Тринадцать (связка из 13 миниатюр)
ТРИНАДЦАТЬ
" ... все уж не мое, а наше,
И с миром утвердилась связь..."
А.БЛОК
ВРЕМЯ
В Суздаль рванули скандачка: сидели вдвоем с другом- переводчиком, выпивали - и поехали. Почему в Суздаль ? Да кто ж его знает ! "За пятнадцать рублей в час я буду вас возить хоть всю жизнь",- сказал таксист. Тему поездки придумали уже по дороге: хлебнуть медовухи. Водка кончилась в Московской области. Во Владимире пришлось заезжать в таксомоторный парк,где автослесарь извлек из ремонтной ямы пару фуфырей и, заботливо протерев их рукавом телогрейки, продал им по цене в пятнадцать рублей за каждый .Да,были времена ! Найти медовуху в Суздале ночью оказалось делом непростым.Но мир не без добрых людей -сориентировал на местности подвернувшийся коллега по состоянию:" Вон в то окошко постучите". Постучали - окно распахнулось и в нем показался ствол ружья. " Кто такие ? Чего надо ?" - голос старика был хриплый и уверенный. Сказка про умирающую в Москве бабушку, землячку старика, которая хочет напоследок испить медовухи с родины, соскользнула с языка непринужденно и легко. " А я думал местные,- ответил старик.- Задолбали ходить по ночам." Медовуху треснули прямо в такси. Ну а после само собой - достопримечательности.Правда, когда подъехали к гостинному двору, друг-переводчик уже подустал:"Я ,пожалуй, покимарю. Не пойду." А он пошел. Звук от каждого его шага в галерее гостинного двора был гулким и кратким.Едва нога успевала выбить из камня низкое "оу" - как его сразу же обрывала тишина. Он стал прислушиваться: оу - и ничего.Возникло ощущение потерянности во времени, выброшенности за пределы эпох. Раньше он замечал, что время то ускоряет, то замедляет свой ход. Но здесь оно исчезало совсем: шаг -звук, и его нет. Только пустая тишина.Может быть оно и было, но где-то на другой параллели.Он двинулся, чтобы шагнуть. " Почему говорят:время - деньги ? - промелькнуло у него в голове. - Ведь в безвременье нет названий. Как вообще говорят ?"
ДОРОГА
Желтеющий высокий тростник склонялся с обеих сторон над узкой земляной полосой дороги. Легкий наклон полотна превращал его в некое подобие трассы для бобслея. Скорость была приличной. Фары выхватывали в сумерках поворот за поворотом, за каждым из которых могла появиться встречная машина.Но он,не сбавляя газа, двигался вперед, словно был уверен, что ничего печального произойти не может. В голове крутились строчки из написанного в детстве, в далекой Москве, стихотворения : " Я в Греции родился... Это бред ? И в Риме жил... Что, не похоже ? А вы, столь щедрые на "нет", встречались там со мною тоже..." Утром он видел пару настоящих римских дорог - древней кладки, отполированных временем. Но сейчас ему казалось, что не по ним, а по этому змеящемуся в тростнике пути неслись в Вечный город гонцы с сообщениями о победах и поражениях. Неподалеку были развалины этрусского города Вейи. "Ну что, погуляем здесь ?" - обратился он к развалившемуся сзади белоснежному маремману Цезарю. Собака лениво зевнула и, упершись лапами в спинки передних сидений, потянулась. Машина остановилась. Несколько археологических раскопов, покрытых целлофаном, выделялись на огромном пространстве равнины. Цезарь устремился вперед, и вскоре уже взгляд не различал его в сгустившейся темноте, на фоне белого пластика, накрывшего древние камни.
ВОРОТА
Старик вылез из машины и, с хрустом подминая снег калошами валенок, пошел открывать ворота. Он долго возился с замком: соскабливал с него ключом лед, дул на него, отогревал его спичками. Наконец открыл:" Ну вот и все .Заезжайте." Он смотрел, как старик сбивает варежками с рукавов снежинки, и, улыбнувшись, сказал: " Да у вас здесь все по старинке. А я вот кнопкой из машины свои ворота открываю..." " Это у вас по старинке,- ответил старик, -а у нас-то как раз - по-современному..."
ПЯТАК
- Ну, что, парень, без билета ? - спросил его контролер.- Нет пятака - не садись. Шуруй пешком, хоть и времени побольше, - растрясешься...
На остановке он вылез из автобуса, а в голове вспыхивало: "Деньги - экономия энергии."
Этот эпизод из детства он вспоминал сейчас, когда пересекал заваленной мелочью асфальтовый пяточок около станции метро "ВДНХ". В разбросанном металле энергии больше, чем в бумажных купюрах, столь ценимых людьми. К тому же с металла деньги и начались...Странно. Рассеивая большую энергию, человек идет на убийство ради бумажек, переступая через кучи более значимого металла. Сегодня в России россыпи мелочи на дороге - не редкость, в Европе же, с введением евро, монета, наоборот, вновь обрела древнее достоинство. Металлическими деньгами здесь уже не пренебрегают, как это было лет двадцать тому назад. Правда, и ритм жизни в связи с этим стал более степенным, размеренным - исчезла былая беззаботность: монету аккуратно кладут в чашку кассы, а не бросают, как раньше, - "дзинь"... Это, наверное, можно было бы назвать признаком психологической глобализации через единую монетарную систему, которая стирает национальное... Ну да ладно ! Деньги - тема непростая. Тема, которая его всегда интересовала. Ему вспоминались обрывки беседы с приятелем археологом. Тогда, во время ночной прогулки по ночной Равенне звучало:
"Деньги - материальное воплощение накопления той энергии, которая необходима людям для поддержания жизни в прямом и переносном смысле. В деньгах формальность – второстепенна. Кочуя из рук в руки, они собирают энергию и передают ее. Возможно самого процесса передачи энергии человек не осознает, но, все же, чтобы избежать лишних энергетических потерь, во всем мире существует обычай не давать деньги в руки, а класть их рядом.
Итак, деньги концентрируют и передают энергию. Но кому ?
Деньги – энергия. Банк – накопитель. Держать деньги в банке. Банк и банка – сосуды. Банка – это и емкость для жидкости. При этом – важно, что человек на 90% состоит из воды. Важны не бумажки и монеты, а та энергия, что к ним липнет. Поэтому, возможно, и говорят, что богатый – сильный. Или же богатый тоже своего рода резервуар, из которого что-то или кто-то за некоторую энергетическую мзду выкачивает энергию именно как из накопителя?
Все что происходит в мире - это игра под названием "отними энергию". Раньше люди имели открытый доступ к космической энергии. Энергии солнца. После раскола мира, с переходом на язычество, они стали заменять энергию солнца энергией человеческой крови, изменяя тем самым истинному Богу. В древних ритуалах жертвоприношений на могилах подземным богам энергия, которую давала кровь трансформировалась и уходила на заклинание мира... В откровенном виде впоследствие это стало проявляться в вампиризме. Кроме получения энергии от Солнца, все остальные способы получения энергии - это подчинение других одному, это некие формы жервоприношений, изъятия крови из другого. Это паразитирование. Сюда же относятся деньги и втравливание в борьбу за их получение. Деньги - это сушеная кровь и пот.
Деньги - это и форма договорного рабства. В них насилие - через негласный договор. Они как надсмотрщик в рабовладельческом обществе заставляют, вынуждают работать. Их можно сравнить со всевидящим оком.
Изобретение денег – одно из решений (и решение хитрое) преодоления энергетической трудности мира. Внутреннее состояние человека определяет не объективная реальность, а тот искусственный мир, те схемы, которые выдуманы самим человеком. Это касается и всей экономической системы планеты... Ведь от того, что доллар стал дешевле, хлеба на полях не стало меньше...
Деньги – изобретение человеческое (или подброшенное человеку). Введение денег – это обман Бога, потому что таким образом человек не идет к восстановлению энергетического баланса, определявшего гармонию первозданности, то есть не следует нравственному императиву космоса – условию возврата к ритму Божьего мира, а фактически облегчает свое существование, воруя энергию у другого...
Деньги – иллюзорное облегчение, окомфортвление жизни и еще больший уход от Вселенской нравственности, следование которой – единственно возможное условие истинной энергетической достаточности человека... Мир пока и стоит на том , что люди делятся на "энергетиков" и "нравственников"...
Деньги - суррогат энергии. Они меняют естественный обмен веществ мира, и увлеченность ими - фактически проявление своеволия - как в легенде о Мидасе, своим прикосновением превращавшим все в золото, может привести к смерти...
Покоряя пространство, мы тратим время; экономя, сохраняя время вне движения, мы не завоевываем пространство и сберегаем энергию. Поэтому понятие "энергия" (в большей степени) связано с понятием "время". Отсюда - "время - деньги".
Ценность денег состоит в том, что они - универсальный эквивалент, но более универсальный эквивалент - это все же время..."
ЖИЗНЬ
Он уже полгода ездил по археологическим зонам Италии со своим белым псом. Древние могилы, сменялись развалинами храмов,остатками фундаментов домов и дорог. Он словно что-то искал. Но спроси его тогда что, вразумительно он бы не ответил.Тогда ему "это" было просто интересно. Вечерами в гостиницах он рассматривал десятки отснятых за день фотографий. Некоторые ракурсы казались ему неожиданными, и тогда он возвращался в то место, чтобы еще раз "в живую" увидеть то, что поразило его на снимке.И вот блуждание по древности подошло к концу.Последняя ночь на Апеннинах, а утром аэропорт - и домой. Чтобы вскоре опять вернуться. "С собакой можно ?"- спросил он у сидевшего за конторкой хозяина небольшой гостиницы. " Да,"- с некоторым, как ему показалось, безразличием ответил тот и снова перевел взгляд на две лежащие перед ним фотографии. Он протянул паспорт. " Русский? - удивился гостинщик.- Как же вас сюда занесло ?" " Жизнь - ограниченный биологический процесс,- улыбнувшись, ответил он ,- который надо превратить в какую-нибудь забавную игру." " Быть может",- задумчиво произнес гостинщик и молча выдал ему ключ от номера и подстилку для собаки . Провозившись часа два с отснятым за день материалом, он спустился в ресторан. Хозяин гостиницы сидел на прежнем месте. Перед ним все так же лежали две фотографии.Бросив на них взгляд он спросил : " Сын ?" " Это все,- ответил гостинщик,- что от него осталось. Пять дней назад он разбился на машине. Двадцать пять лет. И только неинтересная работа..." " Примите мои соболезнования" " Благодарю.- Гостинщик резко встал из-за конторки и неожиданно взял его за руку.- Знаете, вы совершенно правы: жизнь... жизнь...ее нужно жить."
БИОЛОГИЯ
Он вышел из гостиницы под флорентийское солнце.Утро в Италии! Как хочется жить ! Появляется желание упиваться жизнью, поглощать ее как нечто физическое, наполнять себя ею и ее - собой. С желанием этим возникает жажда обновления, и тебя влечет к тому, на что обычно не обращаешь внимание: взгляд приковывают витрины магазинов одежды, так и тянет зайти в ювелирные и парфюмерные лавки. Хочется облагородить себя, быть безукоризненным и совершенным внешне. Италия ! Какими опасными искушениями наполняет она душу ! Сколь чреватым метаморфозам способна подвергнуть человека! Приезжаешь в эту страну, чтобы изучать ее, а потом вдруг об этом забываешь и просто в ней живешь, наслаждаешься жизнью. Справедливы слова Гоголя: « Вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить.» Чувство жизни переполняет, пьянит и готово вывернуть тебя наизнанку, и лишь всплывающее из глубины памяти старое русское проклятье «чтоб тебе быть латинянином» напоминает о том, что в мире есть и метафизическое, и не дает сорваться с цепи, вылезти из самого себя и начать действительно поглощать эту жизнь со славянским неистовством , как апельсин… Память – это противоядие.
МЕТАФИЗИКА
Пройдены Австрия, Германия, Польша... Блестящий, легкий мир оперетты остался позади. Он ехал по Смоленщине и знал, что впереди его ждут речки Вопь, Хмость, Жмуть. Проезжая не раз по этим местам, он даже придумал "дурковку": "и речь наша - вопь, и жизнь наша -хмость". Забавная штука эти топонимы ! Фонарный свет растаял в темноте. В лобовом стекле перед ним было беспросветно-черное небо, без звезд. По обе стороны дороги - ни одного огонька. И вдруг фары высветили белые ограждения, которые, обрамляя иссиня- черную дорогу, повели ее под гору, в темноту. Казалось, машина не едет, а падает вниз. Он будто летел в преисподнюю... В один из кругов Дантова ада... Руки его стали липкими. Голова кружилась. От чувства опасности пульсировали виски." Что это со мной?"- спросил он себя и тут же ответил :"Ты возвращаешься домой."
ИНФОРМАЦИЯ
Вот снова: сидящая перед ним женщина стала похожа на неподвижный иконный образ, от которого исходил невидимый поток, захватывающий и уносящий его за пределы их бытового разговора, куда-то туда, где, как казалось ему, все едино, где все возможные темы общения взаимосвязаны. Туда, где все понятно, прозрачно и просто. Так начало случаться с ним пару лет назад. Но еще раньше, в молодости, видя человека, уверенно делающего свое дело, он проникался ощущением того, что для человека этого нет в мире ничего не ясного, что ему чуждо само понятие "трудность". В такие моменты на душе у него становилось необычайно спокойно. Такое же спокойствие наделяло его и теперь, когда образ собеседника застывал и становился похожим на неподвижный лик . Ему казалось, что человек - это знание о жизни, которое необходимо получить. Находящиеся перед ним люди переставали быть людьми и превращались в поток информации, словно посланный для того, чтобы он лучше понял самого себя. Точнее определить свое состояние он не мог. И вот однажды к нему по делу приехал незнакомый человек с юга. Банданка, длинные волосы, прихрамывает -ему и в голову не пришло, что перед ним - известный художник. Когда тот уехал, зная его фамилию, он зашел на его сайт. В разделе "Это интересно" было написано: "Много тайн скрыто за завесой нашего восприятия. По сути мы способны воспринимать лишь малую часть информации, имеющейся в окружающем пространстве. Сознательно мы способны получать информацию лишь тогда, когда фиксируем на ней наше внимание, которое подобно лучу фонаря, выхватывает из окружающей действительности именно ту информацию, которая нас интересует в данный момент. И представьте, какой информационный океан находится вне нашего восприятия, уходя за рамки внимания. Это и есть иная реальность, которая незримо присутствует рядом с нами."
ДОМ
Он сидел в машине перед воротами. Ему уже давно казалось, что дом этот - словно сказочный терем - непостоянен , что существует он не всегда, а лишь иногда возникает на этом месте для того, чтобы помочь ему. Как же иначе ! Здесь нежданно он получил такую работу, которая позволила ему в одночасье рассчитаться со всеми - немалыми - долгами. И она продолжалась, давая нечаянную перспективу его делу. Удача ? Да какая удача ! Здесь он просто называл цену своего труда и не знал отказа. Сейчас отъедут ворота, и перед ним появятся хозяйские работники, веселые ребята, в чьих не по годам умудренных взглядах почти всегда светилась какая-то по-доброму лукавая, всепонимающая улыбка, словно и не было для них уже давно никаких тайн на Земле. Со временем они стали казаться ему ангелами-хранителями.Однажды он угостил их выпивкой и написал: " Я ангелам поставил водку, забавно было и смешно..." Действительно, было в этой истории что-то странное: и дом находился неподалеку от той железнодорожной станции, где когда-то работала женщина, та, единственная, что, вопреки его юношескому упорству, прикладывала все усилия для того, чтобы он обрел самого себя ;и имя и отчество хозяйки дома были именами его основных и, к счастью, уже бывших, кредиторов. Эти совпадения казались ему знаком, символом некой компенсации. Но какой ? За что ? Никаких подвигов он не совершал. Просто делал то, что должно... Сам , правда, он немного изменился: стал точнее, вывереннее, пунктуальней... Ворота поехали - и вот проеме, за улыбающимися парнями, показался деревянный фасад ,отороченный пышными алыми розами . Щелкнула затворная пружина, и в щелчке этом, ему показалось, он услышал: "Будешь честным - будет все ".
ПАЗЛЫ
«В 471 году одной из дочерей императора Валентиниана III, через 16 лет после того, как Гейнзерих пленил ее в Риме и выдал замуж за своего сына Гуннериха, удается бежать от варвара-мужа и добраться до Иерусалима, где она и заканчивает свои дни возле оставленных императором Титом руин Иерусалимского храма, о котором царь Соломон молил Господа: «Даже и иноплеменник, который не от народа Твоего Израиля, когда он придет из земли далекой ради имени Твоего великого, и руки Твоей могущественной , и мышцы Твоей простертой, и придет и будет молиться у храма сего: Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к тебе иноплеменник, чтобы все народы земли узнали имя Твое, и чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, и знали, что Твоим именем называется дом сей, который построил я». Написав эти строчки, он откинулся в кресле. Пять лет работы, и вот книга по истории императорского Рима закончена. И вдруг его наполнила абсолютная уверенность, что и дочь Валентиниана, и диктор, говорящий что-то по телевизору, и балка, поддерживающая крышу над его головой - все это одно и то же. Раньше он не раз думал о том, что мы видим реальность в ее раздробленности, подобной кусочкам разобранной мозаики, не собранного пазла; что где-то существует параллельная реальность, в которой все цельно и не отдалено друг от друга, что каждый миг повторяет предыдущий и последующий. Но раньше он лишь размышлял об этом, а сейчас он был в этом уверен. Уверенность эта была яснее логики. Он стал жить ею, поверяя ей все и вся. И все же ему хотелось найти этой уверенности логическое подтверждение! Через год он вернулся в тот дом, где закончил книгу о Риме и, включив телевизор, увидел японский мультфильм «Нокайкаци», в котором история человечества была показана в виде меняющихся и сливающихся друг с другом красочных узоров. А еще через год в тиши кавказского высокогорья он открыл книгу и прочитал: «Все на свете одно целое... Все на свете написано одной рукой. Наша судьба и история мира... Любая вещь на поверхности земли способна рассказать историю всей земли. Открой на любой странице книгу, посмотри на руки человека, достань любую карту из колоды, проследи полет ястреба в небе - непременно отыщешь связь с тем, чем живешь в эту минуту. И дело тут не столько в самих вещах, сколько в том, что люди, глядя на них, открывают для себя способ проникнуть в Душу Мира.» Пазл защелкнулся. Мозаика засияла узором.
ГОЛОС
Раньше такого не было. Прежде он никогда не слышал себя.Это ощущение появилось недавно: он стал воспринимать себя со стороны, говоря с кем-то, он, произносящий слова, словно представал перед самим собой, прослушивал себя как другого человека, слышал себя как постороннюю часть мира, часть мира отстраненную от него самого...Его новый голос звучал четко, ритмично, взвешенно и почему-то напоминал ему фрагмент 18-й рапсодии Листа, где настойчиво повторялась в fortissimo одна и та же фраза. Еще несколько лет назад такое сравнение и не пришло бы ему в голову: тогда он еще не спустился в своих музыкальных пристрастиях во времени, к классике, он слушал легкие современные песенки. Но что-то еще напоминал ему его голос. Вот и сейчас, поздоровавшись с соседом, он спросил себя: "Что же это ?" Мороча себе голову поиском ответа на этот вопрос, он вышел на улицу. Из музыкального киоска неслось:"...детство, детство, ты куда ушло ?". Простенький попсовый мотивчик. Но почему-то ,махнув рукой в сторону динамика, он спросил у продавщицы :"Сколько?" Ее ответ он пропустил мимо ушей. Он неожиданно осознал, что его "сколько ?" наполнено интонациями его отца. Его новый голос был голосом преодоленных поколений. Уходящая молодость слышала в нем приходящую зрелость.Он старел. Настойчивое повторение в fortissimo у Листа было всего лишь нежеланием человека признавать свою смертность.
ЧИСЛО
Вот опять: 3+4+6 - сумма чисел в номере встречной машины равна тринадцати. О том, что это его число, число , которое, как и встреченная черная кошка, приносит родившимся под созвездием Близнецов удачу, он узнал давно. Узнал и забыл. Смысл этого числа он осознал позже и не сразу.В его талисман оно стало превращаться после того, как на его шее вновь оказался крест. Не тот, что ему повесили при крещении, тот был давно потерян. Другой. После многих лет безкрестного блуждания он встретил однажды в автосервисе священника и ,пока чинили их машины, посетовал ему на жизненные неудачи и неурядицы. Когда ремонт был закончен, батюшка отвез его в одну из Сергиево-Посадских церквей и надел на него новый, освященный, крест. Возвращаясь в свой приход, в Епифани, священник позвонил ему : " Нашел на дороге галчонка. Испуганный, но отойдет. Везу к себе..." Жить ему стало легче. Через пару лет крепежная дужка на кресте сломалась, и ему стало страшно от того,что он мог потерять его. Но и сломанный крест он менять не хотел и стал прикреплять его к тесьме резинкой. В то же время он стал замечать, что в его жизнь входит число "13" , что оно словно ведет его,становится для него неким ориентиром: им выражалась сумма чисел на номерах машин, принадлежавших людям, с которыми у него устанавливались бескорыстные, искренние отношения;встреченный на дороге автомобильный номер,числа которого давали при сложении "13" , стал для него верным знаком того, что день будет удачным... И вот уже пару лет, проезжая каждый день мимо возвышающейся у дороги церкви и осеняя себя крестом, он обязательно встречает машину, в номере которой - "13". А то и две, и три, и пять...Вот и опять: 3+4+6 - тот же танец чисел. И он знает, что все будет хорошо. И не потому, что он - Близнец, а потому, что "13" - это число, которое означает то, что заставляет дьявола бояться Бога.
ЛУЧ
Машина стояла на светофоре. Палило солнце. Луч пронизывал зеленые листья. И их легкое вздрагивание в слабых порывах ветерка показалось похожим на перелистывание страниц прочитанных об античности книг. Картина в окне машины напомнила древнюю голубую Лигурию, вид на озеро Гарда из виллы Катулла, виденные ранее этрусские могилы Лация и даже фрагменты висящих неподалеку, на стенах лагманной, узбекских пейзажей . Что-то единило в его сознании и живой Сергиев Посад, и читанную и виденную древнюю Италию, и рисованную Азию .Но что ? Наверное, это был луч солнца, вечно озаряющего тайну, в которой жили и живут люди. И тогда, и теперь. И он сам жил в этой тайне, томясь в этом "dolce farniente" пред красным глазом светофора и наслаждаясь прекрасным, нечаянным, мигом созерцания непрерывности и цельности бытия.
Рег.№ 0139313 от 3 октября 2013 в 09:46
Другие произведения автора:
*********** # 3 октября 2013 в 18:37 0 | ||
|
Андрей Мудров # 5 октября 2013 в 13:33 +1 | ||
|