Заячья слобода возникла на месте поселения беглого люда во времена правления Алексея Михайловича Романова в канун рождения Петра Алексеевича (Петра I) среди бесчисленных рукавов истока Волги.
Окружающие леса и перелески, бескрайние малинники и комары – надёжно укрывали слободу от постороннего присутствия и позволяли ощущать относительную свободу.
Да и само поселение было разделено рукавами-полуостровами друг от друга.
Что сказалось и на общение между соседями.
Пытались, спустя полвека, совместными усилиями воздвигнуть
часовенку, но распри при выборе лобного места завели в тупик.
А построенная миром на скорую руку у въезда в слободу, при первой же грозе, сгорела. Место было-то ненамолено.
Это знамение и суета вокруг прокладки подъездной дороги к поселению от большака – вконец разобщили люд и положили начало хирению и распаду.
А с отменой крепостного права и вовсе поставили точку на его существовании.
В этот момент и объявляется в слободе дед Мазай, селится
в заброшенной избе и начинает сказочное житие.
Дело в том, что корневища от выкорчеванных деревьев вдоль прокладки недостроенной дороги, к тому времени присыпались землёй и поросли травой, а близкое присутствие людей отпугивало лесных обитателей, но только не зайцев.
В лабиринте корней они устроили свои норы и расплодились, да так что стали диктовать
свои условия поселенцам: что сажать, где и в каком количестве.
Люди посмеивались над ультиматумом. Но их число с каждым годом таяло, а полчище зайцев пополнялось, и когда сотня другая ушастых головорезов нагрянула на их владения – поняли масштабы бедствий.
А дед Мазай повёл совершенно иную политику.
Вооружившись топором, отправился в заячьи владения и стал обрубывать торчащие корневища из-под земли, как заготовку дров. Встревоженные стуком топора зайцы, выползали из нор и
вопрошающе глядели на человека. Беседа была недолгой.
Зайчиха выводила одного детёныша и отдавала его деду в учение…
По приходу домой Мазай выпускал зайчонка в палисадник и
приступал к муштре. За три месяца ученик осваивал азы:
- чтения, писания и рисования (по желанию: карандашом, в масле);
- нотную грамотность;
- навыками игры на барабане, бубне;
- художественному свисту.
Ежегодно четыре семинариста пополняли ряды заячьего ансамбля песни и пляски. Окультуренные – они быстро находили язык общения с людьми и не были столь агрессивными.
Да пришла беда. Приболел дед и надолго. Глаз не кажет.
Соседи засуетились, поохали, пожелали скорейшего выздоровления и удалились.
А зайцы переполошились ненашутку. Носят больному овощи и лечебные травы, но улучшение здоровья не наступает.
И тогда они пошли на крайние меры!
Благо и дата к очищению и перерождению подоспела.
И в ночь на Ивана Купалa грянул сводный заячий хор!
Вы слыхали, как поют дрозды?
А как соловьи заливают трели?
Но заячий хор – это сродни гимну жизни!
Набат барабанов, звон бубен под художественный свист - громом
покатился по слободе, треском по окружающим лесам, говорливой
волной по истокам Волги и вниз по течению по Руси-Матушке!
Перепуганные вороны подхватили весть и понесли её за тридевять земель!
И вспыхнули огоньки в окнах односельчан. Отражённые на водной глади рукавов, засияли бесчисленными кострами. В старину верили, что зажженный в ночь на Ивана Купалa огонь может повлиять на судьбу человека.
Не миновала участь пробуждения и Мазая.
И он открыл глаза и зашевелился.
А когда один заяц-пострел преподнёс ему штоф оковытой, что спёр
со скатерти-самобранки у перепуганных охотников, то заулыбался,
приложился к оной и выпил во здравие души!
А затем за зайцев и за нас с вами!
А чтоб жили и верили!..
Дед Мазай
1 апреля 2013 — Сергей Пилигрим
Рейтинг: +1Голосов: 11143 просмотра
Нет комментариев. Ваш будет первым!