25
Исправление своей внутренней сути – так
возможно ли это все-таки?
Из житий святых известно, какие порой
сложные задания наставники давали своим подопечных, речь сейчас идет о монахах.
Одним из показательных примеров в этом плане является житие преподобного отца
Иоанна Дамаскина, когда он ушел в монастырь. Данное литературное творение можно
назвать одним из самых поучительных не только как жизнеописаний, но и как
руководство к действию по исправлению своей сути.
Из данного жития следует, что преображение
человеческое возможно, но процесс этот столь тяжелый, что даже для преподобного
Иоанна Дамаскина он не был простым.
Попробуем увязать данную информацию с
приводимыми ранее размышлениями. Добровольная осознанная практика
добротоделания приносит свои плоды. Что же происходит с человеком? Человек
осознанно в той или иной ситуации, которая обычно вызывает в нем те качества,
от которых он жаждет избавиться, например вспыльчивость, гнев, сквернословие,
рукоприкладство и так далее усилием воли добивается подавить в себе свою
обычную реакцию и повести себя внешне правильно. Подобная практика постепенно
входит в привычку и человеку все менее и менее необходимо прикладывать усилий
для правильного внешнего поведения.
Казалось бы - лицемерство, ведь внутри у
человека может кипеть борьба и он может в мыслях совершенно не соответствовать
внешним проявлениям. Однако если человек не совершает плохих поступков, никого
не обижает, не огорчает, ни в ком не вызывает отрицательного отношения в свой
адрес – разве не свидетельствует это о том, что он ведет праведный образ жизни,
по крайней мере для окружающих, а с учетом постоянной такой практики человек
все более и более будет нацелен на праведные мысли.
В общем, праведное внешнее поведение в
любом случае должно приносить свои плоды, так как подобное поведение человеку
все-таки стоит определенных усилий. Человек затратил внутреннюю энергию на
благое дело, а это должно дать свои плоды.
Из внешней работы над собой вытекает
внутренняя работа над собой, которую легче вести, когда уже имеется навык
внешней работы над собой, в результате которой, вследствие, внутренней борьбы
врожденных негативных предрасположенностей с сознательным выбором все чаще и
чаще в душе человека устанавливается правильный эмоциональный фон, а в подобных
условиях вести внутреннюю работу над собой уже немного проще.
Другие произведения автора:
О психологической отработке
Школа дураков 21
Завещание Сократа истинным философам