Порой удивительно становится от того, как легко многие люди осмеливаются судить о том, чего не знают и не понимают.
И чем меньше такой человек понимает, тем с большей лёгкостью и настойчивостью берется судить о предмете ему не ведомом. Я это называю воинственное невежество.
Однажды довелось мне в поезде общаться с одним их таких экземпляров, вернее даже сказать, с одной, ибо это была дама, как говорят о них в народе, бальзаковского возраста.
Не скрою от вас, уважаемый читатель, что имею некоторые слабости, особенно к общению во время долгой и нудной поездки под монотонный стук колёс.
А началось всё весьма банально, мы с женой, разгадывая сканворд, озвучивали задания вполголоса, дабы участие в процессе было обоюдным.
И тут вдруг на прочитанное мной «естественное общественное объединение» вмешалась наша соседка по купе с подсказкой «нация». Я, машинально, не поднимая глаз от газеты, отпарировал, что это не естественное объединение, а естественное – этнос.
Соседка оказалась не простой крестьянкой, а целым доктором каких-то там наук, и аргументировала свою подсказку тем, что некогда защитила по этой теме аж целую диссертацию.
И тут как говорится «Остапа понесло», ну «не могу я не сделать доброго дела» как говаривал некогда Ас Пушкин, а в «добрых делах» рубания с плеча правды матки он действительно был Асом, за что, собственно, и был застрелен не оценившим его благих намерений Дантесом.
- А Вы действительно считаете, что например, такая нация, как американцы, образовалась естественным путём, а не искусственно? Ведь некогда европейцы «завоевали» этот континент, уничтожив естественное общественное формирование краснокожих аборигенов, – поинтересовался я.
Я понял, что вопрос поставил даму в тупик, ибо она, вместо ответа начала было рассказывать о том, где и какие лекции она прочитала за последние полвека.
- Или, вот, допустим русские? Ведь русскими те же америкосы называют всех проживающих на территории России, причём вне зависимости от национальности? – я попытался направить нашу беседу в первоначальное русло, но услышал от продолжавшей по инерции повествовать о своих достижениях бальзаковской дамы ещё одно интересное слово «социум», и спросил:
- А как Вы понимаете слово социум?
Тут дама села окончательно на своего конька и пустилась, по одной ей известной причине, объяснять мне, как школьнику, что такое материализм с точки зрения марксистско-ленинской философии и тут я зацепился ещё за одно слово – философия, и задал, лучше бы я этого не делал, вопрос о том, как она понимает слово «философия». И тут даму уже понесло, как вышеупомянутого Остапа из гениального творения Ильфа и Петрова.
Через минут пять уже около половины вагона слушало лекцию по философии, в которой было всё, что угодно, но ни слова о самих понятиях философия, социум и нация.
Постепенно народ потерял интерес к лектору, и, наконец, поняв это, дама умолкла.
И тут я задал вопрос парнишке из соседнего купе, а понял ли он что-либо из сказанного? Тот пожал плечами.
- А я тебе сейчас в двух словах объясню, - произнёс я, ибо, как говорил уже ранее «не могу не сделать доброго дела», - Начнём с Философии, Фил – чувство, Суфия – истина, чувство истины, понятно?
Парнишка кивнул. Вагон немного оживился, а я продолжил:
- Со – значит совместно, сообща, Цы - значит порядок, ну а Ум - это и ежу понятно. То есть люди, объединённые совместным умным порядком. Ну, и наконец, нация. По-английски это звучит как Нэшн, а если прочитать по-русски Наш Он. Народ ещё более оживился.
Дама начала возмущаться моим дилетантским подходом к сложнейшим философским понятиям, но меня это уже мало интересовало - доброе дело я уже сделал…
Другие произведения автора:
Ель
К кому вы обращаетесь?
Язык Богов. 20. Питание и ВосПитание