Часть 2.
Когда они отдавали ключи, приятель как-то странно посмотрел и осевшим голосом спросил:
- Ну как отдохнули?
- Нормально… - Его голос прозвучал тоже странно и натянуто. - А что это за непонятный цветок у вас там наверху стоит?
- Цветок? Не помню…
Когда друзья ушли, он быстро собрался и вышел из дома. Дорога, всегда забитая машинами, на удивление была свободна и до дачи он добрался быстро и без проблем. Увидев дом, он заворожено застыл, обновленный внешний вид его поразил. Дом, как он почувствовал, призывно манил и приглашал его войти. Двери открылись легко и беззвучно, как-будто петли только что смазали маслом. Обойдя оба этажа, он вспомнил про цветок, но нигде его не увидел, даже горшка для него. Он открыл кладовую комнату, прошел в дальний угол и из под стоявшего строительного материала стал вытаскивать что-то завернутое в старое тряпье. Он с детства помнил, что у родителей были спрятаны древние картины, которые при советской власти совсем не надо было афишировать, а сейчас ему страстно захотелось на них посмотреть. Вытаскивая, он зацепил еще что-то и это тоже вывалилось из кучи, поднимая столб пыли. Почему-то мигнул свет и потух. «Ну вот, так и знал»,- прошептал он. Вытащил из кармана свечку и зажег зажигалкой. «Слава Богу, сработала», - прошептал он. В дрожащем свете свечи он развернул тряпку с того предмета, что вытащил, и перед ним открылась несколько запыленная картина с изображением дамы в возрасте. Она сидела в пол оборота к зрителю, как часто изображали старые мастера на своих знаменитых картинах, и смотрела чуть мимо зрителя, создавая иллюзию, что она сейчас посмотрит тебе прямо в глаза. Внизу стояла подпись художника и дата 18.., последние цифры почти не читались. Он взял чистую тряпку и протер картину. Когда он проводил по лицу дамы, то ему показалось, что глаза моргнули. Застыв от изумления, он еще раз протер лицо и уже явственно увидел, как голова дамы слегка отклонилось и глаза закрылись, как-будто не желая терпеть эту процедуру. Отстранившись, он посмотрел на портрет, но никаких изменений в нем не увидел.
- Вот что привидится при пляшущем свете свечи.
Зато на заднем плане картины он разглядел странный цветок, который стоял в горшке с интересным рисунком. Немного подумав, он поднял то, что дополнительно вывалилось и, поставив на стол, освободил от обвертки. Это тоже оказался портрет, но уже молодого человека и тоже сидевшего в пол оборота, но развернутого в другую сторону. Он осторожно протер и этот портрет и, не увидев ничего странного, поставил его рядом с первым. Получилось, что портреты как бы слегка смотрят друг на друга, но при этом лица портретируемых стали выглядеть слегка нахмуренными.
- Ну и чудеса, - уже не удивляясь, прошептал наш герой, - пойду еще одну свечку принесу.
Когда он вернулся, лица на картинах смотрели в разные стороны. Уже не удивляясь, он переставил картины, чтобы лица были опять развернуты к друг другу и вышел из комнаты, но не ушел, а приставил ухо к замочной скважине. И в тишине услышал страстный шепот: «Я не хочу тебя видеть!». «Но, бабушка, я только и мечтаю попросить у Вас прощения! Я так страстно любил Лизу, что готов был идти с ней хоть на край света!» «Ты нарушил все мои планы! Кто такая Лиза? Бедная Лиза… Тьфу, Достоевщина какая-то… Тебе, хоть и младшему, но самому перспективному потомку древнейшего рода, готовилась девушка из высшего аристократического света, богатство двух семей сделало бы нас самыми могучими в Империи. А ты просто сошел с ума и я вынуждена была проклясть тебя и все твое потомство до пятого колена, чтоб младшие в роду, в наказание тебе, не смогли бы найти себе вторую половину! Жаль, что злости не хватило на большее число. И твой дед, хоть и герой 12 года, но сдался и нехотя меня все же поддержал. Правда, он потом всю извел меня упреками, он так на тебя надеялся. Его дух до сих пор не может успокоиться и все шастает по дому. Однажды он встретил старую колдунью и упросил её переместить твой дух после смерти в этот цветок, что стоит за мной в горшке. И был счастлив приходить к тебе и заботиться о тебе, поливая цветок, давая тебе силы и надеясь, что когда-нибудь ты простишь его». «Бабуля, но ведь если подсчитать, то твой срок проклятия кончился. И мой несчастный потомок моих младших ветвей, что стоит за дверью, вновь обретет свободу!» «Не все так просто, чтобы проклятие снялось, нужно присутствие всех предыдущих и будущих потомков и чтобы никто из них не возражал». «Ну, так позови их!» «Ух, грехи наши тяжкие, прости Господи… Для начала позови деда, вместе мы быстрее дозовемся до других». Но звать не пришлось. Вокруг все затрещало, зашаталось, дверь так наклонилась, что того и гляди, прихлопнет нашего героя, а комната заполнилась чем-то туманным и из этого тумана начала, колыхаясь, образовываться человеческая фигура. Хорошо, что «потомок» стоял за дверью и не видел всего этого, а то неизвестно, чтобы с ним стало. «Я согласен!»,- сказал проявившийся дед. «Опять подслушивал, старый дуралей!» «Сама ты старая! Не тяни, давай звать!»
То ли ветер завыл на улице, то ли стена с треском отвалилась, то ли дождь с бешенной грозой забарабанил по крыше, но началась такая свистопляска, что пришлось уши заткнуть, да присесть на корточки, чтоб не снесло поднявшимся вихрем. И вдруг все сразу стихло. «Мы согласны! - услышал еще не опомнившийся герой громогласные возгласы, - Время проклятия кончилось!» Выглянув из-за двери, он увидел стеной стоявших людей и все они, вытянув руку, указательным пальцем показывали на него: «Мы прощаем всех вас!» Он пристально стал вглядываться в их лица и с удивлением понял, что он их знает, знает по многочисленным картинам, которые хранятся в залах различных музеев, начиная от Третьяковки и Русского Музея, и кончая каким-нибудь провинциальным музеем. Оробев, он молча таращился на знаменитостей своего рода. Один грозный вид вон того усатого верзилы чего стоит, запомнишь на всю жизнь. А эта, с жезлом, хоть и грузная, но с таким выражением лица, что того и гляди отправит на плаху. А они по одному вдруг стали подходить к нему и хлопать по плечу, а их улыбка говорила толи об его неимоверной хитрости, которой они поддались, толи об их небывалой милости. Потом они, теряя плотность, медленно проходили сквозь стену и исчезали. Даже бабка с сыном вышли из картин и присоединились к ритуалу. Но потом опять вернулись на полотна. И тут с потолка вдруг закапала вода, как-будто и правда крышу снесло и совсем нет защиты от дождя. И капало прямо на картины, и он с ужасом видел, что с картины смывается красочный слой, а черты лица на портретах искажаются. Он заметался, ища хоть что-то, чем можно прикрыть картины, но ничего не находил. Тогда он сам нагнулся над картинами, растопырив полы костюма, но вода с потолка вдруг перестала капать. Он выпрямился и посмотрел на картины. На них исчезли те, кто были нарисованы, но все быстрее и быстрее стали проявляться совсем другие лики. И вскоре он понял, что перед ним стоят совершенно сухие иконы с изображением святых, которые издревле считались покровителями их рода. И в наступившей поразительной тишине совершенно потусторонним звуком раздался звонок телефона. Он поднял трубку и услышал незнакомый голос: «Алло, это вы? Это Лиза. Помните, мы встретились на выставке Айвазовского? И вы еще так интересно про него и его творчество рассказывали. Сейчас открылась новая экспозиция и мне очень хотелось бы пригласить вас посетить её». Он ошарашено посмотрел на телефон: «Вот, оказывается, все вновь начинается с Лизы. Да, - сказал он уже в трубку, - я согласен, а где мы встретимся?» И по его широкой улыбке было понятно, что круг истории хоть и замкнулся, но раскручиваться будет уже по совсем другой спирали.
?xml:namespace>
Другие произведения автора:
Не спеши закат багряный
Чудеса в решете. Ч.5 Звездочки на столе
Эта осень с холодком
Это произведение понравилось: