Помню ч. 15 39. Фермер ч. 5
Особенно было обидно фермеру за развал медицины и
образования в стране. Несколько смягчает обиду то, что наконец-то отказываются
от Болонской системы образования.
Я нашел статью
одного автора: «Наше образование - в каменном веке».
Директор
колледжа объяснил, почему школа как услуга отстает от банков и магазинов. Сергей Чернышов рассуждает, почему нельзя полностью
отдавать регулирование этой сферы в руки государства
Директор
частного колледжа раскритиковал изменения регулирования системы образования в
Китае (то же самое вскоре ждет и Россию)
В 2021 году в
Китае изменилась система регулирования образования, то же самое ждет и Россию в
2023 году. Как это может отразиться на качестве и объеме образования? Директор
новосибирского частного учреждения «Новоколледж» Сергей Чернышов объяснил,
почему образование должно быть услугой, подобной обращению в банк, а
государственное регулирование во многих сферах — анахронизм.
В
Китае подвели итоги полугодового эксперимента под названием «А давайте
образование больше не будет услугой, а станет социальным благом». Пока в России
этот подход реализуется только на словах — на сентябрьском Госсовете президент
поручил исключить из законодательства понятие «образовательная услуга». В Китае
действовали с коммунистическим задором, наложив дополнительные ограничения на
этот бизнес. Это дало совершенно однозначный эффект — никакого крупного
образовательного бизнеса в Китае больше, по существу, нет.
Предыстория
такова.
Летом
2021 года правительство Китая ввело обязательное лицензирование репетиторства,
в результате чего фактически под запрет попало онлайн-репетиторство. Те
компании, которые желали получить лицензию на репетиторство по школьным
предметам, должны были стать некоммерческими. Также им запретили привлекать
инвестиции на бирже и за рубежом. Кроме того, такие компании должны были в
обязательном порядке вести бесплатные занятия для школьников с 1-го по 9-й
класс — и только тогда им разрешат зарабатывать на платных уроках. Но и этого
им показалось мало: цены на репетиторство отныне стало устанавливать
государство.
К
чему это привело?
Об
этом красноречиво свидетельствует график стоимости крупнейших китайских
EdTech-компаний (то есть компаний, которые развивают образовательные технологии
с использованием современных информационных технологий), составленный
аналитиками Bloomberg. Если коротко: нет больше никаких «ведущих китайских
EdTech-компаний». Если чуть детальнее: их стоимость на бирже резко упала и
больше не поднималась выше статистической погрешности. То есть эти компании
потеряли возможность инвестировать в развитие и фактически прекратили прежнее
существование.
Почему
это важно для России? Это повод поговорить о двух вещах.
Первая
— а почему это мы так волнуемся за каких-то «жирных котов», которые
зарабатывали баснословные деньги на проблемах детей?
И
вторая — а что, государство действительно имеет право в один момент фактически
запретить целые отрасли ради «общественного блага»?
Начнем
с «жирных котов». Тут дело в том, что в России, как и когда-то в Китае, очень
много отличных EdTech-компаний — только на слуху у всех «Учи.ру», «Якласс»,
«Сберкласс», SkyEng и многие другие.
Допустим,
нам даже неважно, что эти компании дают хорошую работу десяткам тысяч человек,
среди которых множество учителей.
Предлагаю
вспомнить следующее: если бы не все эти платформы, созданные частным бизнесом,
весной 2020 года, во время первого карантина, нам пришлось бы довольствоваться
фотками из учебников в школьных чатах (кстати, тоже созданных частным
бизнесом).
Пандемия
наглядно показала, чего стоят все эти государственные ИТ-платформы и какими на
самом деле полезными могут быть продукты российских EdTech-компаний.
Давайте
скажем еще прямее: это именно российские EdTech-компании (вроде тех, которые
теперь фактически запретили в Китае) спасли российские школы от полного
организационного и содержательного коллапса во время пандемии.
А что в
России?
Кстати,
если вы думаете, что в России такого никогда не случится, то я напомню, что в
нашей стране с 1 января 2023 года в основном образовании (школы, колледжи,
вузы) можно будет использовать только верифицированные государством платформы.
Вспомните российский YotaPhone, «Ладу-Гранта», поисковую систему «Спутник» или
государственный электронный дневник — нет никаких гарантий, что
верифицированные государством платформы будут сильно лучше.
Второй
вопрос — а что, разве государство и правда может вот так обрушивать целые
отрасли? Да, и правда может. Дело в том, что какими бы прекрасными ни были
бизнес-инициативы в образовании (не только платформы, но и современные школы —
вроде «Летово», «Хорошколы» и других), это самое образование — отрасль,
деятельность которой довольно жестко регламентируется государством.
Больше
того: большинство наших граждан поддерживает государственное регулирование
образования («а то еще будут учить, чему попало»), а также выступают резко
против «образования как услуги».
Образование — это призвание, социальное
благо, тяжелый труд и разное такое — продолжите ряд сами.
Хорошо,
допустим, образование — не услуга. Тогда что это такое? Социальное благо? Тогда оно должно быть, безусловно бесплатным
и общедоступным — как дороги или защита полиции от хулиганов на улице.
Теперь
скажите — вы знаете хотя бы одного человека, ребенок которого отучился в
муниципальной школе, и родители при этом не потратили на его обучение ни
копейки? Мне такие люди неизвестны.
Образование
— это услуга, которая должна оказываться на высоком содержательном и сервисном
уровне.
Наше
образование (да, и наши учебные учреждения) с точки зрения
клиентоориентированности и качества услуг находятся в каменном веке по
сравнению с банками, ИТ-компаниями или продуктовыми супермаркетами.
Довольно
странно, если вам не хочется, чтобы в образовании вы получали тот продукт,
который хотите, с должным уровнем сервиса — например, с электронным
документооборотом, решением всех проблем в своем мобильном телефоне, горячими
линиями, службами клиентской поддержки, возвратом услуги плохого качества и
всем прочим, что уже давно привычно вошло в нашу жизнь.
Те,
кто говорят, что образование — это не услуга, напоминают мне продавцов в
советском магазине или стоматологов в школьном медицинском кабинете моего
детства, где из анестезии был только один способ — держаться сильнее за ручки
кресла.
Зачем вообще
нужно лицензирование в образовании?
Обычно
говорят — чтобы не учили чему попало. Дескать, стоит только отменить
лицензирование, и из школ поголовно начнут выходить неучи, склонные верить
гадалкам, магам и шаманам. Кстати, ничего не напоминает? Кажется, это именно выпускники
лучших советских школ, обученных по лучшим в мире учебникам самыми уважаемыми в
мире учителями, в 1990-е годы заряжали воду около телевизора?
На
самом деле, лицензирование (как и любое излишнее государственное регулирование)
— это анахронизм, который даже в России последовательно отменяют. Так, в 2007
году отменили лицензирование туристической деятельности, в 2010-м — лицензии на
строительство, в 2020-м — на воздушные перевозки, в 2021-м — на энергосбытовую
деятельность. Совсем недавно отменили обязательный техосмотр для личных
автомобилей (который, правда, давно существовал только на бумаге). Скажите,
заметили ли вы, что туризм стал хуже, дома без государственных лицензий —
опаснее, а автомобили на дорогах — сплошь сломанные? Конечно, нет, мир продолжил
жить, как живет.
В
реальности лицензирование образовательной деятельности, как и в целом
государственное регулирование этой отрасли, нужно только за одним — чтобы
контролировать, чему и как учить наших детей.
«Это как если
бы вам говорили, какой хлеб брать сегодня на ужин, какую книжку купить в
магазине или как правильно признаваться в любви»
А
что, разве государству не лучше знать? Но китайский опыт показывает нам, что,
руководствуясь идеями абстрактного «социального блага» (а что, разве не хорошо,
чтобы «жирные коты» учили детей бесплатно?), государство может разрушить целые
высокотехнологичные отрасли, лишив работы конкретных людей, а рынки —
перспектив развития.
Это
лишний повод напомнить, что конкуренция — единственный реальный способ сделать
ту или иную отрасль лучше. Голосуя за такое государственное регулирование, мы
заодно должны требовать и возвращения монополии государственной торговли,
отказаться от своих компьютеров, интернета и поисковых систем (на них тоже
никто лицензию не давал, это частный бизнес «жирных котов»), наконец, почитать
за благо постоять в очереди к той самой зубодробительной машине с единственным
способом анестезии — посильнее сжать ручку кресла.
И
кстати, вы работаете в частном бизнесе? Можете заранее разработать план эвакуации,
вдруг государство завтра решит, что и ваш работодатель работает против
«общественного блага».
Коснулся фермер и предложения РПЦ -
сделать веру в Бога традиционной ценностью России
Наткнулся
на статью одного автора, он пишет: «Как я уже множество раз писал, Россия давно
перестала быть светской страной, потому что светскость государства
подразумевает не только равенство всех религий перед законом и отделение церкви
от государства. Важным принципом светскости является также то, что государство
не должно оказывать предпочтения одним религиям по сравнению с другими.
После
внесения слова "Бог" в Конституцию РФ церковь получила карт-бланш на
продвижение себя в качестве института по сохранению традиционных ценностей.
Сейчас готовится закон о защите традиционных ценностей России, где прописано
много всякого бреда (я его разбирал в отдельной публикации). И чтобы
внести свою лепту в надвигающихся идеологических изменениях РПЦ решила
действовать прямо.
7
февраля на ТАСС появилась новость, что в РПЦ призвали внести "веру в
Бога" в перечень традиционных ценностей России. Об этом сказал
глава информационной пропаганды РПЦ Владимир Легойда:
Мы
предполагаем, что в перечень традиционных ценностей очень важно внести
упоминание веры в Бога или религиозной веры, а также учесть то обстоятельство,
что религиозные объединения - это органичная часть гражданского общества,
которая должна участвовать в поддерживаемых государством программах и проектах,
нацеленных на сохранение и утверждение традиционных ценностей.
Что это значит?
Это
значит, что РПЦ хочет усилить свое право в получении денег от государства для
"сохранения и защиты традиционных ценностей".
Но
трата народных денег на РПЦ - это полбеды. Главная опасность в том, что после
принятия закона о традиционных ценностях "вера в Бога" может стать
неприкасаемой для критики темой. То есть никто не сможет свободно выражать свое
мнение о вере в Бога без каких-либо последствий для своей жизни.
Мы
прекрасно знаем, как работает российская машина по защите чего-либо. Приходят
люди из органов и тыкают лицом в пол, а потом при длительной процедуре
морального, психического и физического насилия вынуждают
"преступника" признать вину за содеянное "правонарушение".
На
самом же деле внесения "веры в Бога" в список традиционных ценностей
противоречит светскому законодательству России. Именно те, кто продвигают такие
законы, являются настоящими нарушителями Конституции.
Является ли
"вера в Бога" традиционной ценностью?
Нет,
не является.
Потому
что для большинства россиян вера в Бога не имеет никакого значения.
Мало
кто задумывается, что жизнь после смерти действительно существует. Большинство
православных и мусульман называют себя таковыми лишь номинально.
В
действительности их заботят совершенно иные сферы жизни. То есть религия в
жизни людей находится, на десятом месте после развлечений, отдыха и вкусной
еды.
Вера
в Бога важна для малого процента россиян, и поэтому данную веру нельзя считать
чем-то традиционным и ценным.
Сейчас
через систему образования детям пытаются внедрить веру в Бога, привить им
правила религиозной жизни. Но этот эксперимент лишен позитивного для церкви
результата, потому что мир изменился.
Но больше всего фермера обеспокоило
постоянное поднятие тарифов на электроэнергию, газ, горючее.
Рублём по
карману: Минэнерго поднимет плату за подключение электричества в 130 раз
Подключение
к электросетям подорожало в 130 раз
Чтобы подвести
электричество к новому дому или даче, граждане заплатят не 550 рублей,
как это было раньше, а больше, чем в сто раз, в зависимости от подключаемых
киловатт-часов. Сети аргументируют повышение износом оборудования и
перенастройкой льгот. Политики говорят о грабеже населения.
Авторы Елена
Иванова, Наталья Сейбиль пишут:
«В
России есть, как минимум, 349 тысяч счастливых
домохозяйств. Именно столько, по данным Минэнерго, смогли подключить свои дома
и дачи к электросетям за 550 рублей. С этого года все те,
кто будет подсоединять электричество, окажутся в 100 раз несчастнее, вернее
сказать – беднее.
Министерство
энергетики пересмотрело стоимость «последней мили» не только для мелкого,
среднего и крупного бизнеса, но и для граждан. Раньше можно было подключить 15
киловатт, а использовать и один, и два, и десять. На стоимость подключения это
никак не влияло. Сетям граждане сообщали, как правило, максимальное значение.
Те строили в соответствие с этим провода и устанавливали оборудование. Теперь
подключение будет сильно дороже. За каждый подключенный киловатт придется
платить по 5 тысяч рублей. Если подключать 15 киловатт, стоимость
услуги вырастет до 75 тысяч рублей, или в 136 раз.
Логику
Минэнерго понять можно, говорят эксперты. Поскольку не было разницы по
стоимости заявки по подключению, все выбирали максимальное, а по факту не
использовали. Сетевые компании строили инфраструктуру, пропускная способность
которой использовалась только на 20%.
-
Энергетики жалуются на обилие заявок даже на 15 кВт, их очень – очень много,
план подключений расписан на год-два вперёд, что тоже является проблемой. А
если на это накладывается ещё и заявки, которые они исполняют, а потом энергия
не потребляется, то это действительно создаёт общую нагрузку на инфраструктуру,
которая распределяется по всем подключающимся в виде тарифов. Я не готов
защищать позицию Минэнерго. Я их логику понимаю, - говорит исполнительный директор департамента рынка
капиталов ИК "Универ-Капитал" Артем Тузов.
Подключение
– это разовая процедура и инвестиция, напоминает Директор Института экономики и
регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов.
Поскольку 550 рублей – это ничтожно малая плата за эту услугу, она
спровоцировала манипуляции со стороны тех же застройщиков:
-
Это были манипуляции, связанные с дроблением земельных участков, с тем чтобы от
каждого участка получить по 15 киловатт льготного подсоединения за 550 рублей,
а по факту энергетики должны били строить целые подстанции. Для них это
выливалось в миллионы рублей, а по факту они получали определенную оплату. Если
бы речь шла о том, что увеличивалась экономически обоснованная цена, это было
бы неприятно.
На
запрос «Новых Известий» в самом министерстве ответили, что основная цель закона
– не отменить льготы, а их перенастроить:
«Закон
закрепляет подходы по определению размера платы, таким образом, чтобы с одной
стороны максимально исключить возможные злоупотребления и недобросовестное
поведение со стороны потребителей при подаче заявки «про запас», а с другой не
допустить существенного роста затрат для уже работающих предприятий малого и
среднего бизнеса, сельхоз производителей, потребителей бюджетной сферы. При
этом льготы для потребителей становятся более адресными. Например, льготные
категории населения также будут иметь льготный порядок подключения к сетям.»
Но
и льготное подключение будет кусаться – за каждый киловатт владелец дома
заплатит 1000 рублей, или в 27 раз больше старой цены.
Все
остальные будут платить по полной. Логика у сетей, как и любой естественной
монополии, простая: если у тебя есть деньги, чтобы построить дом, у тебя будут
деньги, чтобы подключить к нему электричество. При этом в Минэнерго прекрасно
понимают, что даже если без газа в доме прожить можно, то без электричества
прожить никак нельзя.
О
том, как Минэнерго рассчитывало новые расценки, история умалчивает.
-
Я исхожу из того, что Минэнерго руководствовалось неким балансом между
реальными расходами на подключение такого рода потребителей и возможностью
платить за это граждан. Это усреднение, потому что для каких-то потребителей
может потребоваться больше расходов, для каких-то – меньше, - говорит Илья
Долматов.
В
министерстве говорят, что принятый закон определяет общие подходы, а конкретная
стоимость подключения будет определена подзаконными нормативными актами,
которые только ещё разрабатываются и будут проходить все необходимые этапы
общественного обсуждения.
"Хотим
особо подчеркнуть, что озвученные цифры по увеличению платы за подключение к
электросетям для населения являются предварительной оценкой со стороны
экспертного сообщества", - сообщила пресс-служба "Новым
Известиям".
Чиновники
говорят о том, что тариф в 550 рублей действует с 2004 года и приводит к
миллиардным убыткам сетевых компаний.
«Это
удар не только по кошелькам граждан, но и по всей сфере индивидуального
жилищного строительства. В том числе и по социальным программам – это касается
и «дальневосточного гектара», и льготной ипотеки, и участков под ИЖС для семей
с детьми», - говорит политик Сергей Миронов.
Конечно,
регионы могут устанавливать свои меры поддержки. Если кто-то из них скажет, что
они готовы продолжить дотирование, то стоимость можно и снизить. Это будет не
закон, а добрая воля власти, а она сегодня есть, а завтра ее нет.
Очевидно,
что с 350 тысяч новых подключений, а именно столько домов сетевые компании
подключили к сети, инфраструктуру не модернизируешь, чего бы там не
рассказывало Минэнерго. Ради чего тогда затевать эту асоциальную акцию,
непонятно. Но те, кто уже подал заявку на подключение, но пока к сети не
подсоединился, заплатят по старому тарифу. Закон обратной силы не имеет -
заверяет Минэнерго.
Есть
еще один резерв для сетевых компаний – дачники. Их в России, по разным оценкам,от 11 до 15 миллионов.
Чиновники
говорят, что старые подключения пересматриваться не будут. Но именно в садовых
товариществах существует практика, что подключение к электричеству идет не
напрямую, а через правление. Сетевые компании хотят переходить на прямые
контракты с домовладельцами. Здесь открывается большое поле деятельности – и
источник денег. Пострадают, как всегда, граждане.
-
Я не могу утверждать, что население будет довольно этой мерой. Увеличение цены
всегда вызывает недовольство. Я исхожу из того, насколько обоснована эта мера
или нет. Здесь нужно проводить разъяснительную кампанию, потому что нужно
понимать, что раньше была льгота: которая сегодня, по сути, отменяется. Но этот
тариф остается доступным для населения, которое занимается строительством
домов, расширением мощностей и так далее. Если ему хватает текущих нагрузок,
это не приводит к увеличению платежа,
- говорит Илья Долматов.
Новые
тарифы вводятся на фоне высокой инфляции и стагнирующих доходов населения. Это
решение выглядит как попытка сетевых компаний откусить от пирога, который с
удовольствием едят другие. Если строительные расценки повысились,
стройматериалы выросли в цене, бензин дорожает, то почему бы им не
поучаствовать в этом празднике жизни?
26,5
миллиардов, которые все сети могут заработать за год, если число подключений
сохранится, как в 2021 году, не предел. Значит, они видят, где могут
заработать. Так что гражданам придется раскошелиться.
Комментарий
Минэнерго:
Основная
цель закона не отменить льготы, а перенастроить их, сделать более адресными
направив, в сторону тех потребителей, которым они действительно нужны.
При
действующем механизме оплаты присоединения к сетям было много случаев, когда
потребители в заявках на подключение к электросетям запрашивали излишнюю
мощность, так как стоимость такого присоединения для них практически не
менялась. Потребители что называется "на про запас" заказывали
мощности, но по факту ей не пользовались.
Это
привело к существенно избыточному сетевому строительству, росту расходов и, как
следствие, создало дополнительную тарифную нагрузку для существующих
потребителей, поскольку сетевым компаниям приходится строить и содержать как
оказывается на практике избыточную электросетевую инфраструктуру.
Законопроект
закрепляет подходы по определению размера платы, таким образом, чтобы с одной
стороны максимально исключить возможные злоупотребления и недобросовестное
поведение со стороны потребителей при подаче заявки «про запас», а с другой не
допустить существенного роста затрат для уже работающих предприятий малого и
среднего бизнеса, сельхоз производителей, потребителей бюджетной сферы. При
этом льготы для потребителей становятся более адресными. Например, льготные
категории населения также будут иметь льготный порядок подключения к сетям.
Основная
цель функционирования электроэнергетики – надежное, бесперебойное и доступное
энергоснабжение потребителей, и необходимое строительство сетей и генерации для
развития экономики нашей страны.
Изменения
позволят повысить надежность работы сетей в регионах, особенно в период
неблагоприятных погодных условий, за счёт направления высвободившиеся средства
на ремонты и модернизацию электросетевых объектов.
И последнее о чем мы говорили с фермером
– о предложении Государственной Думы не впускать обратно в Россию артистов и
олигархов, которые выехали из страны после 24 февраля 2022 года.
Фермер
привёл пример на артисте Галкине Максиме:
Максим
Галкин высказался на тему происходящего на Украине еще 24 февраля. Тогда
телеведущий четко обозначил свою позицию: он выступил против спецоперации.
Разумеется, взгляды артиста вызвали немало вопросов. Многие поклонники не
поддержали Галкина.
Особенно
инициативными оказались фанаты из Архангельска. В их городе уже 12 марта должен
был состояться юмористический концерт Галкина. На днях сразу несколько жителей
пришли в место проведения мероприятия, требуя вернуть им деньги за билеты.
Рег.№ 0344477 от 25 августа 2023 в 06:20
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!