Помню ч. 4 12. Капитан дальнего плавания ч. 1


 

У моего племянника Эдуарда, есть друг, как о нём говорил племянник: «Костя мой лучший друг с детского сада, мы даже пользовались одним горшком».

Росли ребята, один стал военным инженером, а второй - по профессии - капитан дальнего плавания.

Константина я видел и разговаривал много раз, но кто бы мог мне сказать, что мы с ним встретимся в московской больнице… А попал он туда возвращаясь из Берлина, куда его пригласил владелец судна, на котором он плавал.

После больницы, Костя погостил у меня дома, жаль, что племянник не может в течение семи лет приехать ко мне в гости из Хабаровска.

Я сам никогда не грезил морем и не хотел стать моряком и лётчиком, я сорок лет служил Отечеству.

 

Но после встречи с Костей, поинтересовался, кто же такие капитаны каботажного флота и дальнего плавания.

Специальности:  навигационное дело и судовождение, морское судовождение, речное судовождение.

Специализация в зависимости от типа, назначения и водоизмещения  судна (пассажирское каботажное, пассажирское скоростное, грузо - пассажирское типа «река-море», грузо - пассажирское типа «ледокол», круизный лайнер большого среднего и большого водоизмещения и т.п.)

В учебных заведениях этой отрасли обычно готовят специалистов широкого профиля, специализацию студенты и выпускники выбирают сами, исходя из собственных интересов и обстоятельств трудоустройства.

 

Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения): Среднее специальное (навигатор, вахтенный помощник капитана грузового судна малого и среднего водоизмещения, старший техник-судоводитель) - речные и мореходные училища или колледжи, речные командные училища, ПУ и ПТУ речного флота РФ.

Высшее  (навигатор-инженер, вахтенный помощник капитана) - высшие мореходные училища и академии.

Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

При поступлении проходится специальная медкомиссия: будущий навигатор должен иметь крепкое здоровье, включая хорошее зрения и отсутствие склонности к морской болезни. Необходимо также иметь выраженный интерес к путешествию по водным просторам, уметь быстро принимать жизненно важные решения и не бояться взвалить на себя ответственность за жизнь и здоровье людей. Желательно обладать врождёнными способностями к пониманию географических карт и запоминанию географически важной информации, а также к быстрому обучению пользоваться контрольно-измерительной и навигационной аппаратурой и другой техникой. Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

География, математика, физика, физкультура, ОБЖ, плавание, другие спортивные секции, занятия в студии судовождения, история мореплавания, литература и русский язык, иностранные языки.

Характер и содержание работы:

Организационно - навигационный, административно -командный. Работа в различных судоходных компаниях – осуществление общего руководство вверенным судном, несение вахты на капитанском мостике, расчёт курса следования, периодически выполнение роли рулевого, ведение финансовых операций, связанных с коммерческой деятельностью, которую осуществляет судно.

 

Очевидные плюсы такой работы:

Возможность работать на природе и постоянно путешествовать, для капитана дальнего плавания – возможность увидеть разные страны и стать участником интересной научной экспедиции, высокие доходы, в которые входит не только зарплата, но и премия по финансовым итогам работы судовой команды. 

«Подводные камни», очевидные минусы:

Длительная оторванность как от твёрдой поверхности под ногами, так и от семьи, поскольку не все жёны и дети моряков имеют возможность и желают плавать по морю большую часть года. Работа связана с риском для здоровья и жизни (возможны пиратские нападения и попадание в сильный шторм и даже торнадо). Необходимо постоянно проявлять суровость характера капитана и нести ответственность за поведение каждого члена экипажа и пассажира. Несение материальной ответственности за перевозимые грузы.

 

Возможные профессиональные заболевания: морская болезнь, вегетососудистая дистония – риск умеренный.

 Вилка зарплат (в среднем в рублях в месяц)

В Москве и Московской области: 40 000 - 70 000 (в основном каботажные прогулочные и зафрактованные для корпоративных прогулок малотоннажные суда);

На международных линиях, включая трансокеанские:  120 000 - 400 000; В крупных областных центрах, включая речные круизные суда: 50 000 - 80 000; В глубинке России: 25 000 - 40 000 (в основном грузовые суда малого и среднего водоизмещения).

 По большому счёту, профессия моряка-навигатора, то есть специалиста по вождению водного транспорта, очевидна для всех, кто иногда смотрит фильмы про капитанов и морские походы, даже если действия в этих фильмах происходят во времена парусных фрегатов.

Что же касается капитана, то это скорее руководящая должность на судне и звание в табеле о рангах служащих морского или речного судоходства. Этот табель был заведён в России ещё при Петре I и вначале полностью соотносился с табелем о рангах государевых служащих и людей военного звания.

Но так повелось с глубокой древности, практически с начальной эпохи мореплавания, открытой, по-видимому, бесстрашными финикийцами. Любое судно, даже торговое, обязательно «по совместительству» было военным, а матросы во главе с капитаном - боевыми стражниками этого корабля.

Сегодня торговый, грузовой и пассажирский флот никак не связаны с военным предназначением, однако капитан на любой судне – по прежнему командир, имеющий право арестовать и заключить под стражу любого нарушителя общественного порядка. То есть капитан - это главное лицо на корабле, полностью отвечающее за безопасность находящихся на нём людей. И просто быть квалифицированным навигатором, то есть уметь прокладывать курс, пользоваться сложными навигационными приборами и отдавать рулевому верные команды, как и самому, вести судно на месте рулевого, для капитана недостаточно.

Именно поэтому звание и должность капитана каботажного (преимущественно речного и плавающего на сравнительно небольшие расстояния от порта приписки) или тем более капитана дальнего плавания можно смело выделить в профессию. Путь, которой лежит не только через окончание соответствующего учебного заведения по соответствующей специальности, но и через достаточно длительную практику на борту судна в качестве штурмана или помощника капитана.

 

Надо отметить, что все капитанам гражданских судов, утверждённым на эту должность, присваивается офицерское звание. И от своих подчинённых на борту судна капитан обязан требовать беспрекословного подчинения подобно на военном флоте.

В такой традиции, имеющей древние корни, заложен глубокий смысл создания на корабле условий, максимально способствующих безопасному хождению судна по заведомо небезопасной среде.

Даже обычная и не широкая река таит в себе массу опасностей для, казалось бы, непотопляемого малым штормом металлического судна. А если кто-то из пассажиров (особенно это касается круизных лайнеров, где люди отдыхают и нередко позволяют себе вести намного более раскованно, чем на берегу) начинает создавать на судне нервозное настроение или, того хуже, затевает с кем-нибудь из других пассажиров или членов команды драку, то капитан обязан немедленно пресечь его действия.

То есть командир и администратор, принимающий решения, на корабле должен быть один, и это человек – капитан.

Надо сказать прямо: не каждый дипломированный навигатор может стать капитаном. Но это же можно сказать про любого специалиста. То есть не каждый квалифицированный специалист способен работать руководителем фирмы по полученному в учебном заведении профилю.

«Подводные камни» этой работы, независимо от специальности и уровня образования, все лежат на поверхности, но некоторые действительно по водой - это рифы, на которое морское судно всегда рискует наскочить.

Но аварии на грузовых и пассажирских судах, заканчивающиеся трагически для корабля и многих пассажиров с членами команды, - явление не настолько частое и закономерное, чтобы кто-то мечтающий о работе на водной глади отказался от осуществления своей мечты.

Соответствовало бы здоровье требованиям морского или речного устава, а уж матросом устроиться реально и парню, в школе не отличавшемуся особым рвением по всем дисциплинам, кроме физкультуры. Всё остальное - преодолимо и не так страшно, если человек заражен водой.

А другие на водный транспорт и не идут. Так что удачи, будущие корабельных дел специалисты. Надо сказать, что зарплата для этих людей не является фактором, определяющим их отношение к профессии.

Речники получают примерно вдвое меньше, чем моряки, зато намного чаще видятся со своими родными и близкими и практически не испытывают «прелестей» качки, когда от голода буквально сводит желудок, а есть невозможно. В среднем же рядовые работники водного транспорта получают примерно вдове меньше своих капитанов и не ниже, чем во многих других отраслях экономики. Так что удачи, будущие корабельных дел специалисты.

 

Константин бывал во всех странах Азии, почти во всех странах Африки и Европы, в Странах южной и северной Америки, но он всегда, по его словам,  с нетерпением ждал возвращения в Россию.

 

Костя говорил:

- Вот она, любовь к Отечеству, ещё Сережа Есенин сто лет назад это провозгласил:

Бегут весенние ручьи,
И солнце в них купает ноги.
А мы сегодня все спешим,
Мы проклянем свои дороги!


Ой, ты, синее небо России,
Ухожу, очарован, тобой!
А березки, как девки босые,
На прощанье мне машут листвой.


Я нигде без тебя не утешусь,
Пропаду без тебя, моя Русь!
Вот вам крест, что я завтра повешусь,
А сегодня я просто напьюсь!

Другую буду обнимать,
С другой, быть может, брошусь в омут.
Но никогда ей не понять
Чужую страсть к родному дому!

Ой, ты, синее небо России,
Ухожу, очарован, тобой!
А березки, как девки босые,
На прощанье мне машут листвой.


Я нигде без тебя не утешусь,
Пропаду без тебя, моя Русь!
Вот вам крест, что я завтра повешусь,
А сегодня я просто напьюсь!

 

Хотя Костя во время работы и занимался зарядкой с отягощениями, но было видно, что он набрал лишний вес для своего роста и возраста. Он так хотел похудеть, что это у него стало выглядеть фобией (Фобия - это состояние человека, которое характеризуется беспричинной и чрезмерной степенью паники). Он так боялся поправиться, что стал изучать вопрос о лечебном питании в больнице, чтобы потом и на корабле, попробовать питаться так же.

Он прочитал статью Александра Смирнова: «Лечебное питание в больницах, каковы новые нормативы Минздрава»? Один из основных моментов в его подборе - стоимость.

Обычно считается, что непросто подобрать полноценный рацион из-за его дороговизны. И, наверное, многие согласятся, что во время болезни питаться нужно рационально и полноценно. Но ведь это недешево! А вот наше государство сумело эту решить эту дилемму. Оказывается, можно организовать лечебное питание очень недорого!

На самом деле - действительно, можно. Это уже по моему собственному опыту и мнению. Правда, мы с государством идем несколько разными путями…

 

Так случилось, что незадолго до Нового Года я оказался в больнице. И там сделал маленькое наблюдение, по всей видимости, иллюстрирующее замечательные особенности мышления наших чиновников и журналистов. Нет, я понимаю, что чиновники воруют и списывают на естественные потери и экономию - но зачем еще и писать об этом в СМИ? В открытую, демонстрируя то ли глупость, то ли полнейшую некомпетентность? Хотя, наверное, все-таки глупость.

В целом, особенно по части лечения, претензий нет. Все сделали: прооперировали, прокололи курс антибиотиков, снотворное/обезболивающее предлагали дважды на дню по желанию. И отношение персонала нормальное. Так что по чисто медицинской части все хорошо.

А вот питание в больнице…

 

Наверное, на третьем приеме пищи я, име при себе ноутбук, полез в Сеть. Хотя даже и не полагал, что в больнице воруют… по крайней мере, всерьез. Наверняка «экономят», так сказать, и «перепадает», но не настолько! Потому как по собственному опыту работы в госучреждении знаю: на мало-мальски серьезную жалобу следуют проверки и пр.

В общем, интересовали меня нормы питания. Сеть пестрит статьями и сообщениями о новых, пересмотренных нормативах лечебного питания. О чем они?

Во-первых, об увеличении в рационе минерально-витаминных добавок и сухих белковых смесей. По мнению журналистов (тут за что купил, за то и продаю), это лоббирование интересов довольно узкого круга производителей таких смесей.

Кстати, по мнению журналистов, в пересчете на грамм белка это выходит подороже мяса!

Мне же было интересней «во-вторых»: состав (без учета смесей/добавок, попроще) и количество пищи. В нынешних нормах, борясь (по сведениям журналистов) с излишней калорийностью, уменьшили количество молочных продуктов и рыбы. Правда, калорийность не уменьшилась и даже возросла…

Почему? «В соответствии с рекомендациями диетологов», увеличили долю круп. И заодно картофеля. Вот это, по-моему, и есть идиотизм. Но урезать молочку и рыбу…

Все ясно: пусть мотив не украсть, пусть сэкономить. Ладно. Идиотизм  - найти этому такое «объяснение», как необходимость снизить калорийность.

За счет молочки и рыбы, самых что ни на есть низкокалорийных продуктов?

Хотите конкретных цифр? Извольте! Они взяты из приложений к соответствующим приказам Минздрава России от 2013 года и предыдущего  - 2003 года. Многое осталось по-старому, а кое-что, как не соврали журналисты, изменилось.

Количество круп, действительно, увеличено с 45 до 80 грамм (здесь и далее - в сутки). Картофеля - с 200 до 300 грамм. Кстати, уменьшили норму капусты - с 200 до 187,5 грамм. Уже не ради борьбы с калорийностью. Вроде бы аргумент медицинский.

 

С приводимых журналистами слов профессора Института питания - не всем больным капуста показана. Но там же далее сказано, что она весьма даже показана здоровым.

То есть стоило бы уменьшить ее долю больным определенных групп, и для этого существуют медицинские диеты. И в больницах они, кстати, соблюдаются по показаниям.

Но у нас же обычно равняются по «отстающим», «крайним» и пр. Болен один  - нечего и остальных кормить! Так, выходит? Хотя именно на капусту грех жаловаться. Она, как и крупы, была заметна и хорошо приготовлена. Остальные овощи тоже «урезали» с 400 до 366 грамм. О!

На полграмма (с 20 до 20,4 грамм) добавили сухофруктов (видимо, для компота). Добавили колбасы/сосисок с 10 до 12 грамм (кстати, вот бы что убрать - и калорийность бы разом снизилась, и вообще  - так ли необходима нам колбаса и есть ли в ней что-то полезное?).

Говядины  - со 100 до 127,7 грамм. Птицы с - 20 до 25 грамм. И действительно, уменьшили рыбу с 70 до 59,1 грамм. Но странно! Рыбы было и в самом деле мало, но она была заметна. А вот мясо…

Нет, будь здесь расписан, скажем, недельный рацион, или хотя бы трехдневный - все б соответствовало ощущениям. Но порции указаны из расчета на день.

Молока, судя по бумагам, нам даже добавили: с 200 до 211 грамм. И кисломолочки: со 100 до 125 грамм. Причем раньше это был кефир, теперь же еще йогурт, простокваша, ряженка…

За почти 2 недели мы получали каждый день по йогурту! И, наверное, молоко таки было добавлено в какао и утреннюю кашу…

Правда, вряд ли те 200 грамм на порцию, поскольку порция примерно так и весила.

Безусловно, в борьбе с калориями и ни по каким иным мотивам изменили порцию сливочного масла с 30 до 20 грамм. Добавили кофе и какао  - с 1 до 1,4 грамм.

Зато уменьшили шиповник, с 20 до 15 г. Но добавили сыра: с 15 до 16 грамм!

Да, и наконец «срезали» такой жутко калорийный продукт, как творог: с 35 до 20,4 грамм. 

Творог, безусловно, вреден и особенно вреден для больных с травмами костей

Может быть, это покажется странным, но я не выскажу ни единой претензии к качеству приготовления. Да, я вообще любитель и поклонник «традиционной» столовско-общепитовской кухни, но предупредил же: субъективно.

Скажу одно: рацион позволяет не умереть от голода. Между прочим, отыскать конкретные нормативы оказалось очень непросто. Очень.

Я почти отказался от этой затеи и тут практически случайно наткнулся на приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 395н».

 

Ознакомившись с мнением больного по кормлению в больнице, Костя добавил мне информацию о том, что я не знал о судьбе его старшей дочери.

Дочь учиться в Московском медицинском институте имени Пирогова, работает медсестрой, она получает 7200 рублей в день, врач получает 9500 рублей в день.

Последние пять лет, Костя капитан торгового судна, который принадлежит этническому немцу из Берлина.

Особенно Константина угнетает тот факт, что его дед воевал в Великую Отечественную войну, с боями дошёл до Берлина. Вернулся домой и говорил ему, что теперь СССР самая могучая страна и лет через тридцать, народы страны будут жить лучше, чем в Европе.

Дед был идеалистом, хотя сам я и Костя это подчеркнул, верим, что россияне будут жить лучше, чем в Германии.

 

Вот так и работал на судне немца, и постоянно думал, что мой дед с ними воевал, их победили, но мы живём беднее, чем они, почему?

После трёх лет работы на немца, Костя мучился, что в России нет новых больших торговых судов и внук победителя в той войне, работает на немца…

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0343514 от 10 июля 2023 в 05:51


Другие произведения автора:

Как много дети информации имеют

Путешествие во времени ч. 3 гл.22. Эмигранты

Ступени жизни ч.3 1979 год

Рейтинг: 0Голосов: 083 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!