьезную жалобу следуют
проверки и пр.
В общем,
интересовали меня нормы питания. Сеть пестрит статьями и сообщениями о новых,
пересмотренных нормативах лечебного питания. О чем они?
Во-первых, об
увеличении в рационе минерально-витаминных добавок и сухих белковых смесей. По
мнению журналистов (тут за что купил, за то и продаю), это лоббирование
интересов довольно узкого круга производителей таких смесей.
Кстати, по
мнению журналистов, в пересчете на грамм белка это выходит подороже мяса!
Мне же
было интересней «во-вторых»: состав (без учета смесей/добавок, попроще) и
количество пищи. В нынешних нормах, борясь (по сведениям журналистов) с
излишней калорийностью, уменьшили количество молочных продуктов и рыбы. Правда,
калорийность не уменьшилась и даже возросла…
Почему? «В
соответствии с рекомендациями диетологов», увеличили долю круп. И заодно
картофеля. Вот это, по-моему, и есть идиотизм. Но урезать молочку и рыбу…
Все ясно: пусть
мотив не украсть, пусть сэкономить. Ладно. Идиотизм - найти этому такое
«объяснение», как необходимость снизить калорийность.
За счет молочки
и рыбы, самых что ни на есть низкокалорийных продуктов?
Хотите
конкретных цифр? Извольте! Они взяты из приложений к соответствующим приказам
Минздрава России от 2013 года и предыдущего -
2003 года. Многое осталось по-старому, а кое-что, как не соврали
журналисты, изменилось.
Количество
круп, действительно, увеличено с 45 до 80 грамм (здесь и далее - в
сутки). Картофеля - с 200 до 300 грамм. Кстати, уменьшили норму
капусты - с 200 до 187,5 грамм. Уже не ради борьбы с
калорийностью. Вроде бы аргумент медицинский.
С приводимых
журналистами слов профессора Института питания - не всем больным капуста
показана. Но там же далее сказано, что она весьма даже показана здоровым.
То есть
стоило бы уменьшить ее долю больным определенных групп, и для этого
существуют медицинские диеты. И в больницах они, кстати, соблюдаются по
показаниям.
Но у нас же
обычно равняются по «отстающим», «крайним» и пр. Болен один -
нечего и остальных кормить! Так, выходит? Хотя именно на капусту грех
жаловаться. Она, как и крупы, была заметна и хорошо приготовлена. Остальные
овощи тоже «урезали» с 400 до 366 грамм. О!
На полграмма (с
20 до 20,4 грамм) добавили сухофруктов (видимо, для компота). Добавили
колбасы/сосисок с 10 до 12 грамм (кстати, вот бы что убрать - и
калорийность бы разом снизилась, и вообще - так ли необходима
нам колбаса и есть ли в ней что-то полезное?).
Говядины
- со 100 до 127,7 грамм. Птицы с - 20 до 25 грамм. И
действительно, уменьшили рыбу с 70 до 59,1 грамм. Но странно! Рыбы было и
в самом деле мало, но она была заметна. А вот мясо…
Нет, будь здесь
расписан, скажем, недельный рацион, или хотя бы трехдневный - все б
соответствовало ощущениям. Но порции указаны из расчета на день.
Молока, судя по
бумагам, нам даже добавили: с 200 до 211 грамм. И кисломолочки: со 100 до
125 грамм. Причем раньше это был кефир, теперь же еще йогурт,
простокваша, ряженка…
За почти 2
недели мы получали каждый день по йогурту! И, наверное, молоко таки было
добавлено в какао и утреннюю кашу…
Правда,
вряд ли те 200 грамм на порцию, поскольку порция примерно так и
весила.
Безусловно, в
борьбе с калориями и ни по каким иным мотивам изменили порцию сливочного масла
с 30 до 20 грамм. Добавили кофе и какао - с 1 до 1,4 грамм.
Зато уменьшили
шиповник, с 20 до 15 г. Но добавили сыра: с 15 до 16 грамм!
Да, и наконец
«срезали» такой жутко калорийный продукт, как творог: с 35 до
20,4 грамм.
Творог,
безусловно, вреден и особенно вреден для больных с травмами костей
Может быть, это
покажется странным, но я не выскажу ни единой претензии к качеству
приготовления. Да, я вообще любитель и поклонник «традиционной» столовско-общепитовской
кухни, но предупредил же: субъективно.
Скажу одно:
рацион позволяет не умереть от голода. Между прочим, отыскать конкретные
нормативы оказалось очень непросто. Очень.
Я почти
отказался от этой затеи и тут практически случайно наткнулся на приказ
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 июня
2013 г. N 395н».
Ознакомившись с
мнением больного по кормлению в больнице, Костя добавил мне информацию о том,
что я не знал о судьбе его старшей дочери.
Дочь учиться в
Московском медицинском институте имени Пирогова, работает медсестрой, она
получает 7200 рублей в день, врач получает 9500 рублей в день.
Последние пять
лет, Костя капитан торгового судна, который принадлежит этническому немцу из
Берлина.
Особенно Константина угнетает тот факт, что
его дед воевал в Великую Отечественную войну, с боями дошёл до Берлина.
Вернулся домой и говорил ему, что теперь СССР самая могучая страна и лет через
тридцать, народы страны будут жить лучше, чем в Европе.
Дед был идеалистом, хотя сам я и Костя это
подчеркнул, верим, что россияне будут жить лучше, чем в Германии.
Вот так и
работал на судне немца, и постоянно думал, что мой дед с ними воевал, их
победили, но мы живём беднее, чем они, почему?
После трёх лет
работы на немца, Костя мучился, что в России нет новых больших торговых судов и
внук победителя в той войне, работает на немца…
Рег.№ 0343514 от 10 июля 2023 в 05:51
Другие произведения автора:
Как много дети информации имеют
Нет комментариев. Ваш будет первым!