Фрагмент из музыкально-пародийного фельетона "Звёзды прошлого"
Текст Георгия Терикова
Исполняет Ирина Гвоздева
«Ну как вы можете гореть
Когда уж молодости нет?
- А просто надо не стареть
А просто надо не стареть,
И в этом весь секрет!»
МОЛОЖЕ ВСЕХ, КРАСИВЕЙ ВСЕХ
( Клавдия Шульженко )
Я долго думала, писать о Шульженко, или нет? Хоть мы и числились в одном коллективе, но Клавдия Ивановна не баловала родную организацию частыми посещениями. Репетировала дома, на собрания и заседания художественного совета ходила редко.
А потом решила, буду писать. Ведь это ж надо, артистка в любом возрасте была востребована, и в любом возрасте имела феноменальный успех. Почему? Почему другие с возрастом переставали пользоваться успехом у зрителей, а Шульженко нет?
А всё дело, видимо, в том что, другие молодились, и в преклонном возрасте продолжали петь о том же, о чём пели в двадцать…О внезапной любви, о ночных свиданиях, о горячих поцелуях…И это вызывало у публики, в лучшем случае, усмешку. Шульженко же с возрастом меняла репертуар. Нет, она тоже пела о любви. Но… с иронией. Показательна в этом отношении песня «Немного о себе»( Е. Жарковский – Д. Седых, которой она заканчивала свой юбилейный концерт в 1976 г.
«Когда вы спросите меня,
Как я живу на склоне лет?
Отвечу я:
- Полна огня,
И юных сил… которых нет!..»
В те годы, когда я знала Клавдию Ивановну, ей было уже далеко за шестьдесят. Жила она одна. Когда-то её мужем был конферансье-куплетист Владимир Коралли. К их браку многие относились скептически. Кто-то даже сочинил такую эпиграмму:
«Шульженко Боги покарали,
У всех мужья, а у неё Коралли!»
Я не пишу о мастерстве певицы, о её драматическом даре, - об этом написано немало. Хочется писать о том, о чём знают немногие.
Вот вспоминается редкий случай, когда Клавдия Ивановна была на собрании. Шёл разговор о том, что снова сняли нашего директора, который не справился с руководством… Представитель Управления Культуры, перекрывая шум зала, кричал:
- Вы же неуправляемые люди, и кто смог бы Вами
руководить, я, лично, не знаю!
И тут Клавдия Ивановна подняла руку:
- А я знаю.
Чиновник обрадовался:
- Кто?
- Николай Второй!
Ни для кого бы это не прошло даром. Но что скажешь Шульженко?
Клавдия Ивановна вообще была остра на язык и могла при случае, ох как «припечатать»
Помню, на каком-то худсовете показывалась артистка оригинального жанра. На ней был уж очень откровенный, тем более по тем временам, купальник.
После номера Клавдия Ивановна спросила у артистки:
- Девочка, а где ты такой купальник взяла?
- Сама сшила.
- Понятно, - вздохнула Клавдия Ивановна, - небось, из
папиного галстука!?
Как-то, услышав меня на репетиции, Шульженко сказала
мне:
- Девочка, мне Ашкенази принес песенку, но она мне не подходит. Года не те. Зайди - тебе она пригодится.
Клавдия Ивановна жила в районе метро «Аэропорт», на
улице Усиевича. Я зашла. Давид Ашкенази – замечательный пианист, с которым работала в то время Клавдия Ивановна, как раз был у неё.
- Додик, - обратилась к нему Шульженко, - попробуй
с этой девочкой свою песенку…
Тут начались поиски песни. Наконец минут через сорок
Ашкенази нашёл где-то за пианино и клавир и стихи.
Стали пробовать - получилось!
- Забирай, - сказала Клавдия Ивановна с улыбкой, - исполняй и помни мою доброту!
Надо сказать, что песню «Как жаль, что я на свет девчонкой родилась», потом исполняла много лет и с большим успехом, вспоминая добрым словом любимую певицу.
«Мальчишкам я завидовала с детства,
Жалела, что девчонкой родилась
С мальчишками, что жили по соседству,
Я, как мальчишка, каждый день дралась.
Что больно, не показывала вида,
И в драку лезла первой, не таясь.
А плакала я только от обиды:
Зачем на свет девчонкой родилась!»
Я знаю, что после ухода из жизни Клавдии Ивановны,
артисты ходатайствовали перед мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым о переименовании улицы Усиевича в улицу Клавдии Шульженко.
Увы, бум с переименованием улиц уже прошёл, и имя великой эстрадной певицы так нигде и не увековечено.