Путешествие длиною в жизнь. Глава 10

23 марта 2015 — Анна Магасумова
Ночь в  музее
 
Дайте мне музей, и я заполню его.
Пабло Пикассо
 
Художник пишет не то, что видит, а то, что будут видеть другие.
Поль Валери
 
   Вот и день рождения промелькнул,  на год стала старше Елизавета. Всё хорошо, жизнь сложилась. Только в глубине  души, как в яблоке,  засел маленький червячок и постепенно  разъедал, отвоёвывая себе место.
  Весна расцветала. Повсюду Елизавета видела весёлые детские мордашки. Она и радовалась их беззаботности, и грустила от того, что  у них с Максимом нет малыша, даже не предвидится. Вот поэтому червячок становился толще и ядовитее.
  Прошли майские праздники, тихо и спокойно, не то, что в детстве: в школе готовились к демонстрации. До сих пор  Лиза помнит красную юбку и белую футболку, когда она с девчонками шла в колонне спортсменов.
— Да, спортсменка из меня не получилась, — думала Елизавета с оттенком ностальгии.- Кто знал, что я буду работать в музее.
  А  работы, как всегда было много. К дню победы 9 мая  прошла выставка художественных полотен, запечатлевших знаменательные события Великой Отечественной войны.
  Но эту публикацию вела не Елизавета, ведь она квалифицировалась совсем по другому направлению — истории зарубежного искусства.
   Некоторое время образ  Элизабет  Виже-Лебрен  оставил Елизавету, но она  ничего не забыла.  Порой даже не хватало её твердости и бескомпромиссности. И голова была свободна, мыслей много, не только по делу.
 Елизавета так сроднилась с Элизабет, ей  не хватало тех мгновений, когда она, словно маленькая девочка, пряталась от проблем в тайной, только ей известной, комнате.
 Два раза в неделю Лиза проводила экскурсии, рассказывая о творчестве знаменитой француженки. Однажды она поймала себя на мысли:
— А вдруг это моя душа была в XVIII веке  в теле Виже-Лебрен и во мне пробудились воспоминания?  Не иначе моя зачарованная душа подавала сигналы?
  Лизе так хотелось рассказать обо всём мужу, но она не решилась.Не потому, что он в подобное не поверил  бы,  на смех бы тоже не поднял. Просто Лиза знала, что он по этому поводу  высказался бы, как и раньше, однозначно:
— Милая моя! Тебе пора в отпуск! Романтическую атмосфэру я тебе гарантирую.
Да, да! Не удивляйтесь! Так бы и сказал, как говорил всегда: "атмосфэру", чтобы Елизавета отвлеклась от своих исследований и улыбнулась.
— Как можно идти в отпуск? — думала она.
  После 9 мая началась подготовка к Всероссийской акции "Ночь музеев". Директор музея Люция Ириковна предложила:
— Елизавета Кирилловна! Как вы смотрите на то, чтобы вы подготовили костюмированный бал?
Лиза с радостью приняла эту идею.
— Ой! Как здорово! У меня подруга работает  костюмером  в театре. Думаю, мы договоримся с дирекцией, нам дадут  бальные платья и фраки в аренду.
   Елизавета с энтузиазмом занималась подготовкой бала. Прежде всего, в зале XVIII  века она поменяла обстановку. По её указанию технические работники вдоль стены расставили стулья.
  Нашли старинный диван для отдыха. Елизавета подремонтировала золоченую с разводами обивку, кое-где подшила, тщательно и аккуратно помыла, оттерла пятна. 
  Диван был точно такой же, как у графини Головиной. У Лизы даже сердце защемило от нахлынувших воспоминаний: вот Элизабет танцует с графом, а Жюли шепчется с  мадмуазель  Пашковой.
  — Так, это меня отвлекает, — Лиза покачала головой.- Как бы опять не улететь! Уже не привыкать!
  Ах, как она была права.Говорят же: "Не буди лихо, пока тихо". Хотя для Елизаветы это было замечательным  путешествием во времени.
— Может, в будущем, такие перемещения станут нормой.
Так и не отпускали Лизу мысли о прошлом, в котором она побывала. Даже музыка звучала та же.
  Сделали небольшую сцену для оркестра, к ней придвинули старинный рояль. 
  Рояль стоял здесь уже давно, в зале часто проводились тематические музыкальные вечера. Елизавета  осмотрелась, даже вздохнула непроизвольно. Всё соответствовало духу того времени, конца XVIII начала  XIX века.
— Как на балу у Головиных! Побываю в том времени ещё раз, но уже официально, — думала. Лиза.
  А вот история с  Элизабет имела продолжение. В Интернете  на одном из французских сайтов  Елизавета нашла упоминание о дочери Элизабет Виже-Лебрен Джулии. Эта информация оказалась настолько интересной, что однажды ночью Лиза буквально «улетела» назад в прошлое — Retour dans le passe.(1) Но на этот раз она наблюдала со стороны, как в кино.
Отдых в Карловых Варах
— Джули, милая, ты пожалеешь, что вышла замуж за мужчину старше себя, — убеждала Элизабет дочь. — Даже совета у меня не спросила.
   Джулия не слушала мать. Такова участь одиноких женщин — они  работают, чтобы обеспечить безбедное существование детям, а дети оказываются предоставленные сами себе.
 Джулия выросла. Она привыкла всё делать по-своему, не была белоручкой. Могла и чай заварить, и пирог приготовить. Да, да! Не удивляйтесь! Хотя в то время домашним хозяйством и в готовкой пищи занималась прислуга. 
   Но у Джулии оказывались нерадивые няньки, девочке приходилось иногда обслуживать себя самой. Да… и Илона, и Жанетт, и Лорета (сколько их было!) строго-настрого наказывали:
— Матери ни о чём не расскажешь! Иначе пожалеешь!
И занимались своими делами, развлекались.
  Элизабет об этом так и не узнала. Не было между матерью и дочерью доверительных отношений. Художница полностью погрузилась в свое творчество, хотя свою единственную дочь любила до безумия. Так и не выяснив все обстоятельства, не простила Джулии её поспешное замужество. 
— Сначала известие о смерти матери, теперь Джули преподнесла сюрприз, — сокрушалась Элизабет.(2)
 Какое сердце выдержит подобное? Вот Элизабет и разболелась.
— Вам стоит подлечить и сердце, и нервы! Оставьте дочь, пусть живёт своей жизнью, -  убеждал Элизабет придворный врач Александра I Яков Виллие (3).
— Рекомендую Карловы Вары. Солнце, свежий воздух, целебные ванны, — вам сразу станет легче! Думайте о себе! 
— Но почему Карловы Вары? Я слышала лишь о Карлсбаде, — удивилась Элизабет.
— Действительно, это Карлсбад. Карловы Вары — так назвал  город Пётр I, когда  в 1711 году провёл здесь несколько месяцев. 
— Но почему Вары? Карловы понятно!
— Дело в том, что здесь находятся горячие минеральные источники, вода в них "кипит", как варится.
— Эти удивительные русские! — подумала Элизабет.
— Именно Пётр I ввёл  в моде "лечение на водах".  Здесь вы встретите много русских благородного происхождения. Вам скучно  не будет, поверьте! (4)
  Элизабет послушала  совет врача и уехала из  Петербурга, оставив дочь. Пересекая границу с Россией, она вдруг поняла, что туда больше не вернётся. 
 Карловы Вары встретили Элизабет роскошным цветением магнолий. Город  был похож на города Западной Европы, но без строгости и помпезности, буквально утопал в зелени. 
  Но не это потрясло Элизабет, а то, что Карловы Вары находился будто в ущелье между двумя горами, заросшими густым лесом. Вдоль центральной улицы текла река с нежным названием Теплицы.
  Освещенные ярким солнцем  здания, чудесные цветы — всё это придавало загадочность окружающей обстановке. Мягкая тишина, нежность и спокойствие просто обволакивали душу и сердце Элизабет, как пуховой шалью.
  Люди здесь не торопились, не спешили, как в Петербурге. Ходили с улыбками на лицах, ведя за руку детей. У кого не было детишек — рядом семенили маленькие собачки. 
  Почти у каждого в руках были небольшие стаканчики. На пути встречались источники с питьевой водой, поэтому иметь свой стаканчик было просто необходимо. А в ресторане за минеральную воду приходилось  платить. 
 Элизабет провела здесь незабываемые два месяца. Отдохнув, набравшись сил, она собралась и уехала,  но не во Францию, а в Англию.  В Лондоне  Виже-Лебрен встретили с радушием. Она поселилась в доме под номером 61 на Бейкер-Стрит.
  Несколько лет пролетело быстро. 
"О, Время! Всё несётся мимо.
Всё мчится на крыльях твоих!
Мелькают весны, медлят зимы..."
(Лорд Байрон)
   Время прошло в работе. Элизабет создала портреты членов королевской семьи, а также портрет маленького Байрона.(5) 
Сладок ли дым Отечества?
  В 1809 году пришло приглашение от  Наполеона и  Виже-Лебрен, наконец, возвращается в Париж. 20 лет она провела за рубежом. Радости не было предела. Вслед за Гомером и Овидием Элизабет повторила:
— Dulcis fumus patrae! Сладок дым Отечества. 
"Когда постранствуешь, воротишься домой, 
И дым Отечества нам сладок и приятен!"(6)
Элизабет с новыми силами окунулась в творчество.  
   Через некоторое время в Париж вернулась Джулия с мужем. Дочь попыталась наладить отношения с матерью, но Нигрис воспринял это как насмешку. Ему не хотелось делить внимание жены даже с матерью. 
  Джулии ничего не осталось, как смириться. Детей у них не было.
— Дети мешают карьере! — заявил Гаэтан жене.
Джулия не смогла возразить. Кроме того, в Париже на неё свалилась вся домашняя работа: стирка, уборка, готовка. 
— Надо экономить! — убеждал Гаэтан Нигрис. — Найти достойное место не так просто!
 Элизабет могла бы помочь с работой, но Нигрис так и не простил ей, что не приняла его как зятя. Однажды тихо собрался и даже не попрощавшись вернулся обратно в Россию.
  Джулия очень переживала, но матери ничего не сообщила. Так прошло ещё 5 лет.  Виже-Лебрен узнала о болезни дочери от своей близкой знакомой леди Ноисвилл.
  Элизабет  сразу же поспешила к  Джулии, забыв былые обиды. Она осталась с дочерью,  но болезнь быстро прогрессировала. Элизабет  не могла выразить словами, что она чувствовала, когда  видела бледное лицо дочери. 
— Она ведь так молода! Куда делась былая красота? 
Лицо дочери превратилось в сплошную белую маску. Элизабет потеряла всякую надежду на  спасение. 
— Как тяжело пережить своего ребёнка! — думала Элизабет.
Джулии было уже 39 лет. Для матери в любом возрасте её дитя остаётся ребёнком, будь то 10 или 40 лет. Виже -Лебрен в 1819 году  исполнилось 64 года.
— Внуков я так и не дождалась, — много раз горестно вздыхала она.
  Стоял тёплый майский день. Элизабет зашла в комнату дочери, чтобы открыть окно и впустить весеннего свежего  воздуха. 
  Увидев, что Джулия не дышит, резкая боль пронзила её сердце, ноги подкосились. Из груди вырвался крик.  Если бы не леди Ноисвилл, Элизабет бы упала у кровати дочери.
  Все краски померкли. Полгода Виже-Лебрен не брала в руки кисть. Сидела у окна с потухшим взглядом, похудела, осунулась.
— Милочка! Слезами горю не поможешь! — пыталась успокоить подругу леди Ноисвилл. — Ты делаешь хуже своей дочери! Её душа не может найти покоя и страдает больше, чем при болезни. Отпусти! Не накликай беду!
  Через год, в мае 1820 года Элизабет получила известие о смерти брата Этьена. Этот удар был встречен с достоинством. 
— Всему есть  время. Время собирать и время разбрасывать камни. 
Эту истину Элизабет восприняла как должное, она стала записывать свои воспоминания.
Акция ночь музеев
Елизавета открыла глаза. Было утро 18 мая.
— Сегодня знаменательный день! Ночь музеев!
   Ночь музеев — это международная акция для привлечения молодежи в музеи. Впервые была проведена в 1997 году в Берлине. Через два года Министерство культуры и коммуникаций Франции выступило с инициативой  о переименовании акции в «Весна музеев», поскольку День музеев отмечается во всем мире 18 мая.
 В 2001 году в этой акции участвовало 39 стран Европы и Америки, а уже в 2005 году «Весна музеев» вновь переросла в «Ночь музеев».
В 2002 году Красноярский музейный центр стал первым последователем акции в России, предложив посетить музей ночью.
 В 2007 году Московские и Екатеринбургские музеи присоединились к европейским странам: несколько городских музеев приняли участие в акции «Ночь в музее», продлив работу музеев до 21:00 московского времени.
    С  2008 года Международный день музеев проводится и в Санкт-Петербурге.
 С этого времени ежегодно в середине мая   в музеях по всей России  проводятся вечерние и ночные мероприятия, тематика которых постоянно меняется. В каждом музее она своя.  В акцию постепенно  включились выставочные центры, галереи и  парки. 
   Но остаётся  главное —   поклонники  искусства разных возрастов после трудового рабочего дня заполняют музейные залы. Можно посетить даже не один, а несколько музеев.
  С интересной инициативой для семей с детьми выступило Министерство культуры Республики Башкортостан.
    В рамках международной акции «Ночь в музее-2014» 16 мая в  музеях Республики  прошла  программа «Веду родителей в музей».
Я поведу тебя на бал...
Когда Лиза была совсем маленькой, она в школе учила стихотворение, в котором были строки:
В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора. 
"Я поведу тебя в музей!" -
Сказала мне сестра...
В этот день ей хотелось перефразировать и сказать каждому посетителю акции "Ночь в  музее" буквально следующее:
Я поведу тебя на бал...
Елизавета подготовила приглашения, где витиеватым почерком было написано:
"В Красном зале нашего музея состоится бал времён русских императоров  конца XVIII начала XIX  веков. Желающие могут переодеться в соответствующие  костюмы."
    Вечер прошел как в сказке. Один танец сменялся  другим. Менуэт — вальсом. Вальс — мазуркой. Елизавете даже показалось, что в среди танцующих промелькнуло лицо Элизабет Виже-Лебрен. Она от неожиданности потрясла головой. Наваждение прошло. 
Елизавета села на диван. Всё было так реально, как  два столетия назад. Музыка, танцы, даже чай с вареньем.
 В книге посещений посетителями были оставлены следующие записи:
  "Этот вечер стал для нас одним из самых  ярких и запоминающихся посещений музея за последнее время. Олег и Светлана."
  "Ночь в музее запомнится нам на всю жизнь! Екатерина и Павел".
"Огромное спасибо организаторам чудесного бала! Виктор и Виктория".
 
 
(1) Retour dans le passe — с фр. назад в прошлое
(2) мать Элизабет умерла в Париже в 1800 году
(3) Яков Васильевич Виллйе (1768-1854) — баронет,  главный инспектор медицинской части русской армии. В 1799 году получил место лейб-хирурга. Приводил в "порядок" тело убитого Павла I. Жил в предоставленной ему квартире в Зимнем дворце. Виллйе оставался рядом с Александром I до его кончины в 1825 году в Таганроге.
(4) Карловы Вары, по-чешски Karlovy Vary, ранее Карлсбад — город в Чешской республике на границе знаменитой области Богемия, город-курорт. Здесь много горячих источников минеральной воды.
(5) Джордж Гордон Байрон (1788-1824) — английский поэт-романтик, его обычно именуют лорд Байрон.
(6) монолог Чацкого из комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума". "Отечества и дым нам сладок и приятен" — из стихотворения "Арфа"(1798) Г.Р.Державина (1743-1816)
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0195875 от 23 марта 2015 в 18:21


Другие произведения автора:

Комета Лодорра. Привет из прошлого ч.4

Инь Ян. Оттенки прошлого. Глава 50

Сказ о Петре и Февронии

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 1705 просмотров
Виктория Летто # 23 марта 2015 в 19:37 0
Оригинальное изложение мысли)))
Анна Магасумова # 23 марта 2015 в 20:52 0
БлагоДарю за комментарий!