БУДНИ АВИАЦИОННОГО КБ - повесть о людях ВПК
БУДНИ АВИАЦИОННОГО КБ – повесть о людях в ВПК
1. ВВЕДЕНИЕ
Это воспоминание о буднях авиационного конструкторского бюро. Оно входило в военно-промышленный корпус СССР.
Рассказы ни в коем случае не принижают достижения советских авиационных инженеров. Просто это взгляд изнутри подобных коллективов со своими проблемами, переживаниями, недостатками.
2. КАК Я ПОПАЛ В ЭТО ЗАКРЫТОЕ КБ
Зимой мы с моей девушкой - первой юношеской любовью - поженились. Этому предшествовали годы переживаний, обид, ссор и примирений. Моя молодая жена за этот период успела наделать много глупостей.
Так, чтобы получить распределение в Москву после окончания мехмата МГУ, она вышла замуж. «Не по настоящему», убеждала она меня.
Я же в это время отбывал службу военного штурмана Гвардейского дивизиона морских охотников в Талине. Через 10 месяцев этой работы, врачи госпиталя в Ленинграде, отправили меня в отставку по болезни с инвалидностью. Правда, положили солидную пенсию на уровне зарплаты гражданского инженера.
Молодая жена представила меня – военного пенсионера - своим родителям. К их неудовольствию заявила, что мы будем жить вместе с ними. Покривившись, родители согласились уступить нам одну комнату.
Так и началась моя семейная жизнь.
В качестве моего приданного – я положил перед родителями жены билет студента второго курса дневного отделения авиационного института МАИ. К этому же приложил пенсионное удостоверение с обозначенной суммой пенсии.
После медового месяца», постепенно в нашей семье начали затеваться скандалы. Скрытым их генератором была моя тёща.
- Кого ты привела к нам в дом? Приблудный студент? Да ещё инвалид! И что: Мы должны его кормить?
- Мама! Но он же получает пенсию.
- Это не в счёт! Будет сидеть на шее у тебя и у нас!
Жена, к этому времени, после окончания мехмата МГУ, получила распределение в военный институт. Мои попытки объяснить, что моя пенсия и её зарплата одного уровня, эффекта не имели. «Мне не нужен безработный мужик-студент!».
Это уже был призыв к моим действиям, как главе семьи. Кличка «студент», меня мужика с высшим военным образованием вводила в нервный шок.
Первый мой шаг был - заявление в деканат МАИ о переводе меня на вечерний факультет. Руководство пошло мне на встречу и зачислило меня сразу на 3 курс вечернего факультета.
Вторым моим шагом был поход в Райком партии – в училище-то я поступал по комсомольскому набору.
Инструктор райкома выслушал мня внимательно. Рассмотрел мой диплом о высшем образовании. В нём мне присваивалось квалификация ШТУРМАН.
- А что же вы умеете? – задумчиво спросил он.
Я ему коротко рассказал. Это был рассказ о прокладке курса корабля в Океане, счисления его места по Солнцу, Луне и звёздам. Инструктор оживился только , когда услышал слово ГИРОКОМПАС,
- А что? Вы вполне подходите для работы в авиационном КБ. Гирокомпас и гироскоп это ведь одно и то же Там как раз конструируют гироскопы для ракет.
С бумажкой, на которой был адрес, телефон и имя Вил Михайлович, я отправился к месту работы.
Трамвай подвёз меня к внушительному многоэтажному зданию, вблизи театра Советской Армии. Над входом никаких надписей не было. Но сверив номер дома, я решительно вошёл.
И тут же был остановлен охранником в военной форме. Пришлось ему объяснять, что я по направлению Райкома Партии. Услышав эти магические слова, охранник вытянулся в струнку и отрапортовал – Товарищ! Вон окошко бюро пропусков.
Мне, бывшему военному, такая встреча понравилась – «Солидная шарашка!»,
Меня принял в своём кабинете Заместитель Главного конструктора КБ, он же Вил Михайлович. Как я потом узнал – ВИЛ - это Владимир Ильич Ленин. После революции такие «чуднЫе» имена родители давали своим детям.
Из кабинета я вышел старшим техником. Как объяснил ВИЛ, эта должность условная. Если пройду испытательный срок, получу должность инженера. К этому, ему ещё понравилось, что я учусь в МАИ.
Домой я вернулся мужиком с должностью, правда с зарплатой ниже нижнего. Но тёще, а потом и жене это понравилось – мужик определился при деле, а там посмотрим.
Я молча в уме сложил пенсию с зарплатой старшего техника и удовлетворённо хмыкнул - получилось почти двойная зарплата жены.
Но я сильно заблуждался. Это арифметическое действо ни на жену, ни на тёщу впечатления не произвело – техник, он и есть техник.
Хорошо ещё, что не сан-техник думали они!
3. Я - ТЕХНИК ГРУППЫ КОНСТРУКТОРОВ
В группе конструкторов, мне определили место у кульмана (вертикальная чертёжная доска), дали карандаш, тетрадку и резинку стирать с чертежа ошибки.
В ступор меня ввело поручение старшего группы начертить какую-то деталь. Я был в панике – а как это сделать? Но меня успокоил сидящий рядом удивительно симпатичный инженер. Звали его Слава.
Когда я шепотом сообщил ему, что я бывший военный моряк, он оживился:
- Вот здорово! И я моряк! Только я кончил Дзержинку – инженерное военно-морское училище.
Мы по братски «покорешовались» и Слава стал меня учить чертёжному делу. Начал он с того, что показал, как надо точить карандаши. Тут были свои «ноу-ха» - инженеры меня поймут. Ещё надо было совершить некое действо с резинкой, чтобы стирала аккуратно.
Через «тернии» к «звёздам» чертёжного мастерства, я неожиданно пришёл очень быстро. Спасибо Славику.
В свою очередь мне удалось дать ему добрый совет. Как-то мы разговорились:
- Я ведь учусь в МАИ
- Ну, это правильно. Что за специализация ШТУРМАН? Вот у меня в дипломе написано «инженер».
- И всё же, Слава, я советую тебе поступить, например в МАИ. Нам одного военного образования для будущей жизни наверняка не хватит.
Слава послушался моего совета и поступил сразу на четвёртый курс МАИ который и окончил. Потом он меня всегда благодарил.
Руководителем нашей группы был огромный, угрюмый мужик. Он весь рабочий день сидел за столом, на котором был расстелен лист ватмана с каким-то чертежом. Судя по выражению его лица, он просто спал с открытыми глазами.
Я то же умел спать на лекциях в училище с открытыми глазами.
В этой группе я проработал год. Весь год на столе у нашего руководителя лежал это чертёж.
Коллектив конструкторов принял меня вполне дружелюбно. Более того два моряка в одном коллективе, придавали ему некий «шарм». Этот «шарм» быстро перезнакомил меня со всем женским персоналом нашего КБ,
Через короткое время я получил должность инженера и был переведён в группу испытателей.
Всё объяснялось просто. Конструкторская группа ничего не конструировала. Всё, что им полагалось они сделали. Поэтому сидели и ждали «у моря погоды» - следующего заказа. И я оказался «лишним».
Коллектив был молодой, весёлый. Работать в нём было одно удовольствие. От вынужденного безделья, инженеры развлекались как могли.
Например запомнились два парня-инженеры – Миша и Паша.
Миша был известен тем, что в своё время играл за сборную МАИ по баскетболу. Был высоким, с красивой фигурой атлета.
Паша, наоборот. Был низеньким, щупленьким, но весёлым. Вдвоём они были похожи на Дон Кихота и Санчо Пансо.
Миша вечно шутил стихами. Шуточки они с Пашей записывали на бумажечка и развешивали на своих настольных лампах.
Пару шуток я запомнил:
- «Проси прибавку рьяно – и у Никитина и у Григорьяна» - это фамилии двух главных конструкторов этого КБ. Почему два – а не знаю! Так было!
- «Красный праздник наступает и по радио поют!
Миша с Пашею рыдают – им прибавки не дают!».
Это весёлое клянчание увеличения зарплаты объяснялось просто.
Миша был страстный автомобилист. Но с автомобилями ему категорически не везло. Это были годы, когда личный автомобиль был в обществе роскошью.
Ценой слёз, скандалов и развода с женой, Мише удалось приобрести старенький автомобиль ПОБЕДА.
Это был не автомобиль, а Мишины СЛЁЗЫ,
Автомобиль вечно ломался, скрипел, визжал. Останавливался. На запчасти уходила вся зарплата. Но Миша ухитрялся на нём ездит и был счастлив неимоверно.
Автомобиль был чудо «бедняцкой мысли».Например. Вместо приборной доски Миша приспособил там обычные электро-лампочки, оставив без света свою квартиру.
И вдруг прошла новость – Миша купил немецкую машину БМВ. От этой новости все ахнули – вот это да!
Миша долго машину не показывал. Только гордо ходил и хвастался своей «старухой-бмвухой», так он её называл. Сколько эта старуха ездила до Миши – не известно. Ясно было, что она с норовом. Сцепление у машины «вело» - завёл мотор, а она сразу поехала сама.
Для того, чтобы её завести, Миша подкладывал под колёса тормозные колодки. Садился заводил машину, а потом кричал «Паша! Колодки убирай!».
Паша горошком колодки из-под колёс выбивал и машина начинала ехать, подбирая на ходу Пашу.
А однажды Паши не было, а машина стояла носом к стенке. Тут как на грех, стартёр забарахлил. Миша вышел из машины и стал её заводить рукояткой, а колодки не подложил. Сильно в расстроенных чувствах был.
Крутанул раз, крутанул два. Машина завелась, поехала и придавила Мишу к стенке. Тот заорал благим матом – «Братцы! Спасайте!».
Все, кто был рядом бросились машину оттаскивать. В десятером, преодолели мощность двигателя и Миша бросился в кабину. Оттуда раздался его крик – «Отпускай!» - и машина покатилась. Сначала опят на стенку, а потом назад.
А однажды Мишина машина заглохла на перекрёстке. Дальше сами понимаете, что было. Хорошо рядом были два гаишника – они помогли, а потом матюкались вслед дымящейся «бмвухи-старухи».
Глядя на все эти горести Миши, мы его упрашивали от этой старушки избавиться. Но Миша стоял горой, пока его от этой машины не «избавили»,
Дело было снежной зимой. Миша, на свою беду, оставил машину возле дома. По какой причине с крыши свалился огромный кусок льда со снегом, осталось неизвестно.
А вот то, что эта глыба обрушилась на несчастную БМВ – стало известно. Удар был настолько сокрушительным, что машина смялась, как консервная банка. Если сюда добавить, что крыша авто была из плотного брезента, конец старушки стал неизбежным.
Горевал Миша как по живому организму. Мы его успокаивали, но ….сами понимаете!
4. ИНЖЕНЕР-ИСПЫТАТЕЛЬ
Даже после получения статуса ИНЖЕНЕР, мои карты в лоне семьи всё равно были биты.
Оказывается, что тёще не нравилась бездетность нашей семьи - «Где мои внуки? Где пелёнки? Где детский крик?».
А мы старались, старались, старались исправить это «позорное» состояние, но….дети не получались.
Но мы моряки не сдаёмся! Трудились с женой в поте лица!
Уже по прошествии многих лет, полученных знаний, понял – «Всё в Руце Господа!».
Возможно именно в нашей семье по Промыслу Господа ребёночек и не появлялся. Знал Господь Бог заранее, что ничего хорошего у этого мужчины с этой женщиной не получится!
В дальнейшем и у меня, и у бывшей жены – дети появились, но от другой женщины и другого мужчины.
Между прочим. Дочь моей «бывшей» смогла получить ребёночка только «из пробирки» и не сама, а от «суррогатной» матери. Выводы делайте сами.
Невольно приходит на ум Мудрость из Евангелия;
«НИ ОДИН ВОЛОС НЕ УПАДЁТ С ГОЛОВЫ ГРЕШНИКА, БЕЗ ПРОМЫСЛА БОЖЬЕГО!».
Мои товарищи на ниве испытательных стендов помогали мне освоить новое дело.
Задача нашей группы – испытать, изготовленные на опытном заводе, образцы конструкторского «кипения" мозгов. Мне достался объект – гироскоп на карданной подвеске. Этот прибор в головке ракеты самонаведения, должен был отслеживать курсовые отклонения. С него шёл сигнал на управление рулями – по этой команде ракета выпрямляла курс к цели.
Гироскоп - это быстро вращающийся маховичок. Главная «заморочка» в том, что этот маховичок держал неподвижно свою ось в пространстве, как его не крути. Именно это свойство и было необходимо для корректировки курса ракеты.
Моя задача была разными хитрыми испытаниями, доказать его пригодность для главной цели.
Одновременно с вознёй над этой штукой, происходило знакомство с новым коллективом.
Удивительно, что в испытателях «ходили» девушки. Некоторые даже очень красивые. Мужское «население» составили я и парень техник. Ну, и конечно – заведующий лаборатории.
Вам приходилось видеть девиц в окружении вольтметров, осциллографов и других электронных приборов, окутанных проводами и кабелями?
Вот! И я наблюдал это зрелище впервые. Красивая женщина в обнимку с осциллографом –картина совсем не совместимая!
К моему письменному столу, примыкал другой стол, где лицом к моему лицу сидела красотка.
- Меня зовут Наталья! А тебя как?
- Да Юрий я!
- А что ты такой испуганный?
- Скорее озадаченный!
- Чем это, позволь спросить?
- Да вроде испытательная лаборатория, а тут так много девушек!
- А ты, что – женоневастник!
Я постарался убедить её, что совсем наоборот. Просто на флоте женщину увидеть – уже праздник. Наталья весело рассмеялась – «Вот и будет тебе праздник каждый день».
Как потом выяснилось, моя виз-а-ви была неформальным лидером женской части коллектива испытателей.
Женская группа часто окружало Наталью для совместного вязания, обсуждения моды, сплетен про начальство.
При появлении на горизонте начальства, кружок мгновенно распадался и девицы со страшно озабоченными лицами, начинали возиться с приборами.
Какая была эффективность такой работы, мне неизвестно.
Наташа была очень красивой женщиной, но только до пояса. Ниже пояса к ней был приделан широкий таз, с корму торпедного катера. От таза вниз шли очень мощные ноги.
Женщина карикатурность своей фигуры знала и, конечно, очень переживала. Поэтому при каждом удобном случае, она садилась за стол. В результате над столом возникал бюст римской красавицы.
Неформальным лидером Наталья стала за очень резкие суждения, умные мысли, и способность острым язычком, мгновенно поставить на место нахалов.
Её симпатия ко мне мгновенно испарилась, когда я на свою беду, позволил над ней грубо пошутить. Наташа неделю болела, а когда вышла на работу, то я, увидев её в коридоре, глупо высказался:
- А вот и Наташа с ПОХУДЕВШИМИ ногами.
Что тут началось!
Натаья мгновенно превратилась в яростную фурию. Конечно же я ударил по самому чувствительному месту женщины –назвав громко недостаток её фигуры. И я превратился во врага, которого надо уничтожить не злым, но ехидным словом!
Спас меня от её гнева переход в группу исследователей!
5. ИНЖЕНЕР ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
Эта группа стала самым загадочным коллективом КБ,
Возглавил её кандидат технических наук. Перешёл он к нам из электронной промышленности.
Зачем и для чего он пригласил меня к себе, уже старшего инженера, до сих пор не понимаю.
Сам кандидат наук производил впечатление человека не от мира сего. Таким же был и его ближайший помощник. Третьим был я, а вот четвёртым стал странный парень Володя.
Он обычно не ходил, а как-то бегал в припрыжку. Один раз я видел, как подпрыгивая, он гнал впереди себя консервную банку. Добежав до проходной, он ловко загнал её в мусорную урну и мгновенно напустил на себя деловитый вид.
Наши столы находились рядом и мы постепенно стали общаться.
Володя меня удивил несказанно, когда сказал:
- Я хожу на курсы английского языка!
Этим он удивил нас всех. Даже странный наш руководитель, отвлёкшись от своих загадочных мыслей, удивлённо спросил:
- Володечка! А на хрена тебе это надо?
- Как на хрена? Пригодится!
- После твоего допуска к секретным материалам, будешь сидеть на Родине до скончания века. Где твой английский пригодится?
Следующий раз, Володя достал огромный плакат с флагами разных стран. И на спор, стал по флагам отгадывать страну. Ни разу не ошибся.
Все эти его «странности» стали понятны, когда Володя вдруг перешёл на работу во Внешторг. Там ему и английский язык и флаги пригодились.
Что касается эффективности работы группы «исследователей», мне так до сих не ясно. Четыре нехилые зарплаты, вылетали в «трубу», без всякой пользы для ракетной промышленности.
Нет вру!
Один раз наш руководитель принёс и показал нам где-то, кем-то, выкраденную рулевую машинку американской ракеты «ГРЕМУЧАЯ ЗМЕЯ»!
Вся хитрость заключалась в том, что машинка работала на пороховых газах. Попытка воспроизвести её конструкцию в цехах нашего опытного производства, кончалась «пшиком».
«Пшик» заключался в том, что рычаги этой штуковины нашего производства, от пороховых газов ломались. Прямо как спички.
Начался мозговой штурм нашей группы. Кандидат наук писал длинные математические формулы. Его зам, чертил графики. А мы с Володей вертели блестящую штуковину и удивлялись – почему у них не ломается, а у нас ДА!
«Штурм», закончился докладной руководству КБ с формулами, графиками и выводом – «Пока наше производство не может сделать подобие, американскому образцу» - проще говоря НЕ МОГЁМ!
Когда этот вывод прочитал главный инженер производства, он выматерил и формулы, и графики, встал и ушёл, что-то бурча под нос.
Через несколько дней – отечественная машинка стала работать. Как, почему, что придумали?
Ответ оказался очень простым. Главный инженер лично встал за управлением прессом, упрочнил материал рычагов и всё! Уметь, понимаешь ли, надо! Дело мастера боится! И так далее.
Вскоре после этого фиаско, я сгрёб «манатки» и перешёл на работу в Министерство электротехнической промышленности. Скучно мне стало работать в этом КБ!
6. Я И СПУТНИК «МЕТЕОР»
В Министерство меня взяли для координации работы по созданию первого метеорологического спутника Земли.
Чиновники этого Министерства лежали в глубоком обмороке от такого задания Партии и Правительства. Как производить лампочки накаливания и аккумуляторы , чиновники знали. А тут космический спутник – мама родная!
И вот появился я. Бывший военный моряк со вторым авиационным образованием, с опытом работы в конструировании ракет.
– «Заходите дорогой. Мы вас давно ждали! Координируйте разработку этой «зверюги» - спутник, да ещё для погоды. Да! Между прочим! Если не получится – виноваты будете ВЫ!».
В СССР у чиновников так повелось – ГЛАВНОЕ НАЙТИ РЫЖЕГО! А мы пока в окопе отсидимся!
Боюсь, что ничего не изменилось и по сию пору Это ЗАРАЗА на генетическом уровне!
И я погрузился в интереснейшую работу.
Силами ряда НИИ этого Министерства, спутник, «кровь из носа»: сконструировали, изготовили и запустили в небеса
Не знаю как спутник повлиял на прогноз погоды в СССР, но летал и слал на Землю информацию про облака и грозы.
Сейчас про такие спутники ничего не слышно. Неужели и это «вылетело в трубу»? Где денежки – АУ?
Вся эта работа, оказалась трамплином для моего «затяжного» прыжка в Минвнешторг. Именно МЕТЕОР, подкинул меня в объятия Внешторговских кадровиков, где я и проработал без малого двадцать пять лет.
Между прочим, именно наше КБ, в том числе, создавало Лунную тележку. Помните? Она долго по Луне ездила, а кабевские ребята хорошо на этом заработали.
Может Миша ухитрился на этой тележке заработать на новую машину?
А что? Вполне мог! На этапе производства, в КБ приезжали зам министры и говорили – «Сколько вам заплатить, чтобы вы сделал завтра утром?». Ребята называли сумму и к утру делали!
Поручение Партии и Правительства министры выполнили!
А с женой, так за пять лет и не родившей ребёночка, мы расстались.
Создано
Юрий Елистратов
Москва
30 апреля 2013 г.
Рег.№ 0118485 от 18 мая 2013 в 10:54
Другие произведения автора:
Часть 3 ОДЕССИТКА ВОТ ОНА КАКАЯ,,, - морские рассказы
Нет комментариев. Ваш будет первым!