Цепочки из нержавейки
ЦЕПОЧКИ ИЗ НЕРЖАВЕЙКИ
Одним из высших
шиков среди сержантов срочной службы морской авиации было ношение эскадрильских
ключей, при заступлении в наряд дежурным по эскадрилье, на сверкающей цепочке,
сделанной из нержавеющей стали. Один конец цепочки цеплялся к поясному ремню, а
другой к связке ключей, передаваемых в момент принятия дежурства. При этом
несколько звеньев должны были свисать из кармана с ключами. Цепочки появлялись
на широких аэродромных просторах неизвестно откуда. Они как бы материализовались
непонятно как. Тот, у кого сержанту удавалось изъять такую цепочку, обычно
молчал, как рыба об лед, когда его спрашивали, где он ее взял. И это были не
простые цепочки, скрученные из цилиндрических отрезков пружинок, применяемых в
качестве резинки в различных парашютоподобных устройствах, коими изобилует
современный самолет. Те были серыми, тусклыми и острыми краями своими цеплялись
за все, что попадалось, и рвали постепенно карманы.
Василю
Сиухину исполнилось 20 лет. Первый самостоятельный юбилей. И его надо было
достойно отметить. Так, чтобы это надолго запомнилось и ему, и его трем
друзьям-одногодкам: Андрею, Михаилу и Сереге. Они уже и подарок приготовили
ему. Шикарнейший дембельский альбом. В переплете, аккуратно обклеенном бордовым
плюшем. Первые четыре фотографии уже украшали его страницы. Бордовый плюш они
утащили из клуба части, куда его привез капитан начальник клуба на кулисы и
занавес.
И
оставался еще приличный кусок дефицитного плюша. Но и ему нашлось прекрасное
применение. Его удалось обменять на целый литр спирта в кислородке, где парни,
имея ограниченный доступ к спирту, потихоньку его воровали у прапорщика,
который, выспавшись после очередного возлияния, гордился и удивлялся своей
способности выпить так много.
Сиухин
служил уже второй год. Был дисциплинирован и исполнителен. От службы не отлынивал
и на службу не напрашивался, все, как положено. То ли совпало, то ли замполит в
эскадрилье внимательный был, но на утреннем построении командир эскадрильи
приказал Василю выйти из строя, поздравил с днем рождения и зачитал приказ
командира полка о присвоении матросу Сиухину звания младший сержант. Все
складывалось просто замечательно. И он
тогда еще подумал, что его теперь будут назначать дежурным по эскадрилье. И
хорошо бы достать сверкающую цепочку из нержавейки, желательно длиной около
метра. Чтобы стать напротив сержанта Васичкина, отравившего ему первый год
службы и готовящегося к дембелю, и покрутить связкой ключей в воздухе, а цепочка,
чтобы жужжала и сверкала.
Закуску
и гидроколбасу* ребята в военторговской столовой приобрели, под куртки запихали
и на стоянку пронесли. Решили ужин пропустить и вместо него юбилей
отпраздновать. Вот только где? В расположении части и думать забудь. Новый
замполит полка в борьбе с неуставными взаимоотношениями все лишние перегородки
и кандейки уничтожил. В эскадрилье каждый человек, как страус на плацу, виден.
На природе – холодно: не май на дворе. И тут Андрюхе гениальная мысль в голову
пришла:
–
А давайте в самолете побалдеем.
–
Это как? Их ведь под охрану сдают.
–
А вот так. Заберемся перед уходом всех с аэродрома в кабину самолета. Привяжем
тросик заземления к трапу. Спустим трап на землю. Со стороны будет смотреться –
во! Трап, как положено, возле передней ноги лежит, трос заземления на бетоне.
Наш стартех никогда самолет не опечатывает. В падлу ему лезть наверх. Мы
входной люк закроем. Никто и не догадается, что мы там.
Действительно,
в Ту-95 места много. Кабина большая. И все самолеты на стоянке в длинной
шеренге однообразно стоят. Ничему израильско-египетская война не научила. У
каждого возле переднего колеса трап лежит. От каждого люка к бетону тросик
заземления опускается. Входные люки в нише передней ноги закрыты и, по идее,
опечатаны должны быть. Да кто там лазить будет и в темноте опечатывать? И так
сойдет.
Вот
наши друзья залезли в кабину «своего» самолета, все, как говорилось, сделали и
как мыши сидят, шепотом разговаривают. Через блистер радиста стоянку
осматривают: все ли ушли?
Когда
на стоянках затихло – осмелели. Фляжку со спиртом достали. Развели по соточке.
Газетку на люке постелили, колбаски, хлеба нарезали. Пожелали имениннику
счастья, скорейшего дембеля и крепкого здоровья. Выпили, закусили. За день
проголодались, да и молодые парни: нежевано летело.
Тут Мишаня,
который на парашюте сидел, зацепился за что-то. А оно нежно так звякает. Глянул
вниз – посверкивает:
– Мужики,
гляньте! Вот откуда пацаны цепочки дербанят. Они, оказывается, к парашютам
пристегнуты.
– А ну глянь.
На других тоже есть?
– Ва! Да на
всех, и на каждом по тридцать сантиметров цепочки.
Миша тут
предложил:
– Давайте
надергаем цепочек и Василю на день рождения сержантскую цепь слепим. Он же у
нас теперь сержант.
– Давай,
только чтобы он не борзел слишком.
– Слушай. А
для чего эти цепочки на парашютах? – остановил друзей осторожный Серега. –
Может, они для чего-то важного?
– А, понты
одни. На фига к парашюту цепочки? Парашюту купол нужен и стропы. А цепочка
только вес увеличивает.
Не зря Серега
парней убеждал не трогать цепочки. Да разве послушают. Подпили – и море им по
колено. Ни за себя, ни за других не страшно. Стали цепочки выдергивать. Они
легко и одинаково со всех девяти парашютов отрывались. Сложили их вместе. Целая
куча сверкающих звеньев получилась. Василю отдали. Он поблагодарил и в карман
наколенный сложил их всех, чтобы потом в казарме целых три цепи слепить.
Серега головой
крутит. Послышалось ему тихое шипенье. Да снаружи ветер, как обычно в это время,
дует. Ребята разгалделись. Он и успокоился. А зря.
Это тихое
шипенье страшнее змеиного было. Это кислород из резервных кислородных приборов,
что в парашюты уложены, выходить начал. Кислород, рассчитанный на 10 минут
дыхания летчика, покинувшего самолет на большой высоте. Чтобы пока до плотных
слоев опуститься, не задохнулся в разреженной атмосфере.
Ту-95 и на
больших, до
Положил
Василек цепочки в карман да и предложил хлопцам перекурить после трудов
праведных. Я уже писал, каково курить в перенасыщенной кислородом кабине, в
рассказе «Цена прохлады». Тут почти то же самое произошло. Только кислорода
больше было. Тут не пожар, а взрыв произошел.
Силы взрыва не
хватило чтобы самолет на куски разнести. Только то место, где кабина радиста
начинается, шарообразным стало. Я этот самолет потом видел. Кабину отстыковали
и на завод отправили. А остальной самолет потом еще года два простоял. Все
остальное у него целым осталось.
А что с
парнями стало… Не видел, врать не стану. А могилы их на городском кладбище рядком
расположили. И что они от глупости своей погибли, на могилах не написали. О
мертвых плохо не говорят
___________________________________________________________________________
* Гидроколбаса (ав.сленг) – напитки
для запивания спирта, как правило, обычная вода.
Рег.№ 0156219 от 14 февраля 2014 в 08:39
Другие произведения автора:
Два звонка для Ивана Дашкова (9) продолжение
Нет комментариев. Ваш будет первым!