Наталина

26 сентября 2014 — лина Иванова

       Из цикла « Истории жизни»  

                    От автора      

    Эта история не является автобиографической повестью, правда и вымысел здесь  тесно переплетены.       

 

                                                 Посвящаю светлой памяти Лины Кавальери

                        Наталина

                          27.05.2012

 

 

       Чудный голос Наталины Корелли  завораживал слух посетителей кафе-шантана  в центре Парижа. Они частенько заходили сюда, чтобы услышать ее. Кабаре украшали ковры, картины малоизвестных художников, головы оленей. Зал был обставлен мебелью семнадцатого века, стены отделаны ореховыми панелями, с толстых потолочных балок свисали фонари.

  Одета Наталина была в шикарное платье, расшитое стразами. Она  пела мелодичные куплеты любовных  неаполитанских песенок, втайне  мечтая о большой сцене. Все свои выходные она посвящала работе над развитием голоса. В детстве учитель музыки, живший по соседству, услышав ее, предложил бесплатно дать несколько уроков пения. С тех пор  у нее появилась цель в жизни – стать оперной примадонной.  По ночам в страшных снах Наталине  снились строгие монашки из приюта Римской католической церкви, куда ее в пятнадцать лет определило государство после гибели ее родителей на пожаре.

     Этот чудный цветок Италии выступал перед  полупьяной, развязной  публикой.  Один лишь горячий поклонник Наталины  не ел и не пил, а заворожено смотрел на предмет своего восхищения. Несмотря на « низкое» происхождение юная итальянка обладала благородными чертами лица, величавой и в то же время изящной фигурой. Отличная грация и артистический талант выделяли ее среди певичек шантана.

     Кто же  был этот поклонник? Станислав Добржанский, выходец из старинной дворянской семьи. В 1901 году он  был выпущен из Морского корпуса Царского Села мичманом и командирован на родину в Севастополь. В 1905 году  окончил Санкт-Петербургский учебный воздухоплавательный класс. В конце 1908 года русский офицер прибыл в  Париж - авиационную столицу мира тех лет и законодательницу мод в авиации- для обучения и получения диплома пилота. Гуляя по улицам Парижа, Стас совершенно случайно купил открытку с изображением высокой, стройной брюнетки. Его поразили природное изящество девушки, глубина ее прекрасных темных глаз. Незнакомка напомнила ему доброго ангела из рождественской сказки. И он решил отыскать ее, во что бы то ни стало.

   Теперь, слушая ее, Стас понимал, что Наталина  не только похожа на ангела, но у нее и ангельский голос. Сегодня он послал ей в гримерную огромную корзину алых роз с запиской на французском  языке: « Жду вас  завтра около пяти вечера на мосту, дивная роза».

   Конферансье в сером сюртуке, застегнутом на все пуговицы, черном галстуке, вышел на подмостки кабаре и  громко объявил:

- Наталина Корелли! Звезда нашего шантана!

   Публика, стоя, дружно рукоплескала.

 

                                                             ***

- В Мессинском проливе наблюдается сильный скачок  плотности между соленой водой Ионического моря и опресненной водой Тирренского моря. Когда скорость попутного ветра возрастает, в проливе возникают волны высотой до шестидесяти метров. В северной части пролива есть сужения, где они выходят наружу, вызывая сильные водовороты. Эти места  называют  Сцилла и Харибда. Послушайте, как о них писал Гомер в своей « Одиссее»:

В страхе великом тогда

 проходили мы тесным

                       проливом;

Сцилла грозила с одной стороны;

 а с другой пожирала

Жадно Харибда соленую влагу:

 когда извергались

Волны из чрева ее, как

в котле, на огне

раскаленном, - говорил с увлечением  Стас Добржанский,  держа за руку Наталину на мосту через Сену.

    У Стаса внутри кипела непреодолимая страсть обладать этой удивительной красивой женщиной, а он говорил совсем о другом.  Его голос звучал мягко. Невысокий брюнет с курчавыми волосами и гордой осанкой умел произвести впечатление на женщин  внешним лоском, манерами. Стас ожидал чего-то в будущем, жил настоящим,( поставить точку запятой) рано лишившись родителей, надеялся только на себя. В детстве Станислава в основном воспитывал гувернёр-англичанин, оказавший самое сильное влияние на его судьбу. Именно он прочитал мальчику романы Жюля Верна «Таинственный остров»  о полёте на воздушном шаре и « 20 000 лье под водой» о капитане Немо. С того времени Стас мечтал о море и не просто о море, а о полетах над морем.

   Во Франции Станислав устроился в авиашколу, созданную братьями Райт под Парижем. Много времени проводил на аэродроме Жювизи под Парижем.

        Наталина никогда не слышала о Гомере, ничего не знала об его « Одиссее». Но ей так приятно было слушать Стаса. Она не сводила с него влюбленных  глаз. Любовь жила в ее сердце чистая, настоящая.  Чем она могла похвастаться перед ним, умным и образованным мужчиной с чистой душой и горячим сердцем?  Только своей необыкновенной красотой, которая с каждым днем расцветала все пышнее и пышнее. В юности она  победила в конкурсе красавиц  во время римского карнавала и удостоилась  титула королевы красоты. О том, что нужда заставляла ее в детстве торговать апельсинами и фиалками на улицах Рима, Наталина предпочитала умалчивать.

      За три короткие встречи Наталина успела  влюбиться в Стаса без памяти. Она раскрыла ему свою тайну о семилетнем незаконнорожденном сыне Леоне, отцом которого был  друг хозяина кабаре. Месье Жан  воспользовался своим могущественным положением и принудил Наталину  к интимным отношениям.   Малыш жил  в пригороде Парижа в семье ее подруги Николь. У Николь было двое дочерей, и она давно мечтала о сыне. Наталина помогла ей осуществить ее мечту. Молодая певица навещала малыша раз в месяц, под видом дальней родственницы его матери.

    Русский офицер и красавица- певица   встречались почти  каждый день. Стас дарил ей огромные корзины роз в гримерную, передавал конфеты.  Через месяц их знакомства Стас сделал ей предложение и она согласилась.

 

                                                           ***

- Стас, милый, все будет хорошо, - еле сдерживая слезы, шептала Наталина, сидя у изголовья любимого в госпитале на окраине Парижа.

    Она навещала больного каждое утро и просиживала у его постели до полудня. Созерцание красоты любимой придавало Стасу сил.

     В апреле  1909 года Станислав  Добржанский совершил свой первый самостоятельный вылет на  аэроплане »Райт». Первый полет длился недолго: из- за неправильного движения рулями Стас опустился слишком резко и довольно сильно расшибся. Пострадал и аэроплан. Физически здоровый, крепкого телосложения, хороший спортсмен Станислав  Добржанский сумел быстро оправиться от ран и ушибов.  Через месяц  он вновь устремился в небо. Небо манило его необъятной далью, открывало невиданные ранее пейзажи. Поднимаясь ввысь, Стас чувствовал себя одновременно  неземным существом- сыном Солнца и  человеком – птицей.  Железная воля и неукротимая энергия – главные черты характера любимого Наталины.

    Ему еще не раз пришлось падать, расшибаться и ломать аппараты. Но он не унывал... Чинил поврежденные аппараты и снова предпринимал полеты.

     Несмотря на отсутствие диплома пилота, Добржанский   принял участие в авиационных соревнованиях в  Каннах, по итогам которых  в июле 1909  года комиссар аэроклуба Франции выдал ему диплом пилота-авиатора.

    Наталине пришлось  отказаться  от карьеры певицы ради любви. Потому как  русский офицер, женившийся на актрисе, принужден был оставить службу по законам царской России.  В начале августа 1909 года венчание Наталины и Стаса  происходило в русской церкви св. Александра Невского на улице Дарю в Париже. Наталина Корелли приняла православие. С тех пор Стас называл ее Наташей.

 

                                                ***

- Плачет Наташа по ночам, белугой воет, а днем грустная такая, что-то не по-нашему целый день напевает у себя в комнате. Выходит только к обеду в столовую. Сама мучается и меня мучит. Устала я, Стасик,- вполголоса жаловалась внуку  Аполинария Аристарховна, единственная родственница Станислава.

- Стоило мне на две недели покинуть чудесный цветок Италии и он завял на берегах Днепра, - тяжело вздохнув, с иронией произнес Стас

     После того как его родителей убило молнией во время морской прогулки на лодке, бабушка Поля  заменила ему и отца, и мать. Милая старушка всегда старалась окружить его теплом и заботой, в то же время следила, чтобы он соблюдал строжайшую дисциплину во всех своих делах.

     Стас очень любил свою бабушку. Святость и любовь всегда жили в ее сердце, в ее легко ранимой душе. Именно она научила его жертвовать собой во имя других. Неудивительно, что медовый месяц бравый авиатор решил провести в доме бабушки в Херсоне, небольшом провинциальном городке на юге Малороссии, родине своей матери. Однако по делам службы ему срочно пришлось уехать в Севастополь и прервать брачную идиллию.

       Пытаясь скрасить свое одиночество, Наталина любила проводить время во флигеле в глубине сада. Ее комната была заставлена вазонами с фуксией, любимыми цветами бабушки мужа.  Вечером в саду стоял резкий осенний воздух. В то время как Аполинария Михайловна  с упоением читала в постели польские романы Крашевского, Наталина  гуляла  по саду и распевала оперные арии. Девушка не смогла распроститься с желанием распевать. Она представляла себя на сцене театра в Лиссабоне, исполняющей  партию Тоски в опере ее соотечественника  Пуччини.  Это был ее любимый композитор. Несчастная любовь Флории и Марио не могла оставить певицу равнодушной. Наталина  мечтала выразить перед зрителями весь трагизм последней сцены, когда Флория бросается с крыши замка вниз.

      Наталина тяжело переживала свой  переезд в Россию, ей не хватало ее любимых апельсин, простого общенья, музыки, шума и веселья. Тихая жизнь не для нее! Королева подмостков  жаждала славы, толпы поклонников и громогласного рукоплескания, признания ее таланта.  Она так и не смогла выучить русский язык, знала только простые слова: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и до свидания.

 

                                                       ***

 

        С благоговейным трепетом Стас поглаживал  рукой нежную кожу на обнаженном бедре любимой. Он искренне  восхищался совершенством линий ее тела. « Ты – настоящая богиня!», - говорили его глаза.  Но отсутствие красноречия лишало его возможности высказать свои мысли вслух. Молодые супруги жили  в одном из номеров  петербургской гостиницы. Станислав  хотел скрыть свою Наташу   от театра и столицы. Не вышло! Благоухающий цветок Италии требовал экзотических условий! Станислав   преподавал в Санкт-Петербургском  учебном воздухоплавательном  классе, его любимая жена  начала брать уроки оперного пения  в школе Мадалены Мариани - Мази, знаменитой итальянской певицы, которая приехала в Петербург в 1888 году  на гастроли, да так и осталась в Северной столице, затем переселилась в Царское Село, где открыла курсы пения. Наталина   решила  профессионально освоить сложнейшую технику бельканто. 

 

                                                                                ***

     Обливаясь горькими слезами, Наталина в траурной одежде полулежала на диване, где всего лишь месяц назад предавалась любовным забавам с горячо любимым мужем, ныне покойным. Прошла   неделя с похорон Стаса. Он погиб летом 1910 года в Севастополе  после неудачной попытки оторваться от морской поверхности на поплавковом варианте аэроплана «Антуанетт». Похоронили Станислава рядом с могилой его  родителей  в Херсоне возле церкви Всех Святых.

      В двадцать семь лет Наталина  стала  вдовой.

    С тоской в сердце Наталина взяла с туалетного столика  фотографию любимого. Элегантно одетый молодой человек, стоявший  у края гондолы воздушного шара  с очень довольным и независимым видом, смотрел на нее. Пять лет назад Станислав по зову сердца  был  в Женеве на  Национальной  промышленной выставке. Там  его внимание привлек  огромный аэростат. Желающие могли за несколько франков занять места в гондоле корзине, и воздушный шар  поднимал их на два три десятка метров к облакам. Шар  постоянно рвался ввысь, с трудом сдерживаемый тросами. Стас, любитель острых ощущений, занимал место в гондоле несколько дней подряд. И даже сфотографировался. Эту фотографию он отправил бабушке  в Херсон. Апполинария  Аристарховна  подарила ее Наталине на прощанье. Еще у Наталины осталось два письма от любимого.  Одно из них начиналось словами: «Ma bien douce amie, je ne pense quau bonheur d’être auprès de toi...» 1

1 Мой нежнейший друг, я только и думаю, что о счастии быть около тебя (франц.).

 

     Наталина несколько раз пыталась дочитать его до конца, но слезы застилали глаза. Душа разрывалась от боли. Что у нее осталось от него?! Одни лишь светлые воспоминания!

                                                        ***

- Моя милая орхидея, вы очаровательны! Дитя мое, вас ожидает блестящее будущее . Будьте моей женой, одно ваше слово  и перед вами откроются залы не только петербургского     « Аквариума» , но и  Ла-Скала , - голосом полным страсти молил о взаимности Наталину сам "король баритонов и баритон королей", известнейший итальянский певец Маттиа Баттистини. Он любил Россию большой любовью и пел в ней уже долгое время.

     Менее года понадобилось Мариани - Мази и ее ученице для постановки голоса Наталины.  Профессор пения сделал из ее скромного голоса вполне профессиональный оперный голос,  с определенными техническими достоинствами.

     Однажды во время урока пения в комнату вошел Баттистини, красивый мужчина с пышными усами,  и не смог устоять перед чарами красавицы Наталины.

- Мы можем быть лишь друзьями, -  сдержанно добродушно ответила Наталина, чувствуя необычайную  силу своей красоты.

 - Я согласен, - громогласно ответил маэстро.

      В то же мгновение Наталина поняла, что обрела то, чего ей так долго недоставало. Протекцию! Живое  рекомендательное письмо!

    « Король баритонов» стал ее другом. Маттиа Баттистини  впервые  назвал ее Линой. Дебют Лины Корелли как оперной певицы состоялся в  конце 1910 года  в Лиссабоне, как она и мечтала. Но это выступление закончилось полным провалом: зрители свистели и топали ногами, а на следующий день газеты напечатали ужасные рецензии.  Лина еще усерднее принялась за занятия. Слова « Никогда не сдаваться « стали главным девизом ее жизни.

       Уже через два месяца состоялось успешное выступление Корелли  в качестве оперной примадонны в  Санкт-Петербурге. «  Какая чудная у нее мимика! Сколько музыкальности и темперамента в ее фразах!» - шептала респектабельная публика в зале.  Ее успех  в опере Верди «Травиата» был  ошеломительным! В конце представления зал разразился овациями.  Лина  тут же получила ангажементы на будущий год от московского импресарио Шарля Омона и Георгия Александрова, владельца фешенебельного петербургского «Аквариума». Влюбленный маэстро Баттистини  руководил ее оперной карьерой, неоднократно выступал с ней в спектаклях.

     Голос Лины Корелли  креп, игра на сцене становилась все более привлекательной, драматичной, захватывающей. Число поклонников росло. Ей рукоплескали в Милане, Петербурге и Варшаве. Имя Лины  Корелли  на афише гарантировало стабильный   доход   антрепренерам. Восторженные студенты носили ее на руках: от вокзала до гостиницы и от гостиницы до театра. Лина опровергла  «старую истину», что красивая женщина не может быть талантливой...

                                                              ***

 

    Начало декабря  1911 года. Метрополитен-Опера в Нью-Йорке.  Зал переполнен. Публика гудит.  Это  благоговейный почтительный шум. Наконец, появился дирижер, послышались первые звуки увертюры. Поднялся занавес. Лина уверенно вышла  на сцену.  Несколько реплик, речитатив, одна-две музыкальные фразы... Впереди  большая ария  княгини Федоры Ромазовой. 2 Зал замер в предвкушении чарующих звуков.

2 опера  Умберто Джордано "Федора".

     Зрители тысячью глаз следили за Корелли. Один из мужчин в зале  ловил ее  улыбку и сам улыбался, радуясь каждой ноте. Это был эксцентричный миллионер Роберт Чендлер из аристократической семьи. Коммуникабельный мужчина в расцвете сил лет сорока. Он был художником и мечтал рисовать эту прелестную женщину с натуры. Ее  фотографии печатались на обложках журналов, тиражировались на тысячах почтовых открыток. Лина активно снималась для рекламы шоколада, папирос, граммофонов, мыла Palmolive. Журналисты называли ее» красивейшей женщиной мира». Так что Роберт заочно влюбился в нее. Последний  поцелуй, который Лина отдала на сцене своему партнеру по спектаклю  знаменитому оперному певцу Энрике Карузо, был настолько феерическим, что вызвал приступ ревности у Роберта Чендлера. Лина  не только на сцене, но и в жизни вдохновенно играла роль «роковой красавицы»! Обаяние ее прелести было очень велико!

 

                                                    ***

 

- Дорогая, я хочу нарисовать твой портрет во весь рост и подарить его тебе, как все мои имения, - восторженно говорил влюбленный миллионер.

    Наталине нравился его мягкий, глуховатый говор, острый, ироничный взгляд его темных глаз. Впервые после смерти Стаса она почувствовала рядом с собой мужчину.

  -   Я  люблю живопись, но не люблю позировать. Ужасно скучно сидеть долго в одной позе. Вы напрасно думаете, что меня мало писали. С меня писал портрет известный Больдини, писал Бакст и много других художников, - искренне отвечала Наталина своему поклоннику.

      Ее голос дрожал. Бурная страсть сжигала до пепла ее душу. Она желала познакомиться с его родителями, чтобы поблагодарить их за воспитание такого замечательного сына. Но они умерли еще в прошлом веке, один за другим от пневмонии. Рядом с Робертом Наталина мечтала о тихой жизни.   Она будет выгуливать  своих собачек, кататься  на яхтах, обсуждать  светские сплетни. Одним словом, жить «скучнейшею жизнью обыкновенной жены миллионера».

     Через неделю ее бурный роман с Робертом достиг апогея и они подписали брачный контракт,  согласно которому Лина Корелли  владела всею недвижимостью, принадлежащей ее супругу: четырьмя особняками в Нью – Йорке и двумя имениями. Щедрость Чендлера не знала границ! Еще через неделю Наталина застала дорогого Роберта в объятиях натурщицы. На следующий день Наталина отправилась в Россию под крылышко ее « пожизненного» обожателя  Баттистини. Даже « красивейшие женщины мира» не застрахованы от измены!

 

                                                         ***                       

       В крестьянском  сарафане, вышитой рубахе  и отороченном мехом кафтане Лина Корелли  блистала на сцене в « Гранд-Опере «  в Париже. Она играла роль Стефании, русской дамы полусвета,  в опере «Сибирь» итальянского композитора Умберто Джордано.  Это было  в начале июня 1912 года.  Стоя за кулисами, известный художник  делал  наброски. Красота Лины расцветала все больше и больше. Лину узнавали везде и всюду, открытки с ее изображениями раскупались за пару секунд, выстраивалась очередь за ее автографами, поклонники заваливали артистку - модель цветами.

        Лина Корелли  всегда очень тщательно готовила свои партии не только в вокальном плане, но и в плане создания зрительного образа своих героинь — она всегда была требовательна  к костюмам, прическе, гриму. На этот раз художник по костюмам Пэншон выбрал довольно странный наряд для ее героини. Также ей пришлось изменить свою знаменитую прическу, которую пытались копировать  многие женщины Европы. Ей уложили волосы подобно  прическам певиц  из малороссийских хоров, которые выступали в петербургских увеселительных садах – венец из кос.
     Сердце Лины пело от радости.  Она снова влюбилась!  На этот раз ее возлюбленным стал  любимец парижской публики, солист «Гранд-Опера», красавец-тенор Люсьен Морран. Он играл с ней на сцене и ее душа замирала от счастья. Наконец-то  она полюбила человека близкого ей по духу – актера.
     Как Люсьен обратил на нее свое внимание в толпе поклонников? Он  кричал, свистел и топал от восторга. Однажды великий певец перелез через ограждение и пробрался в оркестр, чтобы подобрать брошенный красавицей цветок. Такой подвиг не мог остаться незамеченным Наталиной. Люсьен был на два  года младше ее и женат на французской оперной примадонне, но это ничуть не смущало Лину. Она хотела жить и любить сегодня!

       В конце 1912 году Наталина Корелли официально оформила развод со своим мужем-миллионером. А в начале 1913 года она  вышла замуж за Люсьена Моррана.

 

                                                       ***

 

     «Если желаете оставаться красивой, цепляйтесь всеми силами отчаяния за уходящую молодость. Залог сохранения красоты – ведение здорового образа жизни: соблюдение режима дня, правильное питание, ранний отход ко сну. Следует больше бывать на природе, заниматься спортом и по возможности не переутомляться. Всевозможные косметические процедуры должны приносить радость, а не восприниматься как тяжелая нудная обязанность. Самой полезной из всех процедур я  считаю массаж «, -  эти строки Лина Корелли бисерным почерком прилежно выводила на бумаге. Она готовила к изданию свою  книгу « Секреты моей красоты».  В этом  году она также планировала открыть косметический салон в Париже и слухи о предстоящей войне не беспокоили ее. 

     В ее кабинет чуть слышно зашел Люсьен, подошел к столу, обнял за плечи и шепнул  на ушко:

- Дорогая, мы опаздываем на съемки.

    На стене висел портрет Лины работы Больдини. На нем  она была изображена во весь рост  в  строгом черном  платье  и жемчужном ожерелье  на шее. Люсьен много раз сравнивал этот портрет с оригиналом и всегда считал оригинал красивее.

-  Люсьен, мы еще не успели обсудить рекламу к нашему фильму, - озабоченно сказала Лина, с трудом отрываясь от любимого занятия.

    Она собственноручно составляла снадобья для притираний и изучала состав косметических средств. Много времени оперная примадонна  проводила перед зеркалом в поисках нужного движения или жеста, так как считала, что они очень красят женщину и придают ей дополнительный шарм. Самой полезной из всех процедур Лина считала массаж.     

- Пустяки! Я уже придумал. Вот послушай! В самом начале на экране появляются титры:  «Синема-драма в пяти актах с прологом. Действие происходит в Риме в наши дни. Костюмы героини — последние парижские новинки фирмы Paquin». Затем на экране мы видим твою  виллу, три нитки жемчуга стоимостью в 2 миллиона франков и шиншилловое манто стоимостью в 250 тысяч франков. Ну как?! – с восторгом произнес  Люсьен.

- Прекрасно, милый! Я обожаю тебя! Ты гений! Браво!- Лина радостно захлопала в ладоши.

      Звездная пара выступала на театральной сцене в Париже и занималась постановкой киноварианта известной  оперы. Шел 1914 год. Звуковым сопровождением «синема-оперы» могло быть или треньканье местных пианистов, либо шипение граммофонной пластинки. Критики предсказывали фильму  провал: синематограф в то время  считался низким жанром. Однако Лина и здесь не прогадала: публика валом валила в электротеатры, чтобы увидеть на экране « красивейшую женщину мира».

     И Бог с ним, со звуком!

 

                                                        ***

 

      - Пить, пить, - жалобно просил раненый.

    Наталина незамедлительно исполнила его просьбу и тут же получила нагоняй от врача.  С началом  Первой мировой войны оперная карьера Лины Корелли завершилась. Она поступила служить сестрой милосердия в госпиталь на окраине Парижа, туда, где раньше лежал Стас. Воспоминанья тяжелым бременем навалились  на нее, она чувствовала себя растерянной. Люсьен ушел на фронт, Наталина недавно узнала, что беременна. В суете сует она вовсе забыла о своем незаконнорожденном сыне. Зарождение новой жизни в ее чреве заставило Наталину вспомнить о Леоне. Но она побоялась навестить его, посмотреть ему в глаза.

     День и ночь Наталина самоотверженно ухаживала за ранеными и молилась, чтобы эта война поскорее закончилась.

 

                                                                ***

     Люсьен, развалившись в кресле в своем кабинете, читал свежий номер  еженедельника « Тайм».  Вдруг двери кабинета  с шумом распахнулись.  Наталина, подобно фурии, влетела в комнату.

- Негодяй! Подлец! Ничтожество!- Наталина кипела от злобы.- Я все знаю о тебе и твоей женщине, незаконном ребенке. Ты регулярно встречался с певичкой из мюзик-холла. Нагло врал мне в глаза каждый раз, когда уходил к ней, -  Наталина  залепила увесистую пощечину мужу. И ей стало легче!- Вон из моего дома! Вон! Племенной жеребец! Твое место на конюшне, с кобылицами!  Я не желаю больше тебя видеть! Все документы оформит мой адвокат. Можешь не волноваться. Катись к черту, к своей певичке! – Наталина Корелли  задыхалась от ненависти. Столько лет она была жертвой обмана. Она верила  Люсьену как самой себе, доверяла, а он?! Подлец!!!

     Люсьен молча слушал жену, не находя слов в свое оправдание.

       В ту ночь Наталина  не спала. Вспоминала,  как с малюткой Элен на руках вернулась в родную Италию в 1915 году, чтобы сниматься в кино. Когда Италия  приняла участие в Первой мировой войне, Корелли  вновь отправилась в Соединенные Штаты, где она снялась еще в  четырех  немых фильмах. Она играла  в драмах роли вечной искусительницы, порывистой женщины. Бельгийский режиссер Эдвард Хосе стал ее лучшим другом.

      Люсьен успешно продолжил оперную карьеру в Бостоне, Чикаго. Он также появился под бурные овации на сцене  театра  Колон в Буэнос-Айресе. И все меньше уделял внимания ей и дочери. Рано или поздно их брак все равно бы распался.

 

                                                        ***

 

    7 февраля 1944 года Наталину Корелли разбудил гул приближающихся самолетов. Она находилась на вилле в окрестностях  Флоренции. Войска союзников уже третий день бомбили город. Наталине  не хотелось вставатьс постели, бежать в бомбоубежище.   Ночью ей  приснился Стас - ее единственная настоящая любовь! Он звал ее к себе, хотел совершить с ней полет над Черным морем.  Она почему-то  вспомнила, как  была в гостях у  Матильды Кшесинской, подарила  ее шестилетнему сыну  Вове свою фотографию, а тот  назначил ее командиром своего « обезьяньего полка». Это была самая высокая должность, которую он мог ей дать в игрушечном обезьяньем королевстве. Вова  очень любил плюшевые игрушки, у него было их несметное количество и в основном обезьяны. Сам он называл себя « обезьяньим королем». Как давно это было! Наталина  с грустью прослезилась.

    Многие люди меняются к старости до неузнаваемости, но Наталина Корелли удивительно походила на свои давние фотографии. Благодаря отличному знанию секретов красоты Наталина сумела сохранить былую прелесть и в пожилом возрасте. Скоро ей исполнится 70 лет. В  ее жизни было многое: деньги, успех, поклонники, череда лет, разворачивающаяся в непрерывном, блистательном напряжении.

        Она снова  вдова. Четыре раза была замужем.  С последним мужем  Паоло Павони она  познакомилась  в  Чикаго на своем 50- летнем юбилее.  Это был темпераментный итальянец с седыми волосами, вдовец, на пятнадцать лет старше ее. Он писал увлекательные вестерны, работал в журналах «Life» и «Vanity Fair», был членом нескольких литературных обществ. В молодости учился в Гарвардском университете с будущим президентом США Теодором Рузвельтом.  Под  влиянием мужа – писателя  Наталина  написала  книгу « Правда моей жизни». Паоло профессионально  отредактировал ее. Незадолго до начала Второй мировой войны они вернулись в Италию, Элен осталась в США.  С  началом войны Наталина, как когда-то в первую мировую,  добровольно работала сестрой милосердия в одном  из итальянских госпиталей. Всю свою нерастраченную на внуков любовь и нежность отдавала раненым.

   Гул самолетов становился все громче и громче. И вдруг… стекла в окнах разбились в дребезги, каменные стены виллы задрожали. Наталине в ужасе  показалось, что древний Везувий проснулся и изверг свою лаву, когда горящая крыша  дома падала на нее.

 

P.S. Авиационный снаряд во время союзнической бомбардировки разрушил дом Наталины Корелли. Казалось бы, все просто, однако вопрос в том, что данный район не был стратегическим военным объектом. Странно?! Может быть, это еще одна загадка истории?!

                                                                                                                                     26.09.2012 г.




 

 



 

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0177159 от 26 сентября 2014 в 23:18


Другие произведения автора:

по-русски

Две Софьи

Членские взносы

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 1632 просмотра
Владимир Винников # 29 сентября 2014 в 01:32 0
Прочитал с большим интересом, спасибо!
лина Иванова # 29 сентября 2014 в 21:30 0
спасибо за спасибо!