Помню 2. Врач, ч. 1
В
первый раз его увидел в приёмном отделении, невысокий, лет пятидесяти пяти,
весь седой, даже небольшая седая бородка его сразу привлекала внимания. Я
ожидал, пока меня начнут оформлять почти час и вот он подошёл.
Мои
вопросы он прервал повышенным тоном:
-
Молчать, не мешайте мне.
Я
удивился, а потом понял, до меня было столько больных, что он работает просто
на «автомате».
Через
день мы столкнулись в коридоре хирургического отделения, он «излил» мне свои
мысли и душу за пять дней, пока мне делали операцию на простате.
30
декабря 2022 года исполняется 100 лет со дня образования Союза Советских
Социалистических Республик.
Недавно
прочитал статью Сергея Георгиева:
«В
истории бывают рубежные моменты, когда неотвратимость перемен с очевидностью
предстаёт перед людьми разных социальных страт, политических лагерей и
культурных ориентиров. Те, кто настроен на пульс эпохи, синхронно ощущают некие
могучие токи, тектонические сдвиги континентальных плит, меняющие
геополитический ландшафт мира.
Современники,
разделённые партийными перегородками, дают различные истолкования назревшему и
надвигающемуся. Но из дня сегодняшнего видно то общее, что лежит за их
предчувствиями и утверждениями; отчётливо различима их интегральная
составляющая.
Один
из таких моментов в истории России – 1921 год, и это при том, что он не стал в
культурной памяти знаковым, вызывающим ассоциации с первого раза – в отличие,
скажем, от 1905-го, 1917-го, 1937-го, 1941-го и 1945-го… 1991-го.
1920-й
(Русский исход из Крыма), 1922-й (красные с боем взяли Приморье – «белой армии
оплот»), 1923-й (разбиты отряды Сибирской добровольческой дружины генерала А.Н.
Пепеляева – подавлены последние очаги организованного вооружённого
сопротивления большевикам).
Образование
Советского Союза в конце 1922 года (30.12.1922 – эту дату помнил каждый
советский школьник!).
От
разрушения к созиданию
Но неизбежным наступление новой
геополитической реальности стало, именно в 1921-м году. Если воспринять этот
год как своего рода перевал, можно определить, от чего уводил и к чему вёл
крутой маршрут. Это был путь от революционного разрушения к новому созиданию.
От дезинтеграции территорий бывшей империи к «собиранию земель», воссоединению
великого евразийского пространства. От жёсткого социально-классового
антагонизма – к осторожному поиску возможностей совместного служения стране
победителей и побеждённых, «трудящихся» и «бывших».
Это
был год начала «собирания камней», столь безудержно и бездумно разбросанных в
предшествующие годы. Время, когда был сформулирован народный запрос на новое
качество быта и бытия.
Его
ощущали и выражали носители далёких друг от друга политических программ – Ленин
и Троцкий, евразийцы и сменовеховцы, даже «безумный барон» Роман Унгерн фон
Штернберг, выступивший со своей Азиатской конной дивизией из Урги в поход ради
восстановления Срединного царства…
Удивительно,
но в каких-то пунктах эти программы совпадали - прежде всего, в необходимости
новой пространственной интеграции. А воплотить в жизнь один из самых
амбициозных интеграционных проектов удалось, большевикам - благодаря железной воле, помноженной на открытость к
утопии, но с опорой на прежний опыт имперского строительства.
…А
начинался 1921-й в суровых тонах военного коммунизма. Причём, большевикам,
одержавшим полную победу на всех фронтах в европейской части России и
добивавшим «контру» на азиатских направлениях, была не слишком близка идея
сворачивания жёстких распределительных порядков по мере подавления
сопротивления регулярных белых армий. Более того, по оценкам историков, своего
апогея военно-коммунистические методы достигли к 1920 году, когда военные
действия в основном завершились. Место вооружённых красных войск занимали
многолюдные «трудармии».
Принцип
«каждому - по потребностям», казалось, начинал торжествовать: 23 декабря
1920 года введено бесплатное пользование почтой, телеграфом и телефоном; 1
января 1921 года провозглашено бесплатное снабжение и обслуживание рабочих и
служащих государственных предприятий, членов их семей и семей красноармейцев;27 января отменены коммунальные платежи, плата за жильё, городской транспорт
и бани, а 5 февраля – плата за лекарства, отпускаемые из аптек по рецептам
врачей…
Деньги,
казалось, отмирали «за ненадобностью»; банковско-кредитная система стала не
нужна. 93% оплаты труда рабочих и служащих составляло натуральное
вознаграждение в виде продукции предприятий и продовольственных пайков.
В
1920 году был упразднён Государственный банк. Наверное, никогда до этого в
мировой истории романтическое презрение к деньгам не обретало столь конкретного
экономико-финансового обоснования.
В
период Гражданской войны различными правительствами на территории
прежней Российской империи выпускалось от 10 до 20 тысяч разновидностей
денежных знаков, большая часть которых была ничем не обеспечена и играла чисто
представительскую роль, утверждая «легитимность» местных правительств и при
этом дискредитируя в глазах людей сами деньги.
Меры
«коммунистического» распределения не были обеспечены материально-технической
составляющей: те же лекарства было значительно проще достать не в пустых
государственных аптеках, а у перекупщиков-спекулянтов.
Промышленное
производство по сравнению с 1913 годом сократилось в 7 раз. Производство
сельскохозяйственной продукции понесло меньшие потери - от 33 до 40% (посевные
площади сократились на 20-25%). Во многом это было связано с тем, что крестьяне
до поры были готовы терпеть лишения и тяготы: ведь новая власть наделила их
землёй.
Однако
продовольственная диктатура ужесточалась: от продотрядов, которые пытались
организовать обмен товаров на продукты питания и хлеб, власть переходила к
всеобщей жёсткой продразвёрстке - фактически бесплатному изъятию «излишков
производства» (номинально должен был производиться обмен сельхозпродукции на
промышленные товары, но последних катастрофически не хватало).
К
середине 1920 года развёрстка была распространена на более чем 20 видов
продовольствия и сырья, включая зерно, картофель, мясо, сено.
Страна
встала лицом к лицу с тревожной перспективой тотальной крестьянской войны. К
началу 1921 года в сельской России произошло свыше 100 стихийных
антибольшевистских выступлений. Одно из самых известных восстаний - Тамбовское
(«антоновщина») - началось в августе 1920 года стихийно, с разоружения
крестьянами продотряда.
Примечательно,
что главный лозунг повстанцев был прост: «Смерть коммунистам!» Против советской
власти как таковой они не выступали. В начале февраля 1921 года продразвёрстка
в Тамбовской губернии была отменена.
Ещё
более серьёзным «звонком» для новой власти стало Кронштадтское восстание (28
февраля - 18 марта 1921 года), поднятое матросами - вчерашними крестьянами -
под лозунгами ликвидации большевистской диктатуры, перевыборов Советов со
«свободной предварительной агитацией рабочих и крестьян», «свободы слова и
печати для рабочих и крестьян, анархистов и левых социалистических партий»,
разрешения «свободного кустарного производства собственным трудом», «полного
права действия крестьянам над всею землёю»…
Кронштадтская
программа имела все шансы получить реальный отклик в сердцах той самой огромной
крестьянской массы, которая поддержала большевиков. Именно поэтому Ленин
оценивал мятеж как величайшую угрозу, которая «несомненно, более опасна, чем
Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые, потому что мы имеем дело со страной,
где пролетариат составляет меньшинство…»
Практичность
утопии:
Большевики в очередной раз
показали себя умелыми тактиками и дальновидными стратегами.Организовав быстрое силовое подавление мятежа, они фактически одновременно, на
X съезде РКП(б) (8-16 марта), провозглашают курс на новую экономическую
политику. Вскоре сырьевая развёрстка заменяется натуральным налогом, который
был в два - четыре раза меньше неё; разрешается свободный обмен и торговля
сельхозпродукцией. И в целом ряд решений, принятых кремлёвской властью в 1921
году, выдержан в духе кронштадтской программы: сворачиваются продотряды и
заградотряды, отменяются трудовая повинность и трудовые мобилизации,
расформировываются трудовые армии, частные владельцы получают возможность вновь
запустить производство на предприятиях с числом работников не более 10 человек.
Страна
словно совершает крутой вираж над пропастью, а режим подчёркивает свой
общенародный характер, одновременно укрепляя репрессивный аппарат. Один штрих:
именно в 1921 году в библиотеках и архивах создаются «спецхраны»,
просуществовавшие до 1990 года.
Давая
послабления в экономике, ленинское руководство демонстрирует решимость удержать
политическую, идейную власть.
Впрочем,
к 1921 году уже довольно ясно обозначились две сферы, где было возможным совместное
служение Родине убеждённых большевиков и «бывших».
Это
- наука и… армия!
Военспецы
после войны с Польшей (1919-1921) получают очень важную для русского офицера
моральную санкцию: они служат не очередному режиму, а Родине, решающей свои
исторические задачи.
Что
касается развития науки - вот лишь несколько фактов: в полуголодной стране в
1921 году создаются Биохимический институт Наркомздрава, Физико-математический
институт РАН, Электротехнический институт, Институт связи,
Инженерно-строительный институт, Неофилологическая библиотека (нынешняя
«Иностранка»), Коммунистический университет трудящихся Востока…
От
великой утопии большевики не отказываются, но логика истории и прагматика их
собственной «линии» приводит к необходимости вместо открытого, ориентированного
на внешнюю экспансию («мировая революция»!) содружества советских республик
строить всё-таки нормальное государство, с чётко определёнными границами, с
ясно читаемым - что называется, «по карте» - геополитическим образом. На
просторах Евразии вновь, после кратковременного исторического интервала,
появляются узнаваемые обводы очередного наследника великих континентальных
империй (начиная с Тюркского каганата).
Впрочем,
в 1921 году имя его из четырёх чеканных букв - СССР - ещё неведомо. Вызревание
и становление новой федеративной государственности развивалось в двух
плоскостях.
Одна
– это многочисленные эксперименты, национально-государственное строительство,
слияние и размежевание республик – своего рода «броуновское движение».
Моделью
для СССР стала РСФСР, в состав которой первоначально входили многие будущие
союзные республики. Примечательно, что территории нескольких нынешних новых
независимых государств Средней Азии в 1921 году были в границах РСФСР, а
обширные земли Приамурья и Приморья - нет! Они входили в состав «красного
буфера» - Дальневосточной республики, имевшей статус, как сказали бы сегодня,
«частично признанного государства».
Противоречивость
разно векторных процессов интеграции и суверенизации породит в 1922 году
партийную дискуссию об «автономизации» (в ходе которой грузина Джугашвили
(Сталина) будут обвинять едва ли не в великорусском шовинизме).
В
ходе этой дискуссии и утвердится окончательная формула будущего Союза. А пока,
в 1921-м, разбросанные историческим взрывом территории начинают всё больше
тяготеть друг к другу. Постепенно объединяются транспорт, связь, органы внешней
торговли, бюджетно-налоговая и денежная системы автономий внутри РСФСР, а затем
и Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана (последние три республики
в 1922 году создадут Закавказскую Федерацию). Совнарком, многие наркоматы и
ведомства РСФСР постепенно приобретали черты общефедеральных органов.
Отметим:
первый хозяйственный проект, знаменитый план ГОЭЛРО, принятый в декабре 1920
года в Москве, касался как РСФСР, так и других республик.
«Исход
к востоку»?
Вторая
плоскость, в которой развивались события, - область интеллектуальная и
духовная, сфера исторических интуиций.
«Исход
к Востоку» проникнут особым чувством евразийского пространства, которое до
некоторой степени предопределяет судьбу народов: Россия составляет целый
«континент в себе», - пишет Савицкий; при этом существует особое «сродство душ»
народов «евразийского» «Российского» мира, общность их экономических интересов
и «хозяйственная взаимообращённость».
Уже
по этим первым эскизным наброскам евразийской идеи видно, насколько значимой
стала тогда тема интеграции просторов и народов.
А
пока, в те самые летние дни 1921 года, когда в Болгарии впервые прозвучали
евразийские манифесты, на другом конце континента, в монгольских и
забайкальских степях, разворачивались последние акты Унгерниады. Не вдаваясь в
подробности деятельности и «экзотику» взглядов барона Р.Ф. Унгерн фон
Штернберга, отметим, что он был настроен столь же антиевропейски и
антибуржуазно, как и большевики, и евразийцы.
А,
по сути, дышал тем же воздухом утопии, что и они. Только его утопия «Срединного
государства» и «соединения всех племён и верований» Востока была окрашена в
«жёлтые» тона буддийской религии и священной паназиатской монархии:
«Я
знаю и верю, что только с Востока может идти свет, единый свет для
существования государства на началах правды… Европейская культура принесла
столько зла для государств и Востока, что пора вступить в борьбу и дать отпор
на долгие времена…» (из письма генералу Ли Чжанкую).
Так
парадоксальным образом смыкались в своих предчувствиях и свершениях и те, кто
был одержим тогда духом современности, и те, кто жил духом истории. Как бы мы
ни оценивали сложный и трагический 1921 год, нельзя не признать главного: это
было преддверие нового витка развития Русской цивилизации, выход на качественно
иные горизонты исторического бытия».
Много
врач говорил о социальной справедливости:
Социальная
справедливость - система общественных идеалов, которая обеспечивает
справедливое распределение социально-политических прав и материальных благ.
Врач процитировал несколько высказываний
известных в истории планеты Земля личностей:
«Справедливость
состоит не в том, чтобы всем дать равное, а в том, чтобы каждому воздать
должное». (Василий Великий, богослов, архиепископ Кесарии Каппадокийской /330 –
379/).
«Как
истина в системе знаний, так и справедливость есть первостепенное достоинство
для общественных институтов. Неверную теорию, хотя с точки зрения экономистов
весьма элегантную, нужно отбросить или пересмотреть; точно так же законы и
общественные институты, независимо от того, насколько они удачно и хорошо
сконструированы, должны быть реформированы или устранены, если они
несправедливы». (Джон Роулс, современный американский философ).
«Богатые
и власть, имущие должны жить и делать так, чтобы бедные простили их за то, что
они богатые и власть имущие». (М.С. Воронцов, Светлейший князь,
генерал-губернатор Новороссийского края (1782-1856)
Рег.№ 0340907 от 17 декабря 2022 в 06:20
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!