Об осмыслении 2, 3

16 октября 2018 — Стефан Завьялов

Любая ситуация многогранная и какая из них несет человеку добро или наказание можно порой определить лишь осмыслив ее годы спустя. Если ситуация гладит нас по головке, то она нас устраивает, но нужно понимать – от кого она. Одно дело если у нас все складывается хорошо по пути душевного совершенства, другое дело, если мы получаем работу с фантастической зарплатой, но при этом несем в мир негатив. Первая ситуация для духовного альтруиста благо, а вторая уничтожение добра в жизни собственными руками. Для душевного эгоиста вторая ситуация – неоспоримое счастье, а первая, если она прикладывается ко второму – то почему бы и нет, и это в лучшем случае.

Работать над собой и выработать рефлекс принятия, на первый взгляд негативной ситуации очень сложно. Здесь полезны различные ухищрения, своего рода поощрения для своего разума в виде игры. Ведь играть любят все, как в той книге Йохана Хёйзинга про «человека играющего».

Прежде всего,необходимо осознать, что оценка любой ситуации человеком, носит чисто субъективный характер. Почему? Когда мы находимся всего лишь в самом начале пути духовного познания и самосовершенствования, то мы являемся неким кипящим котлом, в котором чего только нет – и зависть, и раздражительность, и мстительность, и гордость, и тщеславие и так далее, далее, далее. Поэтому в оценке ситуации принимают участие в первую очередь именно они – наша гордость, самоуважение, стремление быть первым и самодостаточным…

А раз так, то оценке ситуации, которую мы выносим в первые мгновения ее возникновения ни в коем случае нельзя доверять, особенно если мы ее оцениваем как негативную и благодаря ей в нас начинают доминировать негативные эмоциональные факторы, как то нетерпимость, раздражительность, гнев и так далее. Поэтому в игровом порядке настраиваемся на игру, в которой есть всего лишь одно правило – заметить причину, по которой в нас возникают проявления негативных составляющих. Например, идем в большой праздник мимо храма во время богослужения и видим возле него много дорогущих машин и в нас уже пошла первая мысль «Приехали грехи отмывать, а сами-то людей ставят ни во что…» и так далее, далее, далее и все по нарастающей. Кому от этих мыслей хорошо? Нам? Нет. Нам от этих мыслей только плохо. Так зачем же они тогда вообще нужны, такие-то мысли? Поэтому, как только подобная мысль пошла, и мы ощутили привычный привкус упоения от собственной праведности и греховности других – это для нас и есть сигнал. Включаемся в игру. Наша задача состоит в том, что мы должны сменить свою оценку данному факту. Например, «Всё-таки они не совсем закостенели, что-то в них еще шевелится, чего-то они еще интуитивно опасаются. Господь если захочет, то сможет из любого из них сделать праведника какого еще не бывало…». Задача – избежать негативной оценки любой ситуации и перевести ее в душевный позитив…

 ***

Одно дело молиться и медитировать в спокойном состоянии дома, утром, когда нет никаких раздражающих факторов. В таком состоянии человек в себе не замечает никаких следов ни раздражительности, ни гнева и как бы он ни пытался созерцать свою внутреннюю сущность, он не обнаружит ничего негативного. Однако он знает, что ему необходимо работать именно над этими своими сторонами внутреннего Я. Закономерно возникает вопрос – А где весь этот негатив, который ждет удобного случая, чтобы проявиться во всей своей моще и красе?

В данном случае человек вполне благоразумен и абсолютно позитивен, и как бы он ни пытался найти в себе негативные стороны – ничего не получается.

Совсем другое дело, когда человек находится в состоянии аффекта от той или иной совершенно не радостной ситуации. Сопоставляя два этих состояния, стоит отменить, что первое состояние человека естественно, а второе, похоже, привнесено. Об этом привнесении можно размышлять много, но входит оно в дом постепенно и шаг за шагом вытесняет все позитивное, что было в человеке. В соответствии с ранее описанными предположениями, можно предположить, что каждое негативное привнесение это воздействие некоей разумной сущности, под влияние которой подпадает человек и в соответствии с собственными предрасположенностями он подпадает под влияние того или иного «агрегата», становясь его частью в силу добровольной агрегации.

Работа над собой подразумевает сознательный выбор позитивных «агрегатов» и уход от негативных.

Вот и получается, попробуй спокойно помолиться или помедитировать, когда ты находишься в состоянии аффекта. Загляни вглубь себя и сравни свое внутреннее Я в первом случае и во втором…

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0293502 от 16 октября 2018 в 22:25


Другие произведения автора:

Школа дураков 20

Немного о догматах церковных

Об осмыслении 4, 5

Рейтинг: 0Голосов: 0229 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!