Помню ч. 3 11. Полковник полиции ч. 6
«К осенней
сессии единороссы разрабатывают законопроект (есть в распоряжении «Известий»),
по которому законодательно обяжут представителей региональных диаспор
сотрудничать со следствием. Как объясняет его инициатор единоросс и глава
«Конгресса русских общин» Алексей Журавлев, закон «О содействии следствию
уполномоченных представителей диаспор» повысит уровень раскрываемости
преступлений и предотвратит межнациональные конфликты.
Сотрудничать со
следствием диаспорам предлагают по ряду статей Уголовного кодекса. В частности,
ст. 105 («Убийство»), ст. 131 («Изнасилование»), ст. 111 («Избиение»), ст. 228
(«Приобретение и хранение наркотиков») и ст. 282 («Возбуждение национальной
ненависти»).
По словам
разработчиков законопроекта, большинство национальных диаспор в России имеют
свои официальные структуры. Они пользуются авторитетом среди мигрантов, в них
выстроена жесткая иерархия и беспрекословное подчинение старейшинам. Существует
система оперативного оповещения и заступничества за представителей своей
национальности».
Таким образом, диаспора - это национальное
объединение, этническое сообщество выходцев из одного государства, проживающих
за пределами страны происхождения и сохраняющих внутри группы национальную
идентичность, сплоченность и общность.
Полковник
сказал, что наткнулся на статью: «Социальный механизм криминализации поведения
мигрантов-иностранцев в период пребывания в России».
Эту статье и
прочитал потом сам.
«Социальный
механизм криминализации поведения мигрантов-иностранцев представляет собой
социальный процесс формирования в сознании значительного числа
иммигрантов-иностранцев криминальных установок личности в условиях бытия в
России и реализацию этих установок в повседневном поведении.
Проблема
формирования криминальных установок в сознании потенциальных мигрантов в период
пребывания на родине в общетеоретическом плане рассматривается в рамках
криминологического понимания причин преступного поведения. Как специфическая
проблема конкретных государств она решается на основе изучения состояния
общества этих государств.
В настоящий
момент мы не располагаем эмпирическим и теоретическим материалом, позволяющим
углубленно рассмотреть указанную проблему применительно к конкретным
государствам ближнего зарубежья.
Состояние
сознания эмигрантов, наличие или отсутствие криминальных установок их личности
рассматривается как данность на момент выезда в Россию.
При изучении
проблемы формирования криминальных установок в сознании преступников из числа
мигрантов-иностранцев мы имеем дело со сформировавшимися личностями или
находящимися в стадии завершения формирования их личности.
Большая часть
всех мигрантов-иностранцев, в особенности совершивших преступления, находится в
возрасте 18 лет и старше. Условия бытия в России воздействуют на сознание
мигрантов, сформировавшихся как личности в странах исхода. Эмигранты уже имеют
представление о преступном и не преступном поведении и возможности прибегнуть
или нет к преступному способу решения своих проблем.
По признаку
готовности использовать преступные способы решения своих проблем или, наоборот,
их неприемлемости эмигранты в момент въезда в Россию делятся на две основные
группы - въезжающих с целью совершения преступлений и имеющих иные,
некриминальные цели.
Между ними
располагаются две промежуточные группы эмигрантов, чье сознание не исключает
возможности использования криминальных средств достижения целей.
В типологизации
эмигрантов по отношению к использованию криминальных способов решения жизненных
проблем в России следует выделять лиц:
- избравших некриминальные способы решения
предвидимых проблем;
- избравших
некриминальные способы их решения, но готовых решать предвидимые сложные
жизненные ситуации криминальными средствами;
- прибывающих в
Россию с целью решения их криминальными способами;
- разделяющих
проблемы на те, которые они собираются решать криминальными способами, и те,
которые они будут решать некриминальными средствами.
Второй и
четвертый являются подтипами соответственно первого и третьего основных типов
личности эмигрантов на момент въезда в Россию.
Различия между
первым (основным) и вторым (неосновным) типами эмигрантов состоят в том, что на
фоне ориентации на некриминальные способы решения проблем тяжелые условия жизни
в России быстрее могут отрицательно повлиять на личность эмигрантов,
относящихся ко второму типу, простимулировать совершение ими преступлений.
Эмигранты,
относящиеся ко второму и четвертому типам, отличаются друг от друга отсутствием
или наличием в момент въезда в Россию ориентации на решение поставленных перед
собой целей пребывания в России преступными способами.
Особенностью
эмигрантов третьего типа является постановка перед собой целей пребывания в
России, которые они намереваются достичь криминальными средствами. Это случаи,
которые именуются эмиграцией с целью совершения преступлений.
Для эмигрантов,
относящихся к четвертому их типу, характерно желание закрепиться в России путем
получения средств к существованию на законных основаниях и за счет этого
создать благоприятные возможности для решения иных задач в нашей стране
совершением преступлений.
Преступное
поведение граждан государств ближнего зарубежья определяется сбоями в их
адаптации к условиям жизни в России. Это создает ситуацию, стимулирующую
разрешение проблем жизнедеятельности криминальными способами.
Адаптация как
миграционный процесс означает последовательное приспособление иммигрантов к
новым условиям жизни. Адаптация (адаптированность) в криминологическом
понимании представляет завершение этого процесса достижением состояния, когда
при широких контактах с постоянным населением приспособление иммигрантов к
новым условиям жизни обеспечивает разрешение проблем жизнедеятельности
средствами, допускаемыми моралью и правом государства пребывания иммигрантов, и
сводящее вероятность совершения аморальных и противоправных поступков к
минимуму.
Сбои в
адаптации означают, что приспособление к новым условиям жизни находится на
низком уровне. Это приводит в определенных ситуациях к совершению иммигрантами
аморальных или противоправных поступков.
Возможно
паразитарное приспособление к жизни в новых условиях, когда иммигранты
обеспечивают свою жизнедеятельность аморальной или противоправной
деятельностью, т. е. совершением их неоднократно, периодически или
систематически. В жизнедеятельности таких иммигрантов вырисовывается
аморальная, противоправная линия поведения, последовательный выбор
неодобряе-мых морально и запрещенных правом страны пребывания средств решения
проблем жизнедеятельности.
Для иммигрантов
со сложившейся криминальной установкой личности условия жизни в России
представляют ситуацию совершения преступления.
Криминальность
условий жизни мигрантов проявляется двояко. Эти условия могут вначале углубить
нравственно-психологическую деформацию личности иммигранта и затем подтолкнуть
к совершению преступления — или они подводят к совершению преступления
иммигранта с уже имеющейся нравственно-психологической деформацией его
личности.
Наиболее полно
механизм криминализации поведения мигрантов-иностранцев проявляется при
изучении этого социального процесса на жизнедеятельности в России иммигрантов,
прибывающих к нам с целью трудоустройства без криминальных интересов в нашей
стране. Это наибольшая по численности категория иммигрантов. К ней относилось
на момент въезда в Россию большинство иностранцев, совершивших преступления.
Основу
деформации жизненного пути иностранцев закладывает относительно низкий уровень
психологической совместимости мигрантов и местных жителей. Прежде всего это
выражается в низкой этноконфессиональной совместимости иммигрантов и местного
населения. Этноконфессиональная совместимость шире ментальной. С одной стороны,
как исторически сложившееся социально-психо-логическое явление
этноконфессиональная самобытность лежит в основе менталитета народа. С другой
стороны, как исторически ситуативное явление этноконфессиональная специфичность
общественного сознания отражает характер взаимоотношения народов в конкретный
исторический момент.
Криминогенность
уровня несовместимости иммигрантов и местного населения, порождаемая различиями
в этноконфессиональной самобытности, проявляется в двух формах.
Во-первых,
несовместимость проявляется непосредственно при межличностных контактах
иммигрантов с местным населением, в том числе при выборе иммигрантом
представителей местного населения в качестве объекта криминального
посягательства. Этноконфессиональная неприязнь, или нетерпимость облегчает
выбор криминальных средств разрешения межличностных конфликтов, а также
совершение посягательств на личность или чье-либо имущество. Чем ниже уровень
совместимости менталитетов и этноконфессиональной самобытности иммигрантов и
местного населения, тем острее протекают конфликты между ними и легче выбор в
качестве объекта посягательства представителей противоположного типа
ментальности и этноконфессиональных особенностей.
Во-вторых, она
проявляется опосредованно, сжимая сферу жизнедеятельности иммигрантов.
Жизнедеятельность замыкается, в том числе в конфликтности, на узкий круг
соотечественников. В этом состоит парадокс криминальной активности иностранцев.
Чем выраженнее замкнутость жизни диаспоры, тем выше уровень преступлений,
совершаемых в отношении соотечественников.
По мере
приспособления диаспоры к условиям жизни в стране пребывания, тем слабее
сплоченность диаспоры и шире круг общения с местными жителями. Это ослабляет
внутреннюю конфликтность диаспоры, но усиливает конфликтность с местным
населением. Повышается уровень преступлений, совершаемых членами диаспоры в
отношении местных жителей.
Принцип
дисперсии диаспоры по мере адаптации и интеграции в принимающий социум является
основным в динамике вхождения иностранцев в новую для них социальную среду. Это
не означает отсутствия сложности в этом процессе. Он изобилует множеством
особенностей. На основе сохраняющегося национального единства в диаспоре возникают
«социальные сгустки» в виде относительно больших и малых общностей. Они могут
быть достаточно закрытыми и изолированными от контактов с местным населением и
даже находиться в скрытом или открытом конфликте с ним.
Более того,
процесс адаптации иностранцев натыкается на множество препятствий в виде
неприязни местного населения, прессинга со стороны правоохранительных органов,
кабальной зависимости от работодателя - эксплуататора. Это «замыкает» их на
себя.
Но основная
общая закономерность увеличения дисперсии диаспоры по мере ее разрастания
сохраняется. Особенно это проявляется в диаспорах, основную массу которых
составляют трудовые мигранты.
Трудовые
мигранты, с одной стороны, концентрируются в местностях с наиболее
благоприятной для них ситуацией на рынке труда, а с другой стороны, растекаются
по территории страны в поисках возможности трудоустроиться. К этому
подталкивает избыточность трудовых мигрантов и отсутствие реальных препятствий
на пути их миграции по территории России.
Наиболее четкие
особенности причинного комплекса преступности иностранцев выявляются при
анализе преступности граждан государств, расположенных в Центральной Азии.
Менталитет и этноконфессиональная самобытность значительной части населения
России и выходцев из Центральной Азии существенно различаются.
Сплачивающая
«неевропейская» ментальность и мусульманская конфессиональная самобытность
народов Центральной Азии сформировали уклад жизни, резко минимизирующий
совершение преступлений в своих общностях. Но при этом предупредительные свойства
обращены на соплеменников, единоверцев. В отношении инородцев и иноверцев
действует не интуитивно-профилактическое воздействие чувства ментального и
конфессионального единства, а рационально-рассудочное понимание необходимости
воздерживаться от посягательства на их жизнь, достоинство и имущество.
«Неевропейскую»
ментальность народов Центральной Азии можно отнести к подтипу жестких
ментальностей, для которых характерна высокая степень отчужденности,
изоляционности и в то же время агрессивности в отношении иных народов. На этой
почве проявляется неуступчивость в конфликтах, агрессивное поведение в них, но
и терпеливое перенесение вынужденных невзгод при очевидной слабости в период
накопления сил и наступления благоприятной ситуации для нанесения ответного
удара. Эти качества личности иммигрантов из Центральной Азии проявляется в их
преступном поведении в России.
Представляя
законопослушную часть населения центральноазиатских стран, в российских
условиях жизни они утрачивают интуитивную законопослушность. Их
законопослушность держится в значительной степени на понимании опасности для
них столкновения с местным населением. Это сдерживающее начало руководит их
поведением до тех пор, пока они готовы переносить условия, в которых они
оказались. От криминальной агрессии местное население в значительной мере
спасает низкий порог их притязаний и кратковременность пребывания в эмиграции.
Разрушение
социально - психологического предупредительного механизма ведет к появлению
криминальной агрессивности в поведении иммигрантов из Центральной Азии.
Сказанное
подводит к выводу о том, что их социально-психологический предупредительный
механизм построен на интуитивной ментальной нравственности, охватывающей
взаимоотношения с соплеменниками и единоверцами, ограничении жизнедеятельности
средой соотечественников родственной диаспоры, рассудочной приемлемости условий
жизни в эмиграции, кратковременности пребывания в чужой стране. Криминогенную
роль играют следующие трансформации в сознании и жизни иммигрантов из
Центрально азиатских государств в России:
- частичное или
полное замещение интуитивной ментальной нравственности рассудочным осознанием
опасности проявления агрессии в чужеродной социальной среде;
- жесткость
межличностных отношений в узкой, изолированной среде соотечественников;
- нарастающая
неудовлетворенность условиями жизни, особенно труда и быта, чувство
безысходности, порождаемые отсутствием заработка и пристанища;
- нежелание или
невозможность возвращения в страну выезда, что удлиняет срок пребывания в
России и низводит иммигрантов на положение незаконных мигрантов.
Различия в ментальности очерчивают границу
отчужденности мигрантов-иностранцев и местного населения. Укрепляет границу
отчужденности низкий уровень потребности в межличностном общении. Мигранты и
коренное население сосуществуют на одной территории, но не испытывают большой
потребности в межличностном общении.
В то же время
под давлением отчужденности усиливается сплоченность этнических диаспор и общин
на базе единой ментальности их членов - возникает миграционное сообщество
разнохарактерных диаспор.
Состояния
отчужденности и сплоченности представляют собой одновременно социальный способ
минимизации конфликтности иммигрантов с внешней средой общения - местным
населением - и внутренней средой общения - членами родственных диаспор и
миграционного мира - и в то же время являются источником конфликтности между
членами диаспор, миграционным сообществом и местным населением. В этом
заключается диалектика построения социальных отношений в обществе, принимающем
мигрантов.
Отчужденность и
сплоченность сказываются на характере конфликтности и между иммигрантами и
местными жителями, и между иммигрантами одной и той же и разных диаспор. В том
числе отчужденность и сплоченность отражаются на преступном поведении, являющемся
одним из способов разрешения этих конфликтов.
Состояния
отчужденности и сплоченности представляют собой исходный уровень факторов
причинного комплекса преступности мигрантов-иностранцев. Уже на этом
уровне закладываются основы различий в преступности мигрантов-иностранцев,
направленной против местного населения, соотечественников - членов родственной
диаспоры - и представителей иных диаспор.
Рег.№ 0343512 от 10 июля 2023 в 05:47
Другие произведения автора:
На Колыму ч. 1 гл. 3. Кто они?
Нет комментариев. Ваш будет первым!