Художник
раскрывает в портрете сложный внутренний мир человека
Э. По
Он хотел назвать картину «Молитвенный экстаз», но фигура шарманщика,
который по замыслу должен был обратить лицо от шарманки к небу, на полотне не
выражала никаких чувств. Художник подправил уголки рта и отложил кисть в
сторону. Лицо преобразилось, оно усмехнулось. «Чёрт возьми, - воскликнул
мастер, - я этого не хотел». Портрет скорее можно назвать «Молитва безбожника».
Он подошёл поближе, положил ещё один мазок на левую бровь. В портрете явно
появилось саркастическое выражение. «О, да это сам Мефистофель собственной
персоной!» С каждым новым мазком, образ становился всё более похожим на князя
тьмы. Это было неожиданно. Создатель обмакнул кисть в яркую краску и обрушил её
на полотно, намереваясь замалевать сатанинское лицо.
Мефистофель чихнул, плотно сжал губы и попытался рукой стереть краску:
«Какой же вы вспыльчивый, однако, так можно и в глаза попасть». Художник
онемел. А незнакомец продолжал: «Художник из вас никакой, вы берётесь за
картину, не зная, что получится. Нельзя написать ничего хорошего без
вдохновения. Работаете вы вяло. Искусство в ваших руках – довольно жалкое
занятие». Кисть в руках художника вновь окунулась в краску и взметнулась над
лицом говорящего: «Да, вы никак собираетесь мне лекцию прочитать об искусстве?»
и новая порция ядовито – красной краски залепила рот Мефистофеля. Начался
немыслимый поединок, художник замазывал образ на полотне, а тот отчаянно
старался стереть краску.
«Да, подождите же, - завопил портрет, - я хочу сделать вам предложение. Я
помогу написать вам два шедевра за примирение, нет даже три». Художник
ожесточённо наносил краску: «Нет уж, а потом ты потребуешь мою душу?» И новая
порция краски залепила глаза искусителя. «Четыре, ну пять шедевров обеспечат
вам славу на всю жизнь», - слабо слышалось из полузалепленного рта. Но художник
уже стал хозяином положения, быстрые, решительные мазки один за другим закрывали
лицо. На миг ещё сверкнул яростью глаз. Наконец, всё превратилось в однородную
блестящую массу и полотно замерло в неподвижности. Тогда художник сел, закурил
трубку и попытался разобраться в том, что случилось. Он обошёл мольберт со всех
сторон, опять сел и дал клятву сам себе, что впредь уж, не возьмёт в руки
больше кисть.
Другие произведения автора:
Стук сердца
Солдат и ребёнок
Черешня