Путешествие длиною в жизнь. Глава 3

26 ноября 2014 — Анна Магасумова

Путешествие длиною в жизнь.
Глава 3
Карандаши

Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.
В.А.Сухомлинский


Элизабет, хотя ей всего двенадцать, была целеустремлённой девочкой. Если она что-то задумала, то непременно старалась этого достичь, не смотря ни на что. В монастырской школе ей очень хотелось рисовать, так она и рисовала, как только выдавалась свободная от занятий и молитв минутка. А эта минутка растягивалась нередко до получаса. Девочка пряталась от сестёр монахинь, пока её не находили. Элизабет делала невинное лицо так, что ругать даже и не пытались, хотя наказывали. Она, бывало, дежурила на кухне, но девочка с радостью выполняла эту обязанность, ведь очень подружилась с поварихой Августиной. Сколько сказок и историй девочка услышала от добродушной женщины! А как она была ей благодарна, когда та приютила серого пушистого котёнка Флекса.
—Ах! Мой Флексик наверное стал уже большим котом.
Элизабет тяжело вздохнула. Дома мать не разрешала ей завести котёнка.
—Кошки линяют! Шерсть их будет повсюду. Нет, нет и нет, никаких кошек!
По ночам часто девочка видела сны, где она разговаривала со своим уже взрослым котом Флексом. Вот и этой ночью ей приснился странный сон. Флекс пригласил её к себе домой. Небольшой, словно кукольный, домик стоял на лесной полянке. Элизабет прошла с Флексом по тропинке к дому. На крылечке девочка увидела белую симпатичную кошечку.
— Познакомься, Лиз, это моя подруга Тусси.
Кошечка улыбнулась. Не подумайте, кошки тоже умеют улыбаться!


—Проходите, я очень рада вас видеть! Мой Флекси так много о вас рассказывал!
Элизабет посмотрела на кота.
—Я рассказал, как ты спасла меня от монастырского пса.
Вдруг девочка услышала шипение и фырканье. Из–за деревьев показался быстро приближающийся к ним непонятный шерстяной клубок. Тусси воскликнула:
—Тэсс, Кэсс! Сколько раз я вам говорила, не деритесь!
Шерстяной клубок распался и превратился в двух котят. Один был серенький с чёрными полосами, а другой белый с серыми пятнами на спине, а на лапах – серые носочки.
Кошечка посмотрела на Элизабет.
— Это наши мальчики.
Котята виновато опустили свои головки. Шерсть у них ещё топорщилась, они так были захвачены игрой.
—А что Тэсс первый начал, говорит, что он заберётся выше, чем я на дерево. А там – птичье гнездо.
—Ты зачем проболтался? Мы же договорились, что не расскажем маме о нашем споре, — прошипел другой котёнок.
— Так! Тэсс и Кэсс вы наказаны! Быстро в угол, — вставил слово глава семейства Флекс.
— Ну, зачем ты так с ними строго, — вмешалась Элизабет.
Кот ей ответил:
— В следующий раз подумают, прежде чем лазить по деревьям за птицами.
— Берите пример с Мурри. Это наша маленькая дочурка, — поддержала кота Тусси, — она уже умеет читать. Но больше всего ей нравится рисовать.
—Рисовать? — удивилась Элизабет и посмотрела на Флэкса.
—Да, я тебе покажу её рисунки. Больше всего ей удаётся рисовать птичек. Представляешь, они сами ей позируют, не боятся ни капельки!
— Papá, я сама покажу свои рисунки!
На крылечко вышла совсем маленькая кошечка. Была она трёхцветная: с белыми, серыми и рыжими пятнами, но такая пушистая и красивая, что девочке захотелось её погладить.
— Мурри! Какая ты хорошенькая!
— Добро пожаловать к нам в гости, девочка Лиз!
Элизабет с кошками прошла в дом. В гостиной было так уютно, так по — домашнему. Диван в полоску, мягкие кресла, а в центре стоял большой круглый стол с шестью стульями.
— Через несколько минут я приглашу вас к чаю, — сказала Тусси, отправляясь в небольшую кухоньку.
Мурри повела девочку в свою комнату.
—Обычная девичья комната, — подумала Элизабет, — куклы, зеркало, кровать, заправленная розовым одеялом. У окна – стол, на котором девочка увидела альбом с красками. Из окна открывался вид на высокий дуб.
—Ой, а на ветке сидит птичка, — удивилась Элизабет.
Открыв альбом, она увидела точно такую птичку. Птичка была чёрного цвета.
Тут девочка проснулась. Мама позвала её завтракать. Стакан молока с круассаном, бутерброд с маслом и сыром – девочка съела с удовольствием. Она заметила, что отца нет дома.
—Maman! Мама! А где рapá?
— Papá, рapá, заладила, каждый день одно и тоже, — проворчала Флора недовольно, — твой рapá ушёл с утра к своим друзьям, говорит, что нужно договориться о твоих уроках. Мне нужно идти, сегодня сама госпожа Ролан придёт за шляпой и париком, я должна убедиться, что всё сделала правильно.
Флора ушла. Элизабет осталась одна. Она вспомнила свой сон и стала рисовать котят – Тэсс, Кэсс и Мурри. Карандаш легко ложился на бумагу. Цветными карандашами девочка смогла передать расцветку каждого котёнка.
—Тэсс – полоски серые чередуются с чёрными, Кэсс – рисовать не трудно: серые пятнышки на спинке и в серых носочках, — говорила сама с собой Элизабет, она часто так делала. — Сложнее разукрасить Мурри, но тоже не сложно: рыжий цвет заменит жёлтый и коричневый карандаш, серые пятнышки, а белые оставим не раскрашенными.
Рисунок был готов, когда пришёл отец. Он удивился, как правдоподобно девочка вырисовала каждого котёнка, они смотрели с рисунка, как живые.
— Вот этот полосатый котёнок – озорник, пятнистый – лидер, а трёхцветный – кошечка, я уверен. — Papá, а как ты догадался?
—Было совсем нетрудно. Ну, ладно. Сегодня к тебе придёт учитель математики месье Брунов, а завтра учительница грамматики мадам Вуалье.
Отец старался дать Элизабет разностороннее образование, нанял лучших учителей по математике и грамматике. Луи сам звёзд с неба не хватал, но для своей дочери не жалел ни времени, ни денег. И это не могло не оставить в душе Лиззи благодарности отцу за всё, что он для неё сделал.
–Милый Papa! Я постараюсь оправдать твои надежды, – часто повторяла девочка.
Луи Виже и сам продолжал занятия с дочерью. На одном из уроков он в качестве повторения её спросил:
— Лиз! Какие карандаши использовали художники с XIII века?
— С XIII века художники использовали серебряные и свинцовые карандаши. Они оставляли чёткий след. Такими карандашами работал немецкий художник Дюрер, — Элизабет отвечала чётко, ясно, будто на уроке в монастырской школе. Она гордилась, что её учителем стал родной отец. Она решила:
— Я никогда не подведу своего отца. Он будет мною гордиться!
Луи Виже смотрел на свою дочь и думал:
— Как же она не похожа на свою мать – Флору. У той на уме только деньги, деньги, а ведь была совсем другой, как мы повстречались.
Девочка заметила, что отец погрузился в свои думы и не слушает её. Она подошла к нему поближе и тронула за рукав.
— Papá, ты меня не слушаешь, тебе плохо?
— Нет, ты всё хорошо запомнила. Но я тебе не всё рассказал о карандашах и карандашном рисунке.
Элизабет была рада похвале отца, она спросила:
— Papá, ты мне расскажешь, как появились карандаши, которыми я рисую?
— Не спеши! Первоначально в XIV веке появился так называемый итальянский карандаш. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию.
Елизавета где-то глубоко в сознании девочки слушала Виже. Она многое знала о карандашах и тоже могла бы многое рассказать, но ей оставалось только вести себя тихо. Как только она начинала задаваться вопросом: «Как и каким образом, она очутилась в голове у Элизабет Виже»?
У девочки начинались головные боли и рыдания сотрясали всё её маленькое тельце. Поэтому, Елизавета, как только узнала об этом ещё в монастырской школе, перестала задавать себе подобные вопросы, она смирилась со своей участью и решила, что всё это неспроста. Не случайно она попала во Францию XVIII века, а именно, в сознание художницы, над творчеством которой она работала.
Пока эти мысли Елизаветы промелькнули в голове девочки, Лиз заволновалась, лоб покрылся капельками пота, будто в комнате стало душно и жарко. Елизавета поняла, если она не хочет причинить девочке страдания и боль, – исчезнуть совсем она не может, – то помочь ей запомнить и многое узнать, сможет, и лучше всего это сделать стихами.
Альбрехт Дюрер, город Нюрнберг просыпается с рассветом,
Для него ты Альбрехт Дюрер создал Ангела – поэта.
Не расправив свои крылья, он сидит меланхолично,
Думает, в какие дали для него лететь прилично?

Элизабет читала стихи отцу. Ей казалось, что строки идут из глубины души. Она не могла даже представить, что это стихи Елизаветы.
Или же решить задачу, как заправский геометр,
Взять и всё переиначить, по - другому, например.
Через муки, через счастье, создавать свои шедевры,
Средь художников же быть ни последним и ни первым.
Задавал другим вопросы, обойдя почти пол света,
Чуть печально, так устало смотрит он на нас с портрета.

Луи Виже был просто в восторге. Он хотел сказать, как ему понравились стихи, но девочка стала задавать вопросы.
— Papá, я запомнила, что Дюрер рисовал свинцовыми и серебряными карандашом. А были ещё художники, которые использовали такие карандаши? Ты ещё не сказал, что свинцовый карандаш делали из свинца, а серебряный из серебра? Я не понимаю!
— Лиз, столько вопросов! Ты написала хорошие стихи про Альбрехта Дюрера. А вот на твои вопросы отвечу так: начиная с XIV века, художники, по большей части, использовали для рисования палочки, изготовленные из смеси свинца с цинком, которые иногда называли «серебряными карандашами». Так что серебряный и свинцовый карандаш – это одно и то же. Я просто упустил этот факт, когда рассказывал тебе про Дюрера.
Луи Виже достал из потайного места книгу. Элизабет прочитала название: «Божественная комедия» Данте(1). Виже открыл книгу на одной из страниц, где была иллюстрация, и показал дочери.
— Это рисунок сделан итальянским художником Сáндро Ботичелли(2). Он также как и Дюрер пользовался серебряным карандашом, но жил намного раньше его. Ботичелли был на 36 лет старше Дюрера. В 1480–1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте.
Отец показал несколько иллюстраций, но для двенадцатилетней девочки смысл ада ещё был труден для понятия. Она ещё не встречалась со смертью близких людей. Но скоро она с ней встретится. Поэтому Лиз обратила внимание на рисунок «Данте и Беатриче».
—Рисовал Ботичелли так много, что еще долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки.
Взял холст художник,
и карандаши,
Штрих за штрихом портрет рисует,
Ночь за окном,
и ни души,
И нам мешать ему не стоит.
Набросок сделан на холсте
И ретуширован так ровно,
Ночь за окном,
мечты полёт –
Портрет наутро будет,
безусловно!

— Лиз! Ты ещё у меня поэтесса! Красивое стихотворение. Ты так хорошо описала творческий процесс художника, использующего карандашную манеру рисования.
Отцу понравились стихи, и он продолжил урок.
— Изобрёл карандашную манеру в 1740 году наш соотечественник, гравёр Жан Шарль Франсуа. До совершенства карандашную манеру через несколько лет довёл Жиль Демарто(3). Он создал много превосходных копий карандашных рисунков великого итальянского живописца Рафаэля и не только, но и художников нашего времени, таких как Франсуа Буше(4). Гравюры Демарто трудно отличить от оригиналов.
Виже внезапно замолчал. Он тоже иногда рисовал копии, но только для самых близких друзей. Если бы он занимался этим для продажи, то смог значительно обогатиться. Его жена Флора всегда возмущалась:
— Твою мазню никто не берёт!
Если бы она знала об этой тайне его творчества. Виже даже стало плохо, лоб покрылся испариной, закололо в левой стороне груди. Последнее время его стали беспокоить боли в сердце. А лечиться он и не думал.
— Papá, тебе плохо? Принести воды?
— Нет, всё нормально. А вот водички выпью.
Элизабет принесла с маленькой кухоньки стакан мятной воды.
— Papá, выпей, тебе станет легче.
Виже сделал несколько глотков. Боль ушла.
— Надо столько ещё успеть рассказать дочери, — подумал он и продолжил урок.
— Чтобы достичь большого сходства с карандашным рисунком, гравёры печатали оттиски красками, имитирующими цветные карандаши. Но часто оригинал был нарисован карандашами нескольких цветов, тогда изготовлялось несколько досок, оттиски которых давали полную иллюзию многокрасочного карандашного рисунка.
Натюрморт Элизабет дорисовала. Получился просто отлично. Виже похвалил дочь.
Время за уроками проходило быстро, вот и лето прошло. Наступила осень. Сентябрь ещё радовал солнечными днями, листья ещё не покрылись позолотой. Небо иногда хмурилось, покрывалось тёмными тучами и прорывалось дождём. Виже с радостью посвящал дочери всё свободное время, порой оставлял свои дела. Он как будто знал, что ему осталось жить недолго, и торопился рассказать Элизабет как можно больше из того, что знал сам.
Девочка засыпала его вопросами. Ей ещё хотелось узнать о карандашах с графитом.
Элизабет вертела в руках карандаш.
— Papá, я сегодня нарисовала ещё один натюрморт. Опять грифель сточился. Он такой хрупкий! Я чуть нажала сильнее, так карандаш сломался. И почему грифель такой хрупкий? Откуда он?
Виже посмотрел, действительно, нужно было подточить карандаши. Пока точил, рассказывал:
— Графит —минерал, природная разновидность чистого углерода. Графитные карандаши известны с XVI века. Мощная буря, прошедшая по Англии в местности Камберленд, вывернула с корнями деревья, и тогда местные пастухи обнаружили в обнажившейся земле под вывернутыми корнями некую тёмную массу, которую они посчитали углём, но поджечь его, однако, не удалось. Тогда, после разных проб, пастухи поняли, что эта масса оставляет хорошие следы на предметах и стали метить своих овец.
—Вот придумали пастухи, — произнесла восторженно Элизабет. — Какие молодцы! А что дальше?
—Слушай! В XVII веке графит продавали на улицах. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого металла, но и для изготовления пуль новый материал оказался непригоден. В дальнейшем англичане начали производить из него тонкие заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.
Тут опять не выдержала Элизабет и сказала:
— Так и рисовать было невозможно! Бумага тоже пачкалась! И что за рисунки были! А я знаю! Слово графит переводится с греческого — «пишу, черчу», а «карандаш», происходит от тюркского «кара даш» – черный камень.
—Умница! Сколько языков ты знаешь! Художники, чтобы было удобнее держать графитовый стержень, зажимали его между кусочками дерева или веточками, оборачивали в бумагу или обвязывали бечёвкой. Такой карандаш долго не получал распространения из-за неприятного металлического блеска и хрупкости стержня.
— Действительно, графитовый карандаш крошится, — подтвердила Элизабет.
Только во время Великой Французской революции ученый – химик и изобретатель Николя Жак Конте по заказу Конвента приду¬мал способ производства стержня из смеси графита, глины, крахмала, сажи и воды с последующим обжигом, в общих чертах сохранившийся до наших дней. Наиболее важной частью этого изобретения считается изменение пропорций смеси, которое дало возможность получать стержни различной твердости, что и послужило основой для современной градации карандашей.
Екатерина могла бы назвать много карандашей, которыми пользуются для рисования не только художники, но и маленькие дети.
Самый известный черно графитный карандаш KOH-I-NOOR. Отличается высоким качеством. Карандаш не ломается при ударе и падении. Изготавливаются из калифорнийского кедра.
Самым мягким карандашом можно делать темные, густые тени, а острыми карандашами — выполнять изящную штриховку.
Мягкие карандаши дают жирный, темный штрих, а твердые — тонкий и серебристый.
А вот карандаш угольный "Сонет" удобен тем, что не пачкает рук, даёт хороший бархатистый рисунок. Но не даёт тех незабываемых ощущений как рисунок живым углем. Правда, с рисунком нужно быть аккуратным, так как уголь плохо стирается и только оставляет грязные разводы,
Карандаши художественные – сепия, сангина, бистр, мел идеально подходят для набросков и эскизов.
Более сочный штрих дают масляные карандаши. А сухие карандаши отлично смешиваются между собой и даже размываются водой.
Мелки красного и коричневого цветов являются традиционными материалами. Они широко использовались в рисунке фигуры, пейзаже и портрете. Сангина являлась излюбленным материалом художников прошлого.
Термин «сангина» означает определенный, красно-коричневый терракотовый цвет мелка, а также технику, в которой выполняется рисунок данным материалом.
Сангину очень часто сочетают с чёрным (итальянским, французским) карандашом. На белой бумаге сочетание данных материалов дает тона, близкие к тону тела.
Другие мелки похожего типа – сепия (теплый коричневый) и бистр (холодный темно-коричневый).
Для работы художники выбирают сангину такого оттенка, который лучше отвечает особенностям натуры. Например, обнажённое тело хорошо рисовать красноватой сангиной, а пейзаж – сангиной серовато-коричневой или цвета сепии.
Иногда сангину комбинируют с углём, он даёт холодные оттенки. Контраст тёплых и холодных оттенков придаёт особое очарование рисункам.
Кроме того, для художественных работ используют цветные карандаши. Это высококачественные карандаши, они при размывании водой создают эффект рисунка акварелью. Главное, легко затачиваются.
Всё это Екатерина могла бы рассказать Элизабет, но это было просто невозможно. Карандаши, о которых вспомнила Екатерина, появятся значительно позже. Она ведь даже не могла произнести ни одного слова, ведь её не существовало, только незначительная частичка в сознании Элизабет, попавшей туда неведомым, чудесным образом. Да и вмешиваться было невозможно, это причиняло боль и ей самой, и Элизабет. Поэтому Екатерина слушала в каком-то мареве, словно в зазеркалье, продолжение урока Виже.
— Более известный итальянский карандаш, появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца, посмотри, Лиз, — Виже показал дочери карандаш. Ему удалось достать его.
— Затем карандаш стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Он стал инструментом для рисования, так как позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Постепенно все художники наряду с красками стали использовать карандаши.
— Papá, карандашом могут рисовать даже дети, — вставила, наконец, своё слово Элизабет.
Она давно хотела сказать отцу, что ей нравится создавать рисунки карандашами.
— А первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, — продолжал Виже, — датирован 1683 годом. Производство графитных карандашей началось в Германии в 1719 году. В 8 километрах от Нюрнберга, на реке Редниц есть небольшой городишко Штайн, известный с конца XIII века. Именно здесь немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень, правда не такого высокого качества, но по более низкой цене. Так называемый «Нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией. Внутренность карандаша иногда и вовсе была пустой.
— Papá, как это? Это же обман! Разве можно было рисовать таким карандашом?
— Заметить обман было просто невозможно. Карандашей было не так много. К тому же производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша в начале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень.
Всё изменилось, когда в 1758 году в Штайн перебрался столяр Каспар Фабер. С 1761 года он начинает своё производство карандашей. Первые карандаши Каспар носил на рынок в Нюрнберг в корзине.
— Papá, 8 километров он шёл пешком?
— Сначала пешком, потом, когда его карандаши стали пользоваться успехом, он купил себе лошадь и небольшую повозку.
Екатерина в дальнем уголке сознания Элизабет подумала:
— Карандаш Каспара Фабера и сейчас в век компьютеров и технологий до сих пор не утратило своего значения. Из небольшой мастерской в городишке Штайн выросла карандашная империя Faber Castell, продукция которой давно не ограничивается лишь карандашами, известна по всему миру и имеет свои филиалы во многих странах мира.
Екатерина знала об этом.
— Удивительно, ведь буквально накануне я готовила информацию о производстве карандашей для детского журнала об искусстве «Эскиз».
Рассказ был представлен в интересной для детей форме. Карандаш по имени Граник рассказывает ребятам истории из прошлого своих предков – карандашей. Истории первая и вторая о итальянском и нюрнбергском карандашах были уже рассказаны Луи Виже.
История третья. Графит.
Граник: В 1789 году немецкий учёный Карл Вильгельм Шееле доказал, что графит является материалом из углерода. Он же и дал нынешнее название материалу — графит (от др.-греч. — пишу). Поскольку графит в конце XVIII века использовался для стратегических целей, например для производства тигля для пушечных ядер, английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. Цены на графит в континентальной Европе резко возросли, так как на тот момент лишь графит из Камберленда считался исключительным для писания.
Девочка Алёнка: А как получились карандаши различной твёрдости?
Граник: В 1790 году австрийский мастер чешского происхождения Йозеф Хардмут смешал пыль графита с глиной и водой. Эту смесь он обжёг в печи. Оказалось, что в зависимости от количества глины в смеси получился материал различной твердости. В том же, 1790 году, Йозеф Хардмут основал предприятие по выпуску карандашей Koh-i-Noor Hardtmuth. Своё предприятие он назвал в честь алмаза «Кохинур» (с персидского языка — «Гора света»). Так как алмаз жёлтого цвета, то и покраска карандашей стала жёлтой. Это фирменный знак карандашей Koh-i-Noor.
Мальчик Серёжа: Итак, карандаши появились в Германии и Австрии, а в других странах производились карандаши?
Граник: В 1790 году независимо от Хартмута французский химик Никола Контэ сумел придать графиту необходимую твердость с помощью обжига и добавлением в графит глины. Через пять лет он получил стержень из пыли графита. Хартмут и Конте являются в равной степени прародителями современного карандашного стержня.
Девочка Алёнка: А у меня есть карандаши « Кохинур» и «Конте».


Граник: «Карандаш Контэ» стал особенно популярен в XIX веке, в зависимости от степени твердости им можно выполнять самые разные графические задачи. К тому же линии и штрихи легко стираются резинкой.
До середины XIX века производство карандашей получило широкое распространение по всей Европе, что привело к возникновению таких Нюрнбергских известных карандашных фабрик как Staedtler, Faber-Castell, Lyra и Schwan-Stabilo.
Внук Йозефа Хардмута Фридрих фон Хардмут усовершенствовал рецептуру смеси и в 1889 году смог производить стержни с 17-ю различными степенями твердости.
Мальчик Николка: А как карандаш стал шестигранником?
Граник: Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в 1851 году правнук Каспара Фабера – граф Лотар фон Фабер, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Он установил первые немецкие стандарты твердости грифеля и выпустил первый в мире карандаш под именем «A. W. Faber».
Девочка Алёнка: А я знаю! У меня её есть карандаши FABER-CASTELL. Как же появилось второе название?
Граник: Внучка Лотара, Кристин фон Фабер, выйдя замуж за графа Александра Кастелль-Рюденхаузена, потомка одного из самых знатных немецких родов, принесла своей семье графский титул и присоединила свою вторую фамилию к названию фабрики. Теперь компания стала именоваться FABER-CASTELL.
Мальчик Серёжа: А как в России появился карандаш?
Граник: Известный французский карикатурист Эммануэль Пуаре (1858—1909), родившийся в России, придумал себе аристократично звучащий на французский манер псевдоним Caran d’Ache, которым стал подписывать свои карандашные работы. Так слово карандаш, как и сами карандаши, дошли до России.
Россия тоже внесла свой небольшой вклад в развитие карандашного производства. Так, Михайло Ломоносов организовал производство карандаша в деревянной оболочке. В XIX веке на Батогольском месторождении на реке Оке нашли залежи графита, который приобрёл мировом рынке славу лучшего карандашного графита. Французский купец Алибер вывозил его в Нюрнберг на карандашную фабрику А.В.Фабера. Произведённые карандаши с надписью «Сибирский графит Алибера» считались лучшими в мире.
Мальчик Николка: А у нас были фабрики по производству карандашей?
Граник: В XIX веке в России карандаши и писчую бумагу выпускали московские фабрики: фабрика Василия Федоровича Карнаца, фабрики Никитина, кроме того была фабрика Глезера в Риге и Тараканова в Вильне.
Девочка Алёнка: Граник! Интересно узнать, как появились механические карандаши.
Граник: В 1913 году омский мещанин Гиндельман запатентовал изобретение – «ручку для карандаша, отличающуюся тем, что для выдвигания графитового стержня, помещенного в канале, служит палец гайки». Это и было начало эры механических карандашей в России.
С 1926 года и до наших дней Карандашная фабрика им. Красина выпускает графитные и цветные карандаши. Эти карандаши пользуются большим спросом.
Ну, вот, милые дети, я всё вам рассказал о карандашах. Рисуйте в школе и дома. Рисуйте и, возможно, вы в будущем станете художниками.
Дети: Большое спасибо!

Вот такой  получился диалог Граника с детьми о карандашах.  

О появлении шестигранного карандаша Элизабет узнает значительно позже, будучи уже взрослой.

 

 

(1)«Божественная комедия» — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 годы.
Да́нте Алигье́ри (итал. Dante Alighieri), полное имя Дуранте дельи Алигьери (крещен 26 мая 1265 — 13 или 14 сентября 1321) — итальянский поэт, один из основоположников литературного итальянского языка. Создатель «Комедии», позднее получившей эпитет «Божественной».
(2) Са́ндро Боттиче́лли, настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи
(1445 —1510) — великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи.
(3) Гравёры: Жан Шарль Франсуа (1703-1757), Жиль Демарто (179-1779)
(4) Буше Франсуа (1703—1770), французский живописец и декоратор.
Буше — наиболее яркий представитель рококо (стилевое направление в европейском искусстве первой половины XVIII в.). Он сделал блестящую карьеру, постоянно получал королевские заказы и был дружен с многими любителями искусства.

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0183238 от 26 ноября 2014 в 21:29


Другие произведения автора:

Берлинские истории. Начало. Вера, Анна и Аннемоне.

Ведьмины кольца ч.1

Голубая Надежда.Не последние из могикан. ч.5

Рейтинг: 0Голосов: 0681 просмотр

Нет комментариев. Ваш будет первым!