Путешествие длиною в жизнь. Глава 5 ч.2

29 ноября 2014 — Анна Магасумова
Путешествие длиною в жизнь.
Глава 5  Беседы о  живописи.


Искусство есть средство беседы с людьми.
Николай Чернышевский

 
Беседа  вторая  «Искусство живописи»

Искусство требует знаний.
Бертольд  Брехт

 
 Франсиско продолжал заниматься с Элизабет.Одна из бесед была посвящена искусству живописи.
Франсиско: Живопись – очень древнее искусство. В одной легенде о происхождении живописи говорится, что первым художником была девушка, которая обвела на стене тень своего любимого. Здесь содержится доля истины: ведь развитие живописи началось с потребности иметь портрет человека.
Элизабет: Я тоже хочу рисовать портреты!
Франсиско: Слушай! Ещё в  античную эпоху возникло стремление к воспроизведению мира таким, каким его видит человек. Появляются  объёмно-пространственные  живописных изображения с обязательным использованием   принципов  светотени. Живопись начинает служить для украшения храмов, жилищ, гробниц, она выступает  в художественном единстве с архитектурой и  скульптурой.
Франсиско: Да ты многое знаешь! А вот средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Фон фресок и картин был, как правило, условным, отвлечённым или золотым. Он таинственно  мерцал, воплощая, таким образом, божественную идею.
Элизабет: В средние века в основном были иконы, изображающие Бога, Богоматерь и святых.
Франсиско: Совершенно верно! В эпоху Возрождения  гармония мироздания отразилась в живописных картинах на религиозные и мифологические темы. Многие художники  Возрождения  были  скульпторами, и архитекторами. Например, Микеланжело Буанароти.(1)   
Элизабет: А он ещё был поэтом. Мы учили в монастырской школе его стихи:
* * * Ты некрасивой быть не можешь, донна,
Равно не можешь быть и бессердечной,
Раз ты моя навечно.

Франсиско: Удивительные знания!
* * *Улыбки, лепет, жемчуг и парча -
Тут всякий сгоряча
Падет в божественном благоговенье.
А злато и каменья
Вдвойне огнем слепят.
Но потускнел бы яркий твой наряд,
Когда б не взгляд мой, полный восхищенья
.(2)
Элизабет: Красивые строки! Ещё я знаю   Рафаэля Санти,(3)  Он  был   художником,  графиком и архитектором. Одна из выдающихся картин Рафаэля «Секстинская мадонна».
Франсиско: Колоссальные знания! Умер Рафаэль в Риме в возрасте 37 лет.   На его гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».
А это  стихи Рафаэля:
Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой...
Элизабет подхватила:
Мои страдания любой поймёт,
Кто был не в силах управлять страстями...

Франсиско закончил:
И жертвой стал любовной круговерти.
Франсиско: Элизабет! Да ты умна не по возрасту! Уверен, что и ты  пишешь стихи. Ведь так?
Элизабет:  Да. Пишу. Но только по настроению.
Художник – он историк и поэт
Философ, скульптор, архитектор.
Он нарисует жизни натюрморт,
Соединив предметы верно.
Он оживит портрет своим огнём,
Он вложит в него свою душу, –
Так воздух чувством напоён,
И я его дыханьем не нарушу.

Франсиско: Элизабет, ты молодец! Не скажешь, что стихи написала девочка. Такие чувства! Я присоединяюсь к каждому слову твоего стихотворения.
Элизабет:  А ещё мне нравятся вот эти стихи:
В раздумье стоит художник,
Алеет закат за окном,
И ученик, что моложе,
Краски смешает при нём.
На холст  неприхотливо
Цвет жёлтый  ложится,  охра.
Быстро и неторопливо
Красок  багровых игра!
И  мирно вокруг,  без боя
Мазки один к одному,
Лишая былого покоя –
Белое полотно…
 (Ефим Морозов «Художник»)

Элизабет:  В этом стихотворении  у   художника  есть ученик.  Ну, точно,  вы и я!
Возьму палитру, холст, мольберт,
Смешаю краски.(4) 

Франсиско:
Возьму палитру, холст, мольберт,
Смешаю краски.
И буду рисовать портрет, –
Картину маслом.
Со мною рядом ученик,
Нет, ученица,
Я нарисую для неё
Портрет с синицей.
Пусть за окном зима –
А на портрете
Мечтает девушка одна
О знойном лете.

Франсиско, читая  стихотворение, взял  кисть, краски и стал рисовать портрет девушки, отпускающей птицу.
Элизабет:  Какие красивые строки! А портрет получается просто чудесный!

 
Картина  Игоря Лазарева «Отпуская птицу» (Из Интернета)

   В образе девушки Франсиско рисовал  Элизабет, только чуть старше. Нежное лицо, с мечтательным выражением лица, руки  с длинными пальцами. 
– Девушка выпускает птицу, как выпускает в полёт свою мечту – стать художником, – рассуждал Франсиско, работая над картиной.
  Зима была на исходе.  Природа  постепенно освобождалась  от зимней унылой спячки. В воздухе чувствовалось приближение весны, проглядывало солнце,  но  дули ещё холодные ветры и из затенённых улиц тянуло промозглой прохладой.
  Казалось, что Виже справился с болезнью. Кутаясь в шерстяной шарф, он  много времени проводил на ногах, бегая по очередным заказам. Одышка прошла, но это на первый взгляд. Луи еле-еле сдерживал хрипы,  боясь испугать дочь. Давило в груди, в области сердца, порой в глазах становилось темно, но он не унывал. Мысли  Виже были только о дочери.
 – Надо обеспечить дочь, чтобы она смогла продолжить  образование.
 Элизабет  занималась с большим интересом, хорошо справляясь с заданиями по грамматике и математике. Отец наблюдал за дочерью и радовался её  успехам.

 
 (1) Микеланджело Буанароти (1475 -1564) —великий итальянский художник, скульптор, архитектор, поэт
(2) Стихи Микеланджело Буанароти
(3) Рафаэ́ль Са́нти (1483 —1520) — великий итальянский живописец, график и архитектор.
(4) Стихи Ларисы  Луканёвой  «Художник»

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0183530 от 29 ноября 2014 в 19:32


Другие произведения автора:

Берлинские истории. Чудесный осенний день в Берлине.

Жар Камень или под крышей мира

Инь Ян. Оттенки прошлого. Глава 72

Рейтинг: 0Голосов: 0790 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!