Невербальная коммуникация

27 июня 2017 — negociant
article267075.jpg

Я тут как-то написал рассказик под названием «У кого длиннее». По сюжету в нём питекантроп общается с приматами: гориллой, шимпанзе, павианом и орангутангом. Причём в тексте оговорено, что из всей компании говорить умел только питекантроп, да и то хреново. Остальные изъяснялись жестами и междометиями.

 

            Казалось бы, всё предельно просто, больше и пояснять нечего, тем более что по сюжету персонажи ничего умного друг другу не сообщили. Однако у некоторых читателей возникли вопросы, типа, как же это они общались, если говорить мог только один из всех?

Сперва я собрался разъяснить тему персонально каждому из непонятливых, но затем решил, что проще будет сочинить данный текст, дабы развеять возникшие недоразумения.

 

            Согласен, когда в рассказе немой по определению павиан вдруг заявляет открытым текстом:

            - У меня морда синяя-синяя, а задница красная-красная, - это может вызвать недоумение. Но для людей с мало-мальски развитым воображением всё достаточно просто. Для остальных проведём маленький тренинг.

Представьте себе павиана. Представили? Теперь пусть он для привлечения внимания обведёт свою морду передней лапой и вытянет её, в смысле морду, вперёд. Получилось? Далее представьте, что после этого павиан развернулся, изогнулся, поднял хвост, показал вам свой зад, да ещё и указал на него лапой. Вы поняли, что он хотел вам сообщить? Надеюсь, не надо объяснять, что у павиана морда в натуре синяя, а задница красная? Ну, не у всех павианов, конечно, но у самцов одного из их видов наверняка. Так вот, имейте в виду, перед вами был  именно такой самец.

 

Итак, выпячивание морды,  поворот, наклон, демонстрация тыльной части. Вышеописанные движения проделывал павиан в рассказе. В переводе с языка жестов они как раз и означают хвастливую фразу:

            - У меня морда синяя-синяя, а задница красная-красная! – Всего девять слов. Если не лень, посчитайте, сколько слов ушло на описание всех жестов павиана, с помощью которых он передавал свою весьма простую мысль.

 

            Или вот самец гориллы бьёт себя кулаками в грудь и заявляет, что он самый сильный и всем даст люлей. В рассказе описан жест битья себя в грудь. Обещание дать люлей выделено через прямую речь. Хотя, конечно, я мог бы написать что-то вроде следующего пассажа: «Горилла грозно посмотрел на всю компанию, постучал себя кулаками в грудь, потом, ткнув пальцем на питекантропа и переведя палец поочерёдно на всех приматов и примкнувшего к ним павиана, изобразил руками несколько резких движений, как будто кого-то бил, а затем грозно зарычал». Громоздко? То-то и оно. Проще все вышеописанные телодвижения передать словами.

 

            Надеюсь, принцип понятен. Вместо того, чтобы подробно описывать все жесты персонажей, я перевёл их на обычный человеческий язык и оформил в виде диалогов, чтобы читателю было проще одолеть текст. Плюс сам рассказ получился значительно короче, чем мог бы быть.

 

            Тут ведь вот какой парадокс получается: краткий и ёмкий сам по себе, в графическом выражении язык жестов достаточно громоздкий и неудобоваримый. Хотя и не всегда. Допустим, приветствуя кого-то, вы кивнули головой. Одно движение. На словах это будет «здравствуйте» или «привет».  В комиксе – минимум пара рисунков. В мультфильме более полусотни кадров.

 

Но это простейший из возможных вариантов. Проще только «да» или «нет», качание или мотание головой. В принципе, такие простейшие формы выражения мысли как на языке жестов, так и при их словесном выражении, несут примерно одинаковое количество символов (если каждое слово понимать как символ). Например, человек показывает на себя, а потом на собеседника. Правильно, это значит «я тебя…». Далее может последовать любой жест: сердечко из пальцев, прижимание руки к левой стороне груди, угрожающий замах, недоумённое разведение рук, прикладывание ладони к уху, возвратно-поступательные движения кулаками в районе бёдер и так далее.

Соответственно, собеседник может сделать вывод, что его любят, что он в сердце того человека, что его не понимают, не слышат, побьют или совершат с ним нехорошие действия, или сделают что-то ещё. В зависимости от ситуации, в ответ он может покрутить пальцем у виска, так же, как собеседник,  показать на себя, потом на него и изобразить свои ответные действия, или же вовсе показать задницу как знак полного презрения. Причём такой диалог будет происходить на порядок быстрее, чем его описание.

 

Однако более сложные мысли жестами передать значительно сложнее, если вообще возможно.

Наверняка, каждому из вас приходилось провожать кого-то из родственников и знакомых, уезжающих на поезде или автобусе. Вот они уже сидят на своих местах у окна, вы стоите на перроне (или наоборот, не суть важно). Поезд всё никак не тронется, и вы начинаете общаться через стекло, которое не пропускает звуки. Изображаются жесты «позвони», «я тебе напишу», «пока-пока». Это всё понятно. Но если вам захочется выразить более сложные мысли или эмоции, придётся потрудиться, чтобы вас поняли. Например, попробуйте сообщить руками и мимикой что-то вроде: «через месяц мы снова встретимся», «передавай привет тёте Клаве и дяде Жоре», «не стой на сквозняке», «когда будешь в Рязани, навести Юру» или нечто подобное. Вряд ли у вас что-то получится.

 

То же самое и с отвлечёнными понятиями. Передать их жестами весьма затруднительно, а то и вовсе невозможно. Есть такая игра, называется «Крокодил». Она как раз и построена на том, что участники стараются жестами показать своей команде слово, заданное ведущим. Вы пробовали изобразить руками и телодвижениями экзистенциализм, паровозостроение, дирижабль, громоотвод? Попробуйте. Шансы, что вас поймут, минимальные.

 

Известно, что женщины более склонны к разговорам, чем мужчины. Учёные объясняют данный факт тем, что в глубокой древности охотники изъяснялись между собой знаками. Во-первых, чтобы звуком не спугнуть добычу, а во-вторых, потому, что днём жесты хорошо видны и понятны. Примерно так общаются на боевых заданиях современные спецназовцы.

Жёны первобытных охотников, напротив, сидели в тёмных пещерах и шалашах, и не просто сидели, а занимались детьми, приготовлением пищи, выделкой шкур и прочими подобными делами. Руки у них по определению были заняты, а значит и жесты невозможны. Что оставалось делать бедным женщинам? Правильно, развивать речевую коммуникацию. Слово ведь не жест, оно понятно и в темноте, и с занятыми руками. Вот так оно исторически и сложилось.

 

Если немного отступить от темы, то кроме графического выражения слов через буквы (или иероглифы), существуют ещё и пиктограммы. Простейший пример пиктограмм – дорожные знаки. Они универсальны и понятны людям всех современных культур, в отличие от слов иностранного языка.

 

Жесты, между прочим, тем и хороши, что позволяют вести простейшее общение с иностранцами. Хотя тут надо проявлять некоторую осторожность, ибо в отличие от пиктограмм, международных жестов не существует. Хрестоматийный пример – болгары. У них мотание головы из стороны в сторону означает понятие «да», а вот кивок, напротив, «нет», тогда как во всём остальном мире всё обстоит с точностью до наоборот. Или вот вроде бы международный жест «окей» - сложенные кружочком большой и указательный пальцы. Не то в Бразилии не то в Аргентине он считается неприличным, поскольку означает половой акт. И так далее.

У животных, кстати, полное несовпадение жестов тоже отнюдь не редкость. Например, у собаки поднятый хвост означает радость, поджатый – страх. Кошки поступают противоположным образом. Отсюда и непонимание между данными видами. Впрочем, я знал несколько кошек, выросших вместе с собаками, так вот у них, по крайней мере со своими собаками, непонимания не было.

 

Более того, жесты можно интерпретировать различным образом. Если помните, есть такой старинный международный сюжет о бессловесном диспуте между Мудрецом и Простаком. Он длинный, так что всего один эпизод оттуда: Мудрец показывает палец. Простак в ответ – два пальца. Мудрец согласно кивает, поскольку своим жестом он хотел сообщить, что Бог един, а Простак якобы возразил ему, что таки да, но природа Бога двойственна. Простак же сообщил, что мудрец пригрозил выколоть ему глаз, на что он показал, что выколет ему оба глаза.

 

Подводя итог сего краткого обзора, остаётся сказать, что язык жестов как способ невербального общения, достаточно прост, понятен и универсален. Он вполне пригоден для простейшего общения, но в силу своей природы не позволяет выражать сложные мысли и понятия. А теперь я развожу руками, киваю вам головой, показываю на себя, поднимаю вверх указательный палец, изображаю в воздухе движения, как при письме и снова киваю. После этого машу рукой. Надеюсь, вы поняли, что я хотел сказать своими жестами?
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0267075 от 27 июня 2017 в 14:54


Другие произведения автора:

Снежный человек.

Наведённая галюцинация

Подельник.

Рейтинг: 0Голосов: 0706 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!