Помню ч. 11 26. Кузнец, слесарь-сборщик 6 разряда на ЗИЛ ч. 4
Мой знакомый говорил:
- ЗИЛ нерентабельный был,
Саратовский авиазавод нерентабельный, Волгоградский и Алтайский тракторные
нерентабельные были, Биробиджанский камбайновый, и заводсиловых трансформаторов
нерентабельны были, Бердский радиозавод нерентабельный, а сейчас Тальятинский
завод выпускает Ладу гранту за два миллиона! Это нормально?
Кто её будет покупать за
такую цену? Средняя зарплата рабочего высокой квалификации – 50 тысяч рублей, а
начинающего – 25 тысяч! Кто пойдёт работать на заводы на такую зарплату?
Автор Андрей песоцкий ещё 27
августа 2021 года писал: «Копеечная зарплата рабочих»
«Услышал вчера две истории,
от которых закипело.
Рабочий предприятия,
обслуживающего и ремонтирующего АЭС в Нововоронеже, получает 20 тысяч рублей
(со всеми доплатами и премиальными).
Московское руководство
предприятия присылает документ, согласно которому зарплаты можно повышать не
более 7% в год от оклада. Минимизация издержек.
Выходит допустимая сумма
роста зарплаты, сопоставимая с инфляцией».
А Мария Шумилова ранее
24.04.2021 года писала: «Почему нынешняя молодежь не хочет учиться. Почему
молодёжь не хочет учиться в России? Во что это выльется».
Хиккикомори и NEET - молодые
люди, которые осознанно перестали искать работу, учиться в университетах и
налаживать связи со знакомыми — похожи между собой, однако и различий у них
хватает. Первые живут в азиатских странах, изначально приветствующих
интроверсию, вторые — в Европе, известной ориентацией на активное общение. С
российскими членами сообщества ситуация обстоит еще сложнее: в стране до сих
пор нет четкого понимания, кто такие NEET и в чем их цель.
По данным Центра
стратегических разработок, в России проживает около 8-10% молодых людей,
которых можно причислить к добровольным затворникам или самозанятым. Казалось
бы, это не так много, однако сам факт их наличия говорит о серьезных проблемах
в социальных лифтах страны. Дело даже не в том, что эти люди осознанно
перестали вливаться в общество - а в причинах того, почему они выбрали такой
путь. Расскажем тебе, кто такие NEET, как они приходят к своему и почему им
тяжело живется в России.
Молодые и безработные
Аббревиатура NEET
расшифровывается как Not in Education, Employment, or Training и означает
принципы, под которыми понимают представителей этого движения: молодых людей,
не искавших работу, место учебы или стажировку. В Японии есть схожий термин -
хиккикомори - представители янг-эдалта, живущие в условиях добровольной
самоизоляции.
О явлении заговорили в конце
20 века и, надо сказать, что, хотя у азиатских и европейских затворников
изначально одни корни развития, дальше они проходили через расхожие этапы.
Исследователи Тим Ли и Пол Вонг считают, что хикки представляют собой более
радикальную формацию - порой их стремление не выходить из дома сопряжено с
психическими заболеваниями, такими как ОКР и депрессивное расстройство. NEET же,
по их мнению, более расширенная категория, куда входят не только домоседы.
В свою очередь, норвежский
исследователь Бьорн Хольте предложил иную градацию NEET, основанную уже на
особенностях европейского менталитета. По его мнению, это могут быть:
- условно безработные, но по факту занимающиеся трудовой
деятельностью;
- молодые родители либо представители, имеющие проблемы со здоровьем:
то есть те, кто ограничен в своих возможностях по социальному
взаимодействию;
- желающие быть свободными от обязательств: люди, намеренно не
поступающие в университет или не находящиеся в поисках работы. Обычно их
образ жизни маргинален и сопряжен с опасностью для них;
- формально исключенные из общества, но желающие снова в него
интегрироваться: например, люди, реабилитирующиеся после тюремного
заключения;
- те, кто добровольно выбрал стратегию поведения NEET для реализации
творческих навыков или грамотного, по их мнению, распределения времени и
сил: художники, музыканты, дауншифтеры и т.д.
Восток против запада
Различия в классификации
вызваны, прежде всего, ответной реакцией молодежи в Азии и Европе на давление
извне. Японские и китайские затворники предпочитают избегать открытых
конфронтаций с окружающими, поэтому стараются не взаимодействовать с обществом
и обрекают себя на изоляцию - хотя Ли с Вонгом выделяют «мягких» хикки,
позволяющих себе вылазки наружу. Западные NEET, в свою очередь, не всегда
желают ограждаться от социума - скорее, они хотят достичь с ним
взаимопонимания, но на своих условиях. Кроме того, в Азии чаще сталкиваются с
так называемыми внутренними факторами риска: стремлением ограничить социальные
контакты и лишний раз не показывать свою «несостоятельность», вызванные
проблемами с интеграцией в общество.
Такие подростки еще на этапе
обучения в школе обнаруживали проблемы в налаживании контакта и в стремлении
избегать их решались на изоляцию. Европейцы обычно сталкиваются с более
глобальными факторами, например, несовершенствами в системе, мешающими им
влиться в работу.
Следует отметить, что хикки
и NEET - это выходцы из семей со средним и высоким достатком: Ли и Вонг
считают, что лишь в таком случае молодой человек может оставаться дома без
ущерба родителей.
В России, по данным доклада
«Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения», проживает
около 10 миллионов молодых людей, которых формально можно отнести к NEET и,
в отличие от других представителей, они сочетают в себе признаки и азиатского
затворничества, и европейского нежелания заниматься неинтересной им социальной
активностью. В силу ментальных особенностей развивались отечественные NEET
иначе.
Далеко не осознанный выбор
В РФ не так много NEET, по
сравнению с мировым сообществом: по данным, опубликованным в журнале Time в
2011 году, число самозанятых молодых людей в США составляет примерно 15% от
общего населения страны — это около 50 миллионов человек. С одной стороны,
подобному положению можно порадоваться - ведь отделение человека от социума
порождает для него массу проблем в дальнейшем — однако при внимательном
рассмотрении феномена можно прийти к неутешительным выводам.
Статистики по NEET в России
как таковой нет: данные собираются и систематизируются на основе совершенно
иных исследований, например, учета числа самозанятых людей. В расчет не берется
молодежь, оставшаяся без возможности повторно влиться в коллектив в результате
лишения свободы, проблем со здоровьем.
Кроме того, Россия
характеризуется специфическим отношением к академическому образованию. Дело в
том, что западный человек остается без учебы или вынужденной необходимости ходить
на работу, скорее, благодаря обстоятельствам, в то время как российский NEET
становится таковым вопреки.
До недавнего времени число
молодежи без работы и квалификации снижалось, однако потом их количество
стремительно увеличилось: по мнению специалистов, это связано с
обесцениванием высшего образования.
К 2015 году стало больше
выпускников - почти 30%, что заметно превысило показатели прошлых лет.
Фактически каждый третий специалист на рынке прошел программу обучения, однако
немногие пользуются приобретенными знаниями для работы по специальности. Это и
создает обстановку, в которой решающим фактором при приеме на работу становится
не наличие компетенций, полученных в ходе обучения, а реальный опыт. Это в
дальнейшем и влияет на число студентов.
Наконец, самоизоляция
молодежи в России - это, скорее, вынужденный выбор, также вызванный
особенностями местных социальных лифтов.
Как мы заметили ранее, NEET
из более развитых стран - это дети представителей среднего или высшего класса:
российские же члены сообщества, как правило, происходят из бедных семей.
Наследники людей, которые
могут позволить потомству достойный уровень жизни, с подачи своих родителей
устраиваются в престижные учебные заведения, после чего работают на
какой-никакой должности в семейном деле. Они вливаются в общество и затем
успешно в нем функционируют: с самого начала им прививаются ценности, связанные
с потребностью в успехе. Те, в свою очередь, неоднократно подтверждаются
действиями родственников.
Выходец из низшего слоя не
видит перед собой достойного примера: отчаявшиеся родители влияют на него лишь
при помощи оперирования моралью и верой, что срабатывает далеко не всегда:
обозначаемые тезисы опровергаются еще на этапе их внедрения.
В итоге, ребенок рискует
впитать в себя неудачную родительскую модель поведения и прийти к самоизоляции
- из-за осознания туманности собственных перспектив и невозможности успешно
влиться в общество.
Что делать, если доросшее до
средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает
демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические
попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в
его дневник приличные оценки, а ему самому - желание учиться? Куда вообще
подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?
В принципе мы все сегодня
начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период - трудное время в жизни
ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей,
самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть
носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама
13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем
страх потерял, оболтус…» . Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год
назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником,
учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим
классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа
дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!
Однако на деле получилось
вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу
полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на
контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился,
не удалось. Обиднее всего было за историю и английский - любимые прежде
предметы.
Сначала родительские
внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и
несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник
заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради
«терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения
не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую
игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…» . За
лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее
нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не
переживайте» .
Другая семья: 14-летняя
Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница - и
снова похожая история. Последние два класса - как во сне. Ребенок натурально не
понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на
репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для
родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница
регулярно бьет в набат - давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она
распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но
только как? Как заставить учиться?
Никак. Не заставите. Нет
рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в
средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до
6 класса ребенок учился нормально, а потом - скатился… И у мамы с папой
начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование
в ребенке полное, будущее навевает тоску.
И совсем было бы худо, если
бы не странное совпадение: ведь у всех так, не только у нас, почему?
Подросток хочет учиться!
Есть такой миф, что
подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию
как губка, он учится и растет - но только не по тем предметам, что проходят в
школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй,
главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная
задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать - дело
плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила
все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы
жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на
разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных
ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб:
психологический фундамент всей взрослой жизни - и три параграфа по истории...
Обычно в этом месте родители
возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее
ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь
послезавтрашние - и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и
блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент:
представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания
могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не
освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям
работать. Или, во всяком случае, здорово помешают. Основы успешной
коммуникации, уверенность в себе - вот что должно быть самым ценным результатом
этого сложного периода, средней школы.
Во что это выльется
Теперь у нас есть главное:
понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш
ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои
познавательные силы в другую область - причем в ту, в которую и
запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего
возраста - правда, здорово?
А дальше вот что. Средняя
школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно
пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших
классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к
самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен
в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как
взрослый - оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле.
Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от
жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и
главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со
стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.
Большинство подростков к старшим
классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к
школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит,
что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать,
старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения
простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить
нормально» для него не аргумент. Он экономит силы - прежде всего
интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее
мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту
привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.
Другие причины
Важно понимать, что вот эта
общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает»
средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает
этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее,
если есть отягчающие обстоятельства.
Например, сильная
перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной
школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя
дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в
средней школе усталость накапливается, и главное - появляются силы и смелость сопротивляться
родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и
силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на
диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого
смысла, кроме чисто формального.
Еще одна причина —
разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает
розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе.
Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по
причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем
классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у
ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по
большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция
учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая
деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя - нет.
Скучно - не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А
теперь представьте несколько лет в такой атмосфере - хочется учиться? В общем,
не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить
школу - заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу,
организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей
стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как
воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать,
производить самому что-то интересное.
Третья причина - самая
трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в
атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые
трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически
нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет
познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их
небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив
взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому
обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать
общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие
оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для
этого никаких усилий не прилагалось.
В любом случае, если оценки
ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо
разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы
даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.
Важный возраст
Главный совет, который можно
дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную
жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена -
ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных
подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах.
Рассказы о собственном подростковом периоде - о том, как странно и глупо мы
себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на
них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении
отношений со сверстниками - не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и
переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он
отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против
друзей, - это о его собственной самооценке. В интернете общаться - тоже надо!
Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное
общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его
друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то
положительным. Предложите им полезное объединяющее начало - хоть мыло варить
(вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток
любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.
Блог Людмилы Петрановской,
известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными
семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных»
детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем
совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться
проявляется на общем фоне «трудного» поведения - прочитайте книгу
Петрановской «Как ты себя ведешь?» . В ней много мудрых и
действенных советов.
«Курс выживания для
подростков ». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и
мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор -
популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер - ведет с подростками честный
разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из
собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера,
подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне
профессиональны.
Наталья Родикова (Naтинка)
для журнала «Дорогое удовольствие»
Есть мнение, что дефицит
кадров – прямая угроза экономической безопасности нашего региона.
Рабочим специальностям сегодняшние школьники предпочитают профессии юристов, банкиров
и менеджеров. Тем временем промышленные предприятия испытывают нехватку
сотрудников, а техникумы вынуждены упрощать процедуру поступления, для того
чтобы набирать полные группы.
Почему молодые люди не хотят
стоять у станка, и на что готовы пойти заводы, чтобы изменить отношение к
рабочим профессиям, выяснял Антон Золотых.
На этой неделе представители
образовательных ведомств попытались понять, почему школьники не идут в рабочие
профессии. Специальность токаря или наладчика станка – не престижна. Такое
мнение бытует в обществе и культивируется в среднестатистической семье.
"Все-таки продолжает существовать некий навес высшего образования. Эту
потребность формируют в том числе и родители, которые видят своих детей именно
выпускниками высшей школы”, – считает Елена Зайко, начальник Управления
профобразования Министерства образования и науки Челябинской области.
Причина в том, что у детей
отсутствует всяческая мотивация. Они считают эти профессии низкооплачиваемыми,
бесперспективными, неинтересными и самое главное – грязными.
Этому цеху уступили бы в
чистоте многие городские офисы. Оператор второго разряда Илья работает на новом
японском станке. "В принципе меня техника всегда привлекала, поэтому работа на
станках очень интересна, особенно на программных: много что могут делать,
просто интересно даже наблюдать за тем, как они работают”, – делится Илья,
оператор программного станка.
Илье двадцать восемь лет.
Таких молодых рабочих на заводе катастрофически не хватает. "Мы планируем
модернизировать все цеха, приобретая при этом современнейшее оборудование. Это
оборудование японских и немецких фирм, тайваньское. То есть оборудование
интересное. Вместе с тем мы постоянно ощущаем нехватку специалистов, готовых на
сегодняшний момент работать на этом оборудовании”, – отмечает Игорь Афанасьев,
заместитель директора крупного предприятия.
Промышленная отрасль
оказывается в той ситуации, когда за молодые кадры приходится бороться, а
квалифицированные специалисты выбирают, где выше оклад и лучше условия работы,
что входит в социальный пакет, и смогут ли предприятия помочь с жильем. Именно
жилье потомственный токарь пятого разряда Виктор Фукс называет основной
проблемой. "Надо стимулировать, наверное, как-то. Как-то с жилищную проблему
решать. Это самое основное – жилищная проблема. Может, какие-то внутризаводские
ипотеки, жилье свое строить. Может, тогда молодежь заинтересуется”, –
высказывает мнение Виктор Фукс, токарь пятого разряда.
Рег.№ 0344221 от 12 августа 2023 в 06:31
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!