Образцовые курсанты
Мы,
когда на четвертом курсе были, в Миргороде стажировались. И не было счастливее
нас людей на свете. Еще бы, после трех лет Луганских казарм! Девушки нас любили
и возлагали как сиюминутные, так и перспективные надежды. Летная столовая
считалась лучшей в Киевском округе. Летчики и штурманы нас не обижали. Мы им в
рот не отрываясь смотрели. Как-то майор Мисюра, легендарный наш, нас с покойным
Устюговым Валерой в пивнушке увидел. Так он даже обиделся на нас, когда мы
сделали вид, что зашли конфет купить. Как же, конфет! Это наш-то курсант! Так
он сказал:
–
Ребята, да вы что? Пиво всем можно. Не стесняйтесь!
А
то, что ребята уже по две кружечки с
чекушкой водки задавили, он не заметил. Даже расстроился, что мы его за стукача
принимаем или за излишне строевизированного летчика.
А майор Мисюра
легендарным был потому, что как-то он со своим экипажем на Ту-16, тяжелом
самолете, вдоль турецких берегов в разведывательных целях летал. Турция – член
НАТО. Увлеклись они немного и вошли в воздушное пространство Турции. Тем только
этого и надо было – советский самолет, с системой «свой-чужой» у них, считай, в
руках. Подняли турки пару истребителей и приказывают на натовский аэродром
садиться. Нашли канал связи и русскоговорящего пиндоса. Тот командует. Мисюра
не спорит. Просит только пройти над аэродромом, чтобы оценить его пригодность
для посадки. А сам фотолюк открыл и АФА-БАФом щелкает.
Не
понравился, вишь, ему этот аэродром, узковат оказался. Его на другой
перенацелили, а тот коротковат. Сказали, что на аэродром первого класса
заведут. А если и этот ему не подойдет, то собьют его к чертовой матери. Мисюра
со всем соглашается. Но расчет и подход на повышенной скорости строит.
Истребители по бокам и чуть сзади. А когда до высоты
Как
дошли мы по программе до самостоятельных полетов, меня с Володей Трегубом в
одну группу объединили. И как неблагонадежных к самому начинающему летчику –
старшему лейтенанту Лишманову определили, который попивал втихомолку и гоним и
гнобим командиром полка за это был. Меня за мелкие нарушения воинской
дисциплины, залупистый характер и ехидство. А Вовка тот еще фрукт был. Он по
аэродромным кандейкам день-деньской шнырял и все что-то у технарей выпрашивал,
а если плохо лежало, то и поцупить мог. Спер он как-то несколько пиропатронов.
Один из них к выключателю лампочки в кабинете командира взвода подсоединил.
Когда тот вечером, входя в кабинет, выключателем щелкнул, раздался
оглушительный выстрел и наш бедный капитан на пол прыгнул. Он заподозрил, что
это мы, сводя счеты с ним, собрались подстрелить или взорвать его.
Когда
нас к Лишману определили, то думали, что мы налету меньше других огребем. Налет
в нашей среде больше чем кольца для носа в Африке ценился. Кто-то слух пустил,
что если кто 250 часов налетает, тому квалификацию «штурман третьего класса»
присвоят. Это уже на золотое кольцо в нос тянуло. Так вот, в отношении налета
оказалось все наоборот. Лишманову программу становления гнали и мы, попутно со
своей учебной программой, в его росте как летчика участвовали. Налет лопатой
гребли. Особенно много налетали в районе аэродрома. Генерал Лашин, когда проверял,
как у нас стажировка идет, обнаружил, что мы с Трегубиком больше всех
налетали. Спрашивает:
–
А эти двое почему больше всех налета имеют?
–
А мы их к Лишманову прикрепили. Так они с ним в районе аэродрома подлетывают. С
большой охотой, кстати.
–
А! Курочка по зернышку клюет, полный двор… И как у них, получается?
– Да, не жалуемся. И им
нравится.
–
Ну пусть летают.
Только
это генеральское одобрение Лишману на пользу не пошло.
Летаем
днем круги над аэродромом. Девять штук. Трегуб на первом месте, я на втором. Жара,
не приведи Господи! Некомфортные полеты. Отлетали мы кружочки свои. На стоянку
заруливаем. К нам никто не спешит. Самолет накаляется, духота. Отлить пора. Да
и курить неимоверно хочется. Я командира, Лишмана то есть, спрашиваю:
–
Товарищ командир! Разрешите входной люк открыть? Что-то к нам никто не
подходит.
–
Ну, открывай.
Я
за тросик открытия люка потянул, а люк входной килограммов сорок весит. Еле
удержал. Но смотрю, кто-то под люком на четвереньки упал и не встает, боится. Я
державку укрепил и вниз. Оказывается, стартех наш, черт его принес, подошел к
самолету и вместо того, чтобы люк открыть и нас выпустить, что-то на передней
стойке шасси устранять кинулся. Тут ему кромкой крышки люка по башке и
долбануло. Хорошо, в фуражке был. Был бы в берете или без головного убора, худо
бы ему пришлось. Он, года полтора назад, в аварию на своем мотоцикле встрял.
Аккурат головой об столб затормозил. У него череп лопнул и на два сантиметра
разошелся. Еле склепали и на ноги поставили. А тут я ему добавил.
Инженер
эскадрильи набежал. Давай меня ругать. А я чего, я ничего. Вроде и виновных нет
и наказать кого-то надо. Заставили меня зачет по открыванию люка сдавать, хотя
сам инженер прекрасно понимал абсурдность этой затеи. Организационно только
Лишман от командира полка дыню получил. А подбитый мной технарь с тех пор
забыл, что такое самолет чехлить. И вообще, если на самолетах какие грязные и
неприятные работы проводились, техник этот весь аэродром оббежит, меня сыщет и
рядом садится:
–
Ох! – говорит, – голова что-то болит. Наверное, в госпиталь отправят. Как ты
меня люком звезданул, так я и сна решился. Тошнит по утрам и руки трусятся. А
раньше все хорошо было. А тут еще инженер заставляет самолет с мылом мыть. И
механиков нет.
Что
делать? И самолет я ему мыл, и чехлил самолет, и на склад с тележкой для него
бегал. А как же? Жалко ведь человека.
На
месте второго штурмана скучновато летать было. Так я втихомолку, в полете,
пушечную установку включу и по облакам целюсь, развлекаюсь. Там привода очень
мощные, и мне нравилось, как легко пушки вслед за прицельной станцией
вращались. Естественно, эта забава строго запрещена, и если бы кто узнал,
досталось бы мне на орехи. Но Володьке я
рассказал об этом, и ему захотелось с пушечками позабавиться.
В
следующую смену я на месте штурмана, он на втором месте, летаем. Слетали по
маршруту. Благополучно назад возвращаемся. Заруливаем на стоянку. Смотрю, что-то
народа больно много на нашей стоянке. Все инженеры и штурманы полковые
собрались. Ждут, когда двигатели выключим. Выходим мы из самолета, а штурман
полка майор Григорян сразу к Трегубу:
–
Ты зачем пушечную установку включал?
У
бедного Лишманчика даже ноги и голос задрожали:
–
К-к-к-кааак … пушечную установку включал?
Тут
инженеры набежали, схватили Вовку за руки, будто он мог опять пушки включить и
их всех перестрелять и вместе с Григоряном на КДП поволокли. Лишман за ними
потрусил.
Когда
его, Трегуба то есть, отпустили, он рассказал:
–
Я, как ты рассказывал, перед выруливанием пушки включил….
–
Как перед выруливанием? Я ж тебе говорил, в полете, после набора высоты…
–
А я сразу решил. Перед выруливанием. Включил и давай по стоянкам водить. Оно
хоть и ночь, но света от столбов с фонарями достаточно, видно, что верхние
пушки крутятся. Технота разбегается и по щелям. А мне смешно. Как тараканы
бегут. Смотрю, кто-то толстый идет – я в него прицелился. Он бежит и
оглядывается, а я пушками за ним. Потом оказалось, что это Григорян был. Он
командиру полка доложил. Мы уже в воздухе были. Дал мне командир полка трое
суток губы.
–
И правильно сделал. Их вообще включать запрещено. Ну, в воздухе, где никто не
видит, еще туда-сюда. А на земле… Да! Подкузьмили мы Лишманчика. Как командир
полка к нему?
–
Меня выставили. Не знаю. Но он нерадостный от него вышел.
Так
что пострадал за нас бедный Лишманов. А ведь мы ж ему зла не желали. До самого
госполета мы у него на цыпочках ходили. Но он ничего. Не обидчивый и не злой. И
с нами вел себя, как будто ничего не случилось. Только надеялся, что на
госполет ему более дисциплинированных курсантов дадут.
Но
командиры прослышали, что генерал обещал тех летчиков у кого курсанты на
«отлично» госполет выполнят, всячески поощрить. Даже к досрочному присвоению
звания представят и квартиры вне очереди дадут. Выпуск наш в училище первым
был. У нас с Трегубом неплохие оценки за самолетовождение и бомбометание были.
Но, учитывая наши наземные «заслуги», от нас особых генеральских поощрений не
ждали. Потому нас на госполет к Лишманову пристроили. И он особых подарков
судьбы никак не ждал.
Мы
с Вовчиком, памятуя о том, какие удовольствия в жизни Лишману доставили, очень
тщательно к госполету готовились. И результаты не заставили себя ждать. И я, и
Володя прошли по маршруту, как по ниточке. Володя на пять баллов отбомбился, а
я второй раз в «шесть шаров» попал, то есть прямое попадание.
Когда
Лишман генералу о выполнении госполета докладывал, тот долго ему руку тряс и
приказал на капитана досрочно документы готовить. И квартиру ему вне очереди
пообещал. А командир полка по плечу его похлопал и сказал:
–
Ну, можешь ведь, когда захочешь!
Вечером
мы к нему домой в общагу, где он с семьей ютился, пришли и литра два самогона
притащили. Жена его шампиньонов с картошкой нажарила. Мы эти шампиньоны на
аэродроме больше ведра набрали: Вовка собирал, пока я летал, а я – пока он. А
Лишманов, как подпил, стал хвастаться, что командир полка его любит и уважает,
только не всегда это показывает.
Кстати,
те курсанты, на которых самые большие надежды возлагались, весьма посредственно
госполет отлетали. А самый что ни на есть отличник Сергей Мартынов и вовсе
перелётывал, так как бомбу свою далековато от цели запулил. И имеем мы
подозрение, что второй раз инструктор за него бомбил. Потому что бомбометание,
оно тогда сродни искусству было и не каждому так просто давалось.
Рег.№ 0164892 от 8 мая 2014 в 07:17
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!