Помню ч. 12 29. Метростоевец – шахтёр ч. 2

19 августа 2023 — Владимир Винников


 

Виноградовы с детьми часто гуляли в октестностях села м видели небольшие годы, на Дальнем Востоке их называют сопки, а это были терриконы.

Террикон – это конусообразная искусственная насыпь из пород, которые были извлечены при разработке подземных месторождений, или же отвал из отходов и шлаков производства.

Террикон – это насыпь, очень большого размера и конусовидной формы, состоящая из шлаковых отходов производства или пустых пород при добыче угля, руды. Терриконы, или шахтные отвалы, - это горы отработанной породы, которая остается после добычи угля или железной руды.

Рукотворные холмы, степные пирамиды – называют их по-разному. Для кого-то они – настоящая диковинка, а для других – серая обыденность.

Что такое терриконы? В географии это понятие имеет вполне прозаичное определение: искусственная форма рельефа, созданная из пустой породы. Что еще можно рассказать об этих образованиях?

Чем они интересны и чем опасны?

Чтобы ответить на вопрос, что такое терриконы и как они возникли, нужно вначале вкратце ознакомиться с особенностями и спецификой угольной промышленности. Ведь террикон – это не что иное, как «продукт» данной отрасли производства. 

Угольная промышленность – это отрасль производства, включающая в себя добычу и первичную переработку угля (каменного или бурого). Его извлекают из недр земли двумя способами: открытым (если пласты полезного ископаемого залегают не слишком глубоко); подземным (если глубина залегания угля превышает 100 метров).

Добыча открытым способом осуществляется в карьерах и так называемых разрезах, а подземным, соответственно, в шахтах. Глубина последних нередко превышает одну тысячу метров! Разумеется, уголь из шахт извлекается не в чистом виде, а с многочисленными примесями – пустой породой. И эти «отходы» нужно куда-то девать. Их насыпают в огромные пирамиды – это и есть терриконы.

 

Сейчас в тульской области "живы" всего 3-4 угольных шахты из 119.

Одна из них шахта "Подмосковная" (ОАО "Мосбасуголь"), расположенная близ посёлка Грицовский Венёвского района Тульской области, в ближайшее время может прекратить своё существование. Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM Новости один из ветеранов шахты, в ближайшие 2-3 месяца доработают последнюю лаву доработают, а подготовкой новой никто не занимается.

Пока на "Подмосковной" работают около 260 человек. Официального решения о судьбе шахты нет, но все они получили уведомления о возможном сокращении. Руководство предприятия направило обращение и к губернатору, и в Москву, но ответа пока нет.

На встрече в ходе однодневной поездки в Тулу президента Дмитрия Медведева  с вновь избранными депутатами представительных органов городских и сельских поселений области глава посёлка Грицовский и бывший шахтёр Сергей Комиссаров  сообщил, что до 90-го года в посёлке проживало до 9 тысяч людей. Посёлок был градообразующим - шахта "Подмосковная", "Бельковская", разрез "Грызловский". Сказал Комиссаров Медведеву и о закрытии шахт. Если в посёлке 2800 человек, граждан трудоспособного населения, то работает на территории муниципального образования всего 1300. "Это большая для нас проблема", - подчеркнул глава шахтёрского посёлка на встрече с президентом России.

 

Следует отметить, что в октябре 2008 года на встрече с членами фракции КПРФ в Государственной думе председатель правительства РФ Владимир Путин заявил в этой связи: "Все сегодня "садятся" уже только на газ! А это, даже с точки зрения обеспечения безопасности, страшно. Не может вся экономика, вся "социалка" и вся жилищная сфера сидеть на одной трубе! Ну не дай бог, что случится. Понимаете? Значит, у нас должен быть и топочный мазут, и уголь задействован, и атомная энергетика, и гидроэнергетика. Мы не можем всю страну на газ посадить".

Действующий глава региона Вячеслав Дудка в своём послании о положении дел в области в декабре 2008 года также говорил об угольной отрасли в весьма оптимистичных тонах. Одной из основных задач в топливно-энергетическом комплексе региона он, в частности, назвал возрождение угольной отрасли. Далее Дудка говорил о том, что этот процесс идёт "планомерно". В перспективе, к 2012 году, предполагалось увеличить добычу угля на территории Тульской области до 2 млн. тонн в год, а с расконсервацией шести шахт к 2015 году - до 10 млн. тонн. Причём двумя месяцами ранее, то есть в сентябре 2008 года тульский губернатор в интервью "Российской газете" говорил о 15 млн. тонн угледобычи к 2015 году.

Администрацией Тульской области в 2008 году прорабатывался вопрос создания предприятия, объединяющего добычу угля и производство электрической и тепловой энергии, что позволит комплексно решать проблему эффективного использования местных полезных ископаемых.

Пока же, согласно данным Туластата, в I квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года добыча топливно-энергетических полезных ископаемых в области, в том числе угля, упала на 18,3%.

После закрытия шахты "Подмосковная" единственным угледобывающим предприятием региона останется угольный разрез в Кимовском районе.

 

Представители подавляющего большинства профессий осуществляют свою трудовую деятельность на земле. Некоторые трудятся в воздухе. Но существуют и такие специальности, которые предполагают труд глубоко под землей.

Самая распространенный пример — шахтер — это человек, чьи обязанности связаны с постоянным риском и опасностью.  

Все мы ежедневно пользуемся изделиями, в состав которых входит медь, золото, железо и нефть. Образно говоря, шахтер отбирает у Земли эти полезные ископаемые. Раньше все связанные с этим делом процессы не были автоматизированы, потому труд шахтера был практически каторжным занятием. Сегодня условия труда значительно улучшились, но, тем не менее, эта профессия остается одной из самых сложных, ведь трудиться приходится на глубине нескольких километров.

Современные шахтеры имеют следующие специализации: подземный горнорабочий.

Монтирует и демонтирует оборудование, очищает от угля почву, оказывает помощь в погрузке материалов; электрослесарь. Следит за бесперебойной работой всех механизмов, обслуживает их электрические и механические части; машинист подземных установок. Контролирует работу установок различного назначения; горнорабочий очистного забоя. Занимаются непосредственно добычей угля и других ископаемых и заботятся о надежном креплении кровли — деревянных балок, выполняющих роль своеобразного потолка; маркшейдер. На этого специалиста возложена обязанность, в составлении карт, иными словами, он указывает направления, в которых нужно вести выработку.

Проходчик.

Задача проходчиков состоит в создании в шахте тоннелей, так называемых выработок. По этим выработкам впоследствии на рабочие места будут доставлять людей, воздух и необходимые инструменты.

 

Интересно, что шахтер при желании может сделать карьеру. Новичкам, окончившим специальные колледжи и получившим в процессе обучения базовые теоретические знания, предоставляется должность разнорабочего. Впоследствии, после годовалой стажировки, работника присваивают знание горнорабочего. Большой опыт и высшее образование открывает перед шахтером новые горизонты: назначение инженерно-техническим работником. Должность, несмотря на отсутствие тяжелого физического труда, очень ответственна, так как придется отвечать за жизнь и безопасность шахтеров, трудящихся на вверенном участке.

Личные качества шахтера и его уровень знаний. В эту профессию идут люди: закаленные, физически сильные, эмоционально выносливые.

Существует ряд медицинских противопоказаний, по которым оценивается профессиональная пригодность работников. К примеру, при заболевании органов дыхания соискателю дадут от ворот поворот.

И, само собой, в шахте не смогут работать люди, которые страдают клаустрофобией — боязнью закрытых пространств.

Среди личных свойств у шахтера должны превалировать: терпение. Работа шахтера монотонна, поэтому необходимо к ней приспособиться и каждый день проявлять выдержку; ответственность. Часто от одного шага зависит будущее людей и самой выработки, это заставляет рассчитывать каждое движение; хладнокровие.

В экстренных ситуациях, которые, кстати, на шахтах не редкость, нужны сила воли и умение концентрироваться, чтобы не поддаться панике и выбрать самое разумное решение. Шахтеры трудятся в тесном взаимодействии с подземной природой, по этой причине обязательным является знание: типов и свойств горных пород, владение хотя бы базовыми основами таких предметов, как физика и химия, должен досконально изучить все существующие технологии добычи ископаемых.

Отец жены Василий Петрович Зуев, рассказывал, что в 1944 году, после освобождение селя от фашистов, местные шахтёры стали первым делом стали добывать уголь, чтобы было чем топить в зиму. А уже потом, после смены в шахте, восстанавливали свои дома.

У Лидии в то время ещё был жив дядя Лёны, шахтер, который в сорок пять лет стал инвалидом, при взрыве породы выбило ему глаз. И вот в 2021 году, когда мы с семьёй уже жили в Москве, Лида отыскала телефон своего одноклассника – Ивана, с которым, она в детстве дружила в селе Товарково, она позвонила ему, и он очень обрадовался.

Рассказал о себе, что тоже живёт в Москве, двадцать лет работал на строительстве московского метрополитена, совсем как его отец в Тульской области. Он был проходчиком.

Одноклассник жены, глуховат – это профессиональгое заболевание, от постояннойрадоты механизиов и отбойного молотка, сейчас работает вахтером, живёт в Москве, звонит Лиде через двое суток, когда дежурит, разговаривают они по часу.

У них бывали случаи с задержкой зарплаты, от постоянной долбежки он теряет слух, вот с одноклассниками перезваниваюсь, ору, а их почти не слышу, хотя и они кричат, другие звонят, мне делают замечание, что орешь.

Он 25 лет работал в туннельном отряде.

Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ» разделил льготные профессии на две категории: «ведущие» 20-летний стаж, по которым дает право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, и «не ведущие» 25-летний стаж по которым дает аналогичное право.

Чтобы работнику шахты выйти на досрочную пенсию, необходим трудовой стаж 25 лет на рядовой должности или 20 лет — ведущим специалистом.

 

Я позднее прочитал статью Алексея Старикова: «Строительство московского метро».

Ещё в начале XIX века в крупных городах Европы возникла необходимость в городском транспорте, который не загромождал бы улицы и обладал высокой скоростью. Специалисты сошлись во мнении, что наибольший эффект дало бы перемещение под землёй. Так появилась идея подземных тоннелей, с двигающимися по ним поездами.

Первое в мире метро было построено в Лондоне в 1861-1863 годах. Оно состояло из тоннелей неглубокого заложения, а общая их длина равнялась 3,6 км. Подземная железная дорога связала 2 железнодорожных вокзала с центром города. Эту линию назвали «Метрополитен рейлуэй». Затем английские инженеры начали строить подземные тоннели глубокого заложения, а паровую тягу заменило электричество.

В Нью-Йорке первое метро появилось в 1868 году. Оно было открытым и проходило по металлическим эстакадам. Метро в Париже открыли в 1900 году. В Берлине открытие метрополитена состоялось в 1902 году. Во втором по размерам городе Германии Гамбурге метро появилось в 1912 году. В Будапеште решение о строительстве метрополитена приняли в 1870 году, а первую линию запустили в 1896 году. В Буэнос-Айресе подземный транспорт начал функционировать в 1913 году. В городе Филадельфия первый участок метро был открыт в 1907 году.

Отсюда видно, что подземная железная дорога к началу XX века начала пользоваться огромной популярностью во всём мире. А что же Российская империя? Царское правительство начало рассматривать строительство московского метро в 1902 году. В 1912 году был одобрен проект инженера Кнорре. Под землёй планировалось провести 3 железнодорожные ветки.

 

Но все планы нарушила Первая мировая война. Затем наступила Гражданская война с голодом и разрухой. Поэтому о строительстве метрополитена начали говорить лишь в середине 20-х годов прошлого века.

Прошло ещё несколько лет, прежде чем на пленуме ЦК в июне 1931 года было принято решение о строительстве московского метро. Работы по возведению первой очереди столичной подземки начались в 1932 году.

По всем будущим линиям метрополитена было проведено тщательное инженерное обследование.

Надо заметить, что под Москвой всегда существовало много руин старинных сооружений, выкопанных людьми пещер, лазов, брошенных канализаций. Всё это осложняло подземные работы.

Так, к примеру, под площадью Свердлова обнаружили большой подземный колодец. Он оказался в соседстве с прокладываемым тоннелем и вызвал оседание почвы, трещины в зданиях, искривления трамвайных путей.

Древние колодцы существовали везде и представляли собой пустоты, присыпанные сверху землёй.

Возле Манежа под 2-метровым слоем земли нашли колодец, сруб которого уходил на глубину 9 метров, при этом он был абсолютно пустой.

Большую проблему для метростроевцев представляли старые захоронения – засыпанные и давно забытые.

Возле Тверской улицы, на улице Герцена, Дзержинского нашли много погребений. Рабочие натыкались на древние памятники и большей частью уничтожали их.

Работы по строительству московского метро курировал Л. М. Каганович. А вот надзор осуществляло ОГПУ (НКВД СССР с 1934 года) во главе с Генрихом Ягодой. Тот очень рьяно осматривал участки строительства, решал вопросы охраны и кадров. Однако и у НКВД случались проколы.

 

Однажды на стене подземного участка появилась написанная краской надпись: «Каганович, ответь, сколько ты загубил здесь народа?» Её видели сотни рабочих, и в среде чекистов начался переполох. Людей стали водить на допросы, но руководители строительства были не лыком шиты. Они заявили, что один из рабочих убежал за несколько часов до появления антисоветской надписи.

И тут же показали приказ, в котором говорилось, что человек этот отличался аморальным поведением, низкой пролетарской сознательностью, и его как раз уволили в тот злополучный день.

Строители московского метро столкнулись в подземельях столицы с полчищами крыс. Чаще всего грызуны убегали при появлении людей, но иногда начинали вести себя чрезвычайно агрессивно. Они кидались на рабочих, кусали их, портили оборудование, перегрызали электрические провода.

В ряде случаев наблюдались массовые перемещения крыс. Так во время строительства станций «Смоленская» и «Киевская» перед бегущей огромной массой грызунов оказались люди. Им были нанесены множественные травмы, но смертельные случаи зарегистрированы не были. В то же время в среде метростроевцев ходили слухи о безвестно сгинувших товарищах. Человек мог заблудиться, провалиться в колодец, упасть в яму. В таких ситуациях любой мог оказаться жертвой крысиных зубов.

Строительство московского метро планировали закончить к 1 мая 1935 года. За несколько дней до этого товарищ Сталин решил лично проверить готовность метрополитена к эксплуатации. Вождь народов с сопровождающими сел в электропоезд, а тот возьми и застрянь в тоннеле на целых 30 минут из-за неисправного светофора.

Каганович с Ягодой похолодели от ужаса, а товарищ Сталин приказал открытие перенести с 1 мая на 15 мая.

Строго посмотрев на проштрафившихся подчинённых, гений всех времён и народов назидательно произнёс: «Вот что, товарищи, бывает из-за маленького недосмотра. Полчаса и две недели!»

Приказ товарища Сталина был исполнен в точности: 15 мая 1935 года ровно в 7 часов утра московское метро впустило в свои недра первых пассажиров. Началось движение поездов от станции «Сокольники» до станции «Охотный ряд». А от «Охотного ряда» поезда шли по веткам до «Парка культуры» и станции «Смоленская». Интервал между поездами составлял 5 минут.

В годы Великой Отечественной войны московское метро служило убежищем для жителей столицы во время налётов вражеской авиации. Ни одна бомба не могла разрушить тоннели метрополитена.

На станции «Чистые пруды» находился стратегический пункт Ставки Верховного Главнокомандующего. На станциях организовывались концерты для военнослужащих и гражданского населения.

Под зданием ГУМа располагалась база специальной бригады особого назначения.

В ноябре 1941 года прошёл военный парад на Красной площади. А вот торжественное заседание, посвящённое очередной годовщине Октябрьской революции, провели на станции «Маяковская». Её превратили в театральный зал, расставив стулья и развесив плакаты. Пол между рядами стульев устлали коврами.

Вначале московский метрополитен носил имя Л. М. Кагановича, а с 29 ноября 1955 года стал носить имя В. И. Ленина. На сегодняшний день длина железнодорожных веток составляет более 330 км. К 2020 году планируется построить 75 станций, а протяжённость линий увеличить на 160 км. Строительство московского метро стало важной вехой в истории не только Москвы, но и всей России.

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0344366 от 19 августа 2023 в 06:44


Другие произведения автора:

Оберег

Что медицина умирает, знаем

А впереди всё новое шоссе

Рейтинг: 0Голосов: 078 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!