Книжку
«Спартак», которую написал Рафаэлло Джованьоли, я прочёл лет в десять. Она
показалась мне на редкость длинной и нудной. Немудрено, не для детей ведь была написана.
Через какое-то время после этого по
телевизору показали старый американский фильм «Спартак». Картинка там была
яркая, гладиаторы отважные, тётки красивые, а римляне свирепые. При всей
примитивности сюжета, это кино смотреть было интересно. Меня, однако,
насторожила трактовка повода к восстанию. У американцев получалось так, что у
Спартака закрутился роман с девушкой-рабыней, а когда её захотели продать
другому хозяину, он, чтобы не разлучаться с любимой, устроил мятеж и года два
громил имперские войска. Девицу, непонятно зачем, в боях и походах повсюду
таскал за собой. Наверно, для красоты.
Странно даже, ведь в книге,
насколько я помнил, Спартак тайно спал с женой какого-то знатного римлянина, и
не о каких левых девушках там речь не шла.
Свои сомнения я высказал отцу. Он
подумал и сказал:
- Говоришь, у американцев Спартак
устроил восстание из-за бабы?
- Ну да, - ответил я. - По фильму
получается так.
- Это потому, что они американцы.
Если бы кино снимали наши, то Спартак сперва изучил бы труды классиков
марксизма-ленинизма, затем создал революционную партию и лишь тогда поднял бы
народ на борьбу против угнетателей.
- Но это же очень долго. - Удивился
я.
- Поэтому в СССР и не сняли фильм
про Спартака. - Пожал плечами отец.
В
общем, тогда я понял, что исторические события, конечно, не переделаешь, но вот
трактовать их причины можно совершенно по-разному. Причём в каждой стране их
трактуют по-своему. Ну, и интерес к древнеримской истории пропал у меня
навсегда. Я и сейчас её не знаю. Другие произведения автора:
Лекция
Волшебник Полосатого Города 02 (Главы 2-3)
Тушино