Колымские истории 17. Топляк (Затонувшее при сплаве бревно)
Володя услышал шум приближающегося
вертолёта. Он поднял голову и увидел, что вертолёт летит мимо посёлка, верх по
течению реки Буюнды.
Минут через десять вертолёт вернулся и
завис над землёй. Окно в кабине открыли и сбросили цилиндрический предмет.
Открыв тубус, видимо из-под чертежей,
Володя увидел карту Магаданской области и прикреплённую к карте записку за
подписью начальника строительного управления.
Вокруг мастера собралось всё население
поселка и рабочие двух строительных бригад, приближался день введения в
эксплуатацию коровника.
В записке было написано: «Двое суток
назад, пропал катер, в котором находился главный инженер. Прошу на лодках,
осмотреть основное русло и протоки Буюнды и Колымы до Сеймчана».
В поселке Буюнда моторных лодок не было.
Было три вёсельных - Адама Адамовича, Степана, и совсем маленькая, буквально на
двоих человек, нового пастуха.
Стадо коров, даже на короткое время
нельзя было оставить без надзора.
Решили организовать две группы.
Одну с тремя строителями, возглавил
заведующий магазином Адам Адамович, вторую, в которую входил Володя и Павел,
возглавил Степан.
Решили так, группа Адама Адамовича
поплывёт основным руслом, а группа Степана, который лучше знает реку Буюнду и
Колыму, будет обследовать протоки.
Взяли с собой ружья, заведующий магазином
выделил два плоских фонарика, две плоские батарейки.
Такой фонарь Володя видел у своего отца.
Впереди на него было три рычажка и, передвигая их вверх, можно было выдвинуть
стекло красного, зелёного или белого цвета.
Последнее наводнение наделало на реке
много бед. Почти полностью было смыто водой несколько посёлков. С бывших речных
отмелей, снесло брёвна, которые копились на них годами. Эти бревна стали
главной угрозой судоходства.
Степан высказал предположение, что катер
наскочил на одно такое полузатопленное бревно, причём бревно, словно копьё,
пробило и утопило катер.
Слова Степана были пророческими.
Обследуя пятую по счёту протоку, Степан
обратил внимание на подмытую огромную ель, которая своей верхушкой опустилась в
воду, перегородив узкую протоку, и над водой образовался большой зелёный шатёр.
Осторожно подгребая к дереву, Степан
предложил Павлу и Володе сойти на берег
и попробовать пробраться по воде под ветки упавшего дерева.
Берег реки в этом месте был высокий.
Решили пойти по дну протоки, никто и не подумал, что в этом месте может быть
глубоко.
Первым стал спускаться Володя, но никак
не мог нащупать дно.
Их лодка стала раскачиваться, Павел
сдвинулся к противоположному борту лодки, чтобы та не перевернулась.
Оттолкнувшись от борта, Володя оказался в
воде по самую шею. Вода была очень холодной, но сначала Володе показалось, что
его тело будто ошпарило кипятком.
Он ойкнул от неожиданности и шагнул ближе
к берегу. Но и там мельче не стало.
Лодка сильно качнулась, и в воду
соскользнул Павел, нырнув с головой.
Степан только и успел схватить его за
рукав телогрейки. Подтянув парня к борту лодки, Степан стал затаскивать его,
но, отфыркиваясь, Павел отрицательно покачал головой.
К этому времени лодку кормой вперёд
снесло течением к самому дереву. Сквозь густые ветки, Паша заметил
металлический борт и водометный лодочный мотор.
В отличие от
винтовых катеров, управляемость которых зависит от поступательной скорости
движения, чем выше скорость, тем лучше
катер слушается руля, хотя при этом возрастает радиус циркуляции.
Боковое
усилие водометной струи, поворачивающей катер, может быть максимальным на любой
скорости или вообще без хода.
Водомет
позволяет с ходу преодолевать небольшие перешейки, заросшие травой или мелким
кустарником, что, конечно, недопустимо с винтовой установкой.
Такое
качество двигателя на реке Колыме, было весьма востребованным.
К этому времени, осторожно ступая по дну,
наклонившись, под ветки упавшей сосны забрался Володя.
Тело главного инженера лежало в пробитом
бревном носе катера.
Он, видимо спал в момент столкновения с
топляком и даже ничего не понял. Лицо его было спокойным и умиротворённым.
Смерть пока никак не изменила красивое, мужественное лицо.
Володя только один раз видел главного
инженера, когда тот приезжал в Буюнду, во главе рабочей комиссии строительного
управления, для подготовки к приемке в
эксплуатацию коровника.
Первое впечатление об этом человеке было
очень хорошим. Он обязательно выслушивал каждого собеседника, не перебивая.
К мастерам, бригадирам обращался только
по имени – отчеству, хотя видел их в первый раз. С рабочими разговаривал на вы.
Его прочили в начальники управления, тот
постоянно болел последние годы.
Тело главного инженера вывезли на
материк, в Хабаровск, где у того ещё жила семья. Там и похоронили.
А вот тела моториста, так и не нашли.
Рег.№ 0280545 от 4 февраля 2018 в 07:03
Другие произведения автора:
Пересечения ч. 3 гл. 30. А, память, какая
Нет комментариев. Ваш будет первым!